Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Наталья Петровна, Березюк Светлана Васильевна, Хребтов Михаил Яковлевич

Введение. Актуальность исследования определяется поиском новых педагогических технологий для формирования, сохранения и воспроизводства традиционных культурных ценностей в социокультурном пространстве коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Социальные трансформации, которые переживают сегодня эти народы, предопределяют необходимость изменения основных педагогических подходов к сохранению их традиционной культуры. Целью статьи является анализ современных этнопедагогических практик, направленных на формирование эффективной образовательной среды для детей, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера и Сибири, проживающим на территории Красноярского края. Материалы и методы: 1) полевая экспедиционная работа в местах компактного проживания долган, селькупов, эвенков, 2) количественный анализ контента 14 веб-ресурсов по традиционной культуре эвенков, долган, селькупов; 3) проведение 12 полуструктурированных интервью экспертов в области образования и культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири; 4) анкетирование 650 эвенков, проживающих в Красноярском крае; 5) сравнительный анализ результатов проведенных опросов. Результаты. Выполнено обследование 7 северных поселений Красноярского края, где проживают коренные малочисленные народы Севера и Сибири, в ходе обследований выявлена низкая степень владения родным языком у эвенков в возрастной группе до 19 лет (в 1997 г. эвенкийский язык считали родным 6,7% эвенков данной группы, в 2017 г. эвенкийский язык родным в этой группе не считал никто, в 1997 г. русский язык родным считали 88,2% эвенков в возрасте от 10 до 19 лет, в 2017 г. - 91,7%). За 10 лет в 2 раза снизилась доля эвенков, которые свободно владеют эвенкийским языком (с 31,1% в 1997 г. до 15,1% в 2017 г.). Суммарная экспертная оценка, сформированная с помощью анализа 12 полуструктурированных интервью, позволяет сделать вывод об изменении этнопедагогических практик изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в связи с «уходом» родного языка из практик повседневного общения. Все 12 экспертов зафиксировали переход образовательных практик изучения родных языков коренных малочисленных народов в аналоговые по отношению к изучению иностранных языков. Подавляющее большинство экспертов (10 из 12) полагают, что достижение эффективности школьного образования на Севере и в Арктике связано с развитием on-line образования и повышением доступности федеральных образовательных платформ для школьников северных поселений. Происходит переход части этнопедагогических практик в киберпространство. Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири принимает виртуальные формы, характерные для современной информационной интернет-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копцева Наталья Петровна, Березюк Светлана Васильевна, Хребтов Михаил Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL PRACTICES OF PRESERVATION AND REPRODUCTION OF THE TRADITIONAL CULTURE OF THE INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH AND SIBERIA (THE CASE OF KRASNOYARSK REGION)

Introduction. The relevance of the study is determined by the search for new pedagogical technologies for the formation, preservation and reproduction of traditional cultural values in the socio-cultural space of the indigenous small-numbered peoples of the North and Siberia. The social transformation processes experienced today by these nations predetermine the need to change the main pedagogical approaches to preservation of their traditional culture. The purpose of the article is the analysis of modern ethnopedagogical practices aimed at formation of favourable educational environment for children belonging to indigenous minorities of the North and Siberia living in Krasnoyarsk region. Materials and methods: 1) fieldwork in places of compact residence of Dolgans, Selkups, Evenks, 2) quantitative analysis of the content of 14 web resources devoted to the traditional culture of Evenks, Dolgans, Selkups; 3) organisation of 12 semi-structured interviews with experts in the field of education and culture of small-numbered indigenous peoples of the North and Siberia; 4) questioning of 650 Evenks living in Krasnoyarsk region; 5) comparative analysis of the factual survey results. Results. A survey of 7 northern settlements of Krasnoyarsk region inhabited by indigenous minorities of the North and Siberia was carried out; the survey revealed a low degree of native language proficiency among the Evenks in the age group under 19 years old (in 1997, the Evenk language was considered native by 6.7% of the Evenks in this group; in 2017, the Evenk language was not deemed by this group participants to be their native language; in 1997, the Russian language was considered to be the native language by 88.2% of the Evenks aged 10 to 19, in 2017 - by 91.7%). Over the 10 years, the share of Evenks who are fluent in the Evenk language decreased twofold (from 31.1% in 1997 to 15.1% in 2017). The overall expert assessment formed through analysis of 12 semi-structured interviews makes it possible to conclude on the change in the ethnopedagogical practices of the indigenous peoples of the North and Siberia in studying the native languages, in connection with “retirement” of the native language from the practice of everyday communication. All of the 12 experts recorded the shift of the educational practices of the indigenous minorities, as to the study of their native languages, to the similar practice involving the mastery of foreign languages. The overwhelming majority of experts (10 out of 12) believe that the observed efficiency of school education in the North and the Arctic is connected with the development of online education and increased availability of federal educational platforms for schoolchildren of northern settlements. Some of the ethnopedagogical practices are being transferred to cyberspace. The traditional culture of the indigenous minorities of the North and Siberia assumes virtual forms characteristic of the modern informational Internet environment.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-02/ Дата публикации: 30.04.2021 УДК 37.061

Н. П. Копцева, С. В. Березюк, М. Я. Хребтов

Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края)

Введение. Актуальность исследования определяется поиском новых педагогических технологий для формирования, сохранения и воспроизводства традиционных культурных ценностей в социокультурном пространстве коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Социальные трансформации, которые переживают сегодня эти народы, предопределяют необходимость изменения основных педагогических подходов к сохранению их традиционной культуры.

Целью статьи является анализ современных этнопедагогических практик, направленных на формирование эффективной образовательной среды для детей, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера и Сибири, проживающим на территории Красноярского края.

Материалы и методы: 1) полевая экспедиционная работа в местах компактного проживания долган, селькупов, эвенков, 2) количественный анализ контента 14 веб-ресурсов по традиционной культуре эвенков, долган, селькупов; 3) проведение 12 полуструктурированных интервью экспертов в области образования и культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири; 4) анкетирование 650 эвенков, проживающих в Красноярском крае; 5) сравнительный анализ результатов проведенных опросов.

Результаты. Выполнено обследование 7 северных поселений Красноярского края, где проживают коренные малочисленные народы Севера и Сибири, в ходе обследований выявлена низкая степень владения родным языком у эвенков в возрастной группе до 19 лет (в 1997 г. эвенкийский язык считали родным 6,7% эвенков данной группы, в 2017 г. эвенкийский язык родным в этой группе не считал никто, в 1997 г. русский язык родным считали 88,2% эвенков в возрасте от 10 до 19 лет, в 2017 г. - 91,7%). За 10 лет в 2 раза снизилась доля эвенков, которые свободно владеют эвенкийским языком (с 31,1% в 1997 г. до 15,1% в 2017 г.).

Суммарная экспертная оценка, сформированная с помощью анализа 12 полуструктурированных интервью, позволяет сделать вывод об изменении этнопедагогических практик изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и Сибири в связи с «уходом» родного языка из практик повседневного общения. Все 12 экспертов зафиксировали переход образовательных практик изучения родных языков коренных малочисленных народов в аналоговые по отношению к изучению иностранных языков. Подавляющее большинство экспертов (10 из 12) полагают, что достижение эффективности школьного образования на Севере и в Арктике связано с развитием (Эп-Ппе образования и повышением доступности федеральных образовательных платформ для школьников северных поселений.

Происходит переход части этнопедагогических практик в киберпространство. Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири принимает виртуальные формы, характерные для современной информационной интернет-среды.

