Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные вопросы предоставления мер государственной поддежки коренных малочисленных народов Красноярского края'

Некоторые Актуальные вопросы предоставления мер государственной поддежки коренных малочисленных народов Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / СУБСИДИИ / ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / STATE SUPPORT MEASURES / LEGAL GUARANTEES / GRANTS / TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITIES / THE TERRITORY OF TRADITIONAL NATURE / INDIGENOUS PEOPLES / KRASNOYARSK TERRITORY / RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович

В статье раскрываются отдельные вопросы предоставления некоторых мер государственной поддержки коренным малочисленным народам Красноярского края. Автор обращает внимание на отдельные проблемы в исследуемой области, предлагает для обсуждения содержание ряда терминов: «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края», «кочевая школа», «кочевой детский сад».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the specific issues of some of the measures of state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Krai. The author draws attention to some problems in the study area, offering to discuss the meaning of some terms: "State support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Territory", "nomadic school", "nomadic kindergarten."

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные вопросы предоставления мер государственной поддежки коренных малочисленных народов Красноярского края»

УДК 342.52-346.15

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Власов Валерий Александрович

к.ю.н., доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз, заведующий кафедрой «Физической культуры» Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск

Аннотация:В статье раскрываются отдельные вопросы предоставления некоторых мер государственной поддержки коренным малочисленным народам Красноярского края. Автор обращает внимание на отдельные проблемы в исследуемой области, предлагает для обсуждения содержание ряда терминов: «государственная поддержка коренных

малочисленных народов Красноярского края», «кочевая школа», «кочевой детский сад».

Ключевые слова: Меры государственной поддержки, правовые гарантии, субсидии, традиционная хозяйственная деятельность, территории традиционного природопользования, коренные малочисленные народы, Красноярский край, субъекты Российской Федерации.

SOME CURRENT ISSUES ACCOMPLISHMENT OF STATE SUPPORT CLICK INDIGENOUS PEOPLES OF KRASNOYARSK REGION

Valery Vlasov

Ph.D., assistant professor of land rights and environmental impact assessments, head of "Physical

Education" Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The article describes the specific issues of some of the measures of state support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Krai. The author draws attention to some problems in the study area, offering to discuss the meaning of some terms: "State support of Indigenous Peoples of Krasnoyarsk Territory", "nomadic school", "nomadic kindergarten."

Keywords: State support measures, legal guarantees, grants, traditional economic activities, the territory of traditional nature, indigenous peoples, the Krasnoyarsk Territory, Russian Federation subjects.

В настоящий период времени перед большинством коренных малочисленных народов Российской Федерации в целом, и их представителей в Красноярском крае в частности, возникает реальная проблема их физического выживания и будущего существования как уникальных этносов. В связи с этим предоставление мер государственной поддержки вышеуказанным субъектам является чрезвычайно актуальным.

Вместе с тем, общеизвестно, что, несмотря на предпринимаемые на различных уровнях меры государственной поддержки, положение коренных малочисленных народов в рыночных условиях хозяйствования осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим реалиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности объясняется незначительными объемами производства, отсутствием в большинстве территорий современных предприятий по комплексной переработке сельскохозяйственного сырья и биологических ресурсов.

Понятие «государственная поддержка коренных малочисленных народов Красноярского края» отсутствует в Законе Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 (ред. от 19.12.2013) «О защите исконной среды обитания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» [1] и в Законе Красноярского края от 11.12.2012 № 3868 (ред. от 12.02.2015) «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» [2].

По мнению автора, государственная поддержка коренных

малочисленных народов Красноярского края представляет собой систему правовых, экономических, социальных, организационных, экологических, демографических и иных мер, гарантированных органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, направленных на сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности, развития традиционного природопользования лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории Красноярского края, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Красноярского края и муниципальными нормативными правовыми актами.

Категории граждан - получателей государственной поддержки, меры государственной поддержки и условия ее предоставления определены законодательством Красноярского края. Основная цель государственной поддержки указанных выше субъектов - создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Крайний Север и Арктика в Красноярском крае занимают большую часть территории, общей площадью 1907 киломметров, характеризующуюся низкой плотностью населения, большими запасами природных ресурсов, геополитическим значением пограничных территорий. Указанные территории исконно населяют представители малочисленных народов.

К местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631- р[3] (далее - Распоряжение № 631-р) относятся: Таймырский ДолганоНенецкий муниципальный район; Эвенкийский муниципальный район; Туруханский район; территория Сымского сельсовета Енисейского района;

территория Чиндатского сельсовета Тюхтетского района; Северо-Енисейский район.

