Понятие и основы подготовки сотрудников правоохранительных органов при ликвидации чрезвычайных происшествий, связанных
В. С. Спиркин
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы понимания терроризма, в том числе и международного, проблемы подготовки сотрудников правоохранительных органов при ликвидации чрезвычайных происшествий, связанных с террористическими акциями, а также психологическое обеспечение решения правоохранительных задач в экстремальных условиях.
Ключевые слова: терроризм, экстремальные условия, стратегия противодействия терроризму, физическая подготовка сотрудников, психофизиологическая подготовка сотрудников. The summary: in article questions of understanding of terrorism, including international, problems of preparation of law enforcement officers are considered at liquidation of the emergencies connected with acts of terrorism, and also psychological maintenance of the decision of law-enforcement problems in extreme conditions. Keywords: terrorism, extreme conditions, strategy of counteraction to terrorism, physical preparation of employees, psychophysiological preparation of employees.
Терроризм—одна из наиболее опасных форм преступной деятельности. Это явление серьезно дестабилизирует внутригосударственные и международные отношения, являясь, в сущности, источником угрозы для всей современной цивилизации. В законодательстве Россий-
ской Федерации терроризм определен как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [1].
Международный терроризм — это вид терроризма, осуществляемый при поддержке иностранного правительства и (или) организации, направленный против иностранных граждан, организаций или правительств.
Отечественный ученый И.И. Карпец считает, что цель терроризма—нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций и частных лиц, запугивание людей, насилие над ними, физическое уничтожение людей в угоду реакционным взглядам и идеологии, а также получение уголовными элементами или покровительствующими им организациями материальной или иной выгоды. В принципе терроризм всегда имеет международный характер. Польский исследователь Т. Александрович пишет: «Под международным терроризмом понимаются умышленные насильственные акты, наносящие ущерб конкретному аспекту международного правопорядка, объектом которого являются правоотношения в целом» [2].
0128910031010201
Председатель Совета общественной организации «Антитеррор» Ю.Г. Федо-скин справедливо заметил, что сущность терроризма достаточно точно определена в китайской пословице: «Убей одного и напугай тысячу!» [3]
Таким образом, международный терроризм —преступление весьма многообразное по характеру и направленности, тщательно маскируемое теми силами, которые его применяют, затрагивающее такие кардинальные вопросы современности, как мир, свобода и безопасность народов, демократия, права и основные свободы человека. Эти проблемы касаются всех и каждого и являются предметом острейшего идейно-политического противоборства на международной арене.
В условиях новой стратегии противодействия терроризму, определенной антитеррористическим законодательством, актуализировалась проблема профессионального отбора сотрудников правоохранительных органов в подразделения по борьбе с терроризмом. Потери среди сотрудников и бойцов спецподразделений в условиях контртеррористических операций во многом связаны с недостатками и просчетами в системе профессионального отбора и подготовки.
Основы подготовки кандидатов в специальные подразделения по борьбе с террористами требуют учета специфики условий и требований их службы, вариантов контрольных тестов по проверке и оценке интеллектуальных способностей, физической и психологической готовности.
При рассмотрении специальных мер по поддержанию высокой степени состояния боевой готовности сотрудников, отрядов и групп правоохранительных ор-
ганов можно выделить среди них три направления работы [4].
Первое — специальное обучение быстрому реагированию на внезапное обострение обстановки и переходу от повседневного состояния ожидания, готовности к энергичным и эффективным действиям. Такое обучение разумно выделить в отдельный раздел боевой и служебной подготовки сотрудников правоохранительных органов, которых следует обучать:
• знанию всех ситуаций внезапного, неожиданного обострения обстановки и способов действий в них;
• знанию всех хитростей и уловок, используемых преступниками для неожиданного нападения на сотрудников и военнослужащих;
• мерам предосторожности и способам обеспечения личной безопасности;
• применению приемов самозащиты при неожиданном нападении;
• быстрому, опережающему «противника» переводу оружия из обычного положения в положение для немедленного использования;
• стрельбе без обычного прицеливания,
• стрельбе в темноте;
• привычке к неожиданному;
• приемам выхода из критического положения;
• способам самомобилизации и преодоления негативных состояний и т.п.
