УДК 340.1
Н. Н. Вопленко, В. А. Рудковский
Понятие и классификация принципов права
В статье анализируется природа, свойства, содержание основных принципов права. Раскрываются их характерные черты, обосновываются общетеоретические критерии классификации. Наряду с утвердившимся в науке делением принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые, в статье показан познавательный потенциал пока недостаточно разработанной классификации принципов права на общесоциальные и специально-юридические.
The article is devoted to the analysis of nature, features and content of basic law principles. Their characteristic features and the general theoretic classification criteria are revealed. Along with the established law principles’ division into common law principles, interbranch and branch principles, the cognitive potential of their insufficiently developed division into general social and special legal principles is considered.
Ключевые слова: принципы права, общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы, общесоциальные принципы права, специальноюридические принципы права.
Key words: law principles, common law principles, interbranch and branch principles, general social principles, special legal law principles.
Теория принципов права, и особенно основных, получила достаточно основательное освещение в юриспруденции. Как в общей теории права, так и в отраслевых науках, эта тема стала традиционной, раскрывающей идейное богатство и практическую значимость ведущих основных принципов права и вместе с тем своеобразие принципов, свойственных отдельным отраслям права. Тем не менее, в этой теме имеется немало дискуссионных, а также до конца не исследованных вопросов. Например, связь принципов права с закономерностями государственно-правовой жизни, своеобразие так называемых правовых принципов, время возникновения принципов права, их структура, соотношение принципов права и правовой политики и т. д.
Основные принципы права в науке определяются как его «сквозные и генеральные» идеи, в которых выражается общий «дух» и направленность правового регулирования. Они конкретизируют сущность права, раскрывают его социальный характер в системе ведущих, основополагаю-
© Вопленко Н. Н., Рудковский В. А., 2014
35
щих идей. Принципы права несут в себе его основную идеологическую нагрузку и таким образом выступают в виде своеобразного идеологического арсенала права. Можно обратиться к наиболее абстрактному определению принципов права, предложенному Л.С. Явичем, по мнению которого: «... это такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковыми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью; соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства»1. Думается, в этом определении в сжатом виде представлены наиболее важные черты принципов, хотя и наблюдается некоторое преувеличение их действительной роли в правовой системе. Например, высшая императивность и соответствие объективной необходимости упрочения господствующего способа производства довольно часто не срабатывают и остаются на уровне благих декларируемых пожеланий. Вызывает сомнение и жесткая авторская привязка идей к закономерностям общественно-экономической формации. Дело в том, что если идея есть выражение закономерности, то ее бытие и практическое осуществление неизбежно, неотвратимо и не зависит от воли и сознания отдельных лиц. Между тем человечеству пришлось пролить немало крови, преодолеть множество всевозможных препятствий, чтобы такие идеи, как справедливость, ответственность за вину, состязательность, публичность деятельности суда и т. д. стали принципами права. Поэтому предпочтительнее связывать идеи, выражающие принципы права не с закономерностями, а социальными ценностями, юридически закрепленными и содержательно выраженными в правовых требованиях. Все это свидетельствует о необходимости обратиться к анализу основных признаков данного явления.
1. Принципы права есть продукт теоретического осмысления и, как правило, юридического закрепления объективно сложившейся (или желательной) практики реализации правовых норм. В их основе лежит некая идея, получившая теоретическое обоснование в качестве элемента правосознания. Точнее, сам принцип выступает в виде конечного результата идейного развития теории. Как заметил П.В. Копнин: «Принцип показывает степень обобщения, до которого дошли в данной теории; он выражает идею в заостренно-односторонней форме»1 2. Эта «заостренность» в сфере
1 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М.: Юрид. лит., 1978. С. 11.
2 Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. С. 281.
36
права осуществляется формированием юридического долженствования в виде нормативного правового предписания общего характера. Принцип права, таким образом, предстает как единство теоретической мысли и юридического требования. И это позволяет относить принцип права к категории правосознания3, следовательно, руководящей идеи, а с другой - видеть в нем положение нормативного характера, концентрированно выражающее идейное содержание права через систему его генеральных идей. Поэтому в науке подчеркивается, что принципы выполняют роль «жизненной силы», «механизма саморегулирования», «стержня»4, обеспечивающего единство и согласованность всех элементов правовой системы.
