Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)'

ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / CONCEPT / ГАРАНТИИ / GUARANTEES / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / STATE SUPPORT MEASURES / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLES / МЕСТА ТРАДИЦИОННОГО ПРОЖИВАНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / TRADITIONAL WAY OF LIFE / ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITIES / КОЧЕВОЙ ДЕТСКИЙ САД / КОЧЕВАЯ ШКОЛА / NOMADIC SCHOOL / NOMADIC KINDERGARTEN / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / KRASNOYARSK TERRITORY / TRADITIONAL HABITAT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В данной статье автор исследует отдельные меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края. Также предлагает для обсуждения авторское понятие «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края», поскольку данный термин не закреплен в законодательстве данного субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion and some measures of State support of the small-numbered indigenous peoples (on the example of Krasnoyarsk Kray)

In this article, the author examines some measures of state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Krai. Also it offers to discuss the author's concept of «state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Territory», as the term is not fixed in the law of the subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)»

ПОНЯТИЕ И НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса (кафедра № 5) Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск). E-mail: vav.70@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье автор исследует отдельные меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края. Также предлагает для обсуждения авторское понятие «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края», поскольку данный термин не закреплен в законодательстве данного субъекта Российской Федерации.

In this article, the author examines some measures of state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Krai. Also it offers to discuss the author's concept of «state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Territory», as the term is not fixed in the law of the subject of the Russian Federation.

Ключевые слова: понятие; гарантии; меры государственной поддержки; коренные малочисленные народы; места традиционного проживания; традиционный образ жизни; традиционная хозяйственная деятельность; кочевая школа; кочевой детский сад; Красноярский край.

Concept; guarantees; state support measures; indigenous peoples; traditional habitat; traditional way of life; traditional economic activities; nomadic school; nomadic kindergarten; Krasnoyarsk Territory.

В современный период времени значительное внимание уделяется вопросам решения проблем социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69).1 Обеспечение прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России осуществляется сразу на двух уровнях государственной власти - на федеральном и на уровне субъектов Российской Федерации. Данный факт обусловлен тем, что к ведению Российской Федерации относится регулирование и защита прав национальных меньшинств (п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации), к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены защита прав национальных меньшинств и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «б» и «м» ч. 1 ст.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

72 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов предусмотрены в таких нормативных правовых актах, как Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»,2 от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,3 от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г.) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,4 а также в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что права человека, проживающего на территории Красноярского края, предоставляются каждому индивиду и гарантируются Уставом Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-

2 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

3 Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

4 О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

1777 (в ред. от 4 апреля 2013 г.)1 и его законодательством. Права же гражданина охраняются законом и регулируют юридический спектр его возможного поведения, они направлены на удовлетворение интересов граждан конкретного государства.

Неприспособленность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям, низкий уровень экономической активности и социального положения граждан из числа малочисленных народов, неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов, специфика интернатного образования, отрыв детей от родителей и, как следствие, утрата навыков и традиций с раннего возраста вызывают необходимость оказания государственной поддержки малочисленным народам.

Понятие «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края» отсутствует в Законе Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5343 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) «О защите исконной среды обитания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края»2 и в Законе Красноярского края от 11 декабря 2012 г. № 3-868 (в ред. от 12 февраля 2015 г.) «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае».3

Предлагаем для обсуждения авторское понятие термина «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края», под которой следует понимать систему правовых, экономических, социальных, организационных, экологических, демографических и иных мер, гарантированных органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, направленных на сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности, развития традиционного природопользования лиц, относящихся к коренным ма-

1 Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 (в ред. от 4 апреля 2013 г.) (подписан Губернатором Красноярского края 10 июня 2008 г.) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. 16 июня. № 29(250).

2 Закон Красноярского края от 25 ноября 2010 г. № 11-5343 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) «О защите исконной среды обитания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. 10 декабря. № 62(433).

3 Закон Красноярского края от 11 декабря 2012 г. № 3-868 (в ред.

от 12 февраля 2015 г.) «О государственной поддержке северного

оленеводства в Красноярском крае» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. 24 декабря. № 62(574).

