Научная статья на тему 'Понятие и общая характеристика принципов российского законодательства'

Понятие и общая характеристика принципов российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2698
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИНЦИП ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ПРАВА / LEGISLATION / THE PRINCIPLE OF LEGISLATION / CONSISTENCY OF LEGISLATION / THE SYSTEM OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинин Петр Андреевич

Статья посвящена анализу такой категории «принципы российского законодательства». Автор, опираясь на анализ эмпирического материала, дает классификацию данных принципов; основываясь на различных научных позициях, определяет основную цель этого явления; формулирует требования, которым должны отвечать принципы системы законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and General Characteristic of Principles of the Russian Legislation

This article analyzes the category of "the principles of Russian law." The author, based on the analysis of empirical data, gives a classification these principles, based on various scientific positions, identifies the main purpose of this phenomenon; formulates the requirements to be met by the principles of law.

Текст научной работы на тему «Понятие и общая характеристика принципов российского законодательства»

5 Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 24.

6 Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Ч. 1. СПб., 1875. С. 103, 105.

7 Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1912. С. 17.

8 Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. М., 1991. С. 109, 115, 119.

9 Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 188, 192.

10 Там же. С. 198.

11 Там же. С. 203.

12 Там же. С. 203-204.

П.А. Калинин

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена анализу категории «принципы российского законодательства». Автор, опираясь на анализ эмпирического материала, дает классификацию данных принципов; основываясь на различных научных позициях, определяет основную цель этого явления; формулирует требования, которым должны отвечать принципы системы законодательства.

Ключевые слова: законодательство, принцип законодательства, системность законодательства, система права.

P.A. Kalinin

CONCEPT AND GENERAL CHARACTERISTIC OF PRINCIPLES OF THE RUSSIAN LEGISLATION

This article analyzes the category of “the principles of Russian law.” The author, based on the analysis of empirical data, gives a classification these principles, based on various scientific positions, identifies the main purpose of this phenomenon; formulates the requirements to be met by the principles of law.

Keywords: legislation, the principle of legislation, consistency of legislation, the system of law.

Употребляя понятие «принципы права», ученые, практики чаще всего подразумевают феномен права в целом, т. е. рассматривают право и как систему права, и как систему законодательства, и как идеологическую надстройку, и как правосознание. Это во многом обусловливает отсутствие специальных исследований принципов системы законодательства в отличие от принципов права. Принципы права и принципы законодательства являются принципами двух систем, которые взаимопроникают, совместно развиваются, но, тем не менее, остаются самостоятельными категориями. Это объясняется тем, что право и законодательство выступают по отношению друг к другу как содержание и форма. Поэтому принципы права являются смыслообразующими идеями права, а принципы законодательства — системообразующими.

Теоретическое исследование принципов законодательства и критериев их выделения обусловлено следующими причинами.

Во-первых, в настоящее время наблюдается интенсивная модернизация системы законодательства, вызванная увеличением плотности и расширением сферы правового регулирования, специализацией, унификацией и динамизмом законодательства1. С принятием Конституции РФ 1993 г. система нормативных

© Калинин Петр Андреевич, 2013

Соискатель кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическаяакадемия).

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

актов РФ значительно усложнилась. Ее составляющими являются международные нормативные правовые акты, содержащие принципы и нормы международного права, Конституция РФ, законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ, законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Количество нормативных актов кратно возросло за последние 20 лет, но уменьшилось ли пропорционально этому число правонарушений? Бум правотворчества не привел к повышению уровня и качества правового регулирования. Ощущается недооценка системного аспекта правового регламентирования, когда акты готовятся и принимаются вне связи друг с другом. Подготовка актов не сопровождается серьезным обоснованием, что влечет частые изменения принятых нормативно-правовых актов.

В связи с этим встает проблема формулирования организационных ориентиров для законодателя с целью обеспечения системности и, соответственно, повышения качества правового регулирования.

Во-вторых, благодаря множеству системных связей законодательство отдельных субъектов РФ находится в тесном контакте со всей системой законодательства федерального государства. Проблемами развития регионального законодательства являются факты вторжения федеральной власти, органов местного самоуправления в сферу нормотворчества субъектов РФ. В свою очередь сами органы государственной власти субъекта РФ могут нарушать пределы собственного ведения путем принятия субъектом РФ нормативных правовых актов, в которых по-иному решаются вопросы, урегулированные федеральным законодательством. Можно обнаружить несоответствие ранее принятых нормативных правовых актов субъектов РФ позднее принятым федеральным законам или иным нормативным правовым актам. При этом законодатели субъектов РФ слабо владеют юридической техникой.

