Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ГЕНЕЗИС СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ / РАСПОЗНАВАНИЕ ОРИЕНТИРОВ / ПРИБОРЫ ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугреев Виталий Вячеславович, Донина Ольга Ивановна

В статье представлено результаты исследования историко-культурологических аспектов возникновения и становления ориентирования как вида спорта. Авторы рассматривают генезис спортивного ориентирования через осмысление понятий «ориентир» и «ориентация», которые составляют его суть. Представлены результаты контент-анализ термина «ориентирование». С помощью исторических методов исследования выявлены основные вехи в развитии спортивного ориентирования как вида спорта, начиная с древнейших времен появления человечества до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бугреев Виталий Вячеславович, Донина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENESIS OF ORIENTEERING AS A TYPE OF PHYSICAL CULTURE

The article presents the results of the study of historical and cultural aspects of the origin and formation of orienteering as a sport. The authors consider the genesis of orienteering through the comprehention of the concepts of “landmark” and “orientation”, which lie at its heart. The results of the content analysis of the term “orientation” are presented. By using historical research methods, the main milestones in the development of orienteering as a sport from the earliest times of human species becoming to the present day have been identified. Relevance. Despite the fact that orienteering is considered by experts as a sport that was born and developed in the Scandinavian countries in the 19th century, we believe that it originates from the appearance of man on the planet. Starting their mastery of space with the help of space objects visible to the eye (the Sun, Moon, constellations), then adding to the knowledge an arsenal of devices for choosing the direction of movement (maps, compass, clocks, etc.), humanity received instructions and rules for orientation as a type of competitive activity. Thus, analyzing the main milestones of the evolution of orienteering, we come to the conclusion about its special value and significance, thanks to which a person acquires not only physical fitness, but also knowledge of the most diverse sciences - geography, geometry, physics, astronomy, etc. The problem, the goal, the tasks. The study examines the historical and cultural aspects of the emergence and formation of orienteering. The main works devoted to this issue mention the Scandinavian countries as the founders of orienteering, which organized the first competitions at the end of the 19th century [18; 8; 12]. However, even in these works, it is possible to note references to earlier historical milestones associated with its formation. In this regard, the purpose of the study is to study the genesis of orienteering as a type of physical culture. In accordance with the purpose of the study, the following tasks were set: Analyze the term “orientation” with the help of content analysis of scientific and reference information sources. To consider the evolution of orientation on the terrain using the methods of historical research. Determine the main milestones of the emergence and formation of orienteering. Materials and methods of research. To solve the tasks, the following methods were used: bibliographic, content analysis, historical (retrospective, typological, comparative), abstraction, systematization.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ

СПОРТА, ТУРИЗМА

THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT, TOURISM

УДК 796.5 ББК 75.3

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16404

ГЕНЕЗИС СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В. В. Бугреев1, О. И. Донина2

1 Пензенский филиал Военной академии материально технического обеспечения, Пенза, Россия 2 Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия

В статье представлено результаты исследования историко-культурологических аспектов возникновения и становления ориентирования как вида спорта. Авторы рассматривают генезис спортивного ориентирования через осмысление понятий «ориентир» и «ориентация», которые составляют его суть. Представлены результаты контент-анализ термина «ориентирование». С помощью исторических методов исследования выявлены основные вехи в развитии спортивного ориентирования как вида спорта, начиная с древнейших времен появления человечества до наших дней.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, ориентация в пространстве, распознавание ориентиров, приборы для ориентации, физическая культура, историко-культурологические аспекты.

Актуальность. Несмотря на то, что ориентирование рассматривается специалистами как спорт, который зародился и получил развитие в скандинавских странах в XIX веке, мы считаем, что свое начало оно берет с появления человека на планете. Начиная свое овладение пространством с помощью видимых глазу космических объектов (Солнца, Луны, созвездий), потом добавляя к знаниям арсенал приспособлений для выбора направления движения (карты, компас, часы и т. д.), человечество получило инструкции и правила для ориентирования как вида соревновательной деятельности. Таким образом, анализируя основные вехи эволюции спортивного ориентирования, мы приходим к выводу об его особой ценности и значимости, благодаря которым человек приобретает не только физическую подготовленность, а также знания по самым разнообразным наукам — географии, геометрии, физике, астрономии и т. д.