лочисленным народам, проживающих на территории Красноярского края, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Красноярского края и муниципальными нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 (в ред. от 3 марта 2012 г. № 170) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029)4 к районам Крайнего Севера на территории Красноярского края относятся Туруханский, Северо-Енисейский районы, города Норильск, Игарка, а также две административно-территориальные единицы с особым статусом, к которым относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский муниципальные районы.

К местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р5 (далее - Распоряжение № 631-р) относятся: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район; Эвенкийский муниципальный район; Туруханский район; тер-

4 Постановление Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 (в ред. от 3 марта 2012 г. № 170) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029) // СП СССР. 1983. № 5. Ст. 21.

5 Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

ритория Сымского сельсовета Енисейского района; территория Чиндатского сельсовета Тюхтетского района; Северо-Енисейский район.

В настоящий момент на территории Красноярского края проживают представители восьми этносов коренных малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы, а также представители этнической общности ессейских якутов.

На территории Красноярского края к основным видам традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство); рыболовство и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); художественные промыслы и народные ремесла (изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов); строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В пункте первом ст. 43 Конституции Российской Федерации прямо указано: «каждый имеет право на образование».1 В п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено: «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Пункт 5 ст. 43 нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой установлено, что: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стан-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

дарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

В соответствии со ст. 53.2 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 г. № 7-2660 (25 июня 2015 г.) «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края»2 предусмотрена субвенция бюджету муниципального образования на обеспечение детей из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Таймырском районе и обучающихся в общеобразовательных школах-интернатах (общеобразовательных школах) и проживающих в интернатах при общеобразовательных школах, проездом от населенного пункта, в котором родители (законные представители) имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей (законных представителей) вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках) и обратно один раз в год авиационным видом транспорта.

Данная мера государственной поддержки в Красноярском крае реализуется на практике посредством оплаты проезда учащихся школ-интернатов от населенного пункта, где родители (законные представители) имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей (законных представителей) вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках): за период реализации данного мероприятия не менее чем 740 учащихся школ-интернатов из Туруханского, Таймырского районов Красноярского края будет обеспечен проездом от населенного пункта, где родители (законные представители) имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей (законных представителей) вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках) (ежегодно не менее 185 учащихся). Мера поддержки по оплате проезда учащихся школ-интернатов от населенного пункта, где родители (законные представители) имеют постоянное место жительства, до места нахождения родителей (законных представителей) вне населенного пункта (в тундре, в лесу, на промысловых точках) предусмотрена в краевом законодательстве с 2011 г. За период 2011-2013 гг. данную меру государственной поддержки получили более 700 детей.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание

2 Закон Красноярского края от 18 декабря 2008 г. № 7-2660 (25 июня 2015 г.) «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. 29 декабря. № 33(294).

на отдельные проблемы, изложенные в Докладе Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, о строительстве интерната в поселке Носок, в 2014 г. появились новые актуальные задачи - строительство школы в поселке Усть-Авам (прежняя сгорела), капитальный ремонт школы-интерната в селе Хатанга. Чем дальше откладываются решения по этим вопросам, тем больший объем задач придется решать. Для примера можно привести ситуацию с оленеводством в районе поселке Усть-Авам и поселке Волочанка. Одним из факторов, приведших к угасанию и исчезновению оленеводства, стал отрыв детей от семей и отправка их на учебу интернат города Дудинки. Сегодня подобная практика реализуется в отношении семей оленеводов из Тухардской тундры. Для того чтобы предотвратить подобный негативный сценарий, надо со всей серьезностью отнестись к вопросу строительства школы-интерната в поселке Тухард.1

Также целесообразно перенять положительный опыт создания сети кочевых и других специфических моделей детских садов и школ в местах традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов уже существующих в Республике Якутия, Амурской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В этих регионах организована работа кочевых школ. С первого по четвертый классы дети учатся прямо в оленеводческих звеньях. То есть с малых лет ребёнку прививается любовь к той территории, где он живёт, к традиционным видам хозяйствования. Затем ребята проходят летнюю практику в табунах. В Ямало-Ненецком автономном округе кочевые школы существует уже на протяжении 20 лет, и это даёт свои результаты. В данном регионе дефицита кадров в оленеводстве практически нет.2

Так, аналогичный пилотный проект предполагается запустить с 2016 г. в Ненецком автономном округе на базе сельскохозяйственного производственного кооператива «Ненецкая община «Канин», в общине которого вместе с родителями проживает 38 детей дошкольного возраста. Вышеобозначенный проект направлен на создание новых рабочих мест, повышают доходы специалистов, работающих в тун-

1 Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае от31 декабря 2014 г. «О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2014 году» // СПС «Консультант-плюс».