Как следствие возникает серьезная проблема — обеспечение единого правового пространства, цель которого состоит в достижении оптимального соотношения регионального и федерального законодательств с учетом их сбалансированности и иерархической соподчиненности.

В-третьих, одной из современных закономерностей развития права является углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права. Источники международного права занимают обособленное положение в нормативной части правовой системы РФ рядом с источниками внутреннего права. Ж.И. Овсепян справедливо утверждает, что источники международного права и источники внутригосударственного права представляют собой сложные и достаточно разноплановые системы с позиций принципов их построения и юридической силы разных источников права. Поэтому в связи с их действием во внутригосударственной правовой системе источники международного права претерпевают определенные модификации своей юридической силы, причем не только в соотношении с внутригосударственным правом, но и во взаимной корреляции международно-правовых источников, допускаемых в сферу действия на территории государства2.

В-четвертых, состояние системности законодательства нарушает нера-16 циональная расположенность правовых норм, несогласованность структурных

связей при построении юридических правил. К негативным последствиям приводит смешение элементов одной системы (отрасли права) с элементами другой. Это приводит к возникновению противоречий, разрушает ткань правовой материи.

В контексте обсуждаемого вопроса можно согласиться с выводом М.Н. Марченко, что «эффективность и качество системы в значительной степени зависят от «чистоты» качества формирующих ее структурных элементов. Это с одной стороны. А с другой — от «качества» в смысле уровня и характера связей, существующих между отдельными элементами, а также — между элементами системы в целом»3.

Итак, состояние и динамика российского законодательства в настоящий период, длительность которого определяется уже не несколькими годами, а в сущности двумя десятилетиями, свидетельствует о системном кризисе законодательства. Основные признаки такого кризиса достаточно хорошо известны: от пробельности до «внутренней» и «внешней» коллизионности нормативноправовых актов разной юридической силы, от количественной чрезмерности законодательства до низкого его технико-юридического качества, от хаотичного и волюнтаристского планирования правового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях до отсутствия понимания субъектами правотворчества принципов и критериев его оптимизации.

Важнейшее значение для обеспечения системности законодательства имеет ориентация законодателя и правоприменителя на выработанные правотворческой и правореализационной практикой принципы организации и взаимосвязи нормативно-правовых актов и составляющих их нормативно-правовых предписаний.

О самостоятельности этой категории относительно недавно было заявлено в научных исследованиях И.Н. Сенякина4 и А.А. Зелепукина5. Как верно заметили ученые, нередко принципы законодательства отождествляются с принципами права. В связи с этим встает ряд вопросов теоретического и прикладного характера, касающихся категории «принципы законодательства»: понятие и содержание; соотношение с принципами права; классификация и видовая характеристика; роль и значение в правотворческой, правоинтерпретационной и правоприменительной деятельности;6 влияние на систематизацию законодательства.

Под принципами законодательства А.А. Зелепукин понимает исходные положения, в соответствии с которыми законодательство организуется и функ-ционирует7. И.Н. Сенякин определяет эту категорию как исходные техникоюридические начала построения отдельного нормативно-правового акта и системы законодательства в целом, посредством которых осуществляется эффективное функционирование законодательства, обеспечивается наиболее полное и точное отражение в нем требований правовых принципов8. Принципы законодательства раскрывают регламентационные возможности правовых предписаний, способствуют подготовке и принятию наиболее совершенных, целесообразных по форме и структуре нормативных актов9.

И.Н. Сенякин в качестве принципов законодательства называет верховенство закона, федерализм, сочетание в законодательстве федеральных и региональных начал, научную обоснованность, презумпцию невиновности, взаимодействие на- 17

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

ционального и международного права, взаимную ответственность государства и личности10.

По мнению А.А. Зелепукина, принципами законодательства являются системность, иерархичность, отраслевая дифференциация, федерализм, научная обоснованность11.

На наш взгляд, вышеназванные принципы неоднородны по своей природе, отнесение некоторых из них к принципам законодательства представляется дискуссионным, поэтому требуется более глубокое исследование данной категории в целях выявления значения принципов для эффективного функционирования нормативно-правового массива.

Построение системы принципов законодательства предполагает не только констатацию и формулирование названных принципов, но и выявление их природы. Выводить принципы необходимо из самой сущности явления, к которой принципы принадлежат, т. е. из системы законодательства. Выявление принципов законодательства предполагает разработку совокупности научно обоснованных положений, необходимых и достаточных для создания эффективной системы законодательства.