2. Принцип права имеет свою структуру, определяемую наличием трех основных элементов: требование, идеал, знание, изложенное в виде знаков письменной речи. Требование есть конкретизированное выражение долженствования, содержащегося в принципе. Это основа его нормативности, сформулированной в виде веления. Требования правовых принципов могут обнаруживать себя на уровне установок правосознания или быть закрепленными в нормах права. Отсюда принципы права, получившие законодательное закрепление, проявляют себя в нормах, а нормы могут выражать определенные принципы5. Однако следует иметь в виду, что нормативность принципов выступает как более высокое обобщающее свойство по сравнению с обычными нормами. Дело в том, что если основным содержанием норм права выступают формализованные правила поведения сторон в виде двусторонних требований, то принцип чаще всего формулирует идеал, т. е. идеальный ценностно-нормативный образ правовой действительности. Идеалы в праве выражаются через представления о необходимости стремиться к достижению целей справедливого, законного, гуманного и т. д. правопорядка. Идеалы ставят цели, ориентиры человеческой деятельности, оценивая ее через призму важнейших социально значимых идей. Наконец, требование и идеал как элементы содержания правового принципы облекаются в форму знаний, информации о закономерностях нормативной ситуации и желательном образе деятельности. Отсюда принято считать, что принципы права отражают и юридически
3 См.: Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Сов. гос-во и право. 1970. № 6. С. 12.
4Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1978. С. 90.
5 См.: Смирнов О.В. Соотношение норм и принципов в советском праве // Сов. гос-во и право. 1977. № 2. С. 12.
37
закрепляют основные закономерности развития общества, а знание и целе-полагание - основа их формирования6.
3. Принципы права довольно часто определяются через понятие основных начал правового регулирования. Однако имеются все основания полагать, что термин «начало» не очень точно передает смысловой оттенок данного явления. Начало есть, в первую очередь, исходный пункт, точка отсчета, основная причина чего-либо7. Поэтому данный термин применительно к принципам права показывает их происхождение, факторы, влияющие на право, его связь с другими явлениями общественной жизни. Здесь же, думается, необходимо подчеркнуть главную идею правового регулирования, ее принципиальный характер и своеобразие цели, преследуемой правовым принципом. Поэтому понятие руководящей идеи (и особенно правового идеала) более конкретно высвечивает внутреннее содержание принципа и его предназначение.
4. Назначение правовых принципов состоит в обеспечении идеологического и практического единства правотворчества, интерпретации и реализации правовых норм. Они пронизывают всю правовую систему общества, ориентируя ее на общезначимые, наиболее ценные идеалы социального развития. Поэтому в историческом плане основные принципы предшествуют во времени формированию определенного исторического типа права. Таковы идеи-принципы Ренессанса и просветительства в виде критического анализа эпохи феодализма и провозглашения идеалов «справедливого» буржуазного государства и права. Аналогично формулировались в трудах классиков марксизма-ленинизма принципы будущего социалистического права. Достаточно вспомнить знаменитый тезис В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства публично-правовое, а не частное»8. В соответствии с этим программным принципом создавалось и действовало гражданское законодательство РСФСР и СССР. Современники эпохи «перестройки» помнят, как прозвучал на официальном уровне принцип «все, что не запрещено - дозволено», в соответствии с которым намечалось правовое регулирование рыночной экономики. По мере перехода России к рынку в общественном сознании зазвучали, все более приобретая характер правовых принципов, идеи священных прав личности, приоритета ее интересов, разделения властей, свободы договоров, правовой государственности и др.
6 См.: Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. С. 59.
7 См.: Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. слов., 1953. С. 353.
8 Ленин В.И. Полное собр. соч. Т. 44. С. 398.