Ключевые слова: этнопедагогика, современная информационная среда, северные территории, коренные малочисленные народы, полевые исследования

Ссылка для цитирования:

Копцева Н. П., Березюк С. В., Хребтов М. Я. Этнопедагогические практики сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири (на примере Красноярского края) // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 293-310. сМ: 10.32744^.2021.2.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-02/ Accepted: 27 January 2021 Published: 30 April 2021

N. P. Koptseva, S. V. Berezyuk, M. Ya. Khrebtov

Ethnopedagogical practices of preservation and reproduction of the traditional culture of the indigenous small-numbered peoples of the North and Siberia (the case of Krasnoyarsk region)

Introduction. The relevance of the study is determined by the search for new pedagogical technologies for the formation, preservation and reproduction of traditional cultural values in the socio-cultural space of the indigenous small-numbered peoples of the North and Siberia. The social transformation processes experienced today by these nations predetermine the need to change the main pedagogical approaches to preservation of their traditional culture.

The purpose of the article is the analysis of modern ethnopedagogical practices aimed at formation of favourable educational environment for children belonging to indigenous minorities of the North and Siberia living in Krasnoyarsk region.

Materials and methods: 1) fieldwork in places of compact residence of Dolgans, Selkups, Evenks, 2) quantitative analysis of the content of 14 web resources devoted to the traditional culture of Evenks, Dolgans, Selkups; 3) organisation of 12 semi-structured interviews with experts in the field of education and culture of small-numbered indigenous peoples of the North and Siberia; 4) questioning of 650 Evenks living in Krasnoyarsk region; 5) comparative analysis of the factual survey results.

Results. A survey of 7 northern settlements of Krasnoyarsk region inhabited by indigenous minorities of the North and Siberia was carried out; the survey revealed a low degree of native language proficiency among the Evenks in the age group under 19 years old (in 1997, the Evenk language was considered native by 6.7% of the Evenks in this group; in 2017, the Evenk language was not deemed by this group participants to be their native language; in 1997, the Russian language was considered to be the native language by 88.2% of the Evenks aged 10 to 19, in 2017 - by 91.7%). Over the 10 years, the share of Evenks who are fluent in the Evenk language decreased twofold (from 31.1% in 1997 to 15.1% in 2017).

The overall expert assessment formed through analysis of 12 semi-structured interviews makes it possible to conclude on the change in the ethnopedagogical practices of the indigenous peoples of the North and Siberia in studying the native languages, in connection with "retirement" of the native language from the practice of everyday communication. All of the 12 experts recorded the shift of the educational practices of the indigenous minorities, as to the study of their native languages, to the similar practice involving the mastery of foreign languages. The overwhelming majority of experts (10 out of 12) believe that the observed efficiency of school education in the North and the Arctic is connected with the development of online education and increased availability of federal educational platforms for schoolchildren of northern settlements.

Some of the ethnopedagogical practices are being transferred to cyberspace. The traditional culture of the indigenous minorities of the North and Siberia assumes virtual forms characteristic of the modern informational Internet environment.

Keywords: ethnopedagogy, modern information environment, northern territories, indigenous peoples, field research

For Reference:

Koptseva, N. P., Berezyuk, S. V., & Khrebtov, M. Ya. (2021). Ethnopedagogical practices of preservation and reproduction of the traditional culture of the indigenous small-numbered peoples of the North and Siberia (the case of Krasnoyarsk region). Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 50 (2), 293-310. doi: 10.32744/pse.2021.2.20

_Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и реализации новых подходов к образовательным процессам в среде коренных малочисленных народов Севера и Сибири, компактно проживанию на северных и арктических территориях Российской Федерации. Стратегические задачи, которые реализует сегодня российское государство в Арктике, определяет для успешной реализации этих задач ряд проблем, связанных с совершенствованием мер государственной поддержки коренных малочисленных народов, важнейшей из которых является задача обеспечения качественного современного образования для этнокультурных групп, ведущих традиционный образ жизни и находящихся в экстремальных климатических и ландшафтных условиях. Большая роль в обеспечении качественного образования отводится формированию современной информационной среды, обеспечению доступа к интернет-технологиям, современным коммуникативным возможностям для максимально большого доступа обучающихся в школах, колледжах, лицеях, готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения, проходящих программы дополнительного образования и повышения квалификации.

Учитывая исторические и культурные особенности 40 этнокультурных групп коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих сегодня в 28 субъектах Российской Федерации, развиваются этнопедагогические подходы, базирующиеся на педагогических практиках, связанных с пониманием традиционной культурно-ценностной основы обучающихся из числа представителей данных народов. Российская этнопедагогика известна своими достижениями как концептуальными, так и методологическими. Стремительные социально-экономические и культурные трансформации, которые переживают сегодня коренные малочисленные народы, проживающие на территориях Крайнего Севера и Арктики, обостряют необходимость совершенствования образовательных технологий, реализация которых обеспечивает не только необходимый качественный уровень, но и призвана решать ряд социальных и культурных государственных задач, в том числе, международного уровня, связанных с сохранением и воспроизводством культурного разнообразия Арктики.

Одна из важнейших педагогических задач, которая ставится сегодня для образования коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих на северных и арктических территориях, - это создание условий для сохранения, воспроизводства и трансляции традиционных культурных ценностей этих народов как основы традиционной жизнедеятельности. Акцентируется внимание на экологической направленности этих традиционных ценностей, на формирование гармонического способа существования системы «природа - человек», на особые формы сосуществования растительного, животного и человеческого мира, на солидарность и взаимопомощь в трудных жизненных условиях, характерных для Севера и Арктики. Таким образом, культурные ценности коренных малочисленных народов содержат нравственные основы, необходимые для выживания в суровых и экстремальных климатических условиях. Образовательные практики, ориентирующиеся на сохранение и воспроизводство этих ценностей, являются актуальными и востребованными.

В современном образовании педагогика должна опираться на этнографию, антропологию и этнологию, полагает венгерский исследователь И.Шандор [1], эта междис-

циплинарная плоскость, по его мнению, и определяется термином «этнопедагогика». Активно развивают этнопедагогические практики в Индонезии. Так, индонезийские ученые У Кахьяна и соавторы полагают, что активное развитие мобильных средств в этнопедагогических практиках приведет к повышению качества образования в территориально отдаленных от крупных центров районах [2]. И.Рахмавати и соавторы видят большой потенциал этнопедагогики для улучшения качества образования для изучения естествознания [3]. Е. Никманавати и соавторы полагают, что современные цифровые технологии эффективно применяются для воссоздания традиций коренных народов, когда локальная традиционная культура, изучаемая в школах, получает цифровую образность в современной информационной среде [4].

Российские исследователи образовательных практик коренных народов Н.Неустроев с соавторами раскрывают особенности этнопедагогических технологий для формирования этнокультурной идентичности в среде коренных народов Севера на примере якутской сельской школы [5], где обучающиеся готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. З. Хусаинов и соавторы подчеркивают, что этнопедагогические технологии могут успешно применяться для формирования современной экологической культуры школьников [6].

Формирование представлений о культурной сложности и многообразии, которые происходят при реализации этнопедагогических технологий, в критическом ключе обсуждают британские исследователи Дж. Ардей и соавторы, полагая, что в ближайшее время необходимо пересмотреть некоторые образовательные программы и реализовать деколониальный дискурс в этих программах [7].

Способы преодоления этнокультурных стереотипов в деятельности американских школьных учителей азиатского происхождения, которые применяют в педагогической деятельности различные культурные практики и создают особенные инклюзивные пространства для школьников, имеющих соответствующую этнокультурную идентичность, исследуются в работе современного американского ученого К. Чоу [8], который в целом позитивно оценивает опыт работы своих коллег.

