Научная статья на тему 'Информационная природа правового регулирования'

Информационная природа правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1065
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРИЗНАКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - РАЗНОВИДНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. / ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родина Т. Ю.

Рассмотрены понятие и признаки правового регулирования, важнейшим признаком которого в юридической науке принято считать цель надлежащего и эффективного упорядочения общественных отношений. Показано, что объект правового регулирования - это общественные отношения, относящиеся к области человеческой жизнедеятельности, имеющие волевой характер. Обосновано, что правовое регулирование имеет информационную сущность, то есть представляет собой определенную организацию информационных потоков, разновидность движения информации. Сделан вывод об определяющей роли информации в процессе правового регулирования, а также о том, что объектом правового регулирования является идеальная информационная модель реальных общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная природа правового регулирования»

УДК 347.98

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Т.Ю. Родина

Рассмотрены понятие и признаки правового регулирования, важнейшим признаком которого в юридической науке принято считать цель надлежащего и эффективного упорядочения общественных отношений. Показано, что объект правового регулирования - это общественные отношения, относящиеся к области человеческой жизнедеятельности, имеющие волевой характер. Обосновано, что правовое регулирование имеет информационную сущность, то есть представляет собой определенную организацию информационных потоков, разновидность движения информации. Сделан вывод об определяющей роли информации в процессе правового регулирования, а также о том, что объектом правового регулирования является идеальная информационная модель реальных общественных отношений.

Ключевые слова: природа правового регулирования, признаки, правового регулирования, правовое регулирование - разновидность движения информации, информационные процессы.

Общественное отношенне-это совокупность социальных связей, возникающих между людьми. Общество - совокупность индивидов, сплоченных посредством разнообразных социальных связей. Следовательно, основной признак общественных отношений и общества — социальная связь. Можно говорить о следующих главных сферах, из которых состоит общество: экономическая, социально-политическая, духовная и семейно-бытовая[4]. Соответственно мы можем выделить четыре главные социальные связи. Но связь, как определенным образом организованное отношение всегда требует субъекта и объекта организации. Даже когда мы говорим о стихийно-формирующихся общественных связях, мы подразумеваем самоорганизацию людей, но любое конкретное отношение между людьми возникает в результате определенных действий человека, поскольку человек - существо наделенное сознанием и волей. Следовательно, все человеческие отношения определенным образом организуются, то есть на них воздействуют, ими управляют. Так возникает понятие социальное управление. В этом понятии можно выделить определяющие элементы. «В качестве определяющих элементов выступают управляемая система (объект управления) и управляющая система (субъект управления). ...человек всегда и везде выступает как главный компонент и объекта и субъекта управления. Это обусловлено тем, что в социальной сфере человек выступает и в роли управляющего, и в роли управляемого одновременно, являясь участником самых различных социальных связей, нуждающихся в соответствующем упорядочении»[6,с.6]. Таким образом, объектом социального управления выступают действия людей. Хотя понятие «действие человека» следует толковать очень широко. Любое поведение человека, результаты такого поведения - его действия. Объектом социального управления является как взмах рукой (солдат отдает честь командиру), так и сооружение, механизм, создаваемый человеком и функционирующий в будущем без его помощи (строитель строит дом на пятьдесят лет и отвечает в течение всего времени за соблюдение строительных норм и правил при строительстве). Когда «управление рассматривается в качестве общественно необходимой или социальной категории, его объектом является поведение, поступки, действия людей»[8].

Говоря о правовом регулировании, В.М. Горшенев имеет в виду, прежде всего государственное управление, как властное воздействие органов государства на общественные отношения посредством права, «...общая фактическая сторона государственного управления, образующая сущность руководства обществом, необходимо облекается в соответствующую нормативно-правовую форму, которая непосредственно выражается в организационно-правовых формах и способах правового регулирования. В этом смысле правовое регулирование выступает не только как объективно необходимое опосредование фактической управленческой деятельности, но и как специфическое средство

осуществления руководства с указанием адресата (исполнителей вообще или персонифицировано), характера социальных связей, желаемых результатов и способов обеспечения[6, с. 16].

С помощью правового регулирования достигается нормативная определенность всей системы государственного управления, ибо без права невозможно правильно организовать управление самыми различными сферами жизни[11].

