Научная статья на тему 'Понятие и конструкция правовых явлений'

Понятие и конструкция правовых явлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10674
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и конструкция правовых явлений»

Р.Б. Головкин

Головкин Роман Борисович — доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Владимирского юридического института ФСИН России по научной работе

Понятие и конструкция правовых явлений

Право — это сложное многоуровневое и многогранное явление, включающее в себя различные элементы и процессы, призванные выполнять основное назначение права — регулирование отношений между людьми в государственно-организованном обществе. С другой стороны, право состоит из явлений и опосредует различные явления, которые позволяют наиболее эффективно регулировать общественные отношения. В связи с данными обстоятельствами возникает необходимость определения сущности и конструкции правовых явлений.

Явлениям отводилась особая роль еще трудах античных авторов, таких как Аристотель, Демокрит, Платон и др.1 В более или менее завершенном виде учение о явлениях было сформировано И. Кантом, который рассматривал явления (феномены) как проекции непознаваемого (ноумена) или «вещи в себе». «Явление», «ноумен», «вещь в себе» — одни из центральных понятий фундаментального труда И. Канта «Критика чистого разума»2. «Вещь в себе» представляется в виде сущности вещи, которая, по Канту, в принципе непознаваема разумом. Кант утверждал, что человек имеет дело в процессе познания не с реальным миром или вещью, а с их влиянием на органы восприятия и мышление, то есть явлениями3. Признавая реальность, объективность «вещи в себе», сущности, Кант говорит, что эта сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление есть не выражение объективной сущности («вещи в себе»), а лишь аффицированное «вещью в себе» субъективное представление4.

Наряду с явлением (проявлением «вещи в себе»), в философской литературе для характеристики предмета и объекта познания широко используется парная явлению категория «сущность». Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования5.

Гегель, в отличие от Канта, формирует осознание сущности и явления на основе модели «объективности понятия», тождества мышления и бытия. Те обстоятельства, которые у Канта были жесткой противоположностью субъективного и объективного, у Гегеля проявлялись лишь как форма выражения внутренней противоречивости самой действительности — ее чувственно-эмпирического образа и ее внутреннего содержания. Противоречие (неравенство) субъекта, его знаний об объекте и самого объекта есть лишь форма выражения противоречия объекта, действительности. Поэтому всякое явление вещи сознанию, не или «по соответствующее самой вещи, есть не искажение вещи сознанием, а выражение ее собственной, из самой вещи вытекающей ложной видимости». Гегель преодолевает характерное для Канта сверхфизическое противопоставление сущности и явления. Для него сущность «не находится за явлением ту сторону явления» именно потому, что «сущность есть то, что существует, существующее есть явление»6.

В социологии понятие явления трактуется несколько иначе, чем в философии. Например, Дюрк-гейм, акцентируя внимание на сакральности общества, наделяя его иерархическими чертами, тем самым хотел выразить идею господства общества над индивидами. Общество объявлялось «композицией идей», верований и чувств всякого рода, которые «реализуются через посредство индивидов»7. Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Трактовать социальные явления как «вещи», утверждал данный исследователь, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как

1 См., об этом, например: Богданов Ю.А. Сущность и явление. — Киров, 1962; Вахтомин Н.К. О роли категорий С. и я. в познании. — М., 1963; Никитченко B.C. Соотношение категорий С. и я. в марксистско-ленинской философии. — Ташкент, 1966; и др.

2 См.: Кант И. Критика чистого разума. — М., 2007.

3 См.: Кант И. Критика чистого разума — М., 1994. — С. 88—93.

4 См.: Кант И. Сочинения: В 6 т. — М., 1964. — Т. 3. — С. 240.

5 философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

6 Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. — М.; Л., 1929. — Т. 1. — С. 220.

7 См.: Дюркгейм Э. Трактовка социальных явлений // http://beersite.narod.ru/durka/tsy.html

исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления1.

