Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Яготинцева Татьяна Юрьевна, Астафурова Ольга Анатольевна

В статье раскрываются отдельные мероприятия, связанные с формированием у государственных гражданских служащих негативного отношения к коррупции, нетерпимости коррупционных проявлений и закреплением системы знаний и умений в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Яготинцева Татьяна Юрьевна, Астафурова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND OTHER EVENTS AIMED AT ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STATE CIVIL SERVANTS

The article reveals some measures related to the formation of a negative attitude towards corruption among state civil servants, intolerance of corruption manifestations and the consolidation of a system of knowledge and skills in the field of combating corruption.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_261 УДК 342.553, 342.9, 332.025

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ1 ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND OTHER EVENTS AIMED AT ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STATE CIVIL SERVANTS

ГОЛОМАНЧУК Эйда Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400066, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Гагарина, 8. E-mail: golomachuk-ev@ranepa.ru;

ЯГОТИНЦЕВА Татьяна Юрьевна,

заведующий сектором профилактики коррупционных правонарушений отдела по противодействию коррупции аппарата Губернатора Волгоградской области.

Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9. E-mai l : T_Yagoti nceva@volganet.ru;

АСТАФУРОВА Ольга Анатольевна,

кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационных систем и математического моделирования Волгоградского института управления - филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 400066, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Гагарина, 8. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru;

Golomanchuk Ada Vladimirovna,

candidate of jurisprudence, associate professor department of constitutional and administrative Law

of the Volgograd Institute of Management - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation». 400066, Russia, Volgograd region, Volgograd, Gagarina str., 8. E-mail: golomachuk-ev@ranepa;

Yagotintseva Tatiana Yurievna,

Head of the Corruption Offenses Prevention Sector of the Anti-Corruption Department of the Office of the Governor of the Volgograd Region. Russia, Volgograd region, Volgograd, V.I. Lenin Ave., 9. E-mai l : T_Yagoti nceva@volganet. ru ;

Astafurova Olga Anatolyevna,

Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Information Systems and Mathematical Modeling Volgograd Institute of Management - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation» Volgograd. 400066, Russia, Volgograd region, Volgograd, Gagarina str., 8. E-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru

Краткая аннотация. В статье раскрываются отдельные мероприятия, связанные с формированием у государственных гражданских служащих негативного отношения к коррупции, нетерпимости коррупционных проявлений и закреплением системы знаний и умений в сфере противодействия коррупции.

Abstract. The article reveals some measures related to the formation of a negative attitude towards corruption among state civil servants, intolerance of corruption manifestations and the consolidation of a system of knowledge and skills in the field of combating corruption.

Ключевые слова: антикоррупционное обучение, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное мышление.

Keywords: anti-corruption training, anti-corruption policy, anti-corruption, anti-corruption thinking

Дата направления статьи в редакцию: 21.01.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378[1], установил систему взаимосвязанных действий и организационных мероприятий по минимизации коррупции в нашей стране.

Важность данного направления отечественной антикоррупционной политики обусловлена тем, что поведение государственных и муниципальных служащих, соблюдение ими установленных в целях противодействия коррупции требований, а также запретов и ограничений, напрямую влияет на результативность выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления присущих им функций. Нарушение служащими антикоррупционных норм может подорвать доверие населения к власти и чиновникам, что в свою очередь затруднит

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16119 «Формирование антикоррупционной среды в органе государственной и муниципальной власти путем внедрения информационно-аналитической системы «Методика и тактика противодействия коррупции для государственных и муниципальных служащих».

осуществление государственными и муниципальными органами их функций, поскольку взаимодействие с гражданами и получение обратной связи являются одним из основных элементов эффективной управленческой деятельности.

