Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий'

Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRAINING / LAW ENFORCEMENT OFFICER / EVENTS / EXTREMISM / TERRORISM / TRAINING PROGRAMS / PERSONAL SECURITY / FOREIGN EXPERIENCE / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старцев Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF TRAINING OF LAW ENFORCEMENT IN PROVIDING PUBLIC SECURITY DURING MASS EVENTS

Domestic and foreign experience of training of law enforcement in providing public security during mass events.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий»

УДК 378

ББК 74 © А.М. Старцев, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Алексей Михайлович Старцев,

начальник кафедры специальной тактики учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: специальная подготовка, сотрудник правоохранительных органов, массовые мероприятия, экстремизм, терроризм, программы обучения, личная безопасность, зарубежный опыт, общественная безопасность.

DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF TRAINING OF LAW ENFORCEMENT IN PROVIDING PUBLIC SECURITY DURING MASS EVENTS

Aleksey M. Starcev,

Head of the Department of Special Tactics Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Domestic and foreign experience of training of law enforcement in providing public security during mass events. Keywords: training, law enforcement officer, events, extremism, terrorism, training programs, personal security, foreign experience, public safety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Старцев А.М. Отечественный и зарубежный опыт подготовки сотрудников правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):263-5.

Существующая тенденция роста преступлений экстремистского и террористического характера в мире в последние годы, зеркальным образом отражается на подготовку и проведения массовых мероприятий: спортивного, культурного и политического направления с участием силовых структур1.

При этом сотрудники правоохранительных органов должны с готовностью отразить возникающие угрозы в период максимального напряжения и решительно действовать для успешного выполнения ими своего профессионального и гражданского долга. Гибель и ранение сотрудников правоохранительных органов при выполнении служебного долга и все возрастающие требования в обществе к проблеме борьбы с преступностью, предопределяют необходимость поиска новых эффективных средств и методов обучения.

1 © 2018 МИА «Россия сегодня» РИА-НОВОСТИ.

Известно, что умение в совершенстве владеть табельным оружием, уверенно применять приемы нападения при задержании и самозащиты, правильно использовать и применять навыки тактической подготовленности, творчески подходить к использованию профессионально-психологической подготовки во многом зависит успешность выполнения поставленных задач.

Одним из подходов к совершенствованию подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе, является поиск эффективных путей и их научное обоснование, на основе требований к служебной деятельности. Существующие проблемы профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов существуют не только в России, но и во многих зарубежных странах. Следует отметить, что учеными и практиками в последние годы предпринимаются активные попытки совершенствования деятельности право-

охранительных органов, в частности сотрудников полиции. В первую очередь уделяется внимание профессиональной направленности при подготовке сотрудника полиции и вопросам обеспечения его личной безопасности. Особое внимание придается оснащению полицейских подразделений специальными средствами и новейшим вооружением.

Например, в США, Англии, Франции, Германии, Испании, Италии и ряде других стран мира, гражданские лица, поступающие на службу в полицию, проходят соответствующий профессиональный отбор. К ним предъявляются высокие требования, прежде всего по показателям развития физических, специальных качеств и функционального состояния, с учетом сложности и трудностей предстоящей профессии. При отборе в оперативные подразделения полиции используются методики тренировок, применяемые в подразделениях специального назначения, которые характеризуются, высокими физическими и психологическими нагрузками, в частности:

1. Прогрессивные методы динамического патрулирования — ADAPT;

2. Специальная подготовка для бойцов — SWAT;

3. Воля к выживанию — Will to survive;

4. Выживание на улице — Survive on the street и другие.

Программы обучения отвечают целому ряду требований обеспечения эффективности работы полицейских и соответствуют реальным условиям работы во всех ситуациях служебной деятельности. Полицейские имеют возможность изучать навыки в течение необходимого количества времени; применять полученные знания в повседневной практике; понимать правовое значение данной программы. Главной задачей данных программ обучения, является обеспечение охраны граждан от различных посягательств и личной безопасности сотрудника правоохранительных органов. Использование эффективной тактики ведения ближнего боя и специальных практических упражнений стрельбы из боевого оружия, позволяют обеспечить безопасность, как окружающих граждан, так и самого полицейского.