Проблема, цель, задачи. В исследовании рассматриваются историко-культурологические аспек-

ты возникновения и становления спортивного ориентирования. Основные труды, посвященные данному вопросу, в качестве родоначальников спортивного ориентирования упоминают скандинавские страны, организовавшие первые соревнования в конце XIX века [10; 14; 20]. Однако даже в данных работах можно отметить ссылки на более ранние исторические вехи, связанные с его становлением.

В данной связи цель исследования заключается в том, чтобы изучить генезис спортивного ориентирования как вида физической культуры.

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать термин «ориентирование» с помощью контент-анализа научных и справочно-информационных источников.

2. Рассмотреть с помощью методов исторического исследования эволюцию ориентирования на местности.

3. Определить основные вехи возникновения и становления спортивного ориентирования.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: библиографический, контент-анализа, исторический (ретроспективный, типологический, сравнительный), абстрагирования, систематизации.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследованиях, посвященных спортивному ориентированию, первостепенное значение имеют теория и методика физического воспитания и спорта (Л. А. Вяткин, В. Л. Марищук, Ж. К. Холодов и др.). Исторические аспекты развития спорта и физической культуры в мире и в России также вызывают пристальный интерес исследователей (Л. С. Иванищев, Ю. С. Константинов, О. П. Мудрая и др.). Ряд ученых в своих трудах подчеркивают значимость совершенствования физических навыков в процессе спортивного ориентирования (В. Н. Атальцов, В. А. Ботух, Н. Д. Васильев, Л. А. Худякова, А. А. Ширинян и др.). Наконец, без научного внимания не остается развитие интеллектуальной деятельности в процессе физической подготовки (С. М. Вайцеховский, Н. И. Волков, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ф. П. Суслов и др.).

В процессе контент-анализа термина «ориентирование» в научных и справочно-информаци-онных источниках мы пришли к выводу, что он употребляется в нескольких контекстах:

— «определение на местности наблюдателем своего местоположения (точки стояния) относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а также направления движения» [6, с. 2514];

— «способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь» [3, с. 197];

— «умение разбираться в окружающей обстановке и обстоятельствах» [13, с. 490].

Таким образом, цель ориентирования заключается в способности (ориентации) определить собственное местоположение на местности или обозначить направление движения с помощью некоторых признаков (ориентиров). При этом человеку необходимо не только обладать соответствующими познаниями в географии, астрономии и геометрии, но и научиться сравнивать, сопоставлять, дифференцировать полученную информацию и факты.

Если обратиться к толковым словарям, то можно обнаружить, что слово «ориентирование» за-

имствовано русским языком от французского «orient» — «восток» [2, с. 102]. В свою очередь французское слово происходит от латинского «oriens», что означает «восходящее солнце, восток» [19, с. 57]. Это связано с тем, что с самых древних времен, еще до изобретения компасов и карт, чтобы обозначить свое местонахождение или найти направление, человек ориентировался на положение Солнца на небосводе, которое восходит на востоке.

В этой связи в нашем исследовании начальной точкой в развитии спортивного ориентирования становится тот момент, когда в самом начале зарождения человечества около 2 млн лет назад в качестве ориентации на местности, в пространстве и во времени были Солнце и Луна. Наблюдая за ними, первые люди на планете путешествовали, кочевали, мигрировали вслед за промысловыми животными или в поисках более хорошего места [15].

