Научная статья на тему 'Понятие и основные подходы к оценке потенциала промышленных предприятий'

Понятие и основные подходы к оценке потенциала промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1283
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL ASSESSMENT / ECONOMIC POTENTIAL / MARKET POTENTIAL / PRODUCTION POTENTIAL / FINANCIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелев Олег Михайлович, Турбина Наталья Михайловна

В статье рассмотрены понятие и основные подходы к оценке потенциала промышленных предприятий. Большое внимание уделяется различным аспектам понятия «потенциал предприятия». Проводится разносторонний анализ публикаций по проблеме оценки потенциала промышленных предприятий за большой период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шепелев Олег Михайлович, Турбина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND THE MAIN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF CAPACITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In article the concept and the main approaches to an assessment of capacity of the industrial enterprises are considered. Much attention is paid to various aspects of concept «capacity of the enterprise». The versatile analysis of publications on a problem of an assessment of capacity of the industrial enterprises for the big period of time is carried out.

Текст научной работы на тему «Понятие и основные подходы к оценке потенциала промышленных предприятий»

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

О. М. ШЕПЕЛЕВ, Н. М. ТУРБИНА

В статье рассмотрены понятие и основные подходы к оценке потенциала промышленных предприятий. Большое внимание уделяется различным аспектам понятия «потенциал предприятия». Проводится разносторонний анализ публикаций по проблеме оценки потенциала промышленных предприятий за большой период времени.

Ключевые слова: оценка потенциала, экономический потенциал, рыночный потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал.

Для определения понятия «потенциал предприятия» следует в первую очередь отметить, что предприятие, являясь одной из форм организации со всеми присущими ей особенностями и характеристиками, с точки зрения теории современной экономической науки является открытой экономической системой, которую можно описать системой, т. е. связанного множества бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции [8]. При этом под продукцией понимаются товары, работы, услуги. Поэтому, по сути, бизнес-системой может считаться предприятие в целом, определенные структурные подразделения или группы подразделений, ориентированные на однотипные процедуры. Это позволяет говорить о понятии потенциала предприятия как организации.

Опираясь на особенности определения потенциала в сфере естественных наук и обратившись к толкованию понятия «потенциала» от латинского слова «potеntia», предполагается рассматривать основную характеристику потенциала предприятия как атрибут бизнес-системы.

Соотнося структурные элементы потенциала и организации, представляемой в качестве системы взаимосвязанных элементов (персонал, процессы производства, процессы передачи / получения информации, процессы управления финансовыми ресурсами и пр.), нетрудно заметить большую схожесть элементов. Именно это позволяет заключить, что потенциал является одной из атрибутивных, т. е. неотъемлемых характеристик организации.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. вышло много публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал». В большинстве работ отмечается важность изучения проблем оценки

потенциала и указывается на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского. В словаре иностранных слов И. А. Васюковой приводится толкование термина как мощь, сила [13]. В Большой советской Энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «... средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3].

Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую ее проработку на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей [15].

Основная масса публикаций по теории потенциалов посвящена такому оценочному показателю, как экономический потенциал предприятия.

Л. И. Самоукин считает, что экономический потенциал необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественноэкономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, трудовыми коллективами, а также управленческим аппаратом предприятия, организации, отраслей народного хозяйства в целом по поводу полного использования их способностей к созданию материальных благ и услуг [12]. В дан-

ном определении, на наш взгляд, подчеркнута достаточно важная черта экономического потенциала. Однако экономический потенциал в равной степени зависит от уровня развития производственных сил.

В трудах О. В. Козлова дается определение экономического потенциала как экономические возможности страны, зависящие от уровня развития производительных сил и производственных отношений, наличия трудовых и производственных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма [14]. В данном определении не указывается, однако, о каких конкретно экономических возможностях идет речь.

Ряд публикаций по теории потенциалов посвящен такому оценочному показателю, как рыночный потенциал предприятия, однако четкого и ясного представления о структуре рыночного потенциала предприятия пока также не дано.