В числе прочих просветительских мероприятий для государственных и муниципальных служащих распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 2884-р[2] предусмотрена организация семинаров-практикумов на антикоррупционную тематику. Рекомендации относительно порядка, сроков проведения, а также содержания такого рода мероприятий изложены в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. №18-2/10/2-1490[3]. В частности, Минтрудом России рекомендовано в первый месяц после поступления лица на службу проводить с ним обязательный вводный семинар с целью ознакомления и детальной характеристики основных положений законодательства о государственной гражданской (муниципальной) службе и о противодействии коррупции для формирования у нового служащего соответствующей модели поведения, а также предотвращения возможных правонарушений.

Подобного рода мероприятия проводятся во всех органах исполнительной власти Волгоградской области. Так, в аппарате Губернатора Волгоградской области отделом по противодействию коррупции ежемесячно организуются семинары-совещания для вновь назначенных государственных гражданских служащих, на которых их информируют об установленных ограничениях и запретах на государственной гражданской службе, разъясняют требования антикоррупционного законодательства, предлагают для ознакомления специально разработанные методические материалы по вопросам получения государственными служащими подарков, урегулирования конфликта интересов, возможности выполнения иной оплачиваемой работы, информирования о замеченных фактах коррупции и т.д.

Помимо этого Минтруд России рекомендует не реже одного раза в год проводить регулярные семинары по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим большинство государственных служащих, а также специальные семинары в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции для разъяснения служащим содержания новелл и особенностей их реализации на практике. Органами исполнительной власти Волгоградской области такие семинары проводятся регулярно, а также организуются лекции для государственных гражданских служащих с привлечением преподавателей высших учебных заведений[4]. Кроме того, отделом по противодействию коррупции аппарата Губернатора Волгоградской области ежегодно проводятся семинары-совещания для работников кадровых подразделений органов исполнительной власти региона, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, с участием представителей прокуратуры области для освещения законодательных новелл и формирования единообразной практики правоприменения новых нормативных положений.

Для установления необходимости организации семинара по наиболее проблемным вопросам применения законодательства о противодействии коррупции и государственной гражданской службе, а также в целях осуществления контроля знаний основных антикоррупционных норм органами исполнительной власти Волгоградской области ежегодно проводится тестирование государственных служащих[5-6].

В органах исполнительной власти Волгоградской области регулярно осуществляется актуализация вопросов тестирования в соответствии с изменениями законодательства.

Указанные выше виды просветительской работы предполагают организацию групповых мероприятий с участием как минимум нескольких служащих. Что касается индивидуальной работы со служащими, то по рекомендациям Минтруда России следует проводить беседы с государственными служащими при увольнении с государственной гражданской службы при условии, что эти должности находятся в специальном перечне. В ходе такой беседы государственному служащему следует разъяснить ограничения, связанные с его последующим трудоустройством, а также предоставить ему соответствующие методические материалы и контактную информацию кадрового подразделения органа власти для направления уведомления по последнему месту службы о заключении трудового или гражданско-правового договора[7].

Необходимость и значимость таких бесед неоднократно подчеркивались в частности представителями прокуратуры Волгоградской области на проводимых ежегодно совещаниях с органами исполнительной власти Волгоградской области.

В кадровой практике государственных органов более широко распространены формы индивидуальной работы со служащими, в частности индивидуальные беседы проводятся также с лицами, впервые поступившими на государственную гражданскую службу. В некоторых регионах России, например, в Мурманской[8], Оренбургской[9] областях, органами исполнительной власти разработаны методические рекомендации по проведению индивидуальных профилактических бесед с государственными служащими, впервые поступившими на государственную гражданскую службу.

Структура такой беседы включает в себя разъяснение основных антикоррупционных обязанностей служащих, информирование о системе контроля соблюдения служащим норм законодательства, а также о мерах ответственности за совершение правонарушений. Так, например, следует разъяснять о недопустимости наличия у отдельной группы служащих счетов за пределами России[10] или же доступно описать систему контроля над расходами служащих и членов их семьи[11].

Интересный формат индивидуальных занятий с государственными служащими активно внедряется в работу отделом по противодействию коррупции аппарата Губернатора Волгоградской области. На таком занятии помимо прочего служащему предлагается выбрать верный вариант поведения в смоделированной коррупциогенной ситуации, которая может возникнуть в период прохождения им государственной гражданской службы.

