УДК 338.43
Б01 10.21685/2072-3016-2018-4-18
С. П. Бурланков, В. М. Володин, Н. В. Иванова, Е. А. Плеханова, Р. Р. Хайров
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ1
Аннотация.
Актуальность и цели. Развитие рыночного потенциала (РП) сельскохозяйственных предприятий является важнейшей стратегической задачей. Укрепление продовольственной безопасности страны во многом зависит от функционирования сельскохозяйственных предприятий и уровня их рыночного потенциала. На современном этапе развития руководители и менеджеры разного уровня в рамках сельскохозяйственного предприятия должны учитывать меняющуюся рыночную ситуацию, а также оценивать собственные ресурсы и возможности, обладать объективной информацией о потенциале предприятия, потому что успешное развитие бизнеса - это результат рационального управления, который основан на использовании необходимой информации. В связи с функционированием народного хозяйства страны в экономике рыночного типа возникла необходимость исследования понятия рыночного потенциала предприятия (РПП) и его места в системе функционирования элементов рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия. Цель работы - выявить экономическую сущность и систему взаимодействия элементов РП сельскохозяйственного предприятия.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа данных публикаций в периодических печатных изданиях по представленной проблематике, законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики Мордовия по развитию сельского хозяйства. Методологический потенциал включает общенаучные (системно-эволюционный и институциональный) и специфические методы исследования (монографический и т.д.).
Результаты. Выявлена экономическая (теоретическая) сущность рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия, который рассмотрен исходя из рынков сельхозпродукции, сырья и продовольственного рынка на микро-, мезо- и макроуровне, а также показана схема системы взаимодействия элементов РП сельскохозяйственного предприятия.
Выводы. При рассмотрении рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия на микро-, мезо- и макроуровне можно сделать вывод, что РП на микроуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на внутреннее потребление; на мезоуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на переработку, а только затем на реализацию перерабатывающим предприятием; на макроуровне - это часть произ-
1 Работа проведена в рамках исследования, касающегося основной части государственного заказа (проект № 1.9544/2017/БЧ Министерства образования и науки Российской Федерации).
© 2018 Бурланков C. П., Володин В. М., Иванова Н. В., Плеханова Е. А., Хайров Р. Р. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creative commons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
водственно-ресурсного потенциала, которая поступает сразу в инфраструктуру рыночного потенциала и, соответственно, потребителям, минуя переработку. Если исходить из взаимодействия элементов рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия, то можно четко рассмотреть две важнейшие составляющие: когда рыночный потенциал сельскохозяйственных предприятий является элементом агропроизводства, где основой выступает продукция, а также когда он связан как товар с рыночной составляющей.
Ключевые слова: рыночный потенциал, сельскохозяйственное предприятие, производство, уровни, рынок, фактор.
S. P. Burlankov, V. M. Volodin, N. V. Ivanova, E. A. Plekhanova, R. R Khayrov
THE ECONOMIC ESSENCE OF THE MARKET POTENTIAL OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Abstract.
Background. The development of the market potential of agricultural enterprises is the most important strategic task. The strengthening of the country's food security depends to a large extent on the functioning of agricultural enterprises and the level of their market potential. At the present stage of development, managers and managers of different levels within the agricultural enterprise should take into account both the changing market situation and assess their own resources and opportunities, have objective information about the potential of the enterprise, because the successful development of business is the result of rational management, which is based on the use of necessary information. The purpose of the work is to Reveal the economic essence and regularity of the functioning of the elements of the market potential of the agricultural enterprise
Materials and methods. Implementation of research tasks was achieved on the basis of the analysis of these publications in periodicals on this issue, legislative and regulatory acts of the Russian Federation and the Republic of Mordovia on the development of agriculture. Methodological potential includes General scientific (system-evolutionary and institutional) and specific research methods (monographic, etc.).
Results. The economic (theoretical) essence of the market potential of the agricultural enterprise, which is considered on the basis of the markets of agricultural products, raw materials and market at the micro, meso and macro levels, shows the scheme of interaction of elements of the market potential of the agricultural enterprise.