Признание значимости культурного, языкового и этнического образования по отношению к коренным народам африканского происхождения в деятельности латиноамериканских образовательных учреждений раскрывается в исследовании американских ученых Р. Кортины и А. Эрла [9]. Теория и практика межкультурного образования обосновываются в этой работе через внедрение конкретных практик формирования новых лидеров и стимулирование образовательной активности через появление новых форм стипендиальной поддержки для представителей коренного населения.

Проблемы получения качественного образования представителями ирландцев в тех странах, где ирландская этнокультурная группа оказывается в статусе меньшинства, на основе применения качественных методов фокус-группы, обсуждается в работе ирландских исследователей А. Бойла и соавторов. Несмотря на собственный негативный опыт ряд родителей выразили оптимизм в отношении тех образовательных возможностей, которые получают сегодня их дети. Речь идет о дошкольном образовании, и авторы исследования полагают, что здесь важна позиция даже самых небольших этнокультурных групп [10].

Целостное и одновременно конкретно направленное экологическое отношение к проблемам загрязнения окружающей среды при изучении курса микробиологии в студенческой среде, где есть достаточно много представителей коренных малочисленных этносов, выстраивается и проблемно обсуждается в научной работе амери-

канцев Дж. Шея и соавторов. Ученые подробно рассказывают о своей педагогической практике, где им удалось преодолеть ограниченность учебных дисциплин и сформировать системное представление о процессах загрязенения и их преодолении с помощью микробиологической проблематики [11].

Серьезное концептуальное обоснование этнопедагогических практик выполнил американский ученый Ф. Митчелл-Барун, который с помощью метода феноменологического дизайна провел обширное исследование в образовательных учреждениях, готовящих медицинских сестер [12]. В ходе данного исследования были выявлены основные проблемы, которые возможно решать с помощью современной этнопедагоги-ки: коммуникации, ценности, признание различий, право на качественное образование, гуманистические цели. Важность этого исследования заключается в проделанной автором интерации полевых исследований, применении метода фокус-групп и концептуальной интерпретации полученных им результатов.

В современной педагогической науке активно обсуждаются этнокультурные особенности, которые должны быть учтены в образовании коренных малочисленных народов, ведущих традиционный, в том числе, кочевой образ жизни. Так, норвежская исследовательница З.В. Равна провела обширные полевые исследования ненецкой этнокультурной группы, семей, ведущих кочевой образ жизни на северных территориях Российской Федерации. Она определила, что важнейшие навыки передаются в этнопедагогических практиках, имеющих глубокий традиционный характер. Среди них выделяются важные навыки подготовки оленеводов для арктической тундры [13]. Подчеркивается, что «тундровая педагогика» существенно отличается от образовательных практик школ-интернатов в поселках.

Этнокультурные ценности коренных малочисленных народов и необходимость разрабатывать образовательные практики, связанные с сохранением традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и Сибири, активно обсуждаются в современных научных исследованиях. Большой обзор современных педагогических практик и подходов был выполнен российским исследователем А.А. Ситниковой, которая представила различные регионы мира - от Канады и Норвегии до Австралии и Индонезии, где различным образом решаются проблемы интеграции качественного образования и этнокультурной идентификации коренных народов мира. Особое внимание А.А. Ситникова уделила различным форматам образования для коренных народов Севера, которые реализуются в Норвегии, США (Аляска), Канаде и ряде субъектов Российской Федерации [14].

Сложную педагогическую задачу необходимо решать высшим учебным заведениям по адаптации и интеграции студентов, которые принадлежат к коренным малочисленным народам Севера, ведущим традиционный образ жизни. Теоретические и прикладные аспекты решения этой задачи обсуждают А.А. Ситникова и соавторы на материале анализа обширных полевых исследований северных территорий Красноярского края [15]. Ученые полагают, что реализация образовательных программ этими студентами предполагает наличие соответствующих компетенций у преподавателей, реализующих данные программы.

Данная тема продолжается в исследовании В.И. Кирко и соавторов, которые на основании сравнительного анализа результатов полевых исследований на северных и арктических территориях Красноярского края и республики Саха (Якутия) раскрывают особенности экономической социализации школьников старших классов из числа коренных малочисленных народов Севера [16]. Исследование позволяет выделить век-

торы и механизмы экономической социализации этих учащихся, показать факторы, которые влияют на их адаптивность в будущем.

Территориальные, экономические, социальные и культурные особенности, которые выделяют коренные малочисленные народы Севера и Сибири, определяют их конституционную поддержку в Российской Федерации и обуславливают выбор методологических подходов к исследованию эффективных образовательных практик в этом этнокультурном и социально-экономической пространстве. Подавляющее большинство исследований проходит с обязательным использованием метода полевых (стационарных и экспедиционных) исследований. Так, в результате полевых исследований на территории Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального районов Красноярского края в 2010-2020 гг. Н.П. Копцевой и соавторами были предложены новое образовательное содержание и новые способы сохранения традиционной культуры эвенков [17] и энцев [18], компактно проживающих в Арктической зоне РФ. Характерной особенностью энцев является то, что в настоящее время их культура принадлежит к бесписьменным, официально признанных образцов энецкой письменности сегодня не существует [19].

Применение метода включенного наблюдения в ходе экспедиционных полевых исследований позволило Н. Неустроеву и соавторам указать на эффективность применения образовательных практик, связанных с обустройством детских летних кочевых лагерей для детей эвенкийской этнокультурной группы. Исследователи указывают на идущие процессы возрождения в среде коренных малочисленных народов Севера и обосновывают необходимость учитывать этнические, культурные, психологические и социальные особенности в разработанных этнопедагогических теориях и практиках, ориентированных на экстремальные условия проживания детей [20].

Канадские исследователи Д. Мартин и М. Сегуайр, работающие над проблемой эффективной бакалаврской подготовки медицинских сестер из числа коренных северных народов, представляют образовательную практику Университета Манитобы (Канада), где в число изучаемых учебных дисциплин были введены дисциплины о культуре коренных северных народов Канады. Ученые полагают, что данная практика может быть распространена по всему миру, и она будет эффективна для образовательных программ по подготовке медицинских сестер из числа представителей коренных народов.

Необходимость решения стратегических задач по освоению северных и арктических территорий Российской Федерации предопределяет необходимость серьезных исследований в контексте мировых тенденций, связанных с акцентом на сохранении этнокультурного разнообразия Арктики. Данная ответственность лежит сегодня на всех экономических субъектах, которые участвуют в процессах реиндустриализации северных и арктических территорий. Как показывает международный и российский опыт, малочисленные народы Севера и Сибири особенно уязвимы по отношению к трансформациям, разворачивающимся в местах их компактного проживания. Их уникальное культурное наследие, которое фиксируется, сохраняется и воспроизводится в актуальных образовательных практиках, находится под угрозой размывания со стороны форматов популярной культуры, которые приходят вместе с индустриализацией и модернизацией.

Следовательно, российская государственная образовательная политика должна решить достаточно сложную задачу. С одной стороны, должно быть обеспечено равное право на качественное образование всем гражданам Российской Федерации, в том числе, проживающим в экстремальных условиях Севера и Арктики и

сохраняющим свой традиционный образ жизни. С другой стороны, трансформационные экономические и социально-культурные процессы, идущие на этих территориях, негативно влияют на сохранение уникального культурного наследия и способствуют стандартизации образовательных подходов. Для решения этой задачи необходимы междисциплинарные исследования в области этнопедагогики, социологии, этнологии, культурологии и ряда других наук, представленных в системе социально-гуманитарного знаний. В настоящее время эта междисциплинарная область находится в самом начале своего развития. Культурная специфика педагогики обсуждается сегодня довольно активно, и можно предвидеть, что в этих дискуссиях определятся роль и значение для получения качественного образования тех профессиональных компетенций преподавателей, которые смогут учитывать этнокультурную специфику коренных малочисленных народов Севера и Сибири в своей педагогической деятельности.