В эру каменных и иных орудий труда и боя около 14 тысяч лет до н. э. первобытные люди начинают чертить на стенах пещеры знаки (точки, линии, кружки и др.) для обозначения местоположения приметных объектов местности. Кроме ориентации по солнцу и луне, люди стали ориентироваться по направлению ветров и течения рек, сезонной погоде, по рельефу местности, особенностям роста растений и др. Информация о перемещениях закреплялась с помощью следов-сигналов — ориентирах (сломанные ветки, следы кострищ, стоянок, деревянные или каменные вехи) [7].

Таким образом, в доисторическую эпоху определение своего положения на местности, выбора безопасного и оптимального по трудозатратам пути следования к какой-либо цели, а также преодоление обширных расстояний в сложном ландшафте, ставшее важнейшим приоритетом развития человеческой жизнедеятельности, осуществлялось на основе природных явлений и признаков.

Следующей важной вехой развития ориентирования стал период Древнего Мира около 2000 лет до н. э., когда древние египтяне стали применять рисованные на пергаменте или глиняных табличках карты, а финикийцы использовали своеобразные морские карты, содержащие данные о ветрах, расположении звёзд и морских течениях. Основное внимание все так же было направлено на Солнце и Луну, поэтому все древние карты ориентировались на юг, который определялся положением солнца в зените. Кроме того, ориен-

тирование по звездам стало приобретать более систематизированный вид: на древних картах звездного неба появились созвездия, похожие на людей, зверей и разных сказочных чудовищ [1].

Интересные примеры ориентирования можно было найти в Древнем Китае, где впервые появилась указывающая на юг колесница, в настоящее время считающаяся первым навигационным прибором человечества, а также было сделано первое описание компаса [18].

Постепенно составление карт достигло большого развития, в процессе которого использовались изобретенные навигационные и геодезические приборы: гномон, квадрант, астролябия, грома и т. д. Например, древнегреческий ученый Анак-симандр, которого считают создателем первой географической карты, изобразил Землю в форме плоского круга, окруженного водой. Другой древнегреческий мыслитель Эратосфен в своем произведении «Географика» впервые представил термины «география», «долгота» и «широта». Птолемей — греческий ученый из Александрии, благодаря опросу купцов и мореплавателей, а также чтению всех отчетов античных путешественников, нарисовал карту мира в конической проекции с параллелями и меридианами [19].

Как можно проследить на данном историческом примере, успешное распознавание ориентиров возможно только при условии, если человек обладает умением их анализировать и демонстрирует соответствующее ситуации поведение, то есть ориентацию. Именно необходимость в таких способностях, умениях и знаниях подтолкнула людей Древнего Мира к созданию рисованных карт, приборов и устройств для ориентации на местности, введению в науку картографических терминов.

Переход на новый этап в становлении ориентирования ознаменовал период Средних веков, когда возник термин «ориентирование», ссылающийся на латинские источники. Стоит отметить, что тогда странники и паломники к святым местам уточняли направление движения по религиозным сооружениям, поскольку, как известно, православные церкви обращены на восток, алтари католических церквей — на запад, фасады буддийских пагод — на юг.

Кроме того, в XII веке на Средиземноморском побережье Европы появились первые компасы. А во второй половине XV века началась Эпоха Великих географических открытий, ознаменовавшая появление настоящих навигационных карт, содержащих сведения для лоцмана: указания ши-

роты и долготы, рельеф берегов, названия портов и местных обитателей и т. д. [11].

Важно отметить также популяризацию пешеходных походов, происходившую благодаря интересу к физическому воспитанию молодежи, возникшему у знаменитых гуманистов эпохи Возрождения. В итальянских школах ученики упражнялись в передвижениях, ориентированию на местности и горных походах в Альпах, а также приобретали навыки путешественников. Преподаватели рассматривали походы как средство воспитания подрастающего поколения. Кроме того, несмотря на царивший среди иезуитов запрет совершенствования физической культуры, в качестве средства оздоровления рекомендовались пешеходные походы [4; 9].