П. Сорокин выводил сущность явлений, в частности, социальных явлений, из человеческого взаимодействия, из общественных отношений. Он писал, что раз обществом как предметом изучения социологии будет группа совместно живущих и взаимодействующих (влияющих друг на друга) людей, то простейшей моделью общества будут, очевидно, два взаимодействующих индивида. Значит, для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были бы связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления2. На основе представленного умозаключения П. Сорокин создает конструкцию социального явления, которую обозначает как взаимодействие как минимум двух индивидов и в которую входят следующие элементы: 1) индивиды; 2) их акты, действия; 3) проводники (звуковые, светоцветовые, двигательные, предметные, химические, тепловые, механические и электрические)3.

В педагогике явления — учитель, ученик, воспитатель, воспитанник — составляют один из видов социальных явлений4.

В психологии, как и в педагогике, сущность явления выражается через видовые перечни. Чаще всего выделяется три группы психических явлений:

1) психические процессы;

2)психические состояния;

3)психические свойства личности5.

При этом психический процесс рассматривается в качестве акта психической деятельности, имеющего свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности) 6.

Комплексные социально-психологические явления обычно рассматриваются как закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Изучаются социальной психологией7.

В целом подводя итог анализу философской, психолого-педагогической и социологической литературы можно резюмировать, что явления, в своем большинстве, воспринимаются индивидом на сознательном уровне, выражаются во вне и могут иметь как субъективную, так и объективную природу.

В юриспруденции в качестве явлений чаще всего рассматриваются государственно-правовые закономерности, которые составляют предмет юридических наук. Например, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулировании и т. д.8

Чаще всего государственно-правовая закономерность трактуется в юридической науке в качестве «объективной, систематической повторяемости взаимосвязанных фактов и явлений в сфере государства и права. Государственно-правовые закономерности выражают глубинные, существенные свой-

1 См.: Дюркгейм Э. Трактовка социальных явлений // http://beersite.narod.ru/durka/tsy.html

2 См.: Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. — М., 1979. — С. 15.

3 См. там же. — С. 16—20.

4 См.: Кузьмин В.П. Теория педагогики. — М., 1984. — С. 75.

5 См.: Психология // http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn78.html

6 Савина Е.А. Введение в психологию: Курс лекций / Гл. ред. А.П. Олейникова. — М., 1998. — С. 8—12.

7 См.: Словарь по истории психологии. — М., 2007 // http://vocabulary.ru/dictionary/888/word/socialno-psihologi cheskie-javlenija

8 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 24; Ивайловский Д.А. Государственноправовые явления как закономерности эволюции институтов государственности (на материалах Республики Бурятия): Монография. — М., 2007. — С. 20—37; Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление // Журнал российского права. — 2011. — № 5. — С. 23.

ства и стороны государственно-правовых явлений, реализуются через человеческое поведение, действуют в определенном масштабе, выявляются на основе общественной практики»1.

Как видим, государственно-правовые явления определяются... как явления, отсюда получается, что неизвестное определяется посредством неопределенного. Приведенные примеры свидетельствуют, что понятие явления применительно к правовой науке используется как априорное, вследствие чего упускается его содержание. Между тем не совсем ясно, насколько явления, взаимодействующие с государством и правом, имеют правовое содержание, и насколько уместно называть их правовыми, кроме того, возникает вопрос о соотношении правового явления и явления в праве.

Для решения указанных вопросов обратимся к анализу действующего законодательства. В процессе исследования было установлено более двадцати нормативных правовых актов, так или иначе упоминающих термин «явление»2.

Во многих нормативных правовых актах так же, как и в научной литературе, понятие явления не раскрывается, используется лишь термин «явление». Например, в статье 9 Федерального закона от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которая называется «Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях», речь ведется о природных процессах и явлениях. Сущность самих явлений и процессов остается «за кадром» нормы: «Здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений»3.