Мысль о том, что правовое регулирование напрямую связано с государственным воздействием поддерживает и С.С. Алексеев. В качестве основных признаков правового регулирования он выделяет следующие. Во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи общеобязательных норм, в конечном счете, всегда исходящих от государства. Правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Во-вторых, правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства. В-третьих, правовое регулирование связано с действием определенного механизма, охватывающего всю совокупность юридических средств[1, с.6]. Если первые два признака фактически указывают на субъекты правового регулирования, то третий отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется правовое регулирование. Механизм или структура правового регулирования охватывает целую систему средств и способов правового регулирования, а основными его элементами принято считать юридическую норму, правоотношения и акты реализации права[1, с.34]. Юридические нормы рассматриваются как главные юридические средства, они регламентируют общественные отношения. «Урегулировав определенное общественное отношение, норма (или, как правило, совокупность норм, образующих правовую форму данного вида отношений) устанавливает, кто может быть участником отношения, при каких условиях отношение может возникнуть, как должны вести себя участники, как может данное отношение прекратиться. Таким образом, на основании правовой нормы создается определенный остов, костяк, «арматура» реального отношения»[14]. Правоотношения являются той формой, в которой существуют юридические права и обязанности. Юридические факты - условия, с которыми нормы права связывают возникновение или изменение правоотношений. С помощью актов реализации субъективные юридические права и обязанности претворяются в жизнь. Эти и другие части механизма правового регулирования глубоко взаимосвязаны и взаимодействуют. Отдельно С.С. Алексеев выделяет общие дозволения и общие запреты, которые не совпадают ни с нормами права, ни с правоотношениями. Это «самостоятельные, особые субстанциональные правовые явления. ...Выполняя в праве регулятивно-направляющую роль и выступая для субъектов в виде определенной меры свободы (долга), общие дозволения и общие запреты одновременно действуют и через всю систему связанных с ними юридических норм и их комплексов, т.е. через типы правового регулирования и правовые режимы»[2, с.229]. Ученый делает вывод, что исходя из социальной природы и юридических особенностей рассматриваемых правовых явлений, наиболее целесообразным обобщенным терминологическим обозначением общие дозволения и общие запреты будут общие регулятивные (правовые) начала [2, с.231].

Важным признаком правового регулирования в юридической науке также принято считать цель надлежащего и эффективного упорядочения общественных отношений. «... регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели... Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием»[9]. На первый взгляд, такой признак может вызвать сомнения. Ведь именно в процессе правового регулирования применяется комплекс юридических средств, необходимых для организации общественного отношения. Какой термин следует применить, если не достигнута цель правового регулирования? Ответ следует искать в разграничении понятий правового регулирования и правовое воздействие. Признак выбран верно.

A.B. Малько пишет: «Если правовое регулирование обычно определяют как

осуществляемое всей системой юридических средств воздействие иа общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей»[12]. Различия автор находит в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные явления, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - не обязательно. Отсюда правовое регулирование означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений[12].

«В результате правовой регуляции формируется правовая основа, определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права. Но сама эта деятельность и достигаемые в процессе ее осуществления результаты содержанием правового регулирования не охватываются и связаны с иными звеньями механизма действия права»[5]. К ним относят информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) и социальный аспекты действия права.

Таким образом, правовое регулирование есть часть правового воздействия, которая характеризуется достижением целей упорядочения общественных отношений, применением конкретных средств регулирования и имеет вполне конкретный, определенный правом, объект. «Под предметом правового регулирования понимаются те разнообразные общественные отношения, которые составляют непосредственный объект юридического воздействия»[1,с.52]. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования[9]. То есть тот круг общественных отношений, который нуждается в правовой регламентации с точки зрения общества и государства, который может быть и должен быть урегулирован. Какие именно эти правоотношения? Здесь у большинства авторов нет единой точки зрения. Лишь с большой долей условности можно выделить сферы регулирования: экономическая, сфера государственного, межгосударственного и муниципального управления, сфера охраны правопорядка, сфера защиты и обеспечения личных неимущественных прав граждан, сфера интеллектуальной собственности и т.д. Все области человеческой жизнедеятельности взаимосвязаны и достигнуть цели упорядочения общественных отношений можно только при комплексном воздействии правовых средств. А что конкретно должно быть урегулировано решается при возникновении реальных жизненных обстоятельств, причин и условий их наступления, которые в совокупности и определяют необходимость правовой регламентации. Хотя, конечно, всегда есть ограничения для вторжения государства и закона в личную жизнь граждан, в отношения любви, дружбы, веры.