Представляется, что решение поставленной проблемы может быть найдено в создании современной информационной среды, сформированной под данные образовательные задачи. Учитывая культурную специфику коренных малочисленных народов Севера и Сибири, чья этнокультурная идентичность осуществляется за счет сохранения и воспроизводства фольклора и особенно - музыкального фольклора, можно высказать предположение, что одним из решений может быть целенаправленное формирование современной информационной среды для решения конкретных образовательных задач и одновременно внедрения современных форматов сохранения уникального культурного наследия этих народов.

Цель настоящего исследования - провести анализ современных этнопедаго-гических практик для формирования традиционных ценностей в среде коренных малочисленных народов Севера и Сибири - долган, селькупов и эвенков, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Выбор данных этнокультурных групп обусловлен репрезентативностью их культурных практик по отношению ко всей группе коренных малочисленных народов, проживающих в субъектах Российской Федерации. Каждый из этих народов выступает репрезентантом определенного социально-экономического, и культурного статуса, обусловленного спецификой расселения и межэтнических коммуникаций. Долганы проживают исключительно на территории Красноярского края, эвенки распространены по многим северным и сибирским регионам не только России, но и сопредельных государств (КНР, Монголии, в том числе), селькупы проживают в основном на территории Томской области, в Красноярском крае небольшая группа селькупов компактно проживает в деревне Фарково Туру-ханского района.

_Материалы и методы

Материалами исследования выступают результаты опросов и полуструтурирован-ных интервью, полученных в ходе экспедиционных полевых исследований в местах компактного проживания долган, селькупов и эвенков на территориях Эвенкийского муниципального района (эвенки), Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (долганы, эвенки), Туруханского района (селькупы), которые были проведены в 2010-2020 гг.

Для данного исследования были выбраны результаты обработки 12 полуструктурированных интервью, в которых приняли участие представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих на территории Красноярского края, представители профессиональных сообществ учителей, работники сферы культуры и искусства, представители бизнес-сообщества в сфере традиционной экономики и культуры коренных малочисленных народов, эксперты в области этнопедагогики и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири.

Для обсуждения возможностей целенаправленного формирования современной информационной среды в контексте этнопедагогических практик было проведено исследование конкретных музыкальных фольклорных текстов долган, селькупов и эвенков в двух аспектах. Во-первых, было проведено источниковедческое исследование в архивах института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук в октябре 2019 года, где были определены и выделены материалы музыкальных фольклорных произведений долган, селькупов и эвенков, имеющие этнопедагогическую значимость. Во-вторых, материалом исследования выступила современная информационная среда, которая в настоящее время превращается в этнопедагогическое и социально-культурное пространство, куда перемещаются актуальные процессы сохранения и воспроизводства традиционной культуры долган, селькупов и эвенков (равно как и других коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Исследование было проведено как научное моделирование эффективных этнопедагогических практик, которые учитывали бы культурное многообразие обучающихся и культурную специфику северных народов, проживающих в условиях экстремального климата и сложных ландшафтов, имеющих уникальное культурное наследие, уязвимое в процессах глобальных трансформаций, которые переживают сегодня эти народы. Влияние глобальных трансформаций на эти этнокультурные группы отмечают сегодня все исследователи, занимающиеся данной проблематикой [22].

В качестве методологии был выбран критический анализ научной литературы по актуальным этнопедагогическим теориям и практикам, источниковедческий анализ музыкального фольклора, который может стать изучаемым предметным содержанием, анализ представленности музыкального фольклора в современной образовательной среде как этнопедагогичесий компонент процессов культурных идентификаций коренных народов. Одним из базовых методов является комплекс полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов на территории Красноярского края, который был проведен в 2010-2020 гг., в том числе, в контексте узкой проблематики данного исследования в 2019-2020 гг. в поселении Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, где проживают долганы и эвенки.

В ходе данных полевых исследований были проведены полуструктурированные интервью, определены тенденции в области этнопедагогических практик и выработаны рекомендации, связанные с позитивными эффектами учета культурного многообразия в образовании долган, селькупов и эвенков. Одним из содержательных компонентов поликультурного образовательного процесса, способствующих сохранению и воспроизводству уникального культурного наследия, был определен музыкальный фольклор долган, селькупов и эвенков, произведения которого активно наполняют современную информационную среду.

_Результаты исследования

Критический анализ научно-исследовательской литературы по этнопедагогиче-ским практикам сохранения и воспроизводства традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири позволил обосновать важное значение полевых исследований и применения метода полуструктурированных интервью, а также выявить в качестве важнейшей тенденции последних 10-20 лет переход базовых социокультурных процессов, на которые опираются этнопедагогические практики, в современную информационную среду, фундаментом которой выступают различные веб-ресурсы.

Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в Красноярском крае проживают, в основном, в трех муниципалитетах: Эвенкийском муниципальном районе, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе и Туруханском районе. Для целей исследования был выбран Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, поскольку здесь проживают несколько различных этнокультурных групп северных народов, которые применяют различные этнопедагогические практики, репрезентативные для данного исследования. Сегодня на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района компактно проживают долганы, ненцы, нганасаны, селькупы, эвенки, энцы, причем долганы, нганасаны и энцы в подавляющем большинстве проживают именно на этой территории и в единичных случаях на сопредельных с районом муниципалитетах или других субъектах Российской Федерации. Демографическая динамика коренных малочисленных народов Красноярского края исследовалась многократно [23], как в целом, так и по отдельным этнокультурным группам [24], поэтому нет необходимости повторять эту общеизвестную информацию. Новые результаты связаны с исследованием специфических этнопедагогических практик, значительная часть которых переходит сегодня в современную информационную среду.

Базовой этнопедагогической практикой является изучение в образовательном процессе учащихся школ, расположенных в отдаленных от муниципальных центров поселений, в том числе, интернатного типа, фольклорных произведений традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. Изучаемые школьниками произведения фольклора связаны либо с литературно-поэтическими, либо с музыкальными текстами. Музыкальный фольклор преобладает в сфере дополнительных учебных занятий, ориентированных на изучение школьниками родных языков, культуры в соответствии с преобладанием той или иной этнокультурной группы в поселении, где расположена данная школа, в том числе, интернатного типа. Этнопедагогические практики опираются также на систему детского художественного образования, где доля музыкального искусства также чрезвычайно велика.

Так, например, культурно-просветительскую деятельность в г. Дудинка ведут такие детско-юношеские коллективы как:

1) вокальная студия «Чоргуйар» («Звучание»), образованная в 2015 году как результат реализации проекта «Мы вместе», проводимого ПАО ГМК «Норильский никель». Музыкально-образовательная среда данной студии направлена на детей дошкольного возраста;

2) вокальная ансамбль «Северный ветер», созданная в 2018 году на базе городского дома культуры. Возрастная категория группы - от 13 до 30 лет. Данный коллектив

является постоянным участником культурно-просветительской деятельности, фестивалях, конкурсов и концертов.

3) вокальный ансамбль «Сулускан» («Звездочки»). Свою творческую деятельность коллектив ведет с 2002 года и входит в состав заслуженного коллектива Российскоц Федерации «Хэйро». В репертуаре коллектива звучат традиционные песни на стихи поэтов-долган Огдо Аксеновой, Матвея Чарду и других Песни, как правило, исполняются на долганском и якутском языках.