Для развития у обучаемых профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент уместно использовать моделирование внезапности, высокой скорости действий и изменения обстановки; создание ситуаций, когда нет времени для обычной подготовки и тщательного
планирования предстоящих действий; развертывание внезапных событий на фоне длительных, спокойных, рутинных; введение новых, ранее не встречавшихся на занятиях данной учебной группы усложнений; введение «рваного» темпа действий на занятиях; моделирование внезапных действий «преступников», внезапное появление их соучастников. Следует упорно воспитывать бдительность, не допускать ее снижения, «наказывать» слушателей внезапными вводными за ее послабления. Появление «вторичной беспечности», чрезмерной самоуверенности и самомнения должно пресекаться внезапными вводными.
Развитию находчивости, привычки к непривычному у обучающихся способствует постоянное варьирование условий занятий, обстановки, в которой осуществляются профессиональные действия, частое применение в них элементов новизны, неясности, неизвестности, запутанности, непредвиденности, творческое изменение самим преподавателем плана занятия, если развитие событий пошло по другому пути; комбинирование задач и трудностей.
Второе направление—поддержание постоянной бдительности личного состава и его готовности к любым неожиданностям в повседневной правоохранительной деятельности. Чтобы приучить личный состав к постоянной бдительности и готовности к любым неожиданностям, надо проводить такую работу в течение всей повседневной службы и деятельности. Сила повседневности — в постоянном, непрерывном влиянии ее на персонал, вырабатывающем взгляды, убеждения, привычки, навыки, установки. Поэтому вся организация повседневной службы и деятельности, ее
условия, стиль, управление, отношения и прочее так или иначе сказываются на боевой подготовке персонала (особый настрой на бдительность и боеготовность). В атмосфере жизни и деятельности правоохранительного органа должна звучать нота долга, ответственности, смелости, решительности, непреклонности, быстрого реагирования на изменения обстановки. Полезно повышать роль оценок состояния бдительности и боевой готовности личного состава при всех проверках, оценках, разборах, принятии мер по совершенствованию работы, проведении служебной и боевой подготовки, организации встреч с людьми, побывавшими в «горячих точках».
Пристального внимания заслуживает поддержание бдительности, настороженности и внимания сотрудников правоохранительных органов к активной угрозе со стороны криминальных элементов, заинтересованных в захвате служебного оружия, в устранении препятствий со стороны сотрудников в реализации преступных планов, в устранении тех из них, которые угрожают им разоблачением, в освобождении из-под стражи членов преступных группировок и пр. Бдительность проявляется в слежении за признаками угрозы, ее нарастанием, в их оценках. Для профессиональной бдительности характерно не только внимание, но и умение осуществлять слежение и оценку, что требует специальных знаний, особой внимательности, умения наблюдать и оценивать, чему надо постоянно учить персонал. Повседневные будни порой, при отсутствии особых событий именно в данном правоохранительном органе, в данной службе, с данным сотрудником, притупляют бдительность и не способствуют
поддержанию готовности. Возникает и развивается беспечность—притупление бдительности. Борьба с беспечностью обязана быть предметом специальной заботы. Нужны постоянные психологично построенные инструктажи, регулярные проверки, учебные инсценировки внезапных и дерзких правонарушений, учебные тревоги, информирование обо всех фактах проявления бдительности и готовности другими сотрудниками, принятие дисциплинарных мер, проведение разборов, специальных тренингов бдительности и готовности, обучение способам преодоления отрицательного влияния монотонности, самоконтроля и самомобилизации и др.
Третье направление — обеспечение повышения бдительности и боеготовности сотрудников до высшего уровня в ситуациях обострения обстановки и непосредственных угроз безопасности и жизни людей. Эти меры принимаются руководителями и самими сотрудниками правоохранительных органов непосредственно перед началом действий,если они ожидаются и есть время для какой-то подготовки к ним.