Все исследователи однозначно сходятся в одном: объект правового регулирования -это волевая деятельность людей, поскольку человек наделен разумом и волей. «... право обращено главным образом к воле человека, поскольку именно эта сторона психической деятельности индивида получает непосредственное выражение в его сознательной деятельности»[16]. А кроме того, те общественные отношения регулируются правом, которые можно урегулировать с помощью правового механизма. Юридические средства ограничены и взаимосвязаны. Так, скажем, без нормативного регулирования невозможно и индивидуальное правовое воздействие, потому что оно всегда осуществляется на основе норм права.

В каждом общественном отношении можно выделить элементы, которые подвергаются правовому воздействию. Под элементами (сторонами) общественных

отношений имеются ввиду свойства, которые присущи общественному отношению как явлению объективной реальности и которые находят свое выражение не только непосредственно в поведении людей, но и в положении участников данного общественного отношения, его объектах и внешних условиях его движения[3]. Так, выделяются элементы: 1) поведение отдельных людей или деятельность организаций людей в определенных общественных отношениях; 2) субъекты (определение субъектов права); 3) факты (квалификация юридических фактов); 4) предмет правоотношений (определение предмета правоотношений)[7].

Отдельно следует обратить внимание на такой вид общественных отношений как организационные. В.М. Горшенев среди основных признаков таких отношений выделяет: а) их вспомогательный, служебный характер по отношению к «организуемым» социальным связям; б) они складываются ради реализации «чужого» интереса, заложенного в «организуемых отношениях»; в)они построены на началах субординации и, как правило, имеют иной состав участников, нежели состав участников, связанных с ними «организуемых» отношений[6, с.30]. O.A. Красавчиков следующим образом определяет организационные отношения: «...это такие построенные на началах координации и субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников, либо формирование социальных образований»[10].

Учитывая все вышесказанное, следует сказать, что объект правового регулирования - это общественные отношения, относящиеся к области человеческой жизнедеятельности, имеющие волевой характер; они могут быть урегулированы с помощью юридических средств и ограничены сферой государственных и общественных интересов; в них можно выделить отдельные элементы правового воздействия; разновидностью этих общественных отношений являются организационные отношения; воздействие на них осуществляется в целях их организации и упорядочения.

Однако понятие правового регулирования не исчерпывается приведенным определением. Для достижения целей настоящего исследования важно, что правовое регулирование имеет информационную сущность, то есть представляет собой определенную организацию информационных потоков, разновидность движения информации. Впервые указанная идея в полной мере была раскрыта в труде А. Ф. Черданцева «Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике», где правовое регулирование рассматривается как идеальный процесс воздействия права на общественные отношения. «Спецификой юридической науки является то, что идеальные теоретические объекты отражают, в свою очередь, не только материальный, но и идеальный мир правового регулирования. Объектами отражения и познания юридической науки выступают в числе прочих и идеальные объекты механизма, системы правового регулирования. Правовое регулирование, его элементы (нормы, нормативные акты, индивидуальные решения, права и обязанности и т.д.), также как и наука, - это определенная форма отражения действительности. И в качестве таковой его элементы выступают как идеальные объекты, как формы мысли, иные психические формы, отражающие действительность»[15].

Автор, также как и другие ученые, обязательным признаком правового регулирования называет сознательно-волевой характер. И именно этот признак показывает на такое свойство правового регулирования, как его нематериальность. «Правовое регулирование не может быть отнесено к материальному, вещественному регулированию (к химическому, физическому, механическому и т.п.), наподобие регулирования течения воды в ирригационных, водопроводных системах, движения электротока в электросетях, пара в системах сложных парообразователей и т.д. В правовом регулировании нет воздействия материи на материю. Оно проявляется в воздействии мысли, подкрепленной волей, на сознание мыслящих и волящих субъектов»[15]. Соответственно делается вывод, что поскольку правовое регулирование носит идеальный характер (осуществляется через волю и сознание людей), то элементы механизма правового регулирования в своем большинстве идеальны. И нормы права, и принципы права, и

субъективные права и юридические обязанности и т.д. А, следовательно, можно говорить об идеальности всей правовой системы, «...можно утверждать, что правовая система — это система идеальных объектов: норм права, принципов и оценок правосознания, обобщенных идеальных моментов юридической практики (интерпретационных норм или правоотношений)»[15]. Что же собой представляет этот идеальный мир правового регулирования? Ведь общественные отношения существуют и организуются вполне реально. И вот здесь мы обращаемся к нашим рассуждениям в первой главе. С момента зарождения общества, на заре человечества, что опосредовало сплочение людей, их совместную деятельность? Благодаря чему люди образовывали семьи, торговали, строили города, государства, воевали и праздновали победы? Какой феномен лежит сегодня в начале третьего тысячелетия в основе экономических, политических, культурных процессов глобализации? Информация. Информационные потоки. Информационные отношения. А значит, что в основе отдельных процессов, происходящих в обществе, в основе правового регулирования находится информационная энергия.

«Правовое регулирование - это разновидность движения информации. Здесь мы видим различного уровня и рода «генераторов» информации (правотворческие органы, правоприменяющие и другие субъекты, например, заключающие договор) и рецепторов информации (адресатов)»[15]. Но мы помним, что один из признаков информации -зависимость от материальных объектов и, в первую очередь, зависимость от материального носителя информации. Поэтому только через материальную форму идеальные информационные объекты могут стать доступными для восприятия лицами, участвующими в правовом регулировании. А такой информационной материальной формой для правового регулирования выступает язык.

Таким образом, идеальные объекты как средства правового регулирования выступают в единстве мысли и знака как логико-языковые феномены[15].

Действие механизма правового регулирования на основе информационных процессов удачно раскрывает М.М. Рассолов. Ученый считает, что тот или иной субъект регулирования располагает разнообразными юридическими актами, ведомственными положениями, в которых содержится разнообразная информация о самих регулируемых фактических общественных отношениях, о правоотношениях, о субъективных юридических правах и обязанностях и т.п. В частности, это информация о круге фактических общественных отношений, на которые распространяется действие юридических норм, т.е. о видах регулируемых отношений, и отсюда о субъектах отношений и их юридических правах и обязанностях; информация о содержании поведения людей, на которых распространяется действие юридических норм; информация об обстоятельствах, с наступлением которых связывается возникновение, изменение, а также прекращение возможного или должного поведения. Вся вместе взятая данная информация является специфической «программой», которой руководствуется субъект регулирования.

«При наличии юридических фактов информация об общих требованиях «жесткой программы» субъекта регулирования конкретизируется в правоотношениях как каналах правовой связи.... Открывается возможность для приведения в действие специальных средств обеспечения юридических обязанностей и в случае необходимости — для применения мер принудительного воздействия. Информация доходит до объекта регулирования. После этого происходят акты реализации субъектами своих субъективных юридических прав и обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - воплощается в поведении конкретных лиц. По каналам обратной связи от объекта регулирования к субъекту непрерывно поступает информация о поведении конкретных участников правоотношений, лиц. Субъект регулирования на основе получаемой информации вырабатывает дополнительные воздействия юридического характера на объект, определяет дальнейшее поведение людей»[13].

Так можно сделать вывод об определяющей роли информации в процессе правового регулирования. В данном случае рассмотрен подход к правовому регулированию несколько с иной стороны, чем в начале данной главы, проанализирована сущность этого феномена

правовой общественной жизни, его четко-организованное сочетание идеально сконструированных элементов с необходимыми материальными явлениями окружающего мира.

Правовое регулирование имеет информационную природу, это организация информационных потоков, имеющая целью упорядочить общественные отношения исходя из интересов данного общества и государства. Информационные механизмы сложны и разнообразны. Их задача — взаимодействие с волей и сознанием индивида и социальных групп. Их основание — язык, представляющий собой совокупность смысловых символов и знаковых систем.

