УДК 340 ББК 67.0
ПОНЯТИЕ И ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА Лобанова Т.В.
В статье делается первая попытка сравнительного анализа правового статуса ребенка в России и Англии на теоретическом и правовом уровнях, а также рассматриваются работы Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо с позиции правового статуса ребенка в рамках юридической теории, а не философии, социологии и педагогики.
В Англии, в соответствии с главным английским словарем (General English dictionary), понятие «правовой статус» (le-gal status) - это статус, предусмотренный законом. Какого - либо другого определения в английской литературе и законодательстве не предусмотрено.
В России основы правового статуса и его понятие раскрываются в Основном Законе РФ, где, в соответствии со ст. 64, правовой статус личности основан на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции РФ(1), которые не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а также других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.
Кроме того, каждый российский ученый, теоретик и практик, приступая к рассмотрению элементов или проблем правового статуса, начинает с раскрытия понятия правового статуса.
Так, Пиголкин А.С., Манов Г.Н. и Марченко М. Н. под правовым статусом личности подразумевают систему прав, свобод, обязанностей, закрепленных в нормах права(2).
Правовой статус личности выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.) и изменяется в течение всей его жизни: статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера.
Предметом исследования данной статьи является правовой статус ребенка в России и Англии.
Правовой статус ребенка менялся на протяжении веков. Этот процесс продолжается и по настоящее время, только темпы его заметно снижены после принятия в 1989г. Конвенции ООН по правам ребенка, которая явилась результатом многовековой борьбы сторонников детского движения разных стран и народов.
Hilary Rodham (в последствии Hilary Rodham Clinton), работая в 1973г. с Детским Фондом
Защиты в Кембридже, представила свои взгляды в работе «Дети согласно закону» (“Children Under the Law”)(3) где считает, что реформа правового статуса ребенка в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: в правовой статус ребенка происходит включение все больших прав взрослых субъектов права, и ряд уникальных потребностей и интересов ребенка признаются юридическими правами и закрепляются законодательно. Под статусом ребенка Hilary Rodham подразумевает права и обязанности ребенка, предусмотренные законом и учитывающие его возрастные особенности. Исходя из такого содержания правового статуса, полномочия ребенка увеличиваются по мере его взросления, а правовой статус ребенка отражает процесс его взросления. Также она считает, что словосочетание «правовой статус ребенка» требует поиска дефиниции.
Рассмотрим генезис правового статуса ребенка. Начать его анализ считаю необходимым на примере рассмотрения соотношения правового статуса ребенка с правовым статусом родителей, так как на протяжении многих веков происходило поглощение правового статуса первого правовым статусом последних, а зачастую и абсолютное его отсутствие.
Соотношение правового статуса ребенка и родителей с течением времени меняется. (4)
Аристотель (384-322 до н.э.) в работе «Никомахова Этика» рассматривает ребенка как собственность отца. Он считает, что ребенок, не достигший совершеннолетия, может выступать как движимое имущество родителей, поэтому правовой статус приравнивается к правовому статусу раба, который не рассматривается как член общества и даже как человек. Отец может отречься от сына, но сын не может отречься от отца, потому что обязан ему своим существованием.(5) Таким образом, правовой статус у ребенка по Аристотелю отсутствует совсем.
"Лобанова Татьяна Валерьевна - аспирант каф. прав человека и политико-правовых учений Института права БашГУ.
По Платону (427-322 до н.э.) ребенок является собственностью государства. Задача родителей - вырастить ребенка для потребностей государства (6).
Со времени Римской империи, через средневековье и индустриальную революцию, до конца 19 столетия, детский труд использовался как взрослый, а дети рассматривались как маленькие взрослые во всем мире.