38
Это означает, что процессы реформирования российской правовой системы обрели новые принципы, получившие свое законодательное закрепление на уровне кодификации и правореализации. Поэтому вряд ли прав Р.В. Пузиков, утверждающий, что исторически принципы права появились значительно позже иных его норм9. Очевидно надо различать принципы права в качестве его генеральных идей и принципы законодательства, несущие на себе печать правотворческой активности законодателя. Первые определяют архитектонику системы законодательства, выполняя по отношению к нему правотворческую роль, вторые «подвержены субъективному воздействию со стороны законодателя и их образование напрямую зависит от его волеизъявления, а также от характера проводимой государством правовой политики»10 11.
5. Иногда в научной литературе высказывается предложение о необходимости выделения наряду с принципами права еще и правовых принципов. Последние мыслятся как общезначимые начала и ценности, образующие основу жизнедеятельности общества. В качестве примера приводятся закрепленные в преамбуле Конституции РФ «равноправие и самоопределение народов». Такие правовые принципы, по мнению А.В. Малько и К.А. Струся, характеризуются тем, что они признаются «почти всем прогрессивным, мировым, цивилизованным, демократическим сообществом»11. Что же касается собственно принципов права, то они, по мнению указанных авторов, выступают в виде идей, «которыми определяется сущность, содержание и порядок применения установленных или санкционированных государством норм поведения. К таким принципам можно отнести: свободу, верховенство права, законность, демократизм, гуманизм и др.»12.
На наш взгляд, аргументы, приводимые в пользу выделения правовых принципов и их отграничения от принципов права, неубедительны. Такой подход ведет лишь к удвоению терминологии и ничего существенно нового в теорию принципов права не вносит. Так что следует признать эти понятия тождественными.
9 См.: Пузиков Р.В. Доктринальное осмысление понятия и роли принципов права в современной правовой политике // Принципы рос. права: общетеоретический и отраслевой аспекты. Саратов: Изд-во СГАП, 2010. С. 101.
10 Сенякин И.Н. Принципы права и принципы законодательства // Принципы рос. права: общетеоретический и отраслевой аспекты. Саратов: Изд-во СГАП, 2010. С. 143.
11 Малько А.В., Струсь К.А. Принципы права как важнейшая составляющая правовых основ развития общества // Принципы рос. права: общетеоретический и отраслевой аспекты. Саратов: Изд-во СГАП, 2010. С. 41.
12 Там же.
39
6. Наверное, самым существенным свойством принципов права является их способность юридически выражать наиболее важные прогрессивно акцентированные ценности общественной жизни. За каждым принципом права всегда стоит нечто социально значимое, полезное, имеющее в общественной жизни притягательную силу ориентира и идеала социального развития. С точки зрения теории, ценность может быть охарактеризована «как качество, в силу которого предмет или явление становится объектом социальных устремлений»13. Все выработанные человечеством ценности в качестве продуктов его культуры имеют объективно-субъективный характер. Они объективны по своему происхождению как результат коллективного опыта и внешне навязанного индивиду стандарта поведения и субъективны, ибо соизмеряются с внутренне выработанными и усвоенными каждой личностью индивидуальными системами нравственноправовых, политических, бытовых и прочих ценностей. Очевидно, что мир нравственно-правовых ценностей рецидивиста и законопослушного гражданина существенно различается. Но все члены общества безусловно ориентируются на идеалы законности, справедливости, гуманизма, свободы и равенства, ибо за этими идеями стоят представления и коллективистские убеждения об их важности, полезности, необходимости проведения в жизнь посредством правового регулирования. Это и есть ценностное обоснование данных правовых принципов.
Таким образом, объективное существование принципов права обосновывается не столько их неразрывной связью с закономерностями экономической и политико-правовой жизни, на которой обычно акцентируют внимание в литературе, сколько ценностным прогрессом в развитии правовой системы. Если бросить ретроспективный взгляд на историю становления и смены принципов права, то становится ясным, что исторически отказ общества от идей «талиона» при рассмотрении дел о причинении вреда, от инквизиционного процесса, от признания вины подсудимым в качестве «царицы доказательств», от позорящих наказаний и т. д., явился следствием выработки человечеством новой, более прогрессивной системы ценностей, основанной на современных представлениях о ценностных ориентирах поступательного развития общества. Это позволяет заключить, что принципы права есть ценностные ориентиры его создания и реализации. Отсюда можно вывести и другое следствие: законодатель может ошибаться в провозглашении и закреплении принципов законодательства, руководствуясь классовыми или иными субъективными пристрастиями, но
13 Ветютнев Ю.Ю. Правовые ценности // Проблемы теории гос-ва и права: учеб. / под ред. А.В. Малько. М., 2012. С. 118.