Conclusions. Considering the levels of market potential of an agricultural enterprise, it can be concluded that at the micro level, this is part of the production and resource potential that goes to domestic consumption, at the meso level, this is part of the production and resource potential that goes to processing, and only then to the implementation of the processing enterprise, at the macro level - this is the part of the production and resource potential that goes directly to the infrastructure of market potential and, accordingly, to consumers bypassing processing. Based on the interaction of elements of the market potential of the agricultural enterprise shown in the diagram (Fig. (1) two essential components can be clearly considered: when the market potential of agricultural enterprises is an element of agricultural production, where production is the basis, and when it is linked, as a commodity, to the market component.
Keywords: market potential, agricultural enterprise, production, levels, market, factor.
В «Современной энциклопедии» потенциал (от лат. potentia - сила) -это совокупность средств, запасов и источников, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области (например, экономический потенциал)1.
Публикации, содержащие различные аспекты понятия «потенциал», в большом количестве вышли уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. При этом многие авторы отождествляют его с такими понятиями, как «ресурсный потенциал», «производственный потенциал», «экономический потенциал», «потенциал предприятия» [1, 2].
Рассмотрим взгляды ученых-экономистов на сущность данного понятия (табл. 1), в определении которого есть три подхода: ресурсный, результативный, возможностный [1, 3].
Таблица 1
Понятие рыночного потенциала
Автор Трактовка
1 2
Г. С. Мерзликина, Л. С. Шаховская РП является предметной составляющей промышленного потенциала и характеризует: потенциальный спрос на продукцию и долю рынка, занимаемую предприятием; потенциальный объем спроса на продукцию предприятия; предприятие и рынок труда; предприятие и рынок факторов производства [2]
A. С. Арзямов, П. Ф. Ахмадеев, B. Г. Белолипецкий, А. Д. Берлин и др. РПП представляет собой максимально возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности ресурсами и является мерой использования производственно-экономического потенциала [4]
В. Е. Ильмендеев, Е. Н. Анисимова РП сельскохозяйственного предприятия представляет собой максимально возможный объем реализации произведенной предприятием продукции при данном уровне обеспеченности ресурсами с целью получения прибыли и удовлетворения постоянно меняющихся и возрастающих потребностей населения [1]
А. И. Роговой РП - это возможности предприятия достичь установленной его менеджментом миссии при использовании наиболее эффективным образом имеющихся и привлекаемых ресурсов в условиях рыночной среды [5]
А. М. Немчин, А. А. Вороной РП - это возможности предприятия, действующего в условиях рыночной среды, совершить работу по удовлетворению запросов потребителей при использовании наиболее эффективным образом имеющихся и привлекаемых ресурсов и функционировании в рамках поставленных его менеджментом целей и ограничений, устанавливаемых рынком [6]
1 См.: dic.academic.ru
Окончание табл. 1
1 2
Н. А. Аткина, В. Л. Ханжина РПП - это возможность управления ресурсами РП на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком [7]
Е. В. Попов РПП - совокупность средств и возможностей предприятия в реализации рыночной деятельности. Сущность данной категории заключается в максимальной возможности использования предприятием всех передовых наработок в области маркетинга [8]
М. В.Зурин РПП представляет собой совокупность средств и возможностей предприятия в реализации рыночной деятельности [9]
А. В. Рыбаков РПП представляет собой часть экономического потенциала, использовать которую экономически целесообразно при применении частных критериев принятия инвестиционных решений в реальных рыночных условиях (фактические цены на оборудование, сырье, энергоносители, налоги и др.) [10]
А. Банчева РП - целостная система, объединяющая все основные составляющие для осуществления эффективной деятельности на рынке; находит свое место в системе стратегического управления организацией [11]
В. В. Сыроижко, А. А. Сыроижко РП - часть экономического потенциала организации, которая в большей мере обусловлена влиянием факторов внешней среды [12]
Следует отметить, что по объективно-историческим причинам в советской экономической литературе более широкое распространение получил первый подход, в рамках которого потенциал предприятия представляет собой совокупность ресурсов, связанных с функционированием предприятия и его развитием.
Результативная концепция потенциала сформировалась несколько позже. Ученые, разработавшие ее, рассматривают потенциал именно как результаты работы системы.