Таким образом, в Средние века было положено начало активному использованию компаса и карты, чтобы затем объединить их как гармоничные части единого целого — ориентирования. Это воплотилось в создании европейцами карт, ориентированных по магнитному меридиану. Очевидное удобство карт нового типа способствовало быстрому внедрению их во многие отрасли человеческой деятельности, в том числе для физического развития молодого поколения. Спорт в виде пешеходных прогулок и пеших походов обозначил себя как способ воспитания подрастающего поколения.

Следующие за периодом Средневековья буржуазные революции ставили во главу воспитание предприимчивых и здоровых граждан, нуждающихся для этого в особых средствах физвоспи-тания. К примеру, в конце XVII века — начале XVIII века в Англии появилось «общество пешеходов», вручавшее вознаграждение своим участникам, преодолевшим дистанцию бегом или пешком. А ближе к XIX веку в Европе создаются объединения по организации и проведению путешествий в труднодоступные участки земного шара [21].

Наконец, в первой половине XIX века немецкий педагог и просветитель Гутс-Мутс в своей книге «Книга туриста для сыновей отечества» описал ряд упражнений по ориентированию, которые он проводил со своими воспитанниками во время занятий по ориентированию в лесу. Она имела определенное военно-прикладное значение и стала первым печатным словом о спортивном ориентировании [17].

В 1845 году в Швеции начали издавать карты большой точности, по которым военнослужащие обучались ориентированию. В 80-е гг. XIX века

состоялись первые армейские соревнования по спортивному ориентированию, а также термин «ориентирование» стал широко применяться в значении передвижения по незнакомой местности с помощью карты и компаса [10].

Некоторые специалисты считают официальной датой рождения этого вида спорта 13 мая 1897 г., когда в Норвегии спортобществом «Турнфере-нинг» были проведены первые документированные состязания в беге с картой и компасом, причем в них выступали не только военные, но и гражданские лица. Эта дата на данный момент считается днем рождения спортивного ориентирования [12].

Таким образом, военные события XIX века в Европе, потребовавшие создания массовых армий и введения всеобщей воинской повинности, обозначили необходимость физической подготовки гражданского населения, что привело к созданию нового вида спорта — спортивного ориентирования — как состязания среди военных.

В начале XX века в Скандинавии и странах Северной Европы осуществляется активная популяризация спортивного ориентирования и создается первая федерация «Союз ориентировочного спорта». А с 20-х гг. благодаря шведу Эрнсту Киллан-деру, считающемуся крестным отцом спортивного ориентирования [5], происходит окончательное формирование спортивного ориентирования как вида спорта: разрабатываются четкие правила проведения соревнований, проводится дифференциация участников по опыту и возрасту и др. [8].

С середины XX века спортивное ориентирование пополняется такими видами, как ориентирование бегом, на лыжах, на велосипедах. А с развитием Интернета и современных технологий появляются мульти спортивные приключенческие гонки, GPS ориентирование, геокешинг, радио ориентирование и т. д.

В данной связи можно сделать вывод о том, что стремительный, эмоциональный вид кросса на местности окончательно преобразовался в спортивное ориентирование. В настоящее время среди ученых в данной сфере под спортивным ориентированием понимается

— «... вид спорта, в котором участники самостоятельно при помощи карты и компаса должны посетить заданное число контрольных пунктов, расположенных на местности, а результаты определяются по времени прохождения дистанции» [5, с. 4];

— « ... кросс со скоростным ориентированием на местности с помощью спортивной

карты и компаса. Участники соревнований пробегают в определенной последовательности через контрольные пункты дистанции, местоположение которых нанесено на карту района соревнований» [16, с. 5];

— «... передвижение по местности с картой и компасом с целью отыскания контрольных пунктов, предварительно установленных в определённом порядке, обозначенных на карте и местности с минимальной затратой времени» [12, с. 13].