Хорошая подготовка выступает необходимым предварительным условием обеспечения действий работников органов правопорядка, но недостаточным. Нужно, как показывают исследования и опыт, учитывать в ходе действий следующие факты:
• считаться с тем, что не все сотрудники, привлекаемые к решению задач в экстремальных условиях, могут иметь должные качества и подготовленность;
• переход к действиям в экстремальных условиях требует внутреннего перелома, перестройки и культивирования боевого настроя, что тоже в интересах
недопущения промахов требует к себе внимания руководителей;
• никакая подготовка не может предвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, и нужна помощь людям уже в ходе действий;
• даже хороший боевой настрой не может быть постоянным из-за усталости и других причин, и нужны специальные меры по его поддержанию в течение необходимого времени.
Поэтому психологическое обеспечение решения правоохранительных задач в экстремальных условиях осуществляется в виде:
• непосредственной подготовки личного состава перед самым началом действий;
• обеспечения действий в ходе решения задач;
• обеспечения восстановления сил после завершения действий [5].
Основными задачами морально-психологического обеспечения являются:
• доведение до личного состава политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в районах действий, а также решений органов государственной власти и задач, возлагаемых на правоохранительные органы;
• формирование у участников действий чувства высокой ответственности за соблюдение Конституции и законов, выполнение служебного долга и поставленных служебных задач;
• выработка и реализация мер по укреплению служебной дисциплины, законности и правопорядка, обеспечению безопасных условий;
• морально-психологическая и профессионально-психологическая подготовка в ходе специальных занятий, на-
правленная на восстановление натренированности и специальную подготовку к предвидимым условиям;
• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-психологического климата в группах, отрядах, подразделениях, глубокого понимания всеми участниками действий государственной значимости восстановления и поддержания конституционного и правового порядка, необходимости высокой организованности, дисциплины, мужества, стойкости, самоотверженности и взаимной выручки;
• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотравмирующих факторов служебно-боевой деятельности;
• организация психологической помощи находящимся на самых трудных участках работы;
• организация и проведение мероприятий психологического воздействия на участников вооруженного сопротивления;
• проведениереабилитационно-вос-становительных и культурно-досуговых мероприятий.
После получения задания на действия в экстремальных условиях проводится целевая непосредственная психологическая подготовка участников предстоящих действий. С этой целью проводятся занятия по боевой и служебной подготовке, специально тщательно отрабатываются действия, которые придется выполнять в экстремальных условиях. При подготовке, например, мероприятий против террористов, захватчиков заложников предстоящие действия шлифуются до совершенства, причем имитируются всевозможные виды противодействия преступников. Особое внимание
уделяется при этом достижению взаимопонимания в боевых группах, слаженности действий. Проводятся инструктажи, беседы, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, имеющими опыт действий в аналогичных условиях.
Мобилизующе сказывается выполнение подготовительных действий: получение оружия, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и пр. Повышает боевой настрой и передвижение к месту действий, наблюдаемые в ходе его признаки энергичных действий властей, других сил, принимающих участие в событиях, разрушения, бредущие толпы и др. [6]
Особое значение имеет подготовка, рассчитанная на то, чтобы нужный боевой настрой был достигнут минут за пять до начала действий. Личный состав инструктируют, до него доводят точные задачи, знакомят его с последними данными об обстановке, разъясняют порядок и способы действий. Ведется честный и откровенный разговор об ожидаемых трудностях, способах их снижения и преодоления. Укрепляется вера в успех, в дружную работу групп, не допускается возникновение настроений неуверенности. Разъяснение способов действий не ограничивается общими призывами («повысить активность», «принять меры», «приложить максимум усилий»), а сопровождается точными указаниями и советами о том, что, когда, как, почему и с учетом чего делать. Разумны напоминания о долге, законности действий, внимательном отношении к гражданам. Уверенное, твердое и вместе с тем человечное поведение инструктирующего — само по себе сильный морально-психологический фактор.
При физических и психологических нагрузках на учебно-тренировочных занятиях и в боевых действиях у личного состава появляется утомление, снижается надежность выполнения поставленных задач. Чтобы сохранить работоспособность сотрудников, у них необходимо развивать такие физические качества, как выносливость и способность к преодолению чувства страха. Отличным решением для развития этих качеств может послужить такой вид спорта, как «Универсальный Бой». Это молодое направление в спорте, динамично развивающееся благодаря энтузиазму патриотов нашей страны.