Статья 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» фактически разграничивает понятие «явление» с событиями и фактами. Формулировка данной статьи предельно лаконична: «сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией4». Вместе с тем, лаконичность в данном случае не означает определенности и лапидарности, так как использование термина без определения понятия ведет к произвольным толкованиям, и в конечном итоге вызывает дополнительные проблемы в правоприменительной деятельности.

То же самое можно сказать и относительно положения о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления. В соответствии с пунктом 1 данного положения оно определяет порядок лицензирования работ по активному воздействию

1 Ветютнев Ю.Ю. Государственно-правовые закономерности: вопросы теории и методологии: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2004. — С. 6.

2 См., например: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2277; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 10 августа 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 1; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147; Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 9 «Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях») // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 1. — Ст. 5; Указ Президента РФ от 2 сентября 1998 года № 1050 «О мерах по формированию Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 36. — Ст. 4473; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 6. — Ст. 663; и др.

3 Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, осуществляемых юридическими лицами. Согласно пункту 2, работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления включают:

а) защиту сельскохозяйственных растений от градобития;

б) регулирование осадков;

в) рассеивание туманов;

г) предупредительный спуск снежных лавин;

д) регулирование электрической активности атмосферы;

е) изменение электромагнитных и иных свойств среднего и верхнего слоев атмосферы.

Всего термин «явление» в данном акте употребляется более тридцати раз1, тем не менее определение объема понятия, им обозначаемого, не сформулировано.

Второй способ употребления в законодательстве термина «явление» связан с отражением сущности явлений, с которыми связано правовое регулирование, в мероприятиях (деяниях, противодеяни-ях) по воздействию на эти явления.

Так, в требованиях к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах в пункте 2.6.1 Программы наблюдений за процессами и явлениями на период проектирования, строительства и эксплуатации АС содержится перечень программ, обеспечивающих мероприятия по наблюдению за различными явлениями. Сюда данный акт относит:

— изучение и исследование современных движений приповерхностных слоев земной коры на глубинах заложения фундаментных плит сооружений АС;

— наблюдения за микродеформациями на неустойчивых склонах и в основании сооружений АС;

— определение характеристик и геометрических параметров тектонических нарушений, выявленных в пределах района, пункта и площадки АС по результатам анализа фондовых и архивных материалов;

— сейсмометрические измерения землетрясений и колебаний от взрывов;

— наблюдения за режимом подземных вод;

— наблюдения за режимом поверхностных вод;

— метеорологические наблюдения;

— измерения влажности, плотности, несущей способности грунтов (геотехнический контроль);

— наблюдения за оползневыми подвижками, развитием карстовых воронок и другими процессами и явлениями в районе размещения АС2.

Последний пункт наиболее зримо свидетельствует о сущности явлений, с которыми связано правовое регулирование этого вида деятельности, так как прямо содержит расширительный перечень явлений, по поводу которых формируются и действуют программы.

По этому же пути пошел законодатель, формулируя норму пункта 7 части 8 статьи 45 Водного кодекса Российской Федерации: « порядок осуществления наблюдений за состоянием водохранилища (изменением стока вод, температурой воды, испарением, фильтрацией, химическим и биологическим составами воды, толщиной льда, движением наносов, заилением, изменением берегов и другими явлениями)»3.

Как видим, законодатель не дает легальной дефиниции «явление», «правовое явление» или «явление в праве», как и не дает четких определений современная правовая наука. В связи с указанным обстоятельством, основываясь на теоретико-практическом юридическом анализе литературы и законодательства, выявим наиболее существенные свойства правовых явлений.

Во-первых, правовые явления — это часть явлений вообще, но часть, так или иначе связанная с правом, правовым регулированием общественных отношений. Следовательно, правовые явления обладают теми же свойствами явлений в общем: внешней выраженностью явлений; наличием субъекта восприятия явления; возможностью восприятия явления органами чувств человека; осознанием и сознательным отражением индивидом идеального образа явления; субъективностью понимания явлений; влиянием явлений на оценивание и моделирование поведения, а также на реальное поведение.