В настоящее время на территории Красноярского края проживают представители восьми этносов коренных малочисленных народов: долгане, кеты, селькупы, ненцы, нганасаны, чулымцы, эвенки и энцы, а также представители этнической общности ессейских якутов.

Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации включает в себя:

1) животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);

2) переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;

3) собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак);

4) разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;

5) бортничество, пчеловодство;

6) рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;

7) промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;

8) земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;

9) заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

10) собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);

11) добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;

12) художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов);

13) строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Льготы для представителей малочисленных народов, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.

Анализ действующего законодательства показывает, что на уровне нормативного регулирования созданы условия для участия коренных малочисленных народов в политической, экономической и социальнокультурной сферах жизни общества. Принят ряд документов, направленных на улучшение условий их жизни. Общая численность малочисленных народов составляет около 244 тыс. человек, причем численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы) [4].

Доля лиц из числа малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в целом по краю составляет 0,6% от общего числа населения края (в 2010 году - 16,2 тыс. человек), из них более 94% проживают в трех муниципальных образованиях края, относящихся к местам традиционного проживания, -Таймырском, Эвенкийском, Туруханском районах (в 2010 году - 14,9 тыс. человек).

На территории Красноярского края к основным видам традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов относятся: животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство); рыболовство и реализация водных биологических ресурсов; промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений); художественные промыслы и народные ремесла (изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов); строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Ввиду обширности территории северных районов Красноярского края в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, Эвенкийском муниципальном районе, Туруханском, Енисейском, Северо-Енисейском, Тюхтетском районах низкая плотность населения, между населенными пунктами протяженные расстояния. Основным видом транспорта в северных территориях края является авиационный, с регулярностью почтовопассажирских рейсов всего 1 - 2 раза в месяц. В данных территориях края развитость социальной инфраструктуры также на достаточно низком уровне.

Государственная программа Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п предусматривает реализацию мероприятий, направленных на сохранение традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов, например, таких, как предоставление социальных выплат оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым (лицам, находящимся в тундре, на промысловой точке более 9 месяцев в году). По состоянию на 1 января 2013 года такими получателями в северных территориях края являются более 2000 человек. Кроме того, лицам из числа малочисленных народов, для которых охота и рыболовство являются основой существования их и членов их семей, занятым традиционными промыслами до 6 месяцев в году, предоставляются единовременные социальные выплаты для подготовки к промысловому сезону. Данная категория получателей мер поддержки насчитывает более 450 человек. Меры государственной поддержки, предусмотренные программой, предполагают сохранение численности лиц, ведущих традиционный образ жизни.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010 - 2015 годы содержит задачу по поддержке и развитию традиционных (этнообразующих, этносохраняющих) отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также задачу по сохранению и развитию национальной культуры малочисленных народов.

Программа предусматривает реализацию мероприятий, направленных на сохранение традиционных отраслей хозяйственной деятельности малочисленных народов, например, таких, как предоставление социальных выплат оленеводам, охотникам (рыбакам) промысловым (лицам, находящимся в тундре, на промысловой точке более 9 месяцев в году). По состоянию на 1 января 2013 года такими получателями в северных территориях края являются более 2000 человек. Кроме того, лицам из числа малочисленных народов, для которых охота и рыболовство являются основой существования их и членов их семей, занятым традиционными промыслами до 6 месяцев в году, предоставляются единовременные социальные выплаты для подготовки к промысловому сезону. Данная категория получателей мер поддержки насчитывает более 450 человек. Меры поддержки, предусмотренные программой, предполагают сохранение численности лиц, ведущих традиционный образ жизни.

Имеются серьезные проблемы применительно к такому виду традиционной хозяйственной деятельности, как северное оленеводство. Так, Правительством Красноярского края до настоящего времени не разработана государственная целевая программа, направленная на развитие северного домашнего оленеводства. В соответствии с Законом Красноярского края от

11. 12.2012 № 3-868 «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» только в 2016 году планируется приступить к его реализации.