Правовое регулирование отношений родителей и детей в римском праве определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца. Gai 1,55: “quod jus proprium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt hominess, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus” (“это право сугубо римское: ведь нет никакого другого народа, который имел бы такую власть над детьми, какую имеем мы”)(7). Так у отца было неограниченное право распоряжаться жизнью и смертью ребенка до достижения им совершеннолетия - «право жизни и смерти» («jus vitae as necis»). В течение веков власть родителей распространялась как на саму личность ребенка, так и на все его имущественные приобретения. Имущественное положение ребенка
приравнивалось к имущественному положению раба.
Таким образом, понятие родительской власти, а также поглощение правового статуса ребенка правовым статусом родителей формировалось еще в 5-4 вв. до н.э. и закрепилось в обычаях и нормах римского права.
По словам профессора позитивного английского права Кембриджского университета, родоначальника «юридической школы» в британской историографии, английское «право сформировалось из источника тевтонских обычаев ... с добавлением ряда элементов. римской сис-темы»(8). Возможно поэтому, поглощение правового статуса ребенка правовым статусом родителей долгое время присутствовало и в Англии. Много работ (Hodne and Sogner 1984; Sigsgaard 1979; Tosnnessen 1982) подтверждают, что, 2-3 столетия назад, дети признавались частью взрослого мира. Hart писал, что ''.дети (в 1700г.). были включены в работу семьи.''.(9) William Blackstone, описывая права детей в 18в., сравнивает детей с «ценным имуществом» родителей.(10) По словам автора, естественные детские шалости строго наказывались и, как можно скорее, нужно было избавиться от них. Девочки восьми-девяти лет работали в качестве служащих, а мальчики отдавались в подмастерье, в результате чего связь с родителями терялась очень рано.
В работе Dorothy L.Haller “Bastardy and Baby Farming in Victorian England” (“Рожденные вне брака и “детское фермерство” в Викторианской Англии”), которая была отмечена Отделом истории как наиболее выдающаяся работа по правовому статусу детей Викторианской Англии, говорится о том, что в период правления королевы Виктории (1837-1901гг.) законы, закрепляющие и гарантирующие права детей, особенно незаконно рожденных, отсутствовали несмотря на то, что существовали законы против плохого обращения с животными.(11) Дети не имели прав, следовательно, у них отсутствовал правовой статус. (12)
В древней Руси права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так, по Уложению 1648г., за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний ("биение жезлом и сокрушение ребер"). Государство в отношения родителей и детей не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. Только за одну попытку подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно". Если родители обращались для наказания детей к публичным властям, то дело по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церковью, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
Россия, воспринявшая византийскую культуру, дух позднеримского права и североевропейские влияния, по своим юридическим и классификационным признакам, относится к романогерманской правовой семье.(13) Возможно поэтому, как и в большинстве стран, правовой статус детей в России долгое время был поглощен правовым статусом родителей.
Идея о том, что детей нужно рассматривать как особую категорию, а ребенка, как самостоятельную личность, имеющую право на свободное развитие и образование, соответствующее природе, возникает в рамках образовательной концепции (educational writing) и относится к времени Гете и Ж.-Ж. Руссо (18в.). В своих главных произведениях «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению
нравов?», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании» Руссо подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, в
частности, процесс воспитания, который не
учитывал возрастных и индивидуальных
особенностей детей и потребностей их жизни. Дети должны быть детьми, прежде чем они станут взрослыми. Они связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем. Как только эта нужда пропадает, естественная связь с родителями
теряется.(14) Таким образом, с 18в. появляется интерес к детям, как особой группе, и к детству -как особому периоду человеческой жизни. Именно педагогика первая выступила в защиту интересов ребенка под девизом: «следовать за естественным развитием и интересами ребенка», обеспечить условия для его обучения. Так было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою детскую природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребе-нок. «Дети - именно дети, а не взрослые в уменьшенном масштабе»- В.А. Лай.
С XVIII в. в России право родителей применять физические наказания постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также появилась ответственность за доведение их до самоубийства.