Таким образом, в деятельности по антикоррупционному просвещению государственных гражданских служащих органами исполнительной власти используются групповые формы работы, такие как семинары, лекции, и индивидуальные беседы, проводимые со служащими в обязательном порядке при поступлении и увольнении с государственной гражданской службы. Оценивая указанные виды работ с точки зрения

Административное право; административный процесс

эффективности, необходимо отметить, что групповые формы просветительской работы позволяют охватить в кратчайшие сроки большее количество служащих, а также экономят временные и кадровые ресурсы, в связи с чем более широко применяются на практике. Вместе с тем, при проведении занятия с государственным служащим в формате «один на один» можно учесть его индивидуальные особенности восприятия информации, грамотно выстроить план и формат беседы, чем добиться более полного усвоения служащим необходимого материала. Кроме того, на индивидуальном занятии служащий с большей вероятностью задаст все интересующие его вопросы относительно применения норм антикоррупционного законодательства, а также его действий в спорной ситуации, нежели на групповом семинаре, где может постесняться это сделать.

С учетом изложенного, на наш взгляд, для достижения целей формирования у государственного служащего устойчивого убеждения о недопустимости совершения в процессе служебной деятельности действий (бездействия) коррупционного характера и соответствующей этике службы модели поведения целесообразно проводить индивидуальные занятия.

Кроме того, для повышения эффективности данного вида просветительской работы с государственными служащими, с нашей точки зрения, необходимо обратить внимание на содержательную сторону таких индивидуальных занятий.

Усвоению и запоминанию той или иной информации наиболее способствует моделирование типичных ситуаций, в которых такая информация должна быть использована. В связи с этим считаем целесообразным включить в индивидуальные занятия, проводимые с государственными гражданскими служащими, помимо общей информации об установленных ограничениях, запретах и требованиях на государственной службе, решение ситуативных задач. Данные задачи должны моделировать конфликтные, спорные и неоднозначные ситуации, которые могут возникнуть в процессе прохождения службы и провоцировать нарушения законодательства о противодействии коррупции и государственной службе. Анализируя условия поставленной зачади и принимая то или иное решение, служащий вырабатывает необходимо верную модель поведения в коррупциогенной обстановке. Также для повышения эффективности таких занятий следует использовать интерактивные методы обучения и, по возможности, мультимедийные средства представления информации.

Также представители прокуратуры Волгоградской области обращают внимание на необходимость тщательно разъяснять поступившим на государственную службу лицам их обязанность уведомлять представителя нанимателя о склонении к коррупционным правонарушениям.

Высокая латентность коррупционных правонарушений обусловлена в том числе и тем, что люди, к которым так или иначе обращались за помощью в совершении или подготовке указанных деяний, предпочитают не сообщать об этом. Причин тому множество от нежелания «поднимать шум» и привлекать к себе внимание до страха допустить ошибку и обвинить человека в том, чего тот не замышлял. Государственные служащие, как представители органов государственной власти наиболее подвержены давлению со стороны лиц, имеющих корыстный интерес в той или иной управленческой сфере. Неисполнение служащим обязанности по уведомлению представителя нанимателя о склонении к коррупционному правонарушению лишь способствует обострению коррупциогенности ситуации.

В связи с этим, необходимо систематически начиная с первого профилактического занятия с вновь назначенным служащим и при проведении последующих просветительских мероприятий формировать у него стойкое убеждение в недопустимости совершения коррупционных проступков, а также стремление к искоренению коррупции на государственной гражданской службе[12].