В основе подготовки тренирующегося лежат элементы прохождения полосы препятствий, борьбы и ведения поединка в ограниченном пространстве. Полоса препятствий может включать любые участки для тренировки и развития как физических, так и психологических качеств. Так, например, в полосу препятствий «Унибоя» обязательно включены: стрельба из пистолета, метание ножа, преодоление сеточного заграждения. В ведении поединка, или боя, в ринге разрешается наносить любые удары руками и ногами, применять различные приемы борьбы, все то, что может возникнуть при чрезвычайных ситуациях. Если включить «Универсальный Бой» в обязательную подготовку сотрудников правоохранительных органов при ликвидации чрезвычайных происшествий, связанных с террористическими акциями, то этот вид спорта поможет в кратчайшие сроки подготовить бойцов к экстремальным ситуациям, а также повысит их профессиональный уровень, физическую и психологическую подготовку. Если учесть, что «Унибоем» занимают-
ся со школьной скамьи, то можно ясно представить, какой вклад в укрепление работоспособности государства вносят люди, развивая этот вид спорта.
Таким образом, подготовка кандидатов средствами и методами физической подготовки, а именно занятием «Универсальным Боем»—один из главных этапов обучения сотрудников правоохранительных органов при ликвидации чрезвычайных происшествий, связанных с террористическими акциями. Данный аспект обеспечивает эффективность дальнейшего обучения личного состава. В этот период на физическую подготовку выделяется до 30-40 процентов времени, что способствует выработке высоких физических, морально-психологических и боевых показателей.
Помимо этого должна проводиться психофизиологическая подготовка личного состава с учетом того, что ему предстоит выполнять свои обязанности в экстремальных ситуациях и с риском для жизни. Особое внимание необходимо уделять выявлению степени развития различных умственных способностей и их последующей тренировке.
Поиск общих подходов к борьбе с терроризмом длится продолжительное время. В связи с этим необходима единая государственная политика защиты личности, общества и страны от актов терроризма.
Литература:
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-Ф3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. №153-Ф3. О мерах по противодействию
терроризму: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116. О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом: Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. №1167.
2. Александрович Т. Выдача преступников и ее значение в борьбе с международным терроризмом: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1986. С. 17
3. Терроризм—универсальный враг всех государств и правительств (интервью с председателем Совета общественной организации «Антитеррор»
Ю.Г. Федоскиным 17 сентября 2005 r.)//http:// www.chekist.ru/article.
4. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: Метод. рекомендации. М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1995. С. 38-45
5. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава ОВД. М., 1987. С. 22-24
6. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996. С. 31-36.
Новые книги по психологии
Колесникова Г.И. Психодиагностика личности от А до Я. Издательство: Феникс, 2009. 314 с.
Данный сборник является учебным пособием и состоит из двух частей. Теоретической, в которой раскрываются основные принципы психодиагностического исследования, теории личности, этапы ее развития и формирования. И практической, содержащей собственно тесты, применяя которые можно открыть много нового в себе и с удивлением обнаружить, что, возможно, то, что о нас думают окружающие, а не мы сами о себе, близко к истине. Кроме того, в приложении находятся упражнения для снятия стрессовых состояний. Сборник предназначен для всех, кто хочет познать себя и мир в себе, а также для практикующих психологов, социальных и медицинских работников. Сборник также рекомендован в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по специальностям: 030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология», 040101 «Социальная работа»,
А. И. Фролов
040201 «Социология», а также студентов других специальностей, в учебном плане подготовки которых есть дисциплины «Психология», «Психодиагностика», «Социология», «Педагогика».
Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Издательство: Феникс, 2009. 280 с.
В предлагаемой книге представлены результаты исследования взаимоотношений психологических категорий «психическое состояние» и «сознание», проведенных в контексте изучения психосемантики состояний. В исследованиях выявлены общие характеристики семантических пространств психических состояний, динамические особенности, закономерности влияния психических процессов и психологических свойств на семантические пространства состояний, семантические особенности регуляции состояний и др. Книга предназначена психологам, а также всем тем, кто интересуется проблемами психических состояний и ментальности субъекта.