Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ '

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / административная ответственность / правонарушение / коррупционное административное правонарушение / corruption / anti-corruption / administrative responsibility / offense / corruption administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Голоманчук Эйда Владимировна, Каюшникова Юлия Евгеньевна

данная статья посвящена проблеме определения отдельных особенностей административной ответственности за коррупционные правонарушения. В исследовании приведены ключевые моменты, позволяющие определить сущность данного института и его основные элементы, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Голоманчук Эйда Владимировна, Каюшникова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION OFFENSES

this article is devoted to the problem of determining certain features of administrative responsibility for corruption offenses. The study presents the key points that make it possible to determine the essence of this institution and its main elements, as well as formulated proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ »

DOI 10.47643/1 B15-1337_2O23_11_12O УДК 342.9B

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ THE CONCEPT AND FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

FOR CORRUPTION OFFENSES

АСТАФУРОВА Ольга Анатольевна,

кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400005, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Гагарина, В. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru;

ГОЛОМАНЧУК Эйда Владимировна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400005, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Гагарина, B. E-mail: golomachuk-ev@ranepa.ru;

КАЮШНИКОВА Юлия Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400005, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Гагарина, B. E-mail: kayshnikova@yandex.ru;

ASTAFUROVA Olga Anatolyevna,

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Information Systems and Mathematical Modeling Volgograd Institute of Management - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». Volgograd, 4OOOO5, Russia, region. Volgogradskaya, Volgograd, Gagarina str., B. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru;

GOLOMANCHUK Ada Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department of Theory of Law and State-legal Disciplines

Volgograd Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». Volgograd, 4OOOO5, Russia, region. Volgogradskaya, Volgograd, Gagarina str., B. E-mail: golomachuk-ev@ranepa.ru;

KAYUSHNIKOVA Yulia E.,

Senior Lecturer of the Department of Theory of Law and State-Legal Disciplines

Volgograd Institute of Management - branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». Volgograd, 4OOOO5, Russia, region. Volgogradskaya, Volgograd, Gagarina str., B. E-mail: kayshnikova@yandex.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена проблеме определения отдельных особенностей административной ответственности за коррупционные правонарушения. В исследовании приведены ключевые моменты, позволяющие определить сущность данного института и его основные элементы, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.

Abstract: this article is devoted to the problem of determining certain features of administrative responsibility for corruption offenses. The study presents the key points that make it possible to determine the essence of this institution and its main elements, as well as formulated proposals for its improvement.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, административная ответственность, правонарешение, коррупционное административное правонарушение.

Keywords: corruption, anti-corruption, administrative responsibility, offense, corruption administrative offense.

Для цитирования: Астафурова О.А., Голоманчук Э.В., Каюшникова Ю.Е. Понятие и особенности административной ответственности за коррупционные правонарушения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_120.

For citation: Astafurova O.A., Golomanchuk E. V., Kayushnikova Yu.E. The concept and features of administrative responsibility for corruption offenses //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 120-123. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_120.

Статья поступила в редакцию: 23.10.2023

Административная коррупционная ответственность — это форма ответственности за коррупционные правонарушения, предусмотренная в законодательстве государств на уровне административного правонарушения. Она включает в себя санкции, применяемые в отношении лиц, виновных в коррупционных действиях, вплоть до штрафов, лишения права занимать государственные должности, наложения запретов и других ограничений [1].

Административная ответственность за коррупционные правонарушения — это форма правового регулирования, при помощи которой

государство пресекает коррупционную деятельность и наказывает нарушителей коррупционного законодательства.

Мы считаем, что данный вид ответственности применим исключительно к должностным лицам и лицам, обладающим публичным статусом.

Под должностным лицом в законодательстве России понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицом, обладающим публичным статусом, мы считаем правильным понимать также и лиц, включённых в перечень тех, кто предоставляет сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - например, главных врачей учреждений здравоохранения, директоров школ, руководителей учреждений культуры, лиц, находящихся в управлении государственными корпорациями и т. п.

Нормы российского права не раскрывают в единой дефиниции административного правонарушения коррупционной направленности, поэтому мы не можем, опираясь на текст закона, сказать, какие именно правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее также - КоАП РФ), стоит относить к коррупционным.

Доктрина аналогично не пришла к единому мнению и позиции учёных разделились.