Заключение. Таким образом, история возникновения спортивного ориентирования насчитывает многие тысячи лет эволюции, взяв свое начало с ориентирования по звездам в эпоху первобытного общества, пройдя этапы изобретения и развития карт, компаса и спортивных видов, и не заканчивая своей популяризации в современное время. Изучение возникновения спортивного ориентирования привело нас к выводу о том, что умение ориентироваться, безусловно, присутствует в жизни человека и необходимо для решения задач в разнообразных сферах, в том числе в физической культуре и спорте.

Список литературы

1. Балабин, Н. Н. Роль и место карт в спортивном ориентировании / Н. Н. Балабин, А. В. Буриков // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике : сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. — 2018. — С. 17—21.

2. Галинова, Н. В. Латинско-русский словарь для студентов-биологов: учеб. пособие / Н. В. Га-линова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 186 с.

3. Гик, Е. Я. Спорт / Е. Я. Гик. — М. : Энцикл. ОЛМА, 2014. — 303 с.

4. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Б. Р. Голощапов. — М. : Академия, 2013. — 320 с.

5. Григоревич, И. В. Спортивное ориентирование: правила соревнований / И. В. Григоревич, Д. А. Давидович. — Минск : Белорусская федерация ориентирования, 2011. — 96 с.

6. Епишкин, Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка / Н. И. Епишкин. — М. : Словарное изд-во ЭТС, 2010. — 5140 с.

7. Иванищев, Л. С. История спортивного ориентирования / Л. С. Иванищев // Гуманитарные науки. — 2020. — № 3. — С. 90—97.

8. Иванов, В. Д. Правовое регулирование физкультуры и спорта в Российской Федерации /

В. Д. Иванов, М. Ю. Бардина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 122—127.

9. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. — Челябинск, 2015. — С. 31—34.

10. Константинова, А. А. История спортивного ориентирования в Скандинавии / А. А. Константинова // Спорт. — 2020. — № 4. — С. 89—94.

11. Лаперуз, Ж. Ф. Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии» / Ж. Ф. Лаперуз. — М. : Эксмо, 2020. — 448 с.

12. Лаппо, Н. В. Ориентирование — спорт для всех / Н. В. Лаппо. — Минск, 2014. — 64 с.

13. Мещеряков, Б. Г Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М., 2008. — 632 с.

14. Мудрая, О. П. История и перспективы развития спортивного ориентирования / О. П. Мудрая, М. И. Радченко // Культура физическая и здоровье. — 2012. — № 5. — С. 32—38.

15. Реди, Е. В. Спортивное ориентирование. История становления и перспективы развития / Е. В. Реди // Развитие науки и практики в гло-

Поступила в редакцию 02 июля 2021 г.

бально меняющемся мире в условиях рисков : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — Махачкала, 2021. — С. 26—29.

16. Рютина, Л. Н. Спортивное ориентирование / Л. Н. Рютина, Л. Я. Лихтина // Colloquium-journal. — 2019. — № 11—3 (35). — С. 85—87.

17. Соловых, Т. К. Научное обеспечение подготовки туристов в технике и тактике спортивного ориентирования / Т. К. Соловых // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2007. — № 6. — С. 273—276.

18. Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. — Минск : Книжный Дом, 2003. — 1312 с.

19. Стуков, Г. А. Азбука ориентирования (Как научить ориентироваться) / Г. А. Стуков // География для школьников. — 2014. — № 1. — С. 57—63.

20. Ходанович, А. Н. Историческая ретроспектива зарождения и становления спортивного ориентирования / А. Н. Ходанович // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 1. — С. 58—62.

21. Чернышева, И. В. Спорт в становлении гармоничной личности / И. В. Чернышева, Е. В. Его-рычева // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию основания кафедры физ. воспитания. — М., 2019. — С. 312—315.

Для цитирования: Бугреев, В. В. Генезис спортивного ориентирования как вида физической культуры / В. В. Бугреев, О. А. Донина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 4. — С. 25—31.