Рядом с результативной концепцией потенциала стоит возможностная концепция, которая рассматривает потенциал с точки зрения максимально возможного уровня хозяйственных результатов. Интересно отметить, что мнения ученых относительно структуры РП, а также взаимосвязи понятий «рыночный потенциал» и «потенциал» во многом не совпадают.
Так, Г. С. Мерзликина и Л. С. Шаховская к предметным составляющим промышленного потенциала предприятия относят РП, который характеризует: потенциальный спрос на продукцию и долю рынка, занимаемую предприятием; потенциальный объем спроса на продукцию предприятия; предприятие и рынок труда; предприятие и рынок факторов производства [2].
По мнению Р. В. Марушкова, материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, отраженные в балансе предприятия, а величина экономического потенциала есть результат их совокупных усилий, выраженный потенциальной прибылью, остающейся в распоряжении
предприятия [13]. Автор не выделяет РПП как одну из составляющих экономического потенциала, а считает, что маркетинговая составляющая является инструментом реализации производственного потенциала, который позволяет ему трансформироваться в экономический потенциал [13].
И. В. Брячак, исследуя категорию «маркетинговый потенциал», отмечает, что она «наряду с экономическим, информационным, логистическим, управленческим и коммуникативным потенциалом является структурным элементом более высокого порядка потенциала предприятия» [14]. Исследователем отмечается тесная связь потенциала предприятия с характером целей и выбранной стратегией. Действительно, для достижения различных целей, реализации соответствующих стратегий предприятие должно обладать различными наборами соответствующих ресурсов и возможностей.
А. В. Рыбаков считает, что РП представляет собой часть экономического потенциала, использовать которую экономически целесообразно при применении частных критериев принятия инвестиционных решений в реальных рыночных условиях (фактические цены на оборудование, сырье, энергоносители, налоги и др.) [10].
С точки зрения Е. Н. Анисимовой, структура РП сельскохозяйственного предприятия может быть представлена как совокупность следующих составляющих: рыночно обоснованный объем производства продукции при данном уровне обеспеченности ресурсами; рыночная конъюнктура; стратегическое управление [1].
Профессор Е. В. Попов в своей монографии «Рыночный потенциал предприятия» предлагает рассматривать РП как совокупность средств и возможностей предприятия в реализации рыночной деятельности. Сущность данной категории, по его мнению, заключается в максимальной возможности использования предприятием всех передовых наработок в области маркетинга [8].
Нам близка точка зрения Н. А. Аткиной, Е. В. Попова и В. Л. Ханжи-ной, которые рассматривают РПП как возможность управления его ресурсами в целях эффективного взаимодействия с рынком, основными составляющими которого являются блоки: ресурсов, системы управления и стратегического планирования и маркетинга [7]. Однако их понятия требуют уточнения.
По нашему мнению, рыночный потенциал сельскохозяйственного предприятия, с одной стороны, можно характеризовать как комплексную систему, включающую составляющие ее элементы (ресурсный и производственный потенциал, систему организации и управления и др.), обеспечивающие оптимальное функционирование предприятия на рынке сельскохозяйственной продукции и увеличение его уровня (доли) на данном конкретном рынке с возможностью получения максимальной прибыли и удовлетворения постоянно меняющихся и возрастающих потребностей населения; с другой - как совокупную способность сельхозорганизации как системы сохранять в течение времени свою конкурентоспособность и устойчивость на рынках за счет постоянного прогнозирования и планирования своей деятельности, способствующих развитию потенциала компании при учете покупательной способности населения и его потребительских ожиданий.
Рыночный потенциал сельскохозяйственного предприятия, в общем, можно рассматривать, исходя из рынков сельхозпродукции, сырья и про-дрынка на микро-, мезо- и макроуровне (табл. 2).
Таблица 2
Составляющие уровней рыночного потенциала
Уровни Составляющие уровня
Микроуровень Часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на внутреннее потребление
Мезоуровень Часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на переработку (рынок сырья), а только затем на реализацию перерабатывающим предприятием (продрынок)
Макроуровень Часть производственно-ресурсного потенциала, которая поступает сразу в инфраструктуру рынка и, соответственно, потребителям, минуя переработку (рынок сельхозпродукции)
На микроуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на внутреннее потребление; на мезоуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, которая идет на переработку, а только затем на реализацию перерабатывающим предприятием; на макроуровне -это часть производственно-ресурсного потенциала, которая поступает сразу в инфраструктуру рыночного потенциала и, соответственно, потребителям, минуя переработку.