40
в становлении и реализации принципов права проявляется коллективная мудрость общества.
Принципы современного российского права достаточно многочисленны и разнообразны, что требует их классификационной упорядоченности. В правовой науке принята классификация всех принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые. Такое подразделение имеет как теоретический, так и практический смысл, ибо акцентирует внимание на их субординации и отраслевой принадлежности.
Общие принципы права - это его основные идеи, исходные положения или, как принято полагать, ведущие начала процесса формирования и функционирования всех норм, институтов и отраслей права14. Именно о них идет речь в теории государства и права как генеральных, сквозных идеях, идеалах, на которых основывается вся правовая система. В числе общих принципов права обычно называют: справедливость, равноправие, гуманизм, демократизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, законность, правосудие и т. д.
Межотраслевые принципы отличаются в сравнении с общеправовыми меньшей степенью их распространенности и действия в правовой системе. Это правовые идеи, присущие только нескольким отраслям права. Они не замыкаются в рамках одной отрасли, а наоборот, имеют тенденцию проникать и оказывать существенное влияние на несколько отраслей права. Таковыми являются, например, принципы состязательности в гражданском и уголовном процессах, принцип всемерной охраны интересов детей в семейном и гражданском праве и др. В первом случае это выражается в том, что при рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел стороны - истец и ответчик, обвинение и защита - состязаются в установлении истины по делу и доказательстве своей правоты, а суд, наблюдая за этим состязанием и оценивая представленные доводы, выносит свое решение. Во втором - рассмотрение и разрешение юридических дел по нормам семейного и гражданского права во всех случаях должно основываться на учете интересов несовершеннолетних граждан, обеспечивать их охрану и защиту.
Отраслевые принципы представляют собой систему идей, характерных для отдельно взятой отрасли права. Они обусловлены спецификой предмета и метода правового регулирования как системообразующих факторов данной отрасли. Для уголовного права это, например, такие принципы, как нет преступления, без указания на то в законе, уголовный закон, устанавливающий или отягчающий юридическую ответственность, обрат-
14 См.: МарченкоМ.Н. Понятие и основные признаки права // Теория гос-ва и права. М.: Зерцало, 1996. С. 295.
41
ной силы не имеет и др. Специфичными для современного российского семейного права являются, в частности, такие идеи (начала), как добровольность брачного союза мужчины и женщины, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания детей и др. Известно также, например, что административное право характеризуется неравным положением субъектов, императивностью административных норм, а в основе гражданского, наоборот, лежат идеи равенства, диспозитивности и некоторые другие. Эти принципы, следовательно, подчеркивают специфику данных отраслей. Отраслевые принципы права изучаются соответствующими отраслевыми юридическими науками. Теория государства и права имеет дело и изучает только общие и межотраслевые идеи, имеющие достаточно общее, универсальное значение в правовой системе.
Классификация принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые имеет и свои недостатки. Она не отвечает на вопрос, откуда и как возникают принципы, а также дает суммативное, механическое перечисление общих принципов, в связи с чем в одном ряду оказываются идеи, генетически связанные с достаточно разными сферами общественной жизни: нравственностью, политикой, юридической практикой и т. п. Поэтому заслуживает внимания и требует дальнейшей разработки наметившаяся в работах Л.С. Явича и некоторых других авторов тенденция деления всех принципов права на общесоциальные и специально-юридические15.
