Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АГРЕГАТОРЫ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НАРУШЕНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батенов Фазиль Кубайдуллаевич

В статье рассматриваются отдельные проблемы привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения. Предлагаются меры по усилению административной ответственности юридических и должностных лиц в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батенов Фазиль Кубайдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF BRINGING LEGAL ENTITIES AND OFFICIALS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR TRAFFIC OFFENSES

The article deals with some problems of bringing legal entities and officials to administrative responsibility for traffic offenses. Measures are proposed to strengthen the administrative responsibility of legal entities and officials in the field under study.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Актуальные проблемы административного права и административного процесса

Отдельные проблемы привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения

ФАЗИЛЬ КУБАЙДУЛЛАЕВИЧ БАТЕНОВ.

(подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: Fazil-Sherkesh@mail.ru

Some problems of bringing legal entities and officials to administrative responsibility for traffic offenses

FAZIL' KUBAYDULLAYEVICH BATENOV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: Fazil-Sherkesh@mail.ru

УДК 340.114.6

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения. Предлагаются меры по усилению административной ответственности юридических и должностных лиц в исследуемой сфере.

Ключевые слова и словосочетания: административное наказание; административная ответственность; агрегаторы; должностные лица; юридические лица;

Annotation. The article deals with some problems of bringing legal entities and officials to administrative responsibility for traffic offenses. Measures are proposed to strengthen the administrative responsibility of legal entities and officials in the field under study.

Keywords and phrases: administrative punishment; administrative responsibility; aggregators; officials; legal entities; traffic violations.

Гегодня в России остро стоит проблема смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). В структуре общего показателя смертности населения смертность от старости составляет 5 %, а смертность в результате ДТП — 1 %. Тысячи людей в результате ДТП получают травмы, не редко влекущие за собой инвалидность.

Для снижения травматизма на дорогах реализуется целый комплекс мер. Одним из направлений в этой сфере является усиление административной ответственности. Однако все также остро стоят проблемы выпуска на линию транспорта, не соответствующего

требуемым техническим критериям, найм

водителей из числа мигрантов, подлинность

-

вает сомнения, отсутствие проверок навыков вождения таких водителей, отсутствие эффективного контроля или пренебрежение контрольными мерами в сфере соблюдения

водителями режима труда и отдыха. Все эти

-

ветственности юридических и должностных лиц за правонарушения в области дорожного движения [1, с. 33].

-

тенсивности автодвижения, что в свою очередь

отразилось на снижении числа ДТП (с 164 тыс. в 2019 г. до 137 тыс. в 2020 г.)1.

При этом важно отметить, что в период с 2016 по 2019 г. отмечался активный рост ДТП, совершенных с участием пассажирского транспорта. Снижение аварийности с участием пассажирского транспорта в 2020 г. эксперты также связывают с введением ограничительных мер в период коронавируса.

-

лями, участвующими в программе карпулинга.

В 2020 г. было совершено 111 аварий с участием

-

ничил, а на время даже приостанавливал свою

-

говый сервис, что и привело к снижению числа ДТП с участием этой категории транспорта.

Актуальными представляются и проблемы в сфере работы агрегаторов такси. Во-первых,

далеко не все транспортные средства даже

-

-

блюдения водителями режима труда и отдыха. Кроме того, базы агрегаторов не пересекаются,

и водитель, отработавший сутки в одном такси,

-

си «Яндекс», например, установлено мобильное приложение, которое используется для оценки

быстроты и адекватности реакции водителя,

-

-

работал сутки в любой другой организации,

-

--

пании не редко выпускают на линию транспортные средства, техническое состояние которых

1 Показатели состояния безопасности дорожного движения за январь - декабрь 2020 г.// Официальный сайт ГУОБДЦ МВД России. URL: littps://ni6jm.pi|).

не соответствует требованиям. Если проанализировать причины аварий с участием такой категории транспорта в малых городах, то можно

-

ступает неисправность тормозной системы.

--

титься к этому вопросу, необходимо отметить,

-

но вынуждают выходить в рейс на неисправной технике под угрозой увольнения.

Несомненно, что вопросы лицензирования,

-

ским состоянием автотранспортного средства должны быть в компетенции должностных лиц.

Именно они должны нести ответственность

-

тике привлечь к ответственности юридических

-

-

нуться к затронутой проблеме ответственности

-

смотря на довольно высокое число аварийных ситуаций с участием агрегаторов в европейских

странах, привлечь их к ответственности удалось

-

-

вых компаний нет и в западных странах.

-

линга, то необходимо сказать, что эта услуга

набирает все большую популярность в России.

-

--

нии, занимающиеся пассажироперевозками.

-

пулинговую компанию, так и теневые компании, занимающиеся пассажироперевозками под видом частных автовладельцев, довольно сложно. Одной из проблем является отсутствие

в законодательстве самих понятий карпулинг,

-

дательстве эти компании и в качестве субъектов административной ответственности.

-

ких компаний к ответственности выступает

-

нистративный персонал, из числа же водителей

трудовые отношения оформлены лишь с десятой

-

говых и карпулинговых компаниях доказать связь

-

-

ном порядке доказать связь водителя с компанией

-

нию к ответственности [3, с. 123].

В свете вышеизложенного представляется необходимым внесение в законодательство изменений, обязывающих оформлять трудовые взаимоотношения таких компаний с водителями и регулярно проводить проверки в данной сфере.

Для карпулинговых компаний необходимо

-

циальной регистрации автомобильных средств

-

-

ходимость контроля этих транспортных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

вляющих такой контроль.