Анализ существующих подходов к определению сущности «потенциала» и методик оценки потенциала позволяет сделать вывод о том, что при определении сущности понятия «потенциал» большинство авторов исходят из того, что потенциал организации - величина статическая в силу того, что анализ базируется на ретроспективных данных (например, данных финансовой и статистической отчетности, пояснительной записки к годовому отчету и др.). Иной подход представлен в работах В. А. Гончарука [4, 5], который предполагает оценивать потенциал организации для разработки и дальнейшего совершенствования стратегии организации с целью ее развития. Такой подход в большей степени отвечает целям оценки потенциала при принятии каких-либо управленческих решений, в частности, решений об инвестировании в данное предприятие. Следовательно, можно говорить о том, что потенциал предприятия - это его динамическая характеристика.

Несмотря на разнообразие интерпретаций рассматриваемого понятия, можно отметить ряд моментов, присущих большинству подходов [11].

1. В структуре рыночного потенциала отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении предприятия. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных (производственно-технических) ресурсах. Трудовые ресурсы иногда предлагается рассматривать как интеллектуальные [1]. Большинство авторов придают им первостепенное значение, так как люди - самый важный ресурс всякой организации и являются центральным звеном в любой системе управле-

ния. В целях стратегического анализа человеческие ресурсы подразделяются на три составляющие - лица, принимающие решения, коллектив предприятия (сотрудники как единое целое) и персонал как трудовой потенциал [2]. Целесообразность такого подхода во многом зависит от глубины анализа и уровня системы стратегического управления на предприятии в целом.

2. Кроме ресурсной составляющей в современной экономической теории выделяют блок управления. В нем, как правило, различают три подсистемы: планирования - нацелена на выявление будущего потенциала успеха; реализации -имеет задачами создание нового потенциала и превращение существующего в факторы успеха; контроля - выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок [6].

Приемлема и позиция разделения функции управления на пять составляющих: планирование, организация, контроль, мотивация и координация [9]. И тот, и другой подход полностью охватывают систему управления. В данном случае мы сталкиваемся с одинаковыми по смыслу понятиями, но представленными в разных интерпретациях, что в целом не меняет сути.

Анализ последних публикаций, посвященных проблемам оценки потенциала предприятия, позволяет выделить наиболее удачный подход, предложенный Г. С. Мерзликиной и Л. С. Шаховской, согласно которому к предметным составляющим потенциала промышленного предприятия необходимо отнести:

- рыночный потенциал: потенциальный спрос на продукцию и доля рынка, занимаемая предприятием, потенциальный объем спроса на продукцию предприятия, предприятие и рынок труда, предприятие и рынок факторов производства;

- производственный потенциал: потенци-

альный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, потенциальные возможности профессиональных кадров;

- финансовый потенциал: потенциальные

финансовые показатели производства (прибыльности, ликвидности, платежеспособности), потенциальные инвестиционные возможности [10].

Оценка рыночного потенциала на текущий момент времени уже детально исследована и описана многими авторами в процессе анализа перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки финансового и осо-

бенно производственного потенциала промышленного предприятия остается открытой.

Для решения подобной задачи первоначально следует конкретизировать в теоретическом обороте экономические категории «производственный и финансовый потенциал предприятия», а затем наполнить их конкретным функциональным содержанием для практического применения.