С учетом изложенного следует отдельно подчеркнуть важность именно «живых» занятий с государственными гражданскими служащими в свете рекомендаций Минтруда России. Так, в качестве дополнительного инструмента антикоррупционного просвещения служащих Минтрудом России предложено проводить индивидуальные консультации по возникающим у служащих вопросам на внутреннем интернет-портале с использованием специально выделенного адреса электронной почты, а также посредством онлайн конференций со всеми желающими служащими. Вместе с тем, нельзя забывать, что передачи информации посредством электронных систем без прямого личностного взаимодействия не гарантирует полного восприятия и верного понимания передаваемых сведений. Кроме того, такой способ не позволяет объективно оценить уровень знаний служащего, потому применяться может исключительно как дополнительный ресурс для обеспечения проведения просветительских мероприятий, но не в качестве основного.

Для достижения поставленных целей профессионального развития служащих в современных условиях следует прибегать к использованию информационных технологий, позволяющих осуществлять дистанционное обучение. Анализ информационных ресурсов в сети Интернет показывает, что в настоящее время существует достаточное количество образовательных курсов, в том числе по антикоррупционной тематике, которые доступны для ознакомления практически в любое время. В силу данных обстоятельств, наряду с обучающими мероприятиями, организованными непосредственно кадровой службой государственного органа, в котором служащий проходит государственную гражданскую службу, возрастает значение самообразования государственных гражданских служащих, поскольку постоянное совершенствование уровня профессиональных знаний является обязанностью служащего.

Библиогра фия:

1. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 02.07.2018, № 27, ст. 4038.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 2884-р «Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2018, N 53 (часть II), ст. 8740.

3. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. №18-2/10/2-1490 // URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/6.

4. Голоманчук Э.В. Обучение основам противодействия коррупции посредством внедрения информационно-аналитической системы «Методика и тактика противодействия коррупции для государственных и муниципальных служащих» / Э.В. Голоманчук, О.А. Астафурова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 54-57. - ISBN 978-5-907411 -59-3. doi:10.31483/r-99208

5. Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.09.2018 N 622 (ред. от 12.04.2019) «Об утверждении Программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2018 - 2020 годы» // «Волгоградская правда», N 109, 21.09.2018.

6. Постановление Губернатора Волгоградской области от 28.12.2020 N 825 (ред. от 21.09.2021) «Об утверждении Программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2021 - 2024 годы» // «Волгоградская правда», N 6, 22.01.2021.

7. Мохов А.Ю. О правовых средствах предотвращения профессиональных деформаций правосознания работников следственных органов // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 11. С. 444-446.

8. Методические материалы по проведению индивидуальных профилактических бесед с лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Мурманской области, о необходимости соблюдения требований к служебному поведению, ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, существующих механизмах антикоррупционного контроля и ответственности за коррупционные правонарушения // https://apparat.gov-murman.ru/upload/iblock/295/indprofbeseda.pdf.

9. Методические рекомендации проведения индивидуальных профилактических бесед с государственными гражданскими служащими министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области о необходимости соблюдения требований к служебному поведению, ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе, существующих механизмах антикоррупционного контроля и ответственности за коррупционные правонарушения // http://www.minkontrol.orb.ru/docs/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B.pdf.

10. Каюшникова Ю.Е. Отдельные особенности правового регулирования запрета открывать счета в иностранных банках в аспекте противодействия коррупции // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. - 2021. - № 1 (24). С. 267 - 271.

11. Голоманчук Э. В., Яготинцева Т. Ю., Астафурова О. А. Отдельные проблемы правового регулирования процесса осуществления контроля над расходами должностных лиц в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 243—250. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.361.

12. Use of modern information technologies for countering corruption in the executive authorities / O. A. Astafurova, A. S. Borisova, E. V. Golomanchuk, T. Y. Yagotinsteva // International Journal of Information and Education Technology. 2020. Vol. 10. No. 3. Pp. 209—214. DOI: 10.18178/ijiet.2020.10.3.1365.