В соответствии с первым подходом, который мы бы назвали наиболее распространённым, в КоАП РФ есть лишь две статьи, устанавливающие административную коррупционную ответственность - 19.28 и 19.29, которые были введены федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». То есть, данные нормы были внесены в КоАП РФ как раз с принятием антикоррупционного законодательства.

Второй подход предполагает расширенный подход к оценке коррупционной природы административного правонарушения и предлагает систему критериев для их выявления - выдвигает критерии, зависимость от подкупа и иной личной заинтересованности, аналогичное с уголовным использование должностного (служебного) положения, нарушение порядка и системы государственного управления и иные [2].

Третий подход предполагает внесение в КоАП РФ новых составов правонарушений коррупционного характера различного спектра. Мы также считаем, что можно выделить отдельную главу в нормах КоАП РФ, установить там охраняемые законом антикоррупционные интересы общества и государства, скорректировать и закрепить административную ответственность за типичные административные коррупционные составы. Это мнение разделяют и иные авторы [3].

Так, незаконное получение выгод заключается в принятии вознаграждения или иного рода выгод в отношении принятия решений, выдачи разрешений и лицензий, проведении аукционов и торгов и т.д.

Злоупотребление властью связано с принятием отдельными должностными лицами управленческих решений в своих личных интересах, а не в интересах государства и общества.

Нарушение процедуры закупок связаны чаще всего с нарушением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и, как правило, наиболее часто встречаются следующие виды коррупционных деяний:

1) искусственное ограничение конкуренции при проведении государственных закупок строительных работ;

2) злоупотребления при определении стоимости закупаемой продукции с целью обеспечения личной выгоды заказчика;

3) незащищенность подрядчика от произвола заказчика на стадии исполнения контракта;

4) расчеты с подрядчиком за невыполненные работы.

Часто в план закупочной деятельности включаются закупки:

- дорогостоящих нестандартных / уникальных товаров, работ и услуг, «справедливую» цену которых сложно рассчитать;

- ТРУ, требующихся на постоянной / массовой основе;

- «предметов роскоши».;

Нарушение правил строительства связано с нарушением правил и требований в строительстве зданий, домов, объектов инфраструктуры и т.д.

Типично к коррупционным административным составам относятся:

а) отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

б) использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45 КоАП РФ);

в) предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков

(ст. 7.31 КоАП РФ);

г) нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ст. 7.31.1 КоАП РФ);

д) нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ);

е) осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);

ж) ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ);

з) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 Ко-

АП РФ);

и) нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ);

к) нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ);

л) нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ);

м) нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

н) непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса (ст. 19.8.1 КоАП РФ);

о) нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП

РФ);

п) незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и т. п.

Особенности правового регулирования административной ответственности за коррупционные правонарушения различаются в каждой стране в зависимости от законодательства и условий, в которых существует данное правонарушение [4]. Тем не менее, все они направлены на обеспечение борьбы с коррупцией и защиту интересов граждан.

Базово принципы административной коррупционной ответственности включают в себя следующие:

• законность - санкции должны быть применяемы в рамках закона и не должны противоречить конституционным положениям, правам и свободам граждан;

• объективность - ответственность должна основываться на фактах, доказанных в соответствии с законодательством;

• пропорциональность - санкции должны быть пропорциональны тяжести правонарушения;

• справедливость - ответственность должна быть назначена справедливо, без привилегий, на основе доказательств и без дискриминации.

Необходимо выделить и охарактеризовать элементы административной коррупционной ответственности:

1. Противоправность действий, которые считаются коррупционными и нарушают законодательство - нарушение норм, установленных в КоАП РФ и законодательстве субъектов России об административной ответственности.

2. Виновность нарушителя, которая должна быть доказана в соответствии с законодательством - коррупционные административные правонарушения традиционно характеризуются умышленной формой вины и прямым умыслом [5].

3. Наличие санкции, которая должна быть предусмотрена законодательством (указанным выше) в отношении конкретных видов коррупционных нарушений.

4. Процесс применения санкций, который должен осуществляться в соответствии с законодательством и с соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

Кроме того, административная коррупционная ответственность направлена на борьбу с коррупционными правонарушениями, защиту справедливости и сохранение законности в государстве. Она играет важную роль в снижении уровня коррупции и укреплении демократических институтов в государстве.