Объект правового регулирования — идеальная информационная модель реальных общественных отношений (экономических, управленческих, организационных и т. д.). В процессе правового регулирования эти общественные отношения преобразуются в соответствии с идеальной моделью, установленной государством. Сама информационная модель изменяется, пересматривается в зависимости от реальных потребностей общества, то есть происходит и обратная связь, когда благодаря информационным потокам в обществе, сложившиеся общественные отношения влияют на отдельные компоненты и целые блоки правовой модели. В результате указанный правовой процесс достигает поставленных целей надлежащего упорядочивания общественных отношений.

Учитывая вышесказанное следует заключить, что феномен права как явления — это информационный феномен, многоуровневая информационная система. Право имеет информационную сущность, это информационный механизм регулирования общественных отношений. Нормы, правила поведения - это общеобязательная информация, установленная для физических и юридических лиц. Работа правоприменителя — его интеллектуальная деятельность с информацией. Анализ доказательств, квалификация — обработка информации. Решение по делу — информационное установление. Все правовые механизмы представляют собой определенным образом организованный оборот информации. Правовая наука, изучая эффективность действия права, по существу, рассматривает более совершенные формы движения информации, изменение системообразующих информационных связей в обществе.

Любое общественное отношение - информационно. Люди могут общаться между собой и воспринимать что-то только через информационное опосредование. Но информация может существовать только на материальном носителе. Потому если связью между людьми является информация, то должны быть проводники этой связи. Ими и выступают материальные носители. Также и в праве. Нормы должны быть закреплены в нормативных актах. Правоприменительный процесс облекается в строгую материальную форму. Причем материальная форма понимается здесь в широком смысле, как любые действия человека, совершаемые физически, в том числе и составление письменных документов.

Таким образом, если рассматривать социальное отношение с позиции движения информации, то и право можно анализировать как информационную систему идеального содержания и материальной формы, предназначенную для упорядочивания общественных отношений, представляющую собой организованные процессы создания, обработки и движения специальной правовой информации.

In this article a matter and the principles of legal regulation are dealt. The most important feature of legal regulation in law science is considered to be a purpose of proper and effective regulation of social relations. It is shown that the object of legal regulation is social relations related to the sphere of human life having willed character. It is established that legal regulation has got informational matter so it represents some definite organization of information flows, a variety of information movement. It is concluded what is a definite role of information in the process of legal regulation and also that an object of legal regulation is an ideal information model of real social relations.

The key words: a nature of legal regulations, features of legal regulation, legal regulation - is a kind of information movement, information processes.

Список литературы

1. Алексеев C.C. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве.

Изд-во «Юридическая литература». М., 1966.

2. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. Изд-во «Юридическаялитература». М., 1989.

3. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. Госюриздат. 1961. С. 40-41.

4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. Политиздат. М., 1968. С. 98

5. ГойманВ.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992. С. 56.

6. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. Изд-во «Юридическая литература». М., 1972.

7. Кнапп В. По поводу дискуссии о системе права // Советское государство и право. 1957. №5. С. 115.

8. Козлов Ю.М. Некоторые теоретические вопросы управления как социальной функции // Вестник МГУ. Право. 1968. № 2. С. 15.

9. Коллектив авторов. Теория государства и права. Учебник под ред. Корельского В.М., ПереваловаВ.Д. Изд-во «Норма». 2000. С. 264-267.

10. Красавчиков O.A. Гражданские организационно-правовые отношения // Советское государство и право. № 10. 1966. С. 53.

11. ЛуневА.Е. Правовые проблемы науки управления // Советское государство и право. 1966. № 12. С. 36.

12. Малъко A.B. Стимулы и ограничения в праве. Изд-во Саратовского ун-та. Саратов, 1994. С. 10.

13. Рассолов М.М. Проблемы управления и информации в области права. Изд-во «Юридическая литература». М., 1991. С. 42-43.

14. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. Изд-во «Юридическая литература». М., 1974. С. 102.

15. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. УИФ «Наука». 1993. С. 5-9.

16. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. Госюриздат. М., 1961. С. 26.

Об авторе

Родина Т.Ю. - Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.