Научная статья на тему 'Понятие и пределы правового регулирования'

Понятие и пределы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12384
1234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / LAW / LEGAL REGULATION / BOUNDS OF LEGAL REGULATION / SPATIAL LIMITS OF LEGAL REGULATION / TIME LIMITS OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белякович Елена Васильевна

В статье анализируются актуальные проблемы правового регулирования. Автор дает определение пределов правового регулирования и рассматривает основные виды пределов правового регулирования. Наибольшее внимание в статье уделено временным и пространственным пределам правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and bounds of legal regulation

The article performs analysis of relevant problems in legal regulation. The author defines bounds of legal regulation and examines its main types. The burning issue of the article is time and spatial limits of legal regulation.

Текст научной работы на тему «Понятие и пределы правового регулирования»

Вопросы теории и истории государства и права

ПОНЯТИЕ И ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Белякович Е. В., 2006

Белякович Е. В. — аспирантка кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

Правовое регулирование как целенаправленная юридическая деятельность сопровождает всю историю существования права в обществе. Но если первоначально оно представляло собой попытки угадать «волю богов», то со временем превратилось в сугубо человеческое дело1. В эпоху расцвета юридического мировоззрения (XVIII в.) на Западе господствовало убеждение, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория приходит к выводу, что в любой правовой системе правовое регулирование имеет свои естественные пределы, и законодатель всегда вынужден считаться с теми социальными ожиданиями, которые существуют в обществе. По мнению А. В. Полякова и Е. В. Тимошиной, поскольку отбор юридических текстов и их легитимация осуществляются самим обществом, можно говорить о том, что правовое регулирование в обществе, по сути, представляет собой процесс саморегу-лирования2.

С. С. Алексеев в работе «Восхождение к праву. Поиски и решения» к вопросу о правовом регулировании рассматривает его через призму динамики права. По мнению автора, право, рассматриваемое в действии, в движении, сообразно заложенным в нем закономерностям, позволяет увидетъ наиболее существенные стороны права3.

Понятие «правовое регулирование» является основной научной категорией, через которую реализуется такая научная перепектива. Понятие «правовое регулирование» — не просто несколько иной словесный оборот выражения «право — регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд, в который входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования, тип регулирования, правовой режим, метод регулирования, другие динамические структуры4.

С точки зрения С. С. Алексеева, правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «динамического инструментария» — особого, свойственного только праву механизма, всего комплекса динамических систем и структур, призванных юридически гарантировать достижение правовых задач в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общественные отношения5.

Отличительной чертой любого общества является та или иная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, поэтому в любом обществе существуют определенные формы общественного регулирования. В свою очередь правовое регулирование представляет собой один из видов общественного регулирования6. Правовое регулирование обеспечивает комплексу общественных отношений устойчивость и относительную стабильность. Юридические нормы обеспечивают эту стабильность, устанавливая определенные рамки поведения людей, определяя их права и обязанности в данных однотипных жизненных ситуациях. Общественные отношения

складываются в результате многочисленных повторяющихся, сознательных, волевых действий субъектов права.

Регулировать — значит упорядочивать что-либо, воздействовать на определенный объект таким образом, чтобы ввести его в определенные рамки. Правовое регулирование влечет за собой создание определенных рамок должного и возможного поведения субъектов права. Сама многократная повторяемость этого поведения и тем самым повторяемость соответствующих однородных общественных отношений, их стандартизация представляют уже важный элемент упорядочения и тем самым регулирования этих отношений. Право не только закрепляет сложившиеся общественные отношения, но и способствует зарождению новых отношений, которые становятся предметом правового регулирования. Нормы права не только содействуют становлению новых отношений, но после того как такие отношения юридически закреплены, способствуют их упрочению и развитию.

Л. С. Явич исходит из того, что специфика правового регулирования состоит в наделении субъектов регулируемых отношений правами и в установлении юридических обязанностей. Вместе с тем Л. С. Явич подчеркивает, что таким путем право выполняет не только функцию охраны существующих общественных отношений, но и определяет известное направление их развития, способствует созданию условий для их возникновения и устанавливает преграды общественным отношениям, противоречащим интересам общества и государства7.

