Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРО ВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРО ВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивное ориентирование / контрольный пункт / азимут / условные знаки / спортивная карта.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смородин Владимир Владимирович, Енкулев Андрей Андреевич

в статье отражены основные понятия, сущность и краткая история становления и развития спортивного ориентирования как вида спорта. Так же определена возможность использования элементов спортивного ориентирования при изучении школьного курса географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смородин Владимир Владимирович, Енкулев Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРО ВАНИЯ»

УДК 796.56

ПОНЯТИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО

ОРИЕНТИРОВАНИЯ

СМОРОДИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Доцент кафедры Естественные наки, магистр, Костанайский социально - технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар Костанай, Республика Казахстан

ЕНКУЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Студент 3 курса образовательной программы География, Костанайский социально -технический университет имени академика Зулхарнай Алдамжар Костанай, Республика Казахстан

Анностация: в статье отражены основные понятия, сущность и краткая история становления и развития спортивного ориентирования как вида спорта. Так же определена возможность использования элементов спортивного ориентирования при изучении школьного курса географии.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, контрольный пункт, азимут, условные знаки, спортивная карта.

Определение слова ориентирование встречается в словарях разных авторов (В.И. Даль [1], С.И. Ожегов [2], Д.Н. Ушаков [3], Т.В. Егорова [4], А.Н. Чудинов [5] и др.). Согласно определениям вышеупомянутых авторов слово ориентирование имеет латинское происхождение и дословно переводится как восток, но в некоторых словарях указано его французское происхождение, т.к., возможно, оно заимствовано из французского языка. В.И. Даль [1] в своем словаре предлагает заменить слово ориентироваться на слово опознаться, т.е. можно допустить возможность существования в русском языке слова опознание в качестве синоним, а слову ориентирование.

Основное значение слова ориентирование - определение своего или чужого местоположения в пространстве, которое может осуществляться различными способами: по сторонам света, с помощью компаса, карты, осмотра территории и др.; также поиск местоположения может происходить в движении или на месте. Слово ориентирование может означать осознанное направление деятельности и внимания на какой-либо объект, преследуя определенную цель [6].

Спортивное ориентирование представляет собой вид спорта, в котором участники последовательно проходят контрольные пункты (КП), расположенные на местности, используя компас и спортивную карту, на которой нанесены эти КП. В данном виде спорта требуется напряжение всех функций организма, проявляющихся в различных сферах человеческой деятельности: энергетической, интеллектуальной, сенсомоторной и управленческой.

Рассмотрим краткую историю развития спортивного ориентирования. Основные события из истории развития данного вида спорта представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные события из истории развития спортивного ориентирования

Дата Основные события

Конец XVIII века Начало систематического обследование Европы, с целью картографирования больших площадей. Появление ручного компаса. развитие туристического движения в Норвегии

1817 год Немецкий педагог Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс опубликовал книгу: « Руководство для сынов Отечества», где были описаны упражнения с использованием карты и компаса.

1886 год Чтение карт и ориентирование на открытом воздухе стали частью учебной программы в военных академиях Стокгольма (Швеция) и Осло (Норвегия), использовавшиеся упражнения назывались ориентированием, также они были объединены с бегом по пересеченной местности.

28 мая 1893 года Первый спортивный конкурс по ориентированию состоялся в Стокгольме. Начало систематического проведения конкурсов и гонок по ориентированию для военных.

31 октября 1897 года Первые соревнования по спортивному ориентированию не для военных, а для граждан проведены в Норвегии.

1900 год Первые соревнования по лыжному ориентированию.

17 марта 1901 года Первая гонка по спортивному ориентированию в Швеции.

1905 год В Финляндии создана первая в мире организация любителей бега с компасом и картой.

1919 год Первые соревнования по спортивному ориентированию федерального уровня.

8 сентября 1919 года Первое упоминание об ориентировании в России в «Наставление для обучения лыжных частей». При боевой подготовке большое внимание уделялось ориентированию на местности с помощью карты и компаса. В Наставлении говорилось: «Чтению карт и умению ориентироваться по компасу, звездам, солнцу и т. п. должны быть обучены, по возможности, не только все лица командного состава, но и по 12 стрелка в каждом звене, в том числе и начальник звена». Для эффективности обучения проводились состязания на местности.

1925 год Впервые разрешено участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию женщинам.

1932 год Первые международные соревнования между командами из Норвегии и Швеции.

1959 год В Швеции прошла международная конференция по ориентированию. Участвовали делегаты из 12 стран, а именно: Австрии, Болгарии, Чехословакии, ГД (Восточная Германия), Венгрии, Швейцарии, Западной Германии, Югославии и четырех стран Северной Европы.

19 июля 1959 Дата рождения российского спортивного ориентирования. В Ленинградской области прошли соревнования по новому виду спорта на приз Горспортсоюза (Ленинград).

1961 год Создана Международная федерация ориентирования, в которую вошли 10 государств: Болгария, Венгрия, ГДР, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария.

1962 год Первенство Европы по спортивному ориентированию.

12-14 октября 1963 года Первые Всесоюзные соревнования по спортивному ориентированию в СССР в Ужгороде (Украина).

1964 год Первенство Европы по спортивному ориентированию.

1965 год Вторые Всесоюзные соревнования состоялись на территории России в городе Пермь.

1975 год Первый чемпионат мира по лыжному ориентированию в г. Хювниге, Финляндия.

1978 год Спортивное ориентирование признано олимпийским видом спорта.