4) вокальный ансамбль «Ойулах» («Узоры»). Деятельность коллектива направлена на передачу культурных ценностей не только с помощью песен, но и кукольным постановкам. Участниками коллектива являются дети кочевых семей, живущие и учащиеся в школе - интернате.

5) театральная студия «Кустук» («Радуга»). Участниками студии являются дети, проживающие в интернате.

В школах и интернатах создаются различные кружки с музыкально-художественной направленностью, где ребенок может овладеть основными навыками, присущих профильному музыкальному образованию (игра на традиционном музыкальном инструменте, вокально-хоровые навыки).

Разнообразие фольклора малочисленных народов Сибири заключается в их песенном своеобразии и зачастую носят регламентированный характер. Достаточное количество песен, исполняемых в кругу семьи носят нарицательный характер и ориентированы на воспитание в ребенке таких ценностей как уважение к старшему поколению, к месту, где проживает вся семья. Особое значение для формирования традиционных ценностей несут т.н. «личные песни». Как правило, такие песни сочиняются членами традиционной семьи для маленького ребенка и изменялась вместе с его взрослением. В таких песнях повествуется о прошлых возрастных особенностях, достижениях, о том, что получилось в жизни ребенка, а что нет. Подобные песни характерны для всех северных народов Красноярского края.

Среди интервьюеров можно выделить этнопедагогические позиции, которые транслируют специалисты муниципального отдела образования, в том числе, заместитель начальника Управления образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Т.И. Лебедева, которая прямо указывает на изменения в этнопедагогических подходах, связанные с развитием современной информационной среды: «Сейчас программа обучения направлена на то, чтобы ребенок мог думать, разговаривать на родном языке, общаться на русском языке и также знать английский язык, чтобы ребенок, живя в тундре, мог и от родителей не оторваться, и используя современные технологии, дистанционно обучаться через интернет выходить на другие регионы. У нас ставится другая задача. Мы - кочевники без границ. Не надо зацикливаться на национальном языке. В современном мире надо быть образованным и думать на трех языках».

Другой интервьюер, также заместитель начальника Управления образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Л.В. Майер рассказывает об освоении современной информационной среды для среднего образования северных отдаленных поселений, где проживают долганы, энцы, нганасаны, энцы: «С 2010 года активно реализуется интернет- обучение. Сначала данная система была опробована на старшей ступени обучения в поселениях Потапово, Носок, на острове Диксон. Площадку для обучения купили в московском университете по химии и информатике, так как не было учителей по этим предметам. В Потапово этот эксперимент пошел лучше

всего. Учитель сам находится в Дудинке, работает на электронной площадке. Там ребенок регистрируется, получает задание, заполняет тесты, делает задания, лабораторные работы. Особенность в том, что в этих поселках нет сотовой связи, они проходили обучение по интернету в течение 2 лет. У выпускников довольно хороший результат по ЕГЭ. Также нет ни у кого возможности списать, помочь, подсказать при сдаче ЕГЭ. Проблем в интернет-обучении много: медленный интернет, перепады связи. Но программа успешно работает: 2 выпускника поступили в университеты в г. Красноярске. Сейчас интернет-обучение есть в 4 учреждениях. Должна начаться работа по математике и по физике, хотим внедрить интернет-образование в Волочанке. В начальной школе эту программу интернет-образования хотим взять как дополнительный ресурс. Это большая база для сельских образовательных учреждений. Интернет решает проблему общения, расширения границ. Также, например, информатику проще изучать в итоге этой деятельности, получить информационную грамотность».

В больших развернутых интервью информанты раскрывали сложные образовательные процессы на отдаленных северных территориях Красноярского края и фиксировали как проблемные, так и успешные практики. Одной из важнейших тем в этих интервью была проблема изучения и распространения в повседневной жизни языков коренных малочисленных народов Севера как основы их культурного наследия.

Главным предметом этнопедагогического образования в дошкольных и школьных учреждениях является изучение родного («материнского») языка. Подавляющее большинство детей в возрасте от 0 до 18 лет не используют родные («материнские») языки в качестве разговорных. В таблице 1 приведены данные по одному из самых «успешных» для распространения родных языков коренных малочисленных народов Красноярского края - эвенкийскому языку. Данная таблица составлена на основе исследований В.П. Кривоногова и ряда других ученых, ведущих полевые исследования в местах компактного проживания эвенков [25].

Таблица 1

Родной язык эвенков в разных возрастных группах (по данным опроса, в %)

Возраст 1997 2017

Родной язык

Эвенкийский язык Оба языка Русский язык Эвенкийский язык Оба языка Русский язык

70 и старше 85,7 - 14,3 90,9 9,1 -

60-69 83,3 11,1 5,6 64,7 35,3 -

50-59 86 2 12 44,7 25,5 29,8

40-49 75,5 11,8 12,7 20,5 40,9 38,6

30-39 60,4 7,6 32 12,1 30,3 57,6

20-29 22,5 9,8 67,7 4,7 24,7 70,6

10-19 4,1 7,7 88,2 - 8,3 91,7

До 10 2,5 4,2 93,3 - 4,6 95,4

Из данных этой таблицы, результаты которой были получены в ходе полевых исследований лонгитюдного характера с интервалом в 10 лет, следует, что уже в 1997 г. эвенкийский язык в качестве родного языка указывали только 2,5% детей в возрасте до 10 лет и 4,1% детей в возрасте от 10 до19 лет. В 2017 году этот показатель был ну-

левым для обеих возрастных групп. Опросы проводились в поселках, где преимущественно проживали представители эвенкийской этнокультурной группы.

Характерные данные раскрываются в таблице 2, где показана мера владения родным языком и изменение этой меры за 10 лет.

Таблица 2

Степень владения эвенками эвенкийским языком (по данным опроса, в %)

Владеют свободно С некоторыми затруднениями Со значительными затруднениями Понимают, но не говорят Не владеют

1997 31,1 15,1 9,2 9,2 34,2

2017 15,1 6,0 9,2 25,4 34,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные таблицы 1 и таблицы 2 позволяют сделать научно обоснованный прогноз о том, что родные языки коренных малочисленных народов в этнопедагогических практиках будут приобретать характер изучения, свойственный иностранным по отношению к русскому языкам. Мнение ряда интервьюеров, в том числе, руководителей общественных организаций малочисленных народов, о том, что этносохра-няющей средой для распространения родного языка является кочевой или другой традиционный образ жизни, в который дети погружаются в своей семье с рождения, конечно, имеет весомое основание. Например, интервьюер М.Г. Жаркова, директор городского дома народного творчества г. Дудинки (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) утверждает: «Язык, конечно, сохранился в отдаленных поселках - в сельском поселении Хатанга, где проживают долганы, там дети все говорят на своем языке. Потом ненцы в Тухардской тундре - семейный уклад. Они не пострадали, занимаются оленеводством, рыбалкой» (сохранены особенности речи интервьюера). Но реальное количество людей, принадлежащих к коренным малочисленным народам, и сохраняющим сугубо традиционный (в том числе, кочевой) образ жизни, крайне невелико. Полевые исследования в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе показывают, что ненцев, ведущих кочевой образ жизни в тундровых зонах, не более 200 семейств.

