Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
правила дорожного движения / ответственность / правонарушение / административная ответственность / traffic rules / responsibility / offense / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косолапов Н.В.

В статье раскрывается понятие и принципы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT & PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR TRAFFIC OFFENSES

The article reveals the concept and principles of administrative responsibility for traffic offenses.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 34

Косолапое Н.В.

магистрант 2 курса

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

(г. Южно-Сахалинск, Россия)

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: в статье раскрывается понятие и принципы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Ключевые слова: правила дорожного движения, ответственность, правонарушение, административная ответственность.

С момента появления массового производства автомобильного транспорта, государство неизбежно столкнулось с необходимостью регулировать этот процесс, с целью обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения. Параллельно с техническим прогрессом государство стало предпринимать попытки урегулировать процесс использования этого транспорта на дорогах, путем установления правил, а также норм ответственности за их нарушение.

Исторические факты (документы), начиная с 1917 года, говорят о том, что на протяжении длительного периода времени, практически до 1984 года, в России не было единого законодательства, которое бы четко и единообразно регулировала порядок и механизм реализации ответственности в данной сфере.

П.В. Молчанов выделяет три этапа становления законодательства об административной ответственности в области дорожного движения [2, с. 44].

Второй этап (после упомянутого выше - с момента образования Советского государства по 80-е годы 20-го века) им определяется с 1984 по 2002

год. Это был период действия первого кодифицированного акта, при помощи которого реализовывапась административная ответственность за соответствующие деликты.

Третий этап - это период новейшего времени с 2002 по наши дни; период действия современного, «работающего» Кодекса РФ об административных правонарушениях, вторая кодификация законодательства, характеризующаяся нормами, основанными на Конституции РФ и постоянным процессом совершенствования.

В Российской Федерации на уровне государственной политики регулярно идет поиск результативных механизмов правового, 8 организационного и материального обеспечения безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения должного уровня безопасности в дорожном движении служит воздействие административной ответственности на участников движения, направленное на устранение и профилактику дорожно-транспортных происшествий за счет формирования установки на правомерное поведение на дороге.

Обуславливается это тем, собственно, что водитель или пешеход, осознавая последствия нарушений ПДД в виде административной ответственности для них лично, будут стараться не допускать нарушений и вести себя правомерно, что в итоге должно привести к увеличению степени ответственности участников дорожного движения [1, с. 81].

Прежде чем рассмотреть административную ответственность за правонарушения в области дорожного движения, предлагаться рассмотреть административную ответственность вообще, то есть обратиться к понятию, признакам, принципам, основанию, целям и функциям административной ответственности. Все отрасли частного и публичного права являются правовым полем применения и действия административных норм, так как именно они, принимая форму административных санкций (мер наказания) выполняют функцию охраны самых разных отношений, причисляемых к этим видам права.

Сюда относится также и зашита законных интересов физических и юридических лиц, и обеспечение установленного законом порядка функционирования органов публичной власти. Об этом пишет Н.В. Витрук в своей работе. В свою очередь, сам характер административного правонарушения, выступающего основанием ответственности, и наступившие вслед за ним правовые последствия, формируют характерные черты административной ответственности [1, с. 55].

В юридической литературе, в том числе в учебной литературе по административному праву, дается множество вариантов определений административной ответственности.

Так, под административной ответственностью традиционно понимают «реализацию административно-правовых санкций, применения уполномоченным органом или лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение» [3, с. 48].

В научной литературе распространено мнение о фискальной направленности административной ответственности. Применительно к нашей теме, главу 12 КоАП РФ некоторые авторы называют штрафной. Это обусловлено тем, что штраф является самой распространенной мерой административного наказания, особенно ярко это выражено при вынесении наказания юридическим лицам.

Стоит сказать, что для юридических лиц законодательством (КоАП РФ) предусмотрена в некоторых санкциях альтернатива штрафу в виде предупреждения (если правонарушение совершено впервые, без отягчающих обстоятельств.), но, несмотря на имеющийся выбор, правоприменитель остается в большинстве случаев приверженцем назначения финансовой санкции - штрафа [3, с. 62].

Административная ответственность - тема достаточно популярная для рассмотрения учеными, в том числе, происходят научные дискуссии о позитивной юридической ответственности. В частности работы А.Н. Бобровой посвящены этому вопросу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боброва, Н.А., Степанова ВВ. Существует ли позитивная конституционная ответственность? // Ленинградский юридический журнал. 2018. №3(53). С.91-105.

2. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография / Н.В. Витрук- 2-е изд. -испр. и доп. - М.: Норма, 2009. - 432 с.

3. Головко, В В. Административные правонарушения в области дорожного движения: понятие, квалификация и ответственность: монография / В В. Головко. Омск, 2004. 226 с.

Kosolapov N.V.

Far Eastern State University of Railway Transport (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)

THE CONCEPT & PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR TRAFFIC OFFENSES

Abstract: the article reveals the concept and principles of administrative responsibility for traffic offenses.

Keywords: traffic rules, responsibility, offense, administrative responsibility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.