Наиболее распространенным является определение правового регулирования как осуществляемого при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения. Вместе с тем полагаем уместным обратить внимание и на иные формулировки понятия «правовое регулирование». Так, А. В. Поляков и Е. В. Тимошина считают правильным рассматривать правовое регулирование в нескольких смыслах8. Под правовым регулированием в телеологическом (с точки зрения целей, преследуемых правовым регулированием) смысле можно понимать целенаправленное текстуальное (информационно-ценностное) правовое воздействие на субъектов правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему тексту. В

функциональном смысле правовое регулирование — это ориентация поведения субъектов правовой коммуникации на ее нормативные условия.

Говоря о правовом регулировании как об осуществляемом всей системой юридических средств воздействии на общественные отношения в целях их упорядочения, обозначим следующие главные особенности правового регулирования:

• во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи общеобязательных норм, в конечном счете всегда исходящих от государства. Правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Государство не только вводит (устанавливает или санкционирует) юридические нормы, но и придает им общеобязательную силу. Юридические нормы обязательны для всех лиц, на которых они распространяются, независимо от их субъективного отношения к велениям государства;

• во-вторых, правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства. Если лица не исполняют веления государства, то в действие приводится аппарат государственного принуждения;

• в-третьих, правовое регулирование связано с действием определенного механизма, охватывающего всю совокупностъ юридических средств. Юридические нормы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения — все это характеризует единый, согласованно функционирующий механизм правового регулирования. В этом смысле недостаточно сказать, что право — известная система юридических норм (хотя само по себе приведенное положение является правильным). Определенную систему, точнее механизм, образуют все юридические средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Узкий подход к оценке роли права (т. е. рассмотрение его только с точки зрения возможностей правового регулирования) привел к возникновению в юридической литературе вопроса о том, допустимо ли вообще говорить о «регулировании» общественных отношений9. Даже те авторы, которые признают постановку вопроса о правовом регулировании вполне правильной, считают необходимым оговориться об условности применяемой здесь терминологии, о специ-

фическом (узком) смысловом значении, вкладываемом в этот термин юридической наукой10. Именно из такого понимания правового регулирования и проистекает его характеристика как средства, значение которого ограничивается только установлением известных «пределов» отношений, определением «границ» поведения людей, внесением порядка в общественные отношения путем направления поведения людей и т. д.11 Между тем общество не только открывает известные возможности для регулирования общественных отношений, но и объективно требует его. Следовательно, объем и характер правового регулирования в конечном счете зависят от требований общества. И если обусловлена необходимость не только упорядочения (введения в определенные рамки) существующих общественных отношений, но и создания новых общественных отношений, то правовое регулирование способно выполнить и такую 12

задачу12.

Какой бы смысл ни вкладывался в слово «регулирование», оно во всех случаях означает активное воздействие права — такое воздействие, при котором право, так или иначе, определяет регулируемые отношения. Оно, с одной стороны, содействует зарождению и дальнейшему развитию общественных отношений, а с другой — помогает вытеснить отношения, противоречащие требованиям общества. Новые общественные отношения создаются в результате практической деятельности людей в процессе правового регулирования. Между юридическими нормами и практическим эффектом, к которому законодатель стремится, существует не непосредственная, а косвенная связь, в качестве одной из посредствующих звеньев которой выступает поведение людей13, что свидетельствует о том, что роль правового регулирования не ограничивается одним лишь упорядочением общественных отношений, введением их в определенные рамки (границы).

Таким образом, в зависимости от характера объективных требований общества содержание правового регулирования выражается в двух основных направлениях: а) в упорядочении и закреплении существующих общественных отношений и б) в содействии развитию новых общественных отношений. Наряду с указанными выше двумя основными направлениями правового регулирования существует еще охранительная

функция, которая направлена на вытеснение общественных отношений, не соответствующих требованиям общества.

Итак, если кратко охарактеризовать содержание правового регулирования, то можно сказать, что правовое регулирование направлено на упорядочение и закрепление существующих общественных отношений, на содействие развитию новых видов общественных отношений, а также на вытеснение из жизни общества чуждых общественных отношений.

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет, а под более широким углом зрения — среда, в которой (и под влиянием особенностей которой) право воздействует на общественные отношения. Проблематика предмета правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении, прежде всего, на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М. А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938—1940 гг.

Без сомнений, право не должно и не может регулировать все общественные отношения. На каждом конкретно-историческом этапе должен быть достаточно полно определен предмет правового регулирования. В тех условиях, когда предмет правового регулирования заужен, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, с неизбежностью возникает угроза хаоса, произвола, непредсказуемости. Если предмет правового регулирования расширен (в данном случае речь может идти о тоталитарном государстве), то это приводит к социальной пассивности граждан, готовности возлагать всю ответственность на государство.

Наиболее часто предмет правового регулирования рассматривают как разнообразные общественные отношения, которые составляют непосредственный объект юридического воздействия. Однако в юридической науке предмет правового регулирования понимается и в более глубоком смысле. Так, при разграничении юридических норм по отраслям права за основу берется предмет правового регулирования — ближайшее к праву неправовое, материальное основание, поэтому в данном случае главным и решающим в предмете правового регулирования является его глубинное социально-эко-

номическое содержание14. Иной подход необходим при характеристике предмета правового регулирования, рассматриваемого с точки зрения активного воздействия права на общественные отношения. Здесь предмет правового регулирования образует отдельные отношения, которые могут быть объектом непосредственной юридической регла-ментации15. С. С. Алексеев определяет предмет правового регулирования как разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования16.

Вопрос о предмете правового регулирования непосредственным образом связан со сферой правового регулирования. Сфера правового регулирования представляет собой понятие более широкое, нежели предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые уже регулируются правом, в свою очередь, сфера правового регулирования заключает в себе общественные отношения, уже урегулированные правом, а также отношения, которые правом еще не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы.

Какие же общественные отношение могут и должны регулироваться правом?

Во-первых, сферу правового регулирования образуют общественные отношения, которые носят, так или иначе, волевой характер или во всяком случае имеют «волевую сторону». Право вообще воздействует на общественную жизнь через волю и сознание людей, через их волевое, осознанное поведение. «Право, регулируя, — пишет Б. В. Шейндлин, — воздействует на поведение, действия людей, оно обращено к их воле и сознанию»17. Как уже сказано, право, юридические нормы, будучи непосредственно обращены к сознанию и воле людей, оказывают тем самым воздействие на их поведение. Пределы этого воздействия ограничены объективно возможными вариантами поступков и действий людей, а также зависят от психических способностей человека к сознательному восприятию правовых пред-писаний18. Однако из этого не следует, что закон регламентирует человеческие мысли и чувства, т. е. устанавливает относительно

них какие-либо права и юридические обязанности. О мыслях и чувствах человека можно достоверно судить лишь по его поступкам и действиям. Мысли и чувства людей не поддаются правовой регламентации, так как нельзя путем внешнего приказа заставить человека мыслить и чувствовать определенным образом. Так, невозможно изданием какого-либо нормативного акта превратить набожное лицо в атеиста, эгоиста — в альтруиста19.

Вместе с тем нельзя игнорировать воспитательную роль норм права, силу его морального воздействия, а тем более утверждать, что для законодателя и, например, судьи безразличны мотивы человеческой деятельности и цели, к которым стремятся люди. Всем известно значение, которое имеет не только в уголовном, но и в гражданском праве проблема вины ответственного лица. Тем не менее, право обращено главным образом к воле человека, поскольку именно эта сторона психической деятельности индивида получает непосредственное выражение в его сознательной дея-

тельности20.

Таким образом, при исследовании предмета правового регулирования не следует противопоставлять поведение людей общественным отношениям, поскольку поведение образует непосредственное содержание складывающихся между людьми отношений. Разумеется, общественные отношения обладают многогранным, глубоким содержанием. Общественные отношения слагаются из действий людей, но к ним не сводятся. Но так как данные отношения входят в область правового регулировання, они «обращены» к праву своей волевой стороной. И право регулирует эти отношения через их «волевую сторону».

Во-вторых, сферу правового регулирования образуют общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю. Право как внешний регулятор общественных отношений исходит от государства и, воздействуя на поведение человека извне, может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой регламентации. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не допускают формально-юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т. д.)21.

Следует также отметить, что сферу правового регулирования образуют такие общественные отношения, которые могут быть опосредствованы при помощи специфических юридических средств. Правовое регулирование достигает своих целей лишь тогда, когда с помощью специфических правовых средств оказывается возможным подвергнуть данные отношения внешнему контролю и вызвать к жизни требуемое правом поведение лиц, к которым обращены юридические нормы22. Общественные отношения, регламентируемые правом, способны непосредственно, т. е. сразу, немедленно вслед за наступлением необходимых жизненных обстоятельств, предусмотренных в юридической норме, реагировать на правовое воздействие.

В-третьих, правовым регулированием охватываются лишь наиболее значимые для государства и общества общественные отно-шения23. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства.

В-четвертых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения. Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков складываются конкретные общественные отношения, которые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений24.

Л. С. Явич считает важным выяснение вопроса о том, что же подвергается непосредственному правовому регулированию: отдельные конкретные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом. Правовые нормы прямо предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах25. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования являются конкретные общественые отношения, а не вся их совокупность.

Например, конституционное право непосредственно регулирует конкретные отношения, складывающиеся в области организации и деятельности органов государственной власти. Одновременно оно

устанавливает ряд принципиальных положений, которые служат юридической базой всего российского законодательства. В частности, Конституция Российской Федерации закрепляет признание и защиту равным образом в нашем государстве частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. При этом правовое опосредствование данных отношений не исчерпывается, поскольку в противном случае указанное положение Конституции Российской Федерации носило бы декларативный характер, если бы не было его детализации в текущем законодательстве, непосредственно регулирующем виды конкретных отношений. Так, предметом регулирования норм административного права является вид конкретных общественных отношений, образующихся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов — управленческие отношения, предметом регулирования гражданского права — конкретные имущественные отношения, и т. п.

Вместе с тем юридические нормы представляя собой правила общего характера, имеют в виду не единичное поведение людей во всем его своеобразии, а лишь типичные варианты поведения; регулирующее воздействие, в конце концов, оказывает не единичная норма, а группа норм (институты, отрасли права).

Таким образом, сферой правового регулирования являются определенные виды конкретных общественных отношений. Более точно сферу правового регулирования можно определить как наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю26.

При определении сферы правового регулирования в юридической литературе рассматривается вопрос о возможности более детального определения круга общественных отношений. Чаще всего в сфере правового регулирования выделяют следующие три группы общественных отношений.

Правовое регулирование, понимаемое как установление и реализация определенного общественного порядка, охватывает, прежде всего, имущественные отношения. Эти отношения часто именуются товарноденежными, возмездными и т. п. Они охватывают отношения производства, обмена, распределения и др. Пожалуй, одним из обобщающих признаков этих отношений яв-

ляется возможность их выражения с помощью денежного эквивалента. То, что эти отношения нуждаются в правовом регулировании, очевидно. Эти отношения составляют экономическую основу общества, его скелет и с необходимостью подразумевают упорядоченность.

Требует правового регулирования и сфера управления в обществе. Основная отличительная черта управленческих отношений — обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих органов, должностных лиц и граждан. С помощью этого механизма осуществляется управление в обществе. Механизм этот охватывает все три ветви государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную. Правовые нормы — одно из важнейших средств управления. А само управление — неотьемлемая часть сферы правового регулирования.

Наконец, в сферу правового регулирования, безусловно, входят отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка, установление меры вины и меры ответственности за подобные нарушения. Это та область отношений, где общество само себя защищает от деструктивных проявлений, используя для этого авторитет и силу правовых норм27.

Итак, названные три группы общественных отношений — имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественного порядка — составляют сферу правового регулирования. Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда, когда они носят имущественный, управленческий или охранительный характер. Вот почему, по мнению Р. З. Лившица, в той или иной группе общественных отношений часть их регулируется правом, а другая часть не регулируется28.

Особо следует сказать о международных отношениях как объекте правового регулирования. Характер норм, которые регулируют международные отношения, во многом отличен от норм, регулирующих внуг-ригосударственные отношения. Однако и здесь, также как в других отраслях, правовое регулирование осуществляется через имущественные, управленческие и охранительные отношения.

Сфера правового регулирования не может охватывать неизменный постоянный объем общественных отношений. Она может расширяться за счет появления новых,

ранее неизвестных отношений, в которых переплетаются опять же имущественные, управленческие и охранительные элементы. Типичный и наиболее убедительный современный пример тому — отношения в сфере экологии. В течение столетий люди не обращали внимания на охрану природы. И только в последние десятилетия, когда положение стало угрожающим, экологические отношения оказались в центре общественного внимания и правовой защиты. Выяснилось, что в этих отношениях имеются и имущественные, и управленческие, и охранительные элементы. Сформировалось и бурно развивается законодательство об охране окружающей среды. Сфера правового регулирования расширилась. Другой пример подобного расширения — правовое регулирование с целью защиты интеллектуальной собственности.

В то же время возможно и сужение сферы правового регулирования за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. Например, в некоторых мусульманских государствах в семейных и некоторых других отношениях место законов часто занимает Коран. Но в целом подобные ситуации являются исключением, а не правилом, поскольку, чем цивилизованнее общество, чем оно культурнее, тем шире и охотнее оно использует правовые средства регулирования. Не вызывает сомнений, что право является одним из крупных завоеваний цивилизации, поэтому, если рассматривать сферу правового регулирования с точки зрения количественных, внешних параметров, нужно говорить о тенденции к ее расширению.

С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах правового регулирования. Пределы правового регулирования — это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений29. Вопрос о пределах правового регулирования в отечественной юриспруденции детально не разработан. Проанализировав имеющуюся литературу данной тематики и столкнувшись с различными взглядами, мы находим целесообразным различать объективные и субъективные пределы правового регулирования.

Характеристика условий, необходимых для того, чтобы общественные отношения

могли быть урегулированы правом, и позволяет определить объективные пределы правового регулирования. Общественные отношения, в содержании которых определяющую роль играют объективные моменты (т. е. независимые от воли и сознания отдельных людей), не могут быть целиком урегулированы в правовом порядке. Как уже отмечалось, юридические нормы регламентируют их через «волевую сторону». Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку требуемое нормами права поведение людей объективно возможно. Ряд общественных отношений не может быть предметом правового регулирования потому, что данное поведение людей не допускает внешнего контроля и не может быть обеспечено при помощи специфических правовых средств, в частности при помощи государственного принуждения в случае уклонения поведения лица от требований юридической нормы. Такого рода отношениями являются, например, личные связи между людьми в области любви, дружбы, товарищества. Вне сферы правовой регламентации находится личное, субъективное отношение человека к окружающей действительности, поскольку оно не выражено в действиях.

Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов — это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами — органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права30. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования — это, прежде всего, предметные пределы, т. е. границы предмета правового регулирования или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пре-

делы правового регулирования могут проявляться в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях. ^

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права : учебник. СПб., 2005. С. 271.

2 Там же. С. 271.

3 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 316.

4 Там же. С. 316.

5 Там же. С. 317.

6 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 6.

7 Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 19.

8 Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права : учебник. СПб., 2005. С. 272.

9 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 9.

10 Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 27.

11 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 9.

12 Там же. С. 10.

13 Иоффе О. С. Юридические нормы и человеческие поступки / / Актуальные вопросы советского гражданского права. М., 1964. С. 12.

14 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 52.

15 Там же. С. 53.

16 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 338.

17 Шейндлин Б. В. Сущность советского права. Л., 1959. С. 108.

18 Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 72.

19 Там же.

20 Там же. С. 75.

21 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие. Ч. 2. Иркутск, 2006. С. 134.

22 Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 87.

23 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие. Ч. 2. Иркутск, 2006. С. 134.

24 Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 74.

25 Там же. С. 75.

26 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Ч. 2. Иркутск, 2006. С. 135.

27 Лившиц Р. З. Теория права : учебник. М., 2001. С. 93.

28 Там же.

29 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учеб. пособие. Ч. 2. Иркутск, 2006. С. 136.

30 Там же. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.