1979 год Основана Федерация ориентирования на местности СССР

1981 год Проведен первый Кубок СССР по ориентированию на местности зимой в г. Свердловск

4-6 августа 1981 года Первый Чемпионат СССР по спортивному ориентированию в г. Выборг (Ленинградская область).

1986 год В Дании, в г. Копенгаген, на Конгрессе Международной Федерации Ориентирования (ЮF), Федерация спортивного ориентирования СССР вступила в Международную Федерацию Ориентирования.

20-22 августа 1988 года Шестой Чемпионат мира среди студентов по спортивному ориентированию бегом состоялся г. Трондхейм (Норвегия).

1-3 августа 1990 года Седьмой Чемпионат мира среди студентов по спортивному ориентированию бегом состоялся в г. Плявиняс (Латвия).

В рамках данного вида спорта осуществляется обучение технике спортивного ориентирования, т.е. обучение приемам и методам работы с компасом и картой, а также измерение расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности. Элементами техники спортивного ориентирования являются: чтение карты, понимание масштаба, знание условных знаков и символов легенд контрольных пунктов, умение работать с компасом, знание способов ориентирования карты и т.д. Методический материал, разработанные и используемые для формирования и закрепления технических навыков в спортивном ориентировании, может быть успешно применен в начальном курсе географии в школе для формирования картографических знаний и умений

[7].

Спортивное ориентирование как вид спорта имеет свою организацию учебно-воспитательного процесса. С точки зрения формирования картографических знаний и умений интерес вызывает процесс технической подготовки спортсменов- ориентировщиков, а именно: процесс освоения элементов техники спортивного ориентирования.

Освоение техники работы с картой происходит последовательно, через изучение основных компонентов. Последовательность изучения компонентов технической подготовки: спортивная карта, масштаб, условные знаки, символы легенд контрольных пунктов, компас, азимут, ориентирование карты, чтение карты. Для каждого компонента существует ряд игр и упражнений, направленных на закрепление полученных знаний и навыков.

Сопоставим компоненты технической подготовки в ориентировании и понятия, изучаемые в начальном курсе географии в рамках раздела «Изображение земной поверхности». В таблице 2 представлены темы, понятия и навыки, которые необходимо изучить обучающимся в рамках данного раздела [8].

Таблица 2 - Понятия и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении раздела

«Изображение земной поверхности»

Темы раздела

Основные задачи раздела

Практические задания

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэро космические снимки

Масштаб

Стороны горизонта Азимут

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута.

Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе*

Условные знаки План местности. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного к абинета/комнаты*

Географическая карта -особый источник информации.

Содержание и значение карт. Топографические карты*

Масштаб и условные знаки на карте

Градусная сеть: параллели и меридианы

Географические координаты: географическая широта, географическая долгота

Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте

• Формирование понятий: глобус, географическая карта, план местности, аэрокосмические снимки, масштаб, горизонт, стороны горизонта, азимут, условные знаки плана и карты, градусная сетка, параллели, меридианы, географические координаты, географическая широта, географическая долгота

• Выявление отличительных особенностей плана местности, карты и глобуса (по содержанию, масштабу, способам картогр афического изображения)

• Развитие представлений о способах изображения географических объектов и процессов на плане и карте

• Развитие представлений о способах изображения географических объектов и процессов на плане и карте

• Выделение существенных признаков понятий (например, при сравнении плана и карты)

• Формирование умения определять на плане, карте и глобусе направления, расстояния, высоты точек, географические координаты

• Развитие умения ориентироваться на местности

• Формирование умения составлять простейший план местности (класса, комнаты)

Чтение плана местности, карты Определение географических координат точек, направлений, место положения географических объектов на глобусе, карте, плане местности

Измерение расстояний на плане, карте и глобусе

Решение практических задач по топографическому плану

Ориентирование по компасу

Определение расстояний и направлений на местности

Составление простейшего плана местности

задания повышенной сложности

*

В спортивном ориентировании процесс технической подготовки направлен на усовершенствование навыка работы с картой.

Спортивная карта выступает как модель, отображающая географическую информацию,

ее основными параметрами и элементами являются: масштаб и условные знаки, основными процессами, связанными с восприятием данной модели, выступают чтение, понимание карты, а также ориентирование на местности с ее помощью [7].

Поэтому можно разделить учебные задания с использованием возможностей спортивного ориентирования, направленные на формирование картографических умений в урочное и внеурочное время, на две группы:

Задания, направленные на изучение параметров и элементов спортивной карты таких, как масштаб и условные знаки.

Задания, направленные на совершенствование процессов, связанных с восприятием спортивной карты таких, как чтение и понимание карты, а также ориентирование на местности.

Таким образом, областью для применения возможностей спортивного ориентирования в начальном курсе географии в школе в рамках раздела «Изображение земной поверхности» являются следующие темы: план местности, масштаб, условные знаки, рельеф, стороны горизонта, азимут, ориентирование на местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь Владимира Даля [Электронный ресурс] - URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=22258

2. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=18719

3. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] - URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=40735

4. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [ Электронный ресурс] - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya- harakteristika-i-printsipy-realizatsii

5. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов / А.Н. Чудинов, 1910 [ Электронный ресурс] -URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-chudinov/fc/slovar-206- 3.htm#zag-18855

6. Клячко Т. Л. Стратегия для оссии : образование / Клячко Т. Л. , Синельников- Мурылёв С. Г., М.: Изд. Дом «Дело», 2018 - 119 с.

7. Константинов Ю. С. Методика обучения: уроки ориентирования : учеб. пособие для вузов / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 329 с.

8. Баринова И. И. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» / И. И. Баринова, Т. А. Карташева. - М. : Дрофа, 2018. - 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.