Одновременно было проведено количественное исследование современной информационной среды, куда активно перемещается предметность этнопедагогических практик, связанная с изучением традиционных культурных произведений. Репрезентативным являются результаты исследования, связанные с музыкальным этнопедаго-гическим содержанием, поскольку полевые исследования показывают, что именно музыкальный фольклор наиболее часто выступает предметом изучения на занятиях по традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера, освоение произведений музыкального фольклора лежат и в основе деятельности учреждений детского художественного образования, и в основе культурно-просветительских мероприятий для детей различных возрастных групп.

В таблице 3 представлены результаты количественного исследования современных веб-ресурсов, в том числе, социальных медиа, интернет-порталов, веб-сайтов, которые активно наполняются произведениями музыкального фольклора коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, прежде всего, эвенков, долган и селькупов, выступающих репрезентантами этнокультурных пространств разного типа.

Так, эвенки имеют собственное административно-территориальное образование как в Красноярском крае. Так и в республике Саха (Якутия), но дисперсно присутствуют во многих других субъектах Российской Федерации. Селькупы имеют лишь одно небольшое поселение в Красноярском крае и компактно проживают в деревне Фарко-во Туруханского района, дисперсно представлены в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Долганы являются самой многочисленной этнокультурной группой Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и компактно проживают здесь в демографическом большинстве.

Таблица 3

Фольклорная музыкальная культура эвенков, долган и селькупов в современной информационной среде (на примере интернет-сообществ социальной сети Вконтакте и видеороликов, размещенных на видеохостинге YouTube)

Название коллектива (исполнителя) Географическое местонахождение музыкального коллектива, исполнителя Количество просмотров (УоиТиЬе за последние 3 года) на сентябрь 2020 г. Группы в социальной сети «Вконтакте» (количество подписчиков) на сентябрь 2020 г.

Эвенкийский народный ансамбль «Осиктакан» п. Тура, Красноярский край Более 5000 просмотров Группа «ВКонтакте» - 93 участника

Санильга-Кыраha (эвенкийская певица) республика Саха (Якутия) Более 20000 просмотров Группа «ВКонтакте» - 124 участника; Facebook -4100 участников

Долганский ансамбль «Хейро» г.Дудинка, Красноярский край Более 10000 просмотров -

«Мачит коймы» (селькупы) г. Салехард Более 10000 просмотров Группа «ВКонтакте» - 103 участника

Средний возраст участников (подписчиков) соответствующих групп социальной сети «Вконтакте» - 15-17 лет, это учащиеся 9-11 классов средних школ поселков, где преимущественно или смешанно проживают малочисленные северные народы. Именно сюда перемещаются базовые процессы сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов и сюда уже направляются или планируют направляться актуальные этнопедагогические практики.

Удалось зафиксировать конкретные технологии, на которых базируются этнопедагогические практики по сохранению и воспроизводству культурного наследия на примере музыкального фольклора. Это многократное повторение одного из того же произведения на различных ресурсах, за счет этого многократного воспроизведения складывается впечатление о значительных объемах этого культурного наследия и о его широком распространении. Данное впечатление формируется за счет возможностей интернет-среды. Так, произведения музыкальной фольклорной культуры эвенков, долган и селькупов благодаря аудиозаписям активно распространяются в современной информационной среде через несколько информационных ресурсов одновременно. Например, эвенкийская народная песня «Матушка Катанга» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Северное сияние» в аудиовизуальном одинаковом формате размещена на веб-сайтах «LightAudio», «biffhar», «get-tune. cc», «djbag.net»; одно и то же видео кругового танца «Хейро» представлено на веб-ресурсах: «LightAudio», «Hmp3.ru»; «Песня оленевода» - на сайтах «biffhar», «iPlayer. Fm», «get-tune.cc»; «Страна Селькупия», «LightAudio».

Представленные данные показывают, что значимой тенденцией для этнопедагогических практик настоящего и будущего времени является интенсификация перехода этих практик и их предметного содержания в современную информационную среду. Развитие технологий on-line образования, активное применение интернет-технологий и развитие современных социальных медиа и веб-ресурсов в школьной и молодежной среде коренных малочисленных народов Севера и Сибири, должно быть учтено в российской образовательной среде, в том числе, в части формирования качественного образовательного контента и его «упаковки», ориентированной на учащихся средних школ различных возрастных групп. Если интервьюеры указывают на плохое качество кабельного интернета, то школьники и молодежь активно используют различные мобильные приложения к смартфонам и самостоятельно формируют контент и его интерпретацию в современной информационной среде.

_Обсуждение результатов

Полученные выводы должны расширить сферу применения результатов полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Как правило, эти результаты используются в этнографических, этнологических и культурно-антропологических научных дисциплинах. Представляется, что настало время использовать их для научных исследований в области педагогики и этнопедагогики. Данная необходимость связана с тем, что современное российское государство приступило к активному освоению северных и арктических территорий, где коренные малочисленные народы являются постоянным населением этих территорий в отличие от индустриальных работников, осваивающих земли вахтовым способом. Активизация социально-экономических процессов на Крайнем Севере и в Арктике протекает через сложные взаимодействия индустриальных групп с коренными народами. С одной стороны, развивается государственная и иная поддержка традиционной культуры этих народов, с другой стороны, этнопедагогические практики и образовательные процессы здесь имеют достаточно противоречивый характер. Наши исследования показывают постоянное снижение реального значения родных языков в повседневных практиках северных народов и одновременно значительное увеличение этнопедагогических проектов, направленных на изучение этих языков в дошкольных и школьных учебных заведениях. Необходимо дать оценку эффективности этих практик в будущих исследованиях, поскольку сегодня меры государственной поддержки сохранения и воспроизводства культурного наследия в образовательном пространстве значительны и имеют положительную динамику. И критика здесь, связанная с фиксированием недостаточности этих мер, зачастую несправедлива.

Мы согласны с результатами, изложенными в работе Е.В. Малаховой, В.И. Кирко, М.Г. Яновой, где раскрывается связь этнопедагогических практик и экономической социализации старших школьников [26]. Проведенные нами исследования также подтверждают взаимообусовленность экономических компетенций старших школьников с влиянием применяемых этнопедагогических практик. Эффективность полевых исследований для изучения особенностей этнопедагогического образования подтверждается в работах А.И. Филько, которая также проводила исследования этнопедагогических практик на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края [27].

Данные о начальном образовании для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, которые нами были получены на основе анализа экспертных интервью, в целом согласуются с позициями ряда теоретиков и практиков этнопедагогического российского образования: Т.А. Шергина полагает, что уже в начальной школе детей нужно готовить для жизни в экстремальных климатических условиях Севера и Арктики [28]. Она называет этот подход «моделью индигенного образования в условиях Севера», эффективность этой модели подтверждается и нашими полевыми исследованиями.

Результаты анализа данных, полученных нами из экспертных интервью, о позитивном опыте организации кочевых школ на Таймыре, частично подтверждают аргументы, изложенные А.М. Лебедевой для социально-исторического обоснования проектов кочевых школ [29]. Ряд результатов наших полевых исследований, напротив, соответствуют критическому анализу противоречивого опыта деятельности кочевых школ, на что обращают внимание А.Н. Терехина [30], Е.В. Малышева, И.Л. Набок [31] и ряд других исследователей. Мы солидарны с теми учеными, которые полагают, что проект кочевых школ нуждается в дальнейших апробациях, взвешенных экспертных оценках и более тщательном изучении его образовательных эффектов.

Ряд тезисов, которые были выявлены нами с помощью анализа содержания экспертных интервью, имели ярко выраженную критическую направленность и опирались на представление интервьюеров о защите прав коренных народов на сохранение родных языков и традиционной культуры. Эти тезисы согласуются с исследованиями Т. Камуселлы [32], Д. Чарльтона и Дж. Тейлора [33], Н. Хермансена и К.Олсена [34], А.Годлевски и соавторов [35] и многих других ученых.