2 Общие для всего северного оленеводства проблемы обсудили

на межрегиональном совещании на Камчатке // http://www.raipon.info

дре, подготавливают детей к школе, организовывают воспитательный и образовательный процесс с приобщением к традиционному образу жизни, укрепляют семейные связи, создают кадровый потенциал для оленеводства. Кроме того, по подсчетам специалистов, организация кочевых школ более экономична в сравнении с бюджетными расходами, связанными с вывозом и содержанием детей в школах-интернатах.3

По нашему субъективному мнению, под кочевой школой следует понимать муниципальное образовательное учреждение, расположенное в местах компактного проживания коренных малочисленных народов и финансируемое за счет средств местного бюджета, созданное для обеспечения доступности основного общего и иного дополнительного образования без отрыва учащихся от родителей, ведущих кочевой образ жизни малочисленных народов, приобщения учащихся к национальной культуре, национальным видам спорта, родному языку, традициям и обычаям, в целях сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Под кочевым детским садом следует понимать муниципальное образовательное учреждение, расположенное в местах компактного проживания коренных малочисленных народов и финансируемое за счет средств местного бюджета, созданное для обеспечения доступности дошкольного образования без отрыва детей от родителей, ведущих кочевой образ жизни малочисленных народов, приобщения учащихся к национальной культуре, национальным видам спорта, родному языку, традициям и обычаям, в целях сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Помимо муниципальных кочевых школ и муниципальных детских садов следует создавать условия для частных аналогичных образовательных учреждений.

Обязательными условиями должны быть обучение на родном языке, вне зависимости от количества обучающихся и введение дополнительных предметов по оленеводству, рыболовству в систему национального образования. В сфере национального образования также целесообразно введение факультативных курсов по изучению основ религии с ориентацией на получение представлений школьниками и студентами о ценностных ориентирах основных конфессий, представленных в соответствующем субъ-

3 Департамент региональной политики Ненецкого автономного округа // http://smi.adm-nao.ru

екте Российской Федерации.

С целью содействия развитию межрегиональных связей на федеральном уровне была создана общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», в состав которой входят региональные отделения. От Красноярского края в нее входят: «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края», которая объединяет ненцев, энцев, нганасан, эвенков, долган; региональная «Ассоциация общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края», объединяющая селькупов, кето, чулымцев, эвенков, долган, нганасан, энцев, ненцев; Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского АО «Арун» («Возрождение»), объединяющая эвенков.

Важное значение имеет финансовая поддержка общественных организаций коренных народов, их объединений (союзов, ассоциаций) как на федеральном, так и на краевом уровнях.

Ежегодно проходят знаковые мероприятия в Красноярском крае по данному направлению государственной поддержки рассматриваемых субъектов. Так, с 29 сентября по 2 октября 2014 г. в городе Красноярске проходил научно-практический семинар «Роль национальных правозащитных учреждений в продвижении прав коренных народов». Организаторами выступили Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, активная поддержка мероприятию была оказана Правительством и Законодательным Собранием Красноярского края, Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае.

С 17 сентября по 19 сентября 2015 г. в городе Дудинке проходило выездное заседание комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов, заседание экспертно-консультативного Совета по делам коренных малочисленных народов Севера при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, III съезд региональной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и VIII Съезд местной общественной организации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края».

В Таймырском краеведческом музее города

Дудинка 15 июля 2015 г., прошли повторные общественные слушания оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) по проекту ОАО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» по обустройству Пайяхского и Северопайяхского месторождений «Нефтяной терминал «Таналау»». Первые слушания прошли там же 30 апреля 2015 г., по результатам ОВОС в связи с многочисленными нарушениями и не полнотой представленной документации, слушания были признаны несостоявшимися. Нефтяной терминал Таналау планируется построить на правом берегу реки Енисей в 6 киломметрах от национального посёлка Байкаловск.