Во-вторых, неоднородность выражения и восприятия явлений обусловливает их разнообразие, следовательно, и классификацию. Явления можно дифференцировать следующим образом. По источнику явления можно подразделить на объективные, относительно объективные, субъективные и

1 См.: Положение о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1216.

2 См.: Постановление Ростехнадзора от 2 декабря 2005 года № 9 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах» (НП-018-05)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 12.

3 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (в ред. от 25 июня 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

субъективно-объективные. Объективные явления — выражение вообще не связанных с влиянием человека процессов и их результатов (например, природные явления). Относительно объективные явления — это выражение процессов и их результатов, связанных с произведениями человека (материальное производство, произведения искусства). Субъективные явления — выражение процессов и их результатов, связанных с волей и поведением человека (общественные отношения); субъективнообъективные явления — психофизическое выражение состояний человека или его поведения, выраженное в осознаваемых и относительно контролируемых психосоматических реакциях организма (например, половые отношения).

В зависимости от сфер жизнедеятельности общества все явления можно подразделить на природные, технические, явления искусства и культуры, психические, педагогические, социальные, правовые и др.

В зависимости от отношения к праву все явления могут быть правовыми и неправовыми. Правовые явления — это явления, имеющие значение для установления, изменения и прекращения правоотношений (например, субъективно-объективное явление возраста). Неправовые явления — это явления, не образующие юридических последствий (некоторые физические явления, которые не учитываются законодательством, например, влияние электромагнитных полей на поведение человека в крупных городах).

В-третьих, правовые явления следует отличать от явлений в праве. Правовые явления — это выражение различных обстоятельств и процессов, которые влияют на правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений (например, психофизические явления страха, ярости, обусловливающих инициацию того или иного типа поведения). Явления в праве выражают связи и процессы, характеризующие само право и его свойства (например, нормативные правовые акты).

В-четвертых, можно предположить, что проявление некоторых эмоций чувств (например, страх) выступает в качестве правового явления в двух ипостасях: с одной стороны, данная эмоция «подвигает» человека на те или иные поступки либо их предотвращает. С другой стороны, чувство или эмоция, например, страх (устрашение) — это одна из задач правового регулирования прошлого и современности в смысле частной и общей превенции правонарушений и обеспечения реализации, прежде всего, уголовных наказаний.

В-пятых, правовые явления проходят через сознание индивидов в виде комплекса регулятивных факторов, процессов и свойств, исходящих от государства. В этом смысле даже устное обращение руководителей государства в той или иной публичной форме образует в сознании индивида определенную правовую конструкцию, содержащую в прямой или косвенной («закамуфлированной») форме определенные установления в виде дозволений, запретов, позитивных обязываний, поощрений, и т. д. Иными словами, публичное высказывание руководителей государства выступает в качестве правового явления и обладает определенной юридической силой.

Таким образом, правовое явление — это внешнее выражение различных объективных и субъективных обстоятельств, факторов и процессов, которые влияют на сознание и правовое поведение людей и с которыми нормы права, как правило, связывают установление, изменение и прекращение правоотношений.

Исходя из исследования правового явления, его свойств и определения, представляется, что конструкция правового явления выступает в виде относительно устойчивых и взаимосвязанных элементов, характеризующих то или иное объективное или субъективное явление как правовое.

В составе конструкции правового явления можно выделить следующие элементы:

1. Выраженный внешне процесс, факт.

2. Реальное или потенциальное осознание этого факта или процесса.

3. Регулятивное значение факта или процесса.

4. Связь с процессом или фактом в виде установления, изменения или прекращения правоотношений.

Представляется, что при отсутствии одного из элементов данной конструкции не образуется правового явления. Следовательно, при незнании закона субъектом правоотношений он и не может эффективно регулировать его поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.