References (transliterated):

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.06.2018 № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018 - 2020 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 02.07.2018, № 27, st. 4038.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21.12.2018 N 2884-r «Ob utverzhdenii kompleksnogo plana prosvetitel'skih meropriyatij, napravlennyh na sozdanie v obshchestve atmosfery neterpimosti k korrupcionnym proyavleniyam, v tom chisle na povyshenie effektivnosti antikorrupcionnogo prosveshcheniya, na 2019 - 2020 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.12.2018, N 53 (chast' II), st. 8740.

3. Pis'mo Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 19 marta 2013 g. №18-2/10/2-1490 // URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/6.

4. Golomanchuk E.V. Obuchenie osnovam protivodejstviya korrupcii posredstvom vnedreniya informacionno-analiticheskoj sistemy «Metodika i taktika protivodejstviya korrupcii dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashchih» / E.V. Golomanchuk, O.A. Astafurova // Pedagogika, psihologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike : mate-rialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 30 iyulya 2021 g.) / redkol.: ZH.V. Murzina [i dr.] - CHeboksary: ID «Sreda», 2021. - S. 54-57. - ISBN 978-5-907411-59-3. doi:10.31483/r-99208

5. Postanovlenie Gubernatora Volgogradskoj oblasti ot 11.09.2018 N 622 (red. ot 12.04.2019) «Ob utverzhdenii Programmy protivodejstviya korrupcii v Vol-gogradskoj oblasti na 2018 - 2020 gody» // «Volgogradskaya pravda», N 109, 21.09.2018.

6. Postanovlenie Gubernatora Volgogradskoj oblasti ot 28.12.2020 N 825 (red. ot 21.09.2021) «Ob utverzhdenii Programmy protivodejstviya korrupcii v Volgogradskoj oblasti na 2021 - 2024 gody» // «Volgogradskaya pravda», N 6, 22.01.2021.

7. Mohov A.YU. O pravovyh sredstvah predotvrashcheniya professional'nyh deformacij pravosoznaniya rabotnikov sledstvennyh organov // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 11. S. 444-446.

8. Metodicheskie materialy po provedeniyu individual'nyh profilakticheskih besed s licami, zameshchayushchimi dolzhnosti gosudarstvennoj grazh-danskoj sluzhby Murmanskoj oblasti, o neobhodimosti soblyudeniya trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu, ogranichenij i zapretov, predusmotrennyh zakonodatel'stvom o gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe, sushchestvuyushchih mekhanizmah antikorrupcionnogo kontrolya i otvetstvennosti za korrupcionnye pravonarusheniya // https://apparat.gov-murman.ru/upload/iblock/295/indprofbeseda.pdf.

9. Metodicheskie rekomendacii provedeniya individual'nyh profilakticheskih besed s gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi minister-stva vnutren-nego gosudarstvennogo finansovogo kontrolya Orenburgskoj oblasti o neobhodimosti soblyudeniya trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu, ogranichenij i zapretov, predusmotrennyh zakonodatel'stvom o gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe, sushchestvuyushchih mekhanizmah antikorrupcionnogo kontrolya i otvetstvennosti za korrupcionnye pravonarusheniya // http://www.minkontrol.orb.ru/docs/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D1%8B.pdf.

10. Kayushnikova YU.E. Otdel'nye osobennosti pravovogo regulirovaniya zapreta otkryvaf scheta v inostrannyh bankah v aspekte protivodejstviya korrupcii // Forum. Seriya: gumanitarnye i ekonomicheskie nauki. - 2021. - № 1 (24). S. 267 - 271.

11. Golomanchuk E. V., YAgotinceva T. YU., Astafurova O. A. Otdel'nye problemy pravovogo regulirovaniya processa osushchestvleniya kontrolya nad raskhodami dolzhnostnyh lic v Rossijskoj Federacii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3 (56). S. 243—250. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.361.

12. Use of modern information technologies for countering corruption in the executive authorities / O. A. Astafurova, A. S. Borisova, E. V. Golomanchuk, T. Y. Yagotinsteva // International Journal of Information and Education Technology. 2020. Vol. 10. No. 3. Pp. 209—214. DOI: 10.18178/ijiet.2020.10.3.1365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.