Так как система законодательства является разновидностью общефундаментального понятия «система», а значит имеет такие характеристики, как наличие множества элементов, наличие связей между ними, целостным характером, то принципы организации системы законодательства также должны совпадать с началами построения всех систем. Поэтому принципы системы законодательства должны отвечать следующим требованиям: 1) быть руководящими началами, выражать суть системы; 2) отражать объективную реальность; 3) действовать в отношении всей системы.

С другой стороны, исследуемые нами принципы должны отражать специфику именно системы законодательства.

Итак, принципы системы законодательства — это обусловленные системой государственно-территориального управления, структурой системы права, взаимодействием внутригосударственного и международного права основополагающие идеи организации системных связей между структурными элементами законодательства (как между нормативно-правовыми актами в целом, так и между составляющими их нормативно-правовыми предписаниями).

Исходя из определения, можно назвать следующие принципы законодательства:

1) иерархичности;

2) федерализма;

3) отраслевой и функциональной дифференциация нормативных предписаний;

4) взаимодействия системы российского законодательства и международного права;

5) правовой определенности законодательства;

6) научной обоснованности законодательства.

Указанные принципы находятся в системной взаимосвязи внутреннего и внешнего характера, т. е. взаимодействуют между собой и с иными принципами права. Все принципы едины и равны, развиваются и изменяются вслед за изменениями компонентов правовой системы.

Принципы иерархичности есть тип структурных отношений в сложных мно-12 гоуровневых системах, характеризующихся упорядоченностью, организованно-

стью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Они присущи сложным, динамичным системам, каковой и является система законодательства.

Принцип федерализма и принцип взаимодействия внутринационального законодательства и международного права способствуют установлению наряду с субординацией связей координации, согласования между федеральным и региональным уровнями законодательства, а также между законодательством России и международным правом.

Принцип отраслевой и функциональной дифференциации нормативных предписаний оказывает основополагающее воздействие на формирование отраслевого среза законодательства. Отраслевая дифференциация нормативных предписаний связана с тем, что в основе выделения отраслей законодательства лежит не формальный, а содержательный критерий, т. е. структура системы права. Так как право также является системой с присущими ей связями — структурными, генетическими, субординационными, координационными, то они всегда должны находить свое отражение в системе законодательстве. Например, проявлением связи субординации внутри системы права является связь норм права с принципами права, которые являются отражением закономерности развития общественных отношений, занимают ведущую позицию при формулировании содержания норм права.

Функциональная дифференциация нормативных предписаний предполагает отображение «функционального разделения труда», которое существует между нормами права. Именно функциональная специализация придает нормам права такое качество, как системность, предполагающее не столько отнесение норм права к отдельным его частям, сколько связь их с другими нормами соответствующего института, предписаниями других институтов и отраслей права, их тесное взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений.

Эти функциональные связи (координации) при формулировании норм права в нормативных актах проявляются в логических связях соответствующих нормативных предписаний, связях между нормативными предложениями, из которых складываются отдельные части нормативного акта12.

Принцип правовой определенности законодательства предполагает точность и ясность нормативных предписаний. Будучи неотъемлемым элементом верховенства права, он выступает необходимой гарантией обеспечения эффективной защиты права и свобод граждан.

Оптимальность системе законодательства придают разработки ученых и позиция законодателя. Качественная и эффективная регламентация общественных отношений невозможна без научных наработок в области законотворчества. Активизация роли науки формировании законодательства — необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм13. В связи с этим в качестве принципа организации системы законодательства следует рассматривать принцип его научной обоснованности.

Изложенное позволяет сформулировать следующие требования, которым должны отвечать принципы системы законодательства:

1. Они являются основополагающими началами существования системы законодательства. Принципы, что характерно для любых других идей, являются не просто единицами, обобщающими опыт и выражающими отношение к существующей действительности, но и отражают представление о должном, 19

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

желаемом. При этом И.Е. Винницкий справедливо отмечает, что принцип является не просто мыслью, идеальным отражением реальных процессов, и подчеркивает, что «выявление принципа выступает ключевым моментом решения значимой проблемы, и в этой связи его «жизнь» не ограничивается только лишь выявлением и формулированием, она связана с активным влиянием на те стороны правового бытия, необходимость совершенствования которых как раз обусловливает его поиск»14.