На рис. 1 представлена схема функционирования элементов рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия. Отметим, что сельскохозяйственная продукция является элементом взаимодействия ресурсного и производственного потенциалов.
Рис. 1. Схема системы взаимодействия элементов рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия
Затем продукция, которая идет на реализацию, превращается в товарную и в рамках сельскохозяйственного предприятия разделяется: на товар, реализующийся без переработки на рынке сельскохозяйственной продукции, а также товар, поступающий на рынок сельскохозяйственного сырья для
дальнейшей переработки его в продовольственный товар, который в свою очередь поступает на продовольственный рынок.
При анализе схемы системы взаимодействия элементов РП сельскохозяйственного предприятия можно четко рассмотреть две важнейшие составляющие: когда рыночный потенциал сельскохозяйственных предприятий является элементом агропроизводства, где основой выступает продукция, а также когда он связан как товар с рыночной составляющей.
Таким образом, при рассмотрении рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия на микро-, мезо- и макроуровне можно сделать вывод, что РП на микроуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, идущая на внутреннее потребление; на мезоуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, идущая на переработку, а только затем на реализацию перерабатывающим предприятием; на макроуровне - это часть производственно-ресурсного потенциала, поступающая сразу в инфраструктуру рыночного потенциала и, соответственно, потребителям, минуя переработку. Кроме того, исходя из взаимодействия элементов рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия, можно четко рассмотреть две важнейшие составляющие: когда рыночный потенциал сельскохозяйственных предприятий является элементом агропроизводства, где основой выступает продукция, а также когда он связан как товар с рыночной составляющей.
Библиографический список
1. Анисимова, Е. Н. Рыночный потенциал сельскохозяйственных предприятий региона и пути повышения эффективности его использования : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Анисимова Е. Н. - Оренбург, 2008. - 19 с.
2. Мерзликина, Г. С. Оценка экономической состоятельности предприятия : монография / Г. С. Мерзликина, Л. С. Шаховская. - Волгоград : ВолГТУ, 1998. -265 с.
3. Экономика сельского хозяйства : учеб. пособие / под ред. Н. А. Попова. - М. : Магистр : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
4. Экономика фирмы / А. С. Арзямов, П. Ф. Ахмадеев, В. Г. Белолипецкий, А. Д. Берлин, Н. П. Иващенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 526 с.
5. Роговой, А. И. Проектирование и оценка развития рыночного потенциала предприятия : монография / А. И. Роговой. - Самара : Изд-во Самарского научного центра РАН, 2002. - 186 с.
6. Вороной, А. А. Методы оценки рыночного потенциала предприятия средствами маркетинговой информационно-аналитической системы : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Вороной А. А. - СПб., 2004. - 18 с.
7. Аткина, Н. А. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия / Н. А. Аткина, В. Л. Ханжина, Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 3-12.
8. Попов, Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е. В. Попов. - М. : Экономика, 2002. - 559 с.
9. Зурин, М. В. Сущность рыночного потенциала предприятия / М. В. Зурин // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2013. -№ 6. - С. 84-89.
10. Рыбаков, А. В. Теоретическая трактовка взаимосвязи технологического, экономического и рыночного потенциала промышленного предприятия / А. В. Рыбаков // Экономические науки. - 2011. - № 12 (85). - С. 323-327.
11. Банчева, А. Оценка рыночного потенциала организации / А. Банчева // Маркетинг. - 2007. - № 3 (94). - C. 90-98.
12. Сыроижко, В. В. Совершенствование технологии анализа деятельности организации на основе оценки ее экономического потенциала / В. В. Сыроижко, А. А. Сыроижко // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 1. - C. 150-156.
13. Марушков, Р. В. Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Марушков Р. В. - М., 2000. - 18 с.
14. Брячак, И. В. Анализ и оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур : дис. ... канд. экон. наук / Брячак И. В. - СПб., 1996. - 128 с.