К группе общесоциальных принципов права относятся такие идеи, которые выражают и фиксируют начала права, производные от факторов экономической, политической, идеологической, нравственной жизни общества. Влияние на право экономики, политики, морали и других явлений бесспорно. Его результатом является детерминирование правовой системы социальными потребностями и интересами, возникающими в соответствующих областях общественной жизни и получившими свое выражение в правотворчестве, правореализации и правопорядке в целом. Это позволяет понять, откуда возникли и почему воплотились в праве те или иные идеи, по своей сути неправового характера, а также достаточно четко расположить их «по полочкам», найти соответствующую нишу каждому общесоциальному принципу. Изложенный подход, кроме того, позволяет акцентировать внимание на роли правовой политики в процессе отбора и легализации тех или иных общесоциальных идей в качестве принципов действующего права. Дело в том, что указанные принципы проникают в правовую система не автоматически, а в результате целенаправленной деятельности государства и других субъектов политической и правовой жиз-
15 Явич Л.С. Указ. соч. С. 153.
42
ни. В них всегда так или иначе выражается официальный правовой курс государства в тех или иных конкретно-исторических условиях, сферах общественной жизни, отраслях права и т. д. Закрепит законодатель приоритет государственной собственности, или установит принцип ее равенства с муниципальной, частной и иными формами, определит в качестве исходного начала организации государственной власти принцип разделения властей, или же провозгласит требование демократического централизма - указанные и им подобные метаморфозы в системе общесоциальных принципов права нельзя адекватно понять, если не учитывать характер и общую направленность проводимой в том или ином обществе правовой политики.
Итак, общесоциальные принципы права делятся на: экономические, политические, идеологические, нравственные и социально-структурные.
Экономические принципы - идейные начала права, обусловленные господствующим способом общественного производства, формами собственности, обмена и распределения продуктов. Это отражение в праве состояния экономической жизни общества, результат трансформации экономических интересов в юридические требования. В современном российском праве такими принципиальными идеями-требованиями выступают: равенство всех форм собственности, их гарантирование и охрана, свобода договоров, равенство экономических возможностей субъектов, свобода предпринимательства, стимулирование рыночных отношений, единств экономического пространства и т. д.
Политические начала права производны от состояния политической системы общества, официально установленных политических институтов и идеалов, а также сложившейся практики их достижения. Поскольку право выступает в качестве одной из форм политики, постольку является в своих основных принципах продуктом правотворческой политики, а также средством гарантирования форм и методов допустимой, юридически разрешенной политической деятельности. К политическим принципам российского права в современных условиях можно отнести: демократизм, разделение властей, многопартийность, гласность политической деятельности, федерализм, провозглашение многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации и др.
Идеологические принципы отражают состояние идеологии общества, проникновение и вплетение ее центральных идей, концепций в практику правотворчества и правореализации. Известно, что право - явление в значительной мере интеллектуально идеологизированное. Оно является продуктом правосознания, а следовательно, идеологии и психологии классов,
43
социальных групп, составляющих структуру данного общества. Однако следует помнить, что в праве через деятельность правотворческих и правоприменительных органов представлена преимущественно господствующая официальная идеология. Это не означает отрицания значения для правовой жизни так называемых вечных общечеловеческих идей или же продуктов идеологии угнетенных классов, которые не всегда получают свое официальное выражение и закрепление в правовых нормах. Подобные идеи могут выводиться из общего духа, целей и смысла действующего законодательства. К идеологическим принципам права можно отнести: идеологический плюрализм, запрет на монополию одной идеологии, ориентацию права на общечеловеческие ценности, благо народа, формирование правовой государственности и т. д. Сложность вопроса об идеологических принципах состоит в том, что нет идеологии вообще. Идеология выступает прежде всего в качестве политической, правовой, нравственной категории и т. д. Отсюда все принципы права идеологичны по своей природе.
Нравственные принципы права представлены наиболее социально значимыми моральными ценностями и идеалами. Исторически важнейшие моральные заповеди и нормы предшествуют во времени формированию правовой системы и имплицитно присутствуют в ее нормах. Наиболее же значимые моральные ценности могут закрепляться и в качестве самостоятельных нравственно-правовых требований. Такое значение в российском праве имеют принципы справедливости, гуманизма, воспитания гражданского долга, патриотизма и т. д.