Чуть позже была выдвинута идея о том, что интересы ребенка необходимо рассматривать не только в рамках образовательной концепции.
В России в конце XIX в. за умышленное убийство детей родители стали наказываться строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями. Тем не менее, по-прежнему родители могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (1845г.) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям. Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны.
В начале 20 века идея прав ребенка заняла прочные позиции в сознании Европы и России. Шведская книга Эллен Кей «Век ребенка» провозгласила следующие естественные права ребенка: право на недостатки, право на
неприкосновенность внутреннего мира и право
иметь родителей, право ребенка рождаться здоровым и желанным в результате любви. По словам Эллен Кей, каждая женщина имеет обязанности по отношению к неродившемуся ребенку, - это закон природы, с которым придется считаться обществу. Для этого общество должно создать законодательство по охране материнства и детства.
Идея о том, что ребенок является особой категорией, отличной от взрослых и имеющей особый правовой статус с правовым механизмом защиты и попытки законодательно закрепить правовой статус ребенка окончательно воплощаются в действительность и признается мировым сообществом с принятием в 1989г. Конвенции о правах ребенка, где ребенок рассматривается как самостоятельная личность, наделенная правами и свободами, способная в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Но в 20 веке этого оказывается недостаточно. Поэтому особо остро в международном праве предстает принцип о преимущественной защите прав ребенка. Мировое сообщество признает, что на этом принципе должно основываться как международное, так и внутреннее законодательство всех стран.
В раннем эссе Hilary Rodham (Hilary Rodham Clinton) высказывается мысль о том, что любая судебная и юридическая системы должны учитывать интересы и права детей (1974).(15)
Впервые термин «интересы ребенка» был употреблен во Всеобщей декларации прав человека, которая закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
В соответствии с принципами международного права одним из принципов регулирования семейных отношений в Российской Федерации является обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (ст. 1 п. 3
Семейного кодекса РФ). Это означает, что ребенок рассматривается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти, как личность, наделенная соответст-
вующими правами и нуждающаяся в силу возраста в поддержке и защите.
Таким образом, принципы международного права, а затем и национальное законодательство закрепило и гарантировало то, что правовое положение ребенка в семье, а также в тех гражданско-правовых отношениях, где затронуты его права и интересы, определяется не с точки зрения приоритета прав и обязанностей родителей и других лиц, а с позиций интересов самого ребенка.
Семейный кодекс РФ содержит целый ряд норм (например, разделы 4 - 6 и другие), обеспечивающих непосредственную реализацию вышеуказанного принципа. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Семейного кодекса РФ Россия обязана добросовестно выполнять нормы международного права, в частности, Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацию прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенцию ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и другие.
Современная концепция детства, датированная 20 веком, подчеркивает невинность и беззащитность детей, как особой категории лиц. Они свободны от работы и не вовлечены в
политику. Комната для игр или занятий - вот центр детских проблем (Plumb, 1972; Aries, 1962; Laslett, 1965; Holt, 1975). Дети имеют только один шанс на детство, поэтому они должны быть защищены от вреда и должны получить эмоциональное, умственное и физическое наслаждение от жизни. Кончился тот период времени, когда дети были вынуждены зарабатывать деньги, рано отрывались от семьи и считались ценным товаром. По этой концепции видно, что правовой статус ребенка шире правового статуса родителей. Но, вместе с этим, за ребенком не закрепляется право самостоятельно распоряжаться своим досугом, который приобретает зависимость от желаний родителей и входит в процесс воспитания ребенка (Pinchbeck and Hewitt, 1973).(16)
Исходя из вышеизложенного, в течение многих веков правовой статус ребенка и соотношение его с правовым статусом родителей находился и находится в центре внимания ученых, теоретиков, социологов, философов, политиков и юристов всего мира.
В настоящее время правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав и обязанностей ребенка, обусловленных его возрастом и отличных от родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.
2. Пиголкин А.С. Общая теория праа. