Научная статья на тему 'Понятие и причины дорожно-транспортных происшествий'

Понятие и причины дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2417
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD ACCIDENT / TRAFFIC / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков Дмитрий Николаевич

В настоящей статье автором раскрываются понятия дорожно-транспортного происшествия, дорожного движения и безопасности дорожного движения с анализом их признаков и качественных составляющих элементов. При этом указанные понятия анализируются в неразрывной связи с гражданско-правовой ответственностью участников дорожно-транспортных происшествий как причиной возникновения у пострадавших лиц права возбуждать процедуру применения такой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and Reasons of Road Accident

The author discloses the concept of road accident, traffic and road safety with an analysis of their signs and component parts in this article. These concepts are analyzed in the context of civil liability of those involved in road accidents. That entitles the injured people to bring a charge against the party at fault.

Текст научной работы на тему «Понятие и причины дорожно-транспортных происшествий»

УДК 347.51 понятие и причины

дорожно-транспортных происшествий

concept and Reasons of Road Accident

Д. Н. поляков - преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

D. N. Polyakov - Lecturer of Civil Law, Omsk Law Institute

Аннотация. В настоящей статье автором раскрываются понятия дорожно-транспортного происшествия, дорожного движения и безопасности дорожного движения с анализом их признаков и качественных составляющих элементов. При этом указанные понятия анализируются в неразрывной связи с гражданско-правовой ответственностью участников дорожно-транспортных происшествий как причиной возникновения у пострадавших лиц права возбуждать процедуру применения такой ответственности.

The author discloses the concept of road accident, traffic and road safety with an analysis of their signs and component parts in this article. These concepts are analyzed in the context of civil liability of those involved in road accidents. That entitles the injured people to bring a charge against the party at fault.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожное движение, безопасность дорожного движения.

Road accident, traffic, road safety.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено следующее: «Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий»; «ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Правилами учета ДТП к «событиям» отнесены следующие физические процессы, названные видами ДТП: столкновение, опрокидывание транспортных средств, наезд транспортного средства на стоящее транспортное средство, препятствие, пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, животных. В классификации видов ДТП выделены и прочие происшествия: падение пассажира с транспортного средства или в транспортном средстве из-за резкого маневра, падение груза на человека, животное, другое транспортное средство. В определении ДТП указано еще на два обязательных его признака: участие транспортного средства и его движение

в момент времени, предшествующий возникновению одного из перечисленных состояний. Таким образом, возможен вывод о том, что физической причиной возникновения ДТП является нарушение устойчивости или автономности движения транспортного средства, перевозимых на нем людей и грузов. Поскольку транспортные средства, находящиеся на нем люди и грузы обладают значительным запасом кинетической и потенциальной энергии, то возникающие, как следствие, ударные взаимодействия приводят к травмированию людей, повреждению материальных объектов.

Обобщая сказанное, возможен следующий вывод: ДТП, физически представляя собой следствие нарушения автономности или устойчивости движения механических транспортных средств, в абсолютном большинстве возникают из-за того, что водители или пешеходы не выполнили предписания правовых норм, регламентирующих установленные ограничения скорости и направления своего движения. При этом указанное невыполнение влечет за собой различной тяжести последствия, влекущие гражданско-правовую ответственность.

Вестник Омского юридического института. 2011. № 3 (16)

Законодатель для участников дорожного движения однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности. Не может быть ситуации, когда бы участнику дорожного движения даже по неосторожности было разрешено совершать действия, приводящие к происшествию.

Но нормативное предписание не может обеспечивать при любых условиях безопасность движения. Следующее за ДТП привлечение виновных к гражданской ответственности является серьезным превентивным фактором, но, как показывает практика, не решающим проблему по существу. Стремление к сбережению времени -главная побудительная причина, обусловливающая для большинства правонарушителей в дорожном движении невыполнение ими нормативных предписаний о режимах движения.

Все вышесказанное позволяет анализировать определение понятия «дорожное движение», отражающее, прежде всего, социальную сторону данного процесса.

Под дорожным движением понимается деятельность по удовлетворению общественной и личной потребности в пространственном перемещении людей, средств и грузов, основанная на использовании возможностей технического комплекса «транспортные средства - дороги». Эта формулировка отражает социотехнический характер дорожного движения и трактует его как объект правового регулирования, поскольку деятельность - это всегда общественные отношения. Также можно сформулировать цель управляющего воздействия на данный процесс как создание условий для участников дорожного движения, минимизирующих риск возникновения дТП.

Между тем неполное определение «дорожного движения» препятствует раскрытию сущности безопасности дорожного движения и его обеспечения, так как неполнота определения затрудняет обозначение всех направлений, в которых должна проводиться работа по обеспечению безопасности дорожного движения. Понятие «дорожное движение» должно охватывать процессы, как прямо касающиеся движения, так и относящиеся к нему косвенно. Человек (водитель, пешеход), транспортное средство и дорога - это три элемента, образующие систему дорожного движения как таковую. Следовательно, только при их совокупном наличии может осуществляться процесс дорожного движения, и рассматривать понятие «дорожное движение» необходимо ком-

плексно с учетом всех элементов, входящих в систему, а не только как физическое перемещение в пространстве с возможной гражданской ответственностью за причинение материального вреда, вреда здоровью и морального вреда каким-либо лицам (пусть даже и не являющимся участниками дорожного движения как такового). Иначе невозможно определить сущность обеспечения безопасности дорожного движения.

Предложенное определение дорожного движения позволяет также обосновать содержание такого понятия, как безопасность дорожного движения. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» трактует безопасность как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дТП и их последствий». По общему же понятию безопасность определяется как положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь или чему-нибудь. Закон РФ «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. К интересам личности в законе отнесены ее права и свободы, к интересам общества -его материальные и духовные ценности. Высшая ценность в обществе - жизнь и здоровье его членов. Право человека на жизнь - незыблемое право, декларируемое Конституцией РФ. Поэтому защита жизни и здоровья участников дорожного движения - это важнейшая составная часть его безопасности. Вместе с тем значимыми интересами всех граждан являются и свобода их передвижения, и имущественная неприкосновенность. Защита данных интересов также должна рассматриваться при определении содержания обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасное дорожное движение характеризуется отсутствием не дорожно-транспортной аварийности, а опасных условий и действий (бездействия), приводящих к ДТП. Критерий отсутствия аварийности не исключает наличия опасности в поведении участников дорожного движения и в условиях движения как такового. Таким образом, отсутствие ДТП не равнозначно наличию полной безопасности движения.

Применительно к исследуемому вопросу качественным признаком дорожного движения является пространственное перемещение людей и грузов как основной результат, который должен быть получен в результате выполнения людьми социальной роли участника дорожного движения.

Опасность при дорожном движении существует всегда, от кого (чего) бы она ни исходила. При этом только ДТП как конечный результат проявления опасных (аварийных) дорожных ситуаций приводит к наступлению гражданской ответственности для кого-либо из участников дорожного движения. Более того, совсем не обязательно наличие вины в действиях при-чинителя того или иного вреда. Действующим гражданским законодательством предусмотрены случаи возложения обязанности по возмещению вреда и при невиновном его причинении. Это связано с тем, что почти все транспортные средства (за исключением лишь прицепов и повозок) отнесены законом к источникам повышенной опасности, то есть к вещам, которые

могут вне зависимости от воли человека выйти из-под его контроля.

Таким образом, в результате какого-либо участия (в какой-либо степени) в дорожном движении граждане и организации как лица гражданских правоотношений в зависимости от соблюдения кем-либо из участников дорожного движения, а также лиц, обязанных обеспечивать надлежащее состояние дорог и их инфраструктуры, могут стать участниками ДТП, в результате которого на кого-либо из указанных лиц может быть возложена деликтная гражданская ответственность. При этом вопрос о возбуждении процедуры возложения такой ответственности полностью находится в рамках воли и желания пострадавших в результате ДТП лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.