Социально-структурные принципы права выражают исторические особенности классового, национального, конфессионального и т. п. устройства конкретного государственно обособленного общества. Здесь на первый план выход деление общества на классы, социальные группы, страты, особенности национального и исторического развития, взаимоотношения государства, общества и личности, степень свободы человека в социуме. К социально-структурным принципам российского права можно отнести: равенство социальных возможностей всех граждан независимо от их социального положения, религиозных убеждений, национальной принадлежности и других качеств, обеспечение социального благополучия, приоритет интересов личности и ее свободы, равноправие и самоопределение народов, благополучие и процветание России и т. д.
Такова классификация общесоциальных принципов права. Они, как уже отмечено, являются результатов воздействия на правовую систему та-
44
ких правосозидательных факторов, как экономика, политика, идеология, нравственность, социальный состав общества.
Специально-юридические принципы права представляют такие центральные, сквозные идеи правового регулирования, которые выражают специфику материи права как особой социальной реальности. Поэтому представляется несколько упрощенной их трактовка как тех же социальных принципов, но переведенных на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения16. Скорее, наоборот, это такие начала правовой жизни общества, которые выявились и сформировались в праве в качестве именно специфических средств и методов юридического управления делами общества. Вне правовой сферы они утрачивают свою значимость. К специально-юридическим принципам права относятся: законность, выражение в праве воли и интересов народа, равенство всех граждан перед законом, единство (сочетание) прав и обязанностей, ответственность за вину, сочетание убеждения и принуждения.
Принцип законности - сугубо юридическое явление, выражающееся в политико-правовом режиме общественной жизни, основанном на строгом и неукоснительном соблюдении правовых норм всеми субъектами. Это система требований правомерного поведения граждан, органов государства, общественных объединений в сфере, подвластной праву, и одновременно борьба компетентных правоохранительных органов с правонарушениями. В научном плане законность раскрывается в системе структурных, функциональных и отраслевых принципов - главных ее идей, управляющих человеческой деятельностью и обеспечивающих ее правомерный характер. Законность выражает специфику юридического долженствования, обеспечивая работу всех звеньев механизма правового регулирования (нормы, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей) в режиме правомерности. Право без законности мертво, ибо неспособно обеспечить эффект гарантированного результата в правореализационных процессах.
Принцип выражения в праве воли и интересов народа является одним из наиболее социально значимых идеалов современного цивилизованного права. Он требует, чтобы выраженная в нормах законодательства государственная воля максимально соответствовала потребностям и интересам всех субъектов гражданского общества. Это сообщает праву черты легитимности и повышает его социальную чувствительность и престиж. Современный образ права как средства и результата социального компромисса, сложившегося в результате демократического правотворчества,
16 См.: Явич Л.С. Общая теория права. Л.: ЛГУ, 1976. С. 153.
45
позволяет говорить о сложной многоступенчатой процедуре отражения и закрепления в законодательстве воли и интересов широких слоев населения. Важными средствами обеспечения соответствия интересов общества и действующего законодательства являются негосударственное нормотворчество народа путем участия в референдумах, выборность органов власти и управления, конституционный контроль, прокурорский надзор и т. д.
Принцип равенства всех граждан перед законом - одна из демократических идей, сложившаяся и получившая признание еще в эпоху формирования буржуазной правовой системы. Данный принцип был направлен на уничтожение феодальных привилегий и выражал исторически первую ступень понимания и проведения в жизнь правового равенства вообще. Впоследствии правовая мысль, наряду с формально-юридическим равенством (равенство в законе), стала выделять равноправие (равенство перед законом), а также равную защиту закона17. Эти три элемента правового равенства выступают своеобразными гранями обеспечения свободы личности в правовой сфере. Данный принцип закрепляется конституционно (ст. 19 Конституции РФ) и конкретизируется всеми отраслями права.
Принцип единства (сочетания) прав и обязанностей обеспечивает своеобразный внутренний баланс возможностей правового регулирования. Дело в том, что предоставленное субъективное право одного лица может быть реализовано только при наличии корреспондирующей ему обязанности другого субъекта. Взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности выражает предоставительно-обязывающий характер правовой нормы. Игнорирование указанного принципа ведет к декларативности действующего законодательства, ибо субъективное право, не подкрепленное юридической обязанностью, превращается в ничто, в социальный ноль. Поэтому от законодателя требуется систематическое внимание к поддержанию в действующей системе источников права постоянного баланса между правами и обязанностями членов общества.
