Научная статья на тему 'Понятие и принципы функционирования налогового федерализма и функции налогового федерализма'

Понятие и принципы функционирования налогового федерализма и функции налогового федерализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Метельницкая Татьяна Алексеевна, Пыхтина Марина Геннадьевна

В данной статье рассказывается сущность такого понятия, как налоговый федерализм. А также раскрываются его основные принципы, функции, задачи и цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и принципы функционирования налогового федерализма и функции налогового федерализма»

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

1 "2 "I

Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Метельницкая Т.А. ,

Пыхтина М.Г.4

1 Володченко Виктория Сергеевна - студент;

2Ланцова Дарья Сергеевна - студент;

Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент; 4Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии,

предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в данной статье рассказывается сущность такого понятия, как налоговый федерализм. А также раскрываются его основные принципы, функции, задачи и цели.

Ключевые слова: налоги, налоговый федерализм, государственный бюджет, налоговая система, полномочия.

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью

реализации закрепленных в Конституции полномочий [2].

Юридические основы российской модели федерализма заложены Конституцией Российской Федерации 1993 г. Принцип федерализма составляет основу конституционного строя России. Конституция выделяет особую главу (гл. 3), посвященную вопросам федеративного устройства Российской Федерации и особенностям взаимоотношения общефедеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В узком смысле «налоговый федерализм» - это разграничение и распределение налоговых источников доходов между уровнями бюджетной системы страны.

В широком смысле «налоговый федерализм» - это сложная и многомерная совокупность отношений в налоговой сфере между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами самоуправления.

Основными задачами налогового федерализма являются:

1) обеспечение единства российского федеративного государства;

2) обеспечение стабильности социально-экономического развития страны через удовлетворение потребности в денежных средствах всех уровней власти и управления;

3) рациональное перераспределение изымаемой в виде налогов части ВВП между звеньями бюджетной системы;

4) предоставление налоговой инициативы региональным и местным органам власти в пределах единого налогового пространства.

Налоги, являются главным источником бюджетных доходов, задающих параметры постатейного финансирования расходов, служащих основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов,

бюджетно - налоговой политики которая направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, определения четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы [1].

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

1. Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.

2. Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.

3. Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.

4. Регулирование процессов на макроэкономическом уровне.Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

• Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом.

• Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).

• Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем

их перераспределение между звеньями бюджетной системы. • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма.

Таким образом, выделение указанных признаков позволяет сделать вывод о том, что под налоговым федерализмом было бы правильно понимать единую систему мер, направленных на справедливое распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением, и достижение баланса интересов бюджетов различных уровней власти, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях федеративного устройства России.

При этом налоговый федерализм предполагает такое разграничение налоговых полномочий, которое, с одной стороны, обеспечивало бы бюджеты различных уровней источниками финансирования, позволяющими указанным органам выполнять конституционно и законодательно определенные функции, а с другой стороны, - возможность широкого воздействия с помощью правового регулирования в сфере налогообложения на общественные отношения (регулирующая функция налогов).

Список литературы

1. Налоги и налогообложение / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. СПб.: Питер, 2015. 16 а

2. Налоговый процесс / Н.Д. Эриашвили и др. Москва: Огни, 2018. 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.