References
1. Anisimova E. N. Rynochnyy potentsial sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy regiona i puti povysheniya effektivnosti ego ispol'zovaniya: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Market potential of regional agricultural enterprises and its efficiency improvement methods: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Orenburg, 2008, 19 p.
2. Merzlikina G. S., Shakhovskaya L. S. Otsenka ekonomicheskoy sostoyatel'nosti pred-priyatiya: monografiya [Company's economic competency evaluation: monograph]. Volgograd: VolGTU, 1998, 265 p.
3. Ekonomika sel'skogo khozyaystva: ucheb. posobie [Agricultural economics: teaching aid]. Ed. by N. A. Popov. Moscow: Magistr: NITs INFRA-M, 2013, 400 p.
4. Arzyamov A. S., Akhmadeev P. F., Belolipetskiy V. G., Berlin A. D., Ivashchenko N. P. Ekonomikafirmy [Company's economy]. Moscow: INFRA-M, 2007, 526 p.
5. Rogovoy A. I. Proektirovanie i otsenka razvitiya rynochnogo potentsiala predpriyatiya: monografiya [Modeling and evaluation of company's market potential: monograph]. Samara: Izd-vo Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 2002, 186 p.
6. Voronoy A. A. Metody otsenki rynochnogo potentsiala predpriyatiya sredstvami marke-tingovoy informatsionno-analiticheskoy sistemy: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Methods of company's market potential evaluation by means of an information analytical system: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Saint-Petersburg, 2004, 18 p.
7. Atkina N. A., Khanzhina V. L., Popov E. V. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad]. 2011, no. 2, pp. 3-12.
8. Popov E. V. Rynochnyy potentsial predpriyatiya [Company's market potential]. Moscow: Ekonomika, 2002, 559 p.
9. Zurin M. V. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova [Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics]. 2013, no. 6, pp. 84-89.
10. Rybakov A. V. Ekonomicheskie nauki [Economc sciences]. 2011, no. 12 (85), pp. 323-327.
11. Bancheva A. Marketing. 2007, no. 3 (94), pp. 90-98.
12. Syroizhko V. V., Syroizhko A. A. Audit i finansovyy analiz [Audit and financial analysis]. 2011, no. 1, pp. 150-156.
13. Marushkov R. V. Otsenka ispol'zovaniya ekonomicheskogo potentsiala predpriyatiya (na primere predpriyatiy pechatnoy otrasli): avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Evaluation of company's economic potential implementation (by the example of publishing companies): author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2000, 18 p.
14. Bryachak I. V. Analiz i otsenka marketingovogo potentsiala predprinimatel'skikh struktur: dis. kand. ekon. nauk [Analysis and evaluation of marketing potential of business entities: dissertation to apply for the degree of the candidate of economic sciences]. Saint-Petersburg, 1996, 128 p.
Бурланков Степан Петрович доктор экономических наук, профессор, кафедра ресторанного бизнеса, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36)
E-mail: spbur1@rambler.ru
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: 7volodin7@mail.ru
Иванова Наталья Васильевна аспирант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)
E-mail: nataliva1990@mail.ru
Плеханова Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17)
E-mail: plehanova1975@rambler.ru
Хайров Роман Раисович
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17)
E-mail: rrkhairov@gmail.com
Burlankov Stepan Petrovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of restaurant business, Plekhanov Russian University of Economics (36 Stremyanniy lane, Moscow, Russia)
Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, dean of the Faculty of Economics and Management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Ivanova Natal'ya Vasil'evna Postgraduate student, Ogarev Mordovia State University (68 Bolshevistskaya street, Saransk, Russia)
Plekhanova Elena Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, head of sub-department of economics, Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (17 Transportnaya street, Saransk, Russia)
Khayrov Roman Raisovich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics, Saransk Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (17 Transportnaya street, Saransk, Russia)
УДК 338.43
Экономическая сущность рыночного потенциала сельскохозяйственного предприятия в региональном агропромышленном комплексе /
С. П. Бурланков, В. М. Володин, Н. В. Иванова, Е. А. Плеханова, Р. Р. Хайров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 4 (48). - С. 169-177. - Б01 10.21685/2072-3016-2018-4-18.