Положительным аспектом выступает рост

-

сажироперевозками. В 2020 г. было проведено

-

венности было привлечено 23 юридических лица, 8 должностных лиц и 24 индивидуальных предпринимателя. Общая сумма наложенных штрафов составила более 12,8 млн рублей.

Прежде чем обратиться непосредственно

к назначению административных наказаний

-

--

тия и целей административного наказания.

-

держанию является мерой административной

-

--

шенного административного правонарушения.

--

трено 4 вида наказаний2:

— предупреждение;

— административный штраф;

-

тельности.

Анализ данных о вынесенных санкциях

в отношении должностных и юридических лиц

-

-

ются такие меры наказания, как предупреждение и штраф, на них приходится в общей сложности 85 % от всех наложенных санкций (рис. 2).

Рис.2. Структура вынесенных санкций в отношении должностных лиц за совершение нарушений в области

-

циальное порицание, которое оформляется

-

ляется одной из самых мягких.

-

пространенной мерой наказания. Он выражается

-

-

блей, для юридических лиц — 500 тыс. рублей.

Административный штраф может выступать

-

ния, так и в качестве дополнительной.

Основой привлечения юридического лица

-

жения многие специалисты считают ст. 2.6.1

-

-

тивные правонарушения в области дорожного

движения в случае их фиксации работающими

-

ническими средствами, имеющими функции

-

--

портных средств [4, с. 81].

Возможность привлечения юридических лиц

-

ях, указанных в ст. 2.6.1 КоАП РФ, подтвердил

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. идоп., вступ. в силу с 11.08.2020). Доступиз справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

--

гласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ в случае фиксации

-

мотренного главой 12 КоАП РФ, работающими

-

ническими средствами, имеющими функции

-

-

занность по доказыванию своей невиновности

-

тивной ответственности [5, с. 69]. Юридические

-

ния в области дорожного движения, поскольку

в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ указан специальный

-

-

ность по доказыванию своей невиновности,

-

-

венности физических, так и юридических лиц.

--

бований о наличии лицензии на перевозку пассажиров для автобусов, которые перевозят сотрудников компаний3. Это требование вступило в силу с 1 марта 2019 г. и повлекло за собой

-

-

ко юридическим лицам или индивидуальным

-

---

пуск к управлению транспортными средствами

-

-

шение предусмотрены меры ответственности

-

тически не работает. Так, административная

-

портным средством водителя, находящегося

-

-

новлена ст. 12.32 КоАП РФ. Если имеется факт такого нарушения, то привлечь должностное

лицо довольно сложно. Если водитель проходил

-

ностное лицо, выпускающее автотранспортное

средство на линию, полагалось на результаты

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами [Электронныйресурс]: федер. закон от 30 октября2018 г. №386-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

-

ского работника, однако в административном

-

-

ком случае, что должностное лицо знало о том, что водитель находится в нетрезвом состоянии, практически не представляется возможным.

-

рить об ответственности юридического лица,

т. к. именно юридическое лицо в состоянии

-

ского работника или за обеспечением контроля

-

ственность юридического лица по этой статье не предусмотрена.

Еще одной проблемой в сфере привлечения

должностных лиц к ответственности выступает

-

нение или недобросовестное выполнение тех действий, которые закреплены в должностной

инструкции. Именно этот нюанс используют

-

--

принимателей все обстоит еще сложнее. В этом

случае необходимо, чтобы индивидуальный

-

струкцию или иной документ, в котором он сам на себя возложит эти обязанности, т. е. по сути

сам создаст правовое поле для привлечения его

-

--

образным использование опыта гражданского законодательства, по которому на юридическое

лицо возложена обязанность по компенсации

-

ботающим по гражданско-правовому договору). Использование такого механизма при решении

вопроса в сфере ответственности юридических

-

чение к ответственности юридических лиц.

---

ного движения должностных и юридических

лиц, проведенное исследование показывает,

-

--

влечении к ответственности агрегаторов такси.

--

чения. В проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях предусмотрено как одно из основных наказаний

для должностных и юридических лиц — предупреждение. Однако, на наш взгляд, оно пред-

ющее социальной опасности рассматриваемых

-

образным использовать риск-ориентированный

-

-

ских лиц. Также необходимо включить в текст

Кодекса РФ об административных нарушениях

-

---

нию аварийности и снижению количества ДТП,

-

ся высоким. Многие видят причину в том, что механизм ответственности должностных

и юридических лиц за такие правонарушения

-

тренных фактов представляется необходимым

ужесточение ответственности должностных

-

ласти дорожного движения, введение в административное законодательство механизма

-

ринговых и карпулинговых компаний, а также

законодательное закрепление необходимости

-

-

товладельцах.

Список литературы:

1. Головко В. В. Обеспечение безопасности дорожного движения в государственной системе профилактики правонарушений / В. В. Головко, О. И. Бекетов, В. И. Майоров // Наука и практика. 2016. № 3 (68).

2. Головко В. В., Бекетов О. И., Майоров В. И. Государственная инспекция безопасности дорожного движения: проблемы реформы и перспективы // Административное право и

3. Закал южная Н. В. Нетипичные трудовые отношения: видоизменение классических

признаков // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия, социология, право. 2014. № 16(187).

-

ной ответственности в сфере дорожного движения // Вестник ОмЮА. 2017. № 4.

Майоров В. И., Дымберов А. Д., Молчанов П. В.

-

ных технических средств автоматической

-

рожного движения // Юридическая наука и правоохранительнаяпрактика. 2016. № 3 (37).

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.