Принцип ответственности за вину - одна из гуманистических идей, ограничивающих произвол властей при рассмотрении дел о правонарушениях. Он получил конституционное закрепление (ст. 49 Конституции РФ) и требует от правоохранительных органов доказанности обвинения, гарантируя при этом права личности на защиту. Важной гарантией реализации этого принципа является положение о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а всякие сомнения в виновности толкуются в его пользу. Данный принцип выражает презумпцию невиновности лично-
17 Козюк М.Н. Правовое равенство (Вопросы теории): автореф. дис... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 5.
46
сти и обеспечивает демократизм и гуманизм правоохранительной деятельности. В истории правовой жизни общества наблюдается длительная борьба прогрессивно мыслящих людей за проведение в жизнь данного принципа.
Принцип сочетания убеждения и принуждения относится к числу идей, не специально и конкретно закрепленных в законодательстве, а логически выводимых из норм, институтов, отраслей и права в целом. В его основе лежит требование гармоничного сочетания в правовой политике и юридической деятельности возможностей воспитания и принуждения. Он тесно связан и высвечивает отдельные грани таких общесоциальных принципов, как демократизм, гуманизм, справедливость и некоторых других. Данные начала права через сочетание убеждения и принуждения приобретают сугубо юридические черты и формы своего бытия. Правовые запреты, обязывания и дозволения информируют о вариантах юридически гарантированного поведения, но будучи снабженными санкциями, навязывают выраженную в праве государственную волю всем субъектам. Убеждение и принуждение сочетаются путем правовоспитательной, праворазъяснительной работы с населением, профилактических мероприятий правоохранительных органов, пресечением готовящихся правонарушений и справедливым применением мер юридической ответственности. Перед властными органами всегда стоит задача: убеждая, психологически принудить; принуждая, организационно обеспечить легитимное претворение правовых норм в жизнь.
Наряду с перечисленными и рассмотренными специальноюридическими принципами права в научной литературе иногда выделяют и другие. Например, принцип обязательности правовых норм, их непротиворечивости, принцип социальной свободы, соответствия объективного и субъективного права и т. д.18 На наш взгляд, в данном случае речь идет не столько о сквозных и генеральных идеях права, сколько о внутренних свойствах структуры и системы права. Это наводит на мысль о существовании наряду с принципами права еще и принципов правосознания, правовой политики, применения права, юридической ответственности и других элементов правовой системы общества.
18 МарченкоМ.Н. Указ. соч. С. 297.
47
Список литературы
1. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юрид. лит., 1978. -
341 с.
2. Ветютнев Ю.Ю. Правовые ценности // Проблемы теории государства и права: учеб. / под ред. А.В. Малько. - М., 2012. - 382 с.
3. Козюк М.Н. Правовое равенство (Вопросы теории): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996. - 18 с.
4. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М.: Наука, 1973. - 326 с.
5. Ленин В.И. Полное собр. соч. - Т. 44. - 435 с.
6. Марченко М.Н. Понятие и основные признаки права // Теория гос-ва и права. - М.: Зерцало, 1996. - 451 с.
7. Пузиков Р.В. Доктринальное осмысление понятия и роли принципов права в современной правовой политике // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. - Саратов: Изд-во СГАП, 2010. - С. 101-121.
8. Сенякин И.Н. Принципы права и принципы законодательства // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. - Саратов: Изд-во СГАП, 2010. - С. 143-148.
9. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. - М.: Гос. изд-во иностр. и национ. слов., 1953. - 322 с.
10. Смирнов О.В. Соотношение норм и принципов в советском праве // Сов. гос-во и право. - 1977. - № 2. - С. 12-16.
11. Советское государство и право: науч. журн. - 1970. - № 6. - С. 12-17.
12. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. - Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. - 287 с.
13. Явич Л.С. Общая теория права. - Л.: ЛГУ, 1976. - 384 с.
14. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. - М.: Юрид. лит., 1978. - 352 с.
48