Для совершенствования процедуры привлечения к административной коррупционной ответственности можно применять различные способы и направления. Профилактика коррупционных проявлений может быть достигнута через пропаганду среди государственных и муниципальных служащих и органов власти, внедрение навыков этики и социальной ответственности.

Развитие системы контроля коррупционных проявлений включает в себя создание более эффективных механизмов контроля, использование технологий для следования за чистыми процедурами закупок и более жесткие требования по проверке деклараций [6].

Регулирующая функция системы государственных закупок проявляется также в таком принципе контрактной системы, как принцип обеспечения конкуренции. Открытая конкуренция выступает действенным инструментом борьбы с коррупцией, одновременно позволяющим в наибольшей степени повысить эффективность системы закупок.

Усиление наказания за совершение коррупционных административных правонарушений также целесообразно - может быть назначен

не только штраф, но и дисквалификация, лишение права занимать определенные должности, применены последующие меры дисциплинарной ответственности.

Необходимо создание системы вознаграждений и поощрений - введение механизмов вознаграждения для лиц, которые сообщили об актах коррупции, а также общественного мониторинга и эффективной работе государственных и муниципальных служащих.

Способы выявления коррупционных правонарушений могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Но наиболее эффективными способами могут быть прослушивание телефонных переговоров и контроль переписки, видеонаблюдение, выполнение оперативно-розыскных мероприятий, проверка сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении публичных лиц, а также использование полицейских и конфиденциальных источников информации.

Итак, административная антикоррупционная ответственность — это вид юридической ответственности, налагаемой на лиц, обладающих публичным статусом за нарушения антикоррупционного законодательства, совершенные в рамках их должностных полномочий.

Роль административной антикоррупционной ответственности заключается в предотвращении коррупции в государственных структурах и защите общественных интересов. Эта ответственность является дополнением к уголовной и гражданской ответственности, и направлена на обеспечение эффективности антикоррупционной политики государства.

Кроме того, административная антикоррупционная ответственность позволяет эффективно бороться с коррупционными проявлениями на различных уровнях государственной власти, начиная от муниципальных и заканчивая федеральными.

Таким образом, административная антикоррупционная ответственность играет ключевую роль в борьбе с коррупцией и способствует укреплению правовой культуры в обществе.

Библиография:

1. Васильев К.А., Гимадинова К.Р., Идрисова А.А. Административная ответственность за коррупционные правонарушения // Интернаука. - 2022. -№ 19-7 (242). С. 27-28.

2. Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право 2015. - № 5 (89). -С. 460-468. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.5.12588

3. Ильиных Л.В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 5 (57). С. 9-13.

4. Назаренко А.Е., Павлов Н.В. Административная ответственность за совершение правонарушений коррупционной направленности // Синергия Наук. - 2019. - № 42. С. 931-935.

5. Юлуева О.Ф. Административная ответственность за коррупционные нарушения правового характера// Евразийская юридическая конференция. сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. - 2018. С. 207-209.

6. Голоманчук Э. В., Яготинцева Т . Ю., Астафурова О. А. Некоторые проблемы предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими и пути их решения // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). С. 249-254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Vasiliev K.A., Gimadinova K.R., Idrisova A.A. Administrative responsibility for corruption offenses. // Internauka. - 2022. - № 19-7 (242). P. 27-28.

2. Ili S.K. Administrative offenses of corruption orientation. // Administrative and Municipal Law 2015. -5 (89). - pp. 460-468. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.5.12588

3. Ilyinykh L.V. Administrative responsibility for corruption offenses in the Russian Federation. // Skif. Questions of student science. - 2021. - № 5 (57). Pp. 9-13.

4. Nazarenko A.E., Pavlov N.V. Administrative responsibility for committing corruption-related offenses. // Synergy of Sciences. - 2019. - No. 42. pp. 931-935.

5. Yuluyeva O.F. Administrative responsibility for corruption violations of a legal nature// Eurasian Legal Conference. collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor Gulyaev Herman Yurievich. - 2018. pp. 207-209.

6. Golomanchuk А. V., Yagotintseva T. Yu., Astafurova O. A. Some problems of providing information on income, expenses, property and property obligations by state civil servants and ways to solve them // Business. Education. Right. - 2019. - № 3 (48). Pp. 249-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.