Сведения об авторах

Бугреев Виталий Вячеславович — старший преподаватель кафедры физической подготовки. Пензенский филиал Военной академии материально технического обеспечения, мастер спорта, аспирант Ульяновского государственного университета, Пенза, Россия. ORCID ID: 0000-0003-1284-5580 Author ID: 918242 E-mail: bugreev74@

Донина Ольга Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики, Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-0841-9394 Author ID: 313777 E-mail: podsnezhnik 12@rambler.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 6, no. 4, pp. 25—31.

The genesis of orienteering as a type of physical culture Bugreev V.V.1, Donina O.A.2

1 Penza Branch of the Military Academy of Logistics, Penza, Russia. bugreev74@bk.ru

2 Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia. podsnezhnik 12@rambler.ru

The article presents the results of the study of historical and cultural aspects of the origin and formation of orienteering as a sport. The authors consider the genesis of orienteering through the comprehention of the concepts of "landmark" and "orientation", which lie at its heart. The results of the content analysis of the term "orientation" are presented. By using historical research methods, the main milestones in the development of orienteering as a sport from the earliest times of human species becoming to the present day have been identified.

Relevance. Despite the fact that orienteering is considered by experts as a sport that was born and developed in the Scandinavian countries in the 19th century, we believe that it originates from the appearance of man on the planet. Starting their mastery of space with the help of space objects visible to the eye (the Sun, Moon, constellations), then adding to the knowledge an arsenal of devices for choosing the direction of movement (maps, compass, clocks, etc.), humanity received instructions and rules for orientation as a type of competitive activity. Thus, analyzing the main milestones of the evolution of orienteering, we come to the conclusion about its special value and significance, thanks to which a person acquires not only physical fitness, but also knowledge of the most diverse sciences — geography, geometry, physics, astronomy, etc.

The problem, the goal, the tasks. The study examines the historical and cultural aspects of the emergence and formation of orienteering. The main works devoted to this issue mention the Scandinavian countries as the founders of orienteering, which organized the first competitions at the end of the 19th century [18; 8; 12]. However, even in these works, it is possible to note references to earlier historical milestones associated with its formation. In this regard, the purpose of the study is to study the genesis of orienteering as a type of physical culture. In accordance with the purpose of the study, the following tasks were set:

1. Analyze the term "orientation" with the help of content analysis of scientific and reference information sources.

2. To consider the evolution of orientation on the terrain using the methods of historical research.

3. Determine the main milestones of the emergence and formation of orienteering.

Materials and methods of research. To solve the tasks, the following methods were used: bibliographic, content analysis, historical (retrospective, typological, comparative), abstraction, systematization.

Keywords: orienteering, spatialization, identification of landmarks, instruments for spatialization, physical culture, historical and cultural aspects.

References

1. Balabin N.N., Burikov A.V. Rol i mesto kart v sportivnom orientirovanii [The role and place of maps in orienteering]. Problemaprocessa samoraz-vitiya i samoorganizacii v psihologii i pedagogike [The problem of the process of self-development and self-organization in psychology and pedagogy], 2018, pp. 17—21. (In Russ.).

2. Galinova N.V. Latinsko-russkij slovar ' dlya studentov-biologov [Latin-Russian dictionary for biology students]. Ekaterinburg, 2014. 186 p. (In Russ.).

3. Gik E.Ya. Sport [Sport]. Moscow, 2014. 303 p. (In Russ.).

4. Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoj kultury i sporta [History of physical culture and sports]. Moscow, 2013. 320 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Grigorevich I.V., Davidovich D.A. Sportivnoe orientirovanie: pravila sorevnovanij [Orienteering: competition rules]. Minsk, 2011. 96 p. (In Russ.).

6. Epishkin N.I. Istoricheskij slovar'gallicizmov russkogo yazyka [Historical Dictionary of Russian Gallicisms]. Moscow, 2010. 5140 p. (In Russ.).