2. Принципы законодательства имеют объективно-субъективный характер. Поскольку законодательство представляет собой системное явление, то его принципы организации суть общие принципы построения любой системы, преломленной к специфике законодательства. Данные принципы должны отражать объективные закономерности построения системы законодательства, поэтому их общеобязательное значение вытекает не только из факта нормативного закрепления, а обусловлено объективно существующими закономерностями построения системы, поставленной перед системой целью и ее функциональными возможностями, которые позволяют ей достигнуть заданной цели имеющимися средствами. Объективная природа принципов законодательства также следует из того, что с помощью принципов законодательства оформляется объективно существующая система права. Поэтому принципы законодательства изменяются тогда, когда изменяются внешние условия существования права, производного от социальных, политических, экономических отношений. Так, Г.В. Мальцев, исследуя природу правовых принципов, отмечает: «Сущность принципов (познания и мышления, опыта и действия) объективна, она отражает устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями в природе и обществе. За каждым принципом стоит определенная закономерность, естественный или социальный закон... Если сущность и происхождение принципов объективны, то их применение находится целиком в области субъективного. Для каждой специфической сферы деятельности необходим отбор ценностей и построение на их базе иерархии принципов, обеспечивающих успех соответствующего дела»15.

Итак, с одной стороны, принципы законодательства носят объективный, социально обусловленный характер, отражают в каждый конкретный исторический момент назревшие потребности развития общества. Но, с другой стороны, принципы законодательства имеют и субъективный характер, т. к. призваны эффективно поддерживать динамику общественных отношений, являются технико-юридическим каркасом для должного оформления нормативных предписаний, поэтому предстают как результат сознательного освоения действительности в пределах, доступных разуму человека и его практической деятельности16.

3. Принципы законодательства действуют в отношении всех элементов системы законодательства. Это означает, что они обязательны как для отдельного нормативного акта со своей внутренней структурой, так и для законодательства в целом.

4. Принципы системы законодательства — это самостоятельная правовая категория, отличная от принципов права, принципов правотворчества, хотя и связанная с ними.

5. Принципы законодательства имеют не только научное, но и практическое значение, ибо системность законодательства обеспечивает оптимальное, эффек-

20 тивное правовое регулирование.

Итак главная цель принципов системы законодательства заключается в организации системных и межсистемных связей между базовыми элементами законодательства, чтобы максимально избежать внутренних противоречий в законодательстве и сделать эффективным правовое регулирование.

1 См.: Мамонтова О.В. Модернизация системы нормативных правовых актов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 7.

2 См.: Овсепян Ж.И. Статус общепризнанных принципов и норм международного права в конституционноправовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7.

3 Марченко М.Н. О признаках «системы» и системном характере права // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Юридические науки». 2010. № 1. С. 45-46.

4 См.: Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2007; Он же. Принципы права и принципы законодательства: соотношение и взаимосвязь // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 128-144.

5 См.: Зелепукин А.А. Принципы российского законодательства // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. С. 145-175.

6 См.: Там же. С. 146.

7 См.: Там же. С. 147.

8 См.: Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. С. 147.

9 См.: Сенякин И.Н. Принципы права и принципы законодательства: соотношение и взаимосвязь // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. С. 140-141.

10 См.: Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. С. 148.

11 Зелепукин А.А. Указ соч. С. 147.

12 См.: Черданцев АФ. Толкование права и договора: учебное пособие. М., 2003. С. 34-35.

13 См.: Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 134.

14 Винницкий И.Е. Проблема родового понятия в определении принципов права // История государства и права. 2011. № 5. С. 6.

15 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2007. С. 661.

16 См.: Самигуллин В.К. Правосознание: корень добра и справедливости. Уфа, 2009. С. 38.

А.И. Пастушок

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИТАРНОГО ПРАВА

В статье рассмотрена одна из ценностных характеристик коммунитарного права — государственный суверенитет, который заключается в гарантировании государствам-членам ЕС территориальной целостности и самостоятельности в принятии решений.

Ключевые слова: суверенитет, государственный суверенитет, коммунитарное право, делегирование полномочий.

A.I. Pastushok

STATE SOVEREIGNTY TO THE COMMUNITY LAW

The article describes one of the value characteristics community law — state sovereignty, which is to provide assurance to the Member States of the territorial integrity and independence in decision making.

Keywords: sovereignty, state sovereignty, community law, the delegation of authority.

Современным реалиям соответствует новый тип восприятия действительности, базирующийся на модернизированном мышлении, которое учитывает последствия глобализационных процессов, происходящих в мире. Учитывая

© Пастушок Анна Игоревна, 2013

Соискатель кафедры общей теории государства и права (Львовский государственный университет внутренних дел); e-mail: anna17@ua.fm 21

Вестник Саратовской государственной юридической академии • № 1 (90) • 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.