Оценка производственного потенциала предприятия

В дополнение к понятию производственного потенциала, предложенному Г. С. Мерзликиной и Л. С. Шаховской можно привести более развернутое определение Л. Д. Ревуцкого, который под «производственным потенциалом» понимает объем работ в приведенных единицах измерения затрат труда (нормо-часы), который может быть выполнен в течение некоторого периода времени (например, года) основными производственными рабочими на базе имеющихся производственных фондов при двух-, трехсменном режиме работы и оптимальной организации труда и производства [12]. По его мнению, именно данное понятие лежит в основе расчета системы экономических оценок производственного потенциала предприятия, которых всего шесть:

1) потенциальная годовая производственная мощность в расчетных единицах, развернутая по видам основной и побочной продукции;

2) потенциальный годовой валовой объем выпускаемой продукции, работ, услуг (выручка), в руб.;

3) потенциальная величина добавленной стоимости, условно-чистой или конечной продукции, в руб.;

4) потенциальный чистый годовой доход / объем произведенной чистой продукции;

5) потенциальная годовая балансовая прибыль от произведенной деятельности при возможных вариантах ценовой стратегии предприятия, в руб.;

6) потенциальная чистая прибыль после уплаты налогов, в руб.

На наш взгляд, предложенные понятия содержат некоторые недостатки:

- первый подход определяет три составляющих производственного потенциала: производственную (объем производства продукции, основные средства), материальную (использование сырья и материалов), кадровую (профессиональные кадры), однако не указывает их взаимосвязь и взаимозависимость, что ставит под сомнение достаточность этих составляющих и не дает возможности для разработки механизма оценки и управления;

- второй подход описывает связь двух составляющих: производственной и кадровой, но предлагает оценку только для производственной (шесть экономических оценок, из которых как минимум две последних, по нашему мнению, служат для оценки финансового потенциала). Кроме того, в определение производственного потенциала включаются лишь показатели в стоимостном выражении, а в действительности это должно быть дополнено количественными показателями, коэффициентами, соотношениями, экспертными оценками и т. д.

Таким образом, под производственным потенциалом предприятия следует понимать отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:

- интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых форм организации производства;

- имеющейся техники в целях получения наиболее высокого уровня технологий;

- материальных ресурсов для обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости.

Характер этих отношений определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль производственного потенциала предприятия заключается в поиске и реализации внутренних источников саморазвития в целях обеспечения стабильной работы предприятия.

Основываясь на сделанных выше выводах, считаем, что потенциал предприятия - это атрибутивная динамическая характеристика предприятия как бизнес-системы, выступающая в виде совокупности кадровых, производственных, информационных, финансовых и управленческих составляющих, которые присущи потенциалу предприятия независимо от его организационноправовой формы, сферы его деятельности, формы собственности и других характеристик. Потенциал определяет стратегию развития предприятия и уровень достижимости его стратегических целей, что и обусловливает необходимость его оценки. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие, который позволит выявить все сильные и слабые стороны, а также создать на этой основе комплексный план развития бизнеса.

Литература

1. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4.

2. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 5.

3. Большая Советская Энциклопедия / ред. Б. А. Введенский. М., 2001. Т. 34.

4. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М., 2002.

5. Гончарук В. А. Развитие предприятия. URL: http://www.cfin.ru

6. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2.

7. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. И. И. Мазура. М., 2004.

8. Менеджмент: учебник для вузов / М. М. Мак-симцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров [и др.]; под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М., 1998.

9. Мерзликина Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия: монография. Волгоград, 2005.

10. Попов Е., Ханжина В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6.

11. Ревуцкий Л. Д. Потенциал и стоимость предприятия. М., 2003.

12. Самоукин А. И. Потенциал нематериального производства. М., 1998.

13. Словарь иностранных слов: словарь / под ред. И. А. Васюкова. М., 1972.

14. Управление социалистическим производством: словарь / под ред. О. В. Козловой. М.,1983.

15. Экономический потенциал / под ред. Б. М. Мо-чалова. М., 1999.

* * *

CONCEPT AND THE MAIN APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF CAPACITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

O. M. Shepelev, N. M. Turbina

In article the concept and the main approaches to an assessment of capacity of the industrial enterprises are considered. Much attention is paid to various aspects of concept «capacity of the enterprise». The versatile analysis of publications on a problem of an assessment of capacity of the industrial enterprises for the big period of time is carried out.

Key words: potential assessment, economic potential, market potential, production potential, financial potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.