Активисты Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края 12 июля 2015 г. выезжали в посёлок Байкаловск, где провели предварительный опрос жителей относительно планов строительства нефтяного терминала в непосредственной близости от них. Подавляющее большинство жителей посёлка высказались против строительства терминала, так как по их словам на стадии подготовки строительства нефтяными компаниями и их подрядчиками грубо нарушаются нормы природоохранного законодательства.

Повторные ОВОС были признаны состоявшимися. Однако Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края с учетом мнения местных жителей посёлка Байкаловск, выразила отрицательную позицию относительно строительства терминала Таналау на реке Енисей, поскольку остаются значительные риски возникновения аварийных ситуаций, а практики устранения разливов

нефтепродуктов в зимних условиях и подо льдом у

1

компании нет.

Имеется положительный опыт деятельности местной общественной организация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края», которая обратилась в Управление Рос-природнадзора по Красноярскому краю по факту розлива газового конденсата из трубопровода, принадлежащего ОАО «Норильскгазпром». Факты нарушения подтвердились, к ОАО «Норильскгазпром» были применены меры административного воздействия.

В качестве примера межрегиональных связей в области оленеводства можно привести сотрудничество Республики Коми и Ненецкого автономного

1 На Таймыре прошли повторные общественные слушания оценки воздействия на окружающую среду по проекту ОАО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» // http://www.raipon.info

округа. На сегодняшний день Ненецкий автономный округ арендует под пастбища у Республики Коми 2,15 млн. гектаров земли и вместе с тем предоставляет соседнему субъекту около 2 млн. гектаров под оленьи пастбища.

Согласно новым положениям Лесного кодекса Российской Федерации, на аукцион можно выставлять только участки, поставленные на кадастровый учет с определением границ и проведением межевания. При этом работу должен провести субъект, а не частники, которые заявляются на аренду. Чтобы про-межевать и поставить на кадастровый учет участок, площадью в один гектар необходимо потратить около пяти тысяч рублей, а чтобы провести данную процедуру на всех участках округа, которые предполагается предоставить оленеводческим хозяйствам, регион должен выделить восемь-десять миллионов рублей. В бюджете комитета лесов Республики Коми, например, таких денег нет, поэтому пока процесс остановлен. К тому же если регион все-таки потратит деньги, то их возмещение пойдет через договор аренды. По предварительным подсчетам, стоимость арендной платы возместит кадастровые работы только через 70 лет. Республика Коми готова закупать у оленеводческих хозяйств Ненецкого автономного округа ежегодно до 14 000 шкур, по 3 евро за штуку.

На сегодняшний день большая часть шкур после забоя выбрасывается. Лишь 30% от общего числа крупные сельхозкооперативы «Харп» и «Ижемский оленевод» реализуют в Финляндии. За сырье первого сорта финны платят 12 евро, второго - 7 евро. На хозяйства при этом ложатся затраты по доставке и растаможке. В итоге средняя выручка с

одной шкуры составляет также до 3 евро. Поэтому оленеводческим хозяйствам было бы удобнее работать с соседним регионом.1

17 июня 2015 г. на заседании комитета Законодательного Собрания Красноярского края по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества депутаты обсудили проект Закона Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом». В нем, в частности, предусмотрено создание Совета представителей при Губернаторе Красноярского края, в который войдут председатель Законодательного Собрания Красноярского края, главы Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, а также по 2 представителя коренных народов от Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов.2

В качестве предложения следует инициировать также создание на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов советов представителей малочисленных народов для защиты их прав и законных интересов.

В условиях продолжающегося серьезного экономического и финансового кризиса в Российской Федерации в целом и в Красноярском крае в частности, назрела объективная необходимость в выработке новых идей в области государственной и региональной национальной политики, например, в разработке комплексного механизма социально-экономического воздействия на национальные общественные отношения.

1 Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа // http://www.raipon.info

2 Таймыр и Эвенкия получат особый статус // http://www.raipon.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.