Полицейских учат принимать решения с помощью выработки необходимых навыков, моделируя

ситуации, максимально приближенные к реальным условиям практической действительности. Учебный курс по отражению неожиданных нападений и тактическим навыкам, является составной частью общего курса профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Разработчиками учебного курса по отражению нападений, особое внимание уделено необходимости использования в обучении тактическим приемам и необходимым навыкам. Последние события в мире показали, что преступления направленные против личности, общества и государства совершаются под «флагом» запрещенных террористических организаций, преступных группировок, а также преступников-одиночек воодушевленных чуждым обществу идеалов. Поэтому, так важно научить будущего полицейского умению правильно принимать решения в различных экстремальных ситуациях.

В России подготовка сотрудников полиции осуществляется в соответствии со стандартами2 и разработанными программами обучения предназначенные для повышения уровня профессиональной готовности в зависимости от направления подготовки (специальности).

Данные программы определяет структуру и содержание обучения, где целью специальных дисциплин является:

• получение знаний, формирование умений и навыков обеспечения личной и общественной безопасности при выполнении оперативно-служебных задач;

• выработка навыков безопасных действий по пресечению противоправных проявлений с использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

• формирование высокой психофизической работоспособности, использования психофизиологических качеств в обеспечении личной безопасности, развитие умение выявлять риски и угрозы опасности, принимать грамотные решения по их нейтрализации или минимизации.

• совершенствование тактических действий по обеспечению охраны общественного порядка на объектах городской инфраструктуры;

2 ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт утвержденный Министерством образования и науки РФ.

264

Вестник экономической безопасности

№ 3/2018

• совершенствование индивидуальной боевой подготовленности к действиям в экстремальных ситуациях;

• развитие у сотрудников полиции важных психологических, морально-нравственных и деловых качеств, привитие им чувства ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей. Особое внимание уделяется практическим занятиям, где происходит «погружения» обучаемого в моделированные ситуации путем воссоздания жизненных ситуаций.

Необходимо отметить, что качественная подготовка может быть успешной только при современной учебной материальной базе, позволяющей создавать обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Где использование средств, способов и приемов, вызывает у обучаемого высокое внутреннее напряжение, раскрывает возможности в подавлении волнения (страха), проявлять самообладание, мобилизовывает силы в условиях сложившейся обстановки.

Таким образом: для решения задач в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов требуется установить постоянную тренировку личного состава в реалистических условиях, что в дальнейшем будет отвечать самым высоким предъявляемым требованиям к службам правопорядка.

На основании вышесказанного следует, привлекать кандидатов на службу с высокими морально-волевыми качествами:

1) принимать правильные решения;

2) оценивать окружающую обстановку и выполнять сложные задания в экстремальных условиях;

3) обладать высоким уровнем физического и психологического состояния;

4) иметь минимальную подверженность усталости и стрессу.

Все это позволяет создавать предпосылки и изыскивать возможности, при дальнейшем совершенствовании форм и методов подготовки сотрудников правоохранительных органов, к действиям против угроз вооруженного криминального конфликта.

В конечном итоге, специалисты подчеркивают, что конечная задача подготовки сотрудника правоохранительных органов заключается не в уничтожении правонарушителя, а в ликвидации угрозы, исходящей от него.

Создание современных учебно-тренировочных полигонов, имитирующих различные условия оперативно-служебной деятельности, включающие в себя навыки использования характерных особенностей местности, применения боевого оружия, своевременного и правового применения специальных и подручных средств, где задержание правонарушителя происходит в условиях эмоционального и физического напряжения, должны сочетать все компоненты подготовки сотрудника.

ш

И.И. Ординарцев

РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Российское книгоиздание.

Тенденции. Стратегии. Перспективы.

Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.

Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.