Так, члены СПОК «Яра-Танама» обратились к Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае по поводу содействия в создании территории традиционного природопользования (далее - ТТП) в границах оленеводческого кооператива «Яра-Танама». Есть пожелания о создании ТТП от жителей сельского поселения Хатанга. Инициативы с мест идут, но местные органы власти предпочитают их не замечать, региональная нормативно-правовая база отсутствует. Агентство по делам северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края должно сделать приоритетом своей деятельности создание ТТП в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Насущность решения этой проблемы раскроем на примере обращений старейших оленеводов Тухардской тундры Тоги Григория Эколевича и Тоги Александра Николаевича. Этих уважаемых людей волнуют вопросы состояния оленьих пастбищ, взаимоотношений с недропользователями. Работники компаний-недропользователей привозят на свои объекты собак, затем этих собак бросают. Животные становятся беспризорными и нападают на домашних оленей [5].

Правовой режим ТТП устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В ст. 12 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных

малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [6] предусмотрено, что в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Следовательно, в условиях интенсивного развития Севера Красноярского края, данная правовая норма имеет важное прикладное значение. Следует согласится с Е.В. Жуковой в том, что: «необходимо продумать механизм предотвращения такой ситуации, например указать, что коренные народы - это не только народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, но и народы, принудительно выселенные государством с таких территорий, либо предусмотреть дополнительные компенсации и гарантии народам и представителям, потерявшим статус коренных малочисленных народов в результате действий государства» [7].

Еще одна серьезная проблема - это широко обсуждаемые поправки к проекту Федерального закона №№ 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», принятого в первом чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации. В первоначальном варианте указанного законопроекта были исключены все ссылки и упоминания о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов, а также возможности установления особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Ко второму чтению данного законопроекта учтены поправки в части сохранения возможности образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов с сохранением природоохранного статуса [8].

Также целесообразно перенять положительный опыт создания сети кочевых и других специфических моделей детских садов и школ в местах традиционного проживания и хозяйствования коренных малочисленных народов уже существующих в Республике Якутия, Амурской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В этих регионах организована работа кочевых школ. С первого по четвертый классы дети учатся прямо в оленеводческих звеньях. То есть с малых лет ребёнку прививается любовь к той территории, где он живёт, к традиционным видам хозяйствования. Затем ребята проходят летнюю практику в табунах. В Ямало-Ненецком автономном округе кочевые школы существует уже на протяжении 20 лет, и это даёт свои результаты. В данном регионе дефицита кадров в оленеводстве практически нет [9].

По мнению автора настоящей статьи, под кочевой школой следует понимать муниципальное образовательное учреждение, расположенное в местах компактного проживания коренных малочисленных народов и финансируемое за счет средств местного бюджета, созданное для обеспечения доступности основного общего и иного дополнительного образования без отрыва учащихся от родителей, ведущих кочевой образ жизни малочисленных народов, приобщения учащихся к национальной культуре, национальным видам спорта, родному языку, традициям и обычаям, в целях сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Под кочевым детским садом следует понимать муниципальное образовательное учреждение, расположенное в местах компактного проживания коренных малочисленных народов и финансируемое за счет средств местного бюджета, созданное для обеспечения доступности дошкольного образования без отрыва детей от родителей, ведущих кочевой образ жизни малочисленных народов, приобщения учащихся к национальной культуре, национальным видам спорта, родному языку, традициям и обычаям, в целях сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Помимо муниципальных кочевых школ и муниципальных детских садов следует создавать условия для частных аналогичных образовательных учреждений.

Таким образом, законодателю Красноярского края следует обратить внимание на изложенные проблемы с целью гармонизации законодательства о государственной поддержки коренным малочисленным народам указанного субъекта Российской Федерации.

Список литературы:

1. Закон Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 (ред. от 19.12.2013) «О защите исконной среды обитания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. № 62 (433). 10 декабря.

2. Закон Красноярского края от 11.12.2012 № 3-868 (ред. от 12.02.2015) «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. № 62 (574). 24 декабря.

3. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 № 631 -р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2493.

4. Попова Н.Н. Правовые риски в системе публичного управления территориями традиционного природопользования малочисленных народов // Правовые риски в системе публичного управления:коллективная монография / под науч. ред. В.И. Авдийского, М.А. Лапиной; Финансовый университет при Правительстве Российской федерации. М.: ОТ и ДО, 2014. С. 135 - 148.

5. Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае от 31.12.2014 «О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2014 году» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

7. Жукова Е.В. Правовые проблемы обеспечения прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования // Экологическое право. 2009. № 1. С. 2332.

8. Сохранение земель - приоритет Земельного кодекса // http://www.raipon.info (дата обращения: 26.09.2015).

9. Общие для всего северного оленеводства проблемы обсудили на межрегиональном совещании на Камчатке // http://www.raipon.info (дата обращения: 26.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.