7. Ivanishchev L.S. Istoriya sportivnogo ori-entirovaniya [The history of orienteering]. Gu-manitarnye nauki [Humanities], 2020, no. 3, pp. 90—97. (In Russ.).

8. Ivanov V.D., Bardina M.Yu. Pravovoe reguli-rovanie fizkulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii [Legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2019, vol. 4, no. 2, pp. 122—127. (In Russ.).

9. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovanie zdorovesberegayuschey kompetentnosti studentov vyisshih uchebnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniy [Formation of health-saving competence of students of higher educational institutions]. Aktual-nyie problemyi i perspektivyi teorii i praktiki fi-

zicheskoy kulturyi, sporta, turizma i dvigatelnoy rekreatsii v sovremennom mire [Actual problems and prospects of the theory and practice of physical culture, sports, tourism and motor recreation in the modern world.]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31—34. (In Russ.).

10. Konstantinova A.A. Istoriya sportivnogo ori-entirovaniya v Skandinavii [The history of orienteering in Scandinavia]. Sport [Sport], 2020, no. 4, pp. 89—94. (In Russ.).

11. Laperuz Zh. F. Puteshestvie po vsemu miru na «Bussoli» i «Astrolyabii» [Travel around the world on "Bussoli" and "Astrolabe"]. Moscow, 2020. 448 p. (In Russ.).

12. Lappo N.V. Orientirovanie — sport dlya vsekh [Orienteering is a sport for everyone]. Minsk, 2014. 64 p. (In Russ.).

13. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. Bol'shoj psihologicheskij slovar ' [The large psychological dictionary]. Moscow, 2008. 632 p. (In Russ.).

14. Mudraya O.P., Radchenko M.I. Istoriya i per-spektivy razvitiya sportivnogo orientirovaniya [History and prospects of orienteering development]. Kultura fizicheskaya i zdorove [Physical culture and health]. 2012, no. № 5, pp. 32—38. (In Russ.).

15. Redi E.V. Sportivnoe orientirovanie. Istoriya stanovleniya i perspektivy razvitiya [Orienteering. History of formation and prospects of development]. Razvitie nauki i praktiki v global'no meny-ayushchemsya mire v usloviyah riskov [Development of science and practice in a globally changing world under conditions of risks]. Mahachkala, 2021, pp. 26—29. (In Russ.).

16. Ryutina L.N., Lihtina L.Ya. Sportivnoe orientirovanie [Orienteering]. Colloquium-journal [Colloquium-journal], 2019, no. 11—3 (35), pp. 85—87. (In Russ.).

17. Solovyh T.K. Nauchnoe obespechenie podgo-tovki turistov v tekhnike i taktike sportivnogo orientirovaniya [Scientific support for the training of tourists in the technique and tactics of orienteering]. Peda-gogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports], 2007, no. 6, pp. 273—276. (In Russ.).

18. Gricanov A.A., Abushenko V.L., Evel'kin G.M., Sokolova G.N., Tereshchenko O.V. Sociologi-ya [Sociology]. Minsk, 2003. 1312 p. (In Russ.).

19. Stukov G.A. Azbuka orientirovaniya (Kak nauchit' orientirovat'sya) [The ABC of orientation (How to teach orientation)]. Geografiya dlya shkol'nikov [Geography for schoolchildren], 2014, no. 1, pp. 57—63. (In Russ.).

20.Hodanovich A.N. Istoricheskaya retrospektiva zarozhdeniya i stanovleniya sportivnogo orientiro-vaniya [Historical retrospective of the origin and formation of orienteering]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2021, vol. 6, no. 1, pp. 58—62. (In Russ.).

21. Chernysheva I.V., Egorycheva E.V. Sport v stanovlenii garmonichnoj lichnosti [Sport in the formation of a harmonious personality]. Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: innovacionnyeproekty ipere-dovye praktiki [Physical culture, sports, tourism], Moscow, 2019, pp. 312—315. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.