Результаты, полученные в данном исследовании и связанные с фиксацией активизации процессов формирования т.н. «виртуальной» или «кибер»-этничности, соответствуют позиции С.Ю. Белоруссовой и А.В. Головнева [36], Ю.С. Замараевой [37], Ю.Н. Авдеевой и Д.С. Пчелкиной [38], хотя конкретизация этих процессов для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Красноярского края, и обсуждение их в этнопедагогическом ключе делаются впервые.

Таким образом, большинство исследований подчеркивают этнопедагогическую специфику практик, которые развиваются сегодня в среде этнокультурных групп коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Постепенно развиваются исследования, фиксирующие переход базовых процесов по этнокультурной идентификации в виртуальную среду. Можно прогнозировать в кратксрочной перспективе переход в эту среду и соответствующих сложившихся этнокультурных практик. Предметность, в том числе, музыкальный фольклор, которая раскрывалась в устоявшихся этнопедагоги-ческих практиках коренных малочисленных народов, также принимает виртуальные формы и переходит в современную информационную среду, в социальные медиа, в интернет-пространство. Тенденции, которые фиксируют сегодня ученые, работающие в междисциплинарном пространстве этнопедагогики, в целом нашли подтверждение и в данном исследовании.

Заключение

На территории Красноярского края в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Сибири в 2010-2020 гг. проходили полевые иссле-

дования ряда этнокультурных групп, в том числе, в 2019-2020 гг. были организованы 12 интервью с информантами, выступающими экспертами по ряду базовых процессов, характерных для коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В сфере этнопедагогических практик информантами выступили специалисты в области управления образованием данного муниципалитета, руководители образовательных учреждений, в том числе, школ, колледжей, школы-интерната, преподаватели-практики, депутаты законодательного собрания Красноярского края от Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, руководители общественных организаций коренных малочисленных народов.

На основании анализа и теоретической интерпретации содержания, полученного в ходе данных интервью, были выявлены специфические этнопедагогические практики, связанные с целеполаганием сохранения родных языков и культуры в ситуациях, когда полевые исследования лонгитюдного характера (1997 и 2017 гг.) показывают существенное снижение доли детей, для которых родные («материнские») языки остаются языками повседневного общения. Показано, что по отношению к эвенкийскому языку доля таких детей вообще исчезла за анализируемые 10 лет. Таким образом, этнопедагогические практики переживают ряд трансформаций, связанных с практическим превращением изучения родного языка в изучение иностранного языка. Одновременно предметность этнопедагогических практик - культурное наследие - активно изменяет свои форматы и приобретает виртуальное качество в современной информационной среде. Так, активно создают группы в социальной сети Вконтакте, формируются контент веб-сайтов, электронных библиотек, расположенных в сети интернет, где представлено музыкальное фольклорное наследие коренных северных народов Красноярского края. Именно в этих виртуальных формах, через распространение интернет-ресурсов школьники и молодежь коренных малочисленных народов усваивают сегодня свое культурное наследие.

Можно ожидать, что в ближайшие годы процессы применения этнопедагогических практик в среде коренных малочисленных народов Севера и Сибири, проживающих в Красноярском крае, зоне активного индустриального освоения, также примут виртуальную форму, формируя современное образовательное пространство. В настоящее время эти процессы протекают зачастую стихийно, без экспертной и профессиональной оценки качества контента и технологий его освоения. В будущей деятельности педагогов, направленной на изучение родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера и Сибири, необходимо обратить особое внимание на качество информационных образов культурного наследия, на их доступность в современной информационной среде и на их репрезентативность. Таким образом, для российской этнопедагогики как междисциплинарной области исследования появляется новая актуальная проблематика, связанная с виртуализацией базовых процессов социализации и качественного образования для детей, принадлежащих к этнокультурным группам коренных малочисленных народов Севера и Сибири.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-90016.

REFERENCES_

1. Sándor I. Ethnopedagogy: The Term and Content. Acta Educationis Generalis, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 105-117. DOI: 10.2478/atd-2019-0016

2. Cahyana U., Rahmawati Y., Paristiowati M., Sasmoko, Ahman, Ferdianto J., Dudung A. Ethnopedagogy integration to mobile learning for improving student learning achievement in remote areas. Universal Journal of Educational Research, 2020. vol. 8. no 5. pp. 1687-1697. DOI: 10.13189/ujer.2020.080505

3. Rahmawati Y., Ridwan A., Cahyana U., Wuryaningsih T. The integration of ethnopedagogy in science learning to improve student engagement and cultural awareness. Universal Journal of Educational Research, 2020. vol. 8. no. 2. pp. 662-671. DOI: 10.13189/ujer 2020.080239

4. Nikmawati E. E. Widiaty I., Achdiani Y., Hurriyati R., Mubaroq S. R. Educational digital media for traditional food of kampung adat cireundeu: an ethnopedagogy perspective. Journal of engineering science and technology,

2019. vol. 14. no. 5. pp. 2540--2551.

5. Neustroev N., Neustroeva A., Shergina T. Individualization and Ethnopedagogy at Small Elementary Schools: Components of Vocational Training for University Tutors. Sibirica, 2018. vol. 17. no. 3. pp. 92-115. DOI: 10.3167/ sib.2018.170309

6. Khusainov Z. A. Shigapova N. V., Samigullina G. S., Beketova S., Kutepova L. Education of ecological culture of school children on the basis of ethnopedagogy. International Business Management, 2016. vol. 10. no. 23. pp. 5612-5615. DOI: 10.3923/ibm.2016.5612.5615

7. Arday J., Zoe Belluigi D., Thomas D. Attempting to break the chain: reimaging inclusive pedagogy and decolonising the curriculum within the academy. Educational Philosophy and Theory, 2021. vol. 53. no. 3. pp. 298-313. DOI: 10.1080/00131857.2020.1773257

8. Chow C. J. Asian American teachers in US classrooms: identity performances and pedagogical practices. Pedagogy, Culture & Society, 2021. vol. 29. no. 1. pp. 21-41. DOI: 10.1080/14681366.2019.1684350

9. Cortina R., Earl A. K. Advancing Professional Development for Teachers in Intercultural Education. Education Sciences, 2020. vol. 10. no. 12. pp. 360. DOI: 10.3390/educsci10120360.

10. Boyle A., Flynn M., Hanafin J. Optimism despite disappointment: Irish traveller parents' reports of their own school experiences and their views on education. International Journal of Inclusive Education, 2020. vol. 24. no. 13. pp. 1389-1409. DOI: 10.1080/13603116.2018.1530805

11. Shay J. E., Solis R., García-Ojeda M. E. Tackling real-world environmental paper pollution: a problem-based microbiology lesson about carbon assimilation. Frontiers in microbiology, 2020. vol. 11. no 588918. DOI: 10.3389/fmicb.2020.588918.

12. Mitchell-Brown F. Enhancing Cultural Competency: A Phenomenological Study. Journal of Nursing Education,

2020. vol. 59. no. 9. pp. 485-492. DOI: 10.3928/01484834-20200817-02

13. Ravna Z. vol. "Skills come with experience" a pedagogical study of different forms of communication in Nenets nomadic communities in Northern Russia. Learning and Instruction, 2021. vol. 71. pp. 101373. DOI: 10.1016/j. learninstruc.2020.101373

14. Sitnikova A. A. Indigenous education: current state and problems. Pedagogika i prosveshchenie -Pedagogy and Education, 2015. no. 3. pp. 300-311. (In Russian)

15. Sitnikova A. A., Pimenova N. N., Filko A. I. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018. no. 4. pp. 26-45. DOI: 10.15293/2226-3365.1804.02

16. Kirko vol. I., Koptseva N.P., Malakhova E.V., Razumovskaya V.A., Yanova M.G. Characteristics of economic socialization of high school students in the Northern Territories of Krasnoyarsk krai and the Sakha (Yakutiya) Republic. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018. vol. 8. no. 2. pp. 209-221. DOI: 10.15293/22263365.1802.12

17. Koptseva N.P., Amosov A.E., Il'bejkina M.I., Evseenko E.A., Ermilova E.S., Zamaraeva Y.S., Kirko V.I., Kistova A.V., Kolesnik M.A., Krivonogov V.P., Leshchinskaya N.M., Luzan V.S., Maksimova I.E., Malahova E.V., Petrova K.I., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Seredkina N.N., Sertakova E.A., Semenova A.A. New projects for the revival of the Evenk language and culture. Krasnoyarsk, 2018 (In Russian).

18. Koptseva N.P., Avdeeva Y.N., Zamaraeva Y.S., Kirko V.I., Kistova A.V., Kolesnik M.A., Krivonogov V.P., Leshchinskaya N.M., Luzan V.S., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Sertakova E.A., Seredkina N.N., Semenova A.A., Fil'ko A.I., Shimanskaya K.I. New perspectives for Enets: research and applied projects. Krasnoyarsk, 2020 (In Russian).

19. Fil'ko A. I. Non-literate cultures in the modern world. Severnye arhivy i ekspedicii - Northern archives and expeditions, 2020. vol. 4. no. 2. pp. 154-164. (In Russian). DOI: 10.31806/2542-1158-2020-4-2-154-164

20. Neustroev N. D., Sleptsov Y. A., Neustroeva A. N., Shergina T. A., Kozhurova A. A. Traditional Even child rearing in nomadic conditions. Journal of Computational and Theoretical Nanoscience, 2019. vol. 16. no. 12. pp. 51865196.

21. Martin D., Seguire M. Creating a path for indigenous student success in baccalaureate nursing education. Journal of Nursing Education, 2013. vol. 52. no. 4. pp. 205-209. DOI: 10.3928/01484834-20130314-01

22. Zamaraeva Ju.S. What are global transformations experienced by the Indigenous Peoples of the North?. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2014. vol. 7. no 10. pp. 1705-1718.

23. Koptseva N. P., Kirko vol. I. Specificity of ethnogeny indigenous peoples by Central Siberia in the transition from the traditional type of society to modern society. Life Science Journal, 2014. vol. 11. no. 7. pp. 409-413.

24. Koptseva N. P., Reznikova K. V. Refinement of the causes of ethnic migration North Selkups based on the historical memory of indigenous ethnic groups Turukhansk district of Krasnoyarsk Krai. Bylye gody - Bygone years, 2015. no. 38. pp. 1028-1038. (In Russian).

25. Amosov A.E., Il'bejkina M.I., Evseenko E.A., Ermilova E.S., Zamaraeva YU.S., Kirko V.I., Kistova A.V., Kolesnik M.A., Kopceva N.P., Krivonogov V.P., Leshchinskaya N.M., Luzan V.S., Maksimova I.E., Malahova E.V., Petrova K.I., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Seredkina N.N., Sertakova E.A., Semenova A.A. New projects for the revival of the Evenk language and culture. Krasnoyarsk, 2018. (In Russian).

26. Malahova E. V., Kirko vol. I., YAnova M. G. Economic socialization of senior schoolchildren in the Far North. Sibirskij antropologicheskij zhurnal - Siberian Anthropological Journal, 2018. vol. 2. no.3. pp. 32-45. (In Russian).

27. Fil'ko A. I. Non-literate cultures in the modern world. Severnye arhivy i ekspedicii - Northern archives and expeditions, 2020. vol. 4. no. 2. pp. 154-164. (In Russian).

28. Shergina T. A. Model of indigenous education in the North. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2019. no. 64-2. pp. 243-247. (In Russian).

29. Lebedeva A. M. Ethnopedagogical foundations in the socialization of children of the indigenous peoples of the North. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2009. no. 7. pp. 189-194. (In Russian).

30. Terekhina A. N. Nomad Schools: Limitations or Opportunities?. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographic Review, 2017. no. 2. pp. 137-153. (In Russian).

31. Malysheva E. V., Nabok I. L. Education of the indigenous small-numbered peoples of the Arctic: problems and development prospects. Obshchestvo. Sreda. Razvitie- Terra Humana, 2015. no. 1 (34). pp. 139-144. (In Russian).

32. Kamusella T. Global Language Politics: Eurasia versus the Rest. Journal of Nationalism, Memory & Language Politics, 2020. vol. 14. no. 2. pp. 117-151.

33. Charlton D., Taylor J. E. Rural school access and the agricultural transformation. Agricultural Economics, 2020. vol. 51. no. 5. pp. 641-654.

34. Hermansen N., Olsen K. Learning the Sami language outside of the Sami core area in Norway. Acta Borealia, 2020. vol. 37. no. 1-2. pp. 63-77.

35. Godlewska A.M., Schaefli L.M., Forcione M., Lamb C., Nelson E., Talan B. Canadian colonialism, ignorance and education. A study of graduating students at Queen's University. Journal of Pedagogy, 2020. vol. 11. no. 1. pp. 147-176.

36. Belorussova S.Y., Golovnyov A.V. Virtual ethnicity-innovation against the background of tradition?. Sibirskie istoricheskie issledovaniya - Siberian Historical Research, 2019. no. 2. pp. 36-40. (In Russian).

37. Zamaraeva Y.S. Formation of the concept of "complex identity" in modern humanities. Sibirskij antropologicheskij zhurnal - Siberian Anthropological Journal, 2020. vol. 4. no. 2. pp. 89-102. (In Russian).

38. Pchelkina D. S., Avdeeva Yu. N. Methods of Ethnic Manifestation in Virtual Space: Conceptual Analysis. Severnye arhivy i ekspedicii - Northern archives and expeditions, 2020. vol. 4. no. 2. pp. 143-152. (In Russian).

Информация об авторах Копцева Наталья Петровна

(Россия, г. Красноярск) Профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3910-7991

Scopus ID:56128057600 Researcher ID: AAU-8038-2020

Березюк Светлана Васильевна

(Россия, г. Красноярск) Инженер-исследователь кафедры культурологии и искусствоведения Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected] ORCHID ID: 0000-0001-5180-1682 Scopus ID:57209541076

Хребтов Михаил Яковлевич

(Россия, г. Красноярск) Инженер-исследователь кафедры культурологии и искусствоведения Сибирский федеральный университет Преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Красноярский государственный медицинский университет имени Войно-Ясенецкого Минздрава РФ [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2689-7058 Scopus ID: 57209539032

Information about the authors

Natalia P. Koptseva (Russia, Krasnoyarsk) Professor, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Culturology and Art History

Siberian Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-3910-7991

Scopus ID:56128057600 Researcher ID: AAU-8038-2020

Svetlana V. Berezyuk

(Russia, Krasnoyarsk) Research Engineer at the Department of Culturology and Art Studies Siberian Federal University E-mail: [email protected] ORCHID ID: 0000-0001-5180-1682 Scopus ID:57209541076

Mikhail Ya. Khrebtov

(Russia, Krasnoyarsk) Research Engineer at the Department of Culturology and Art Studies Siberian Federal University Lecturer at the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F.Voino-Yasenetsky [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2689-7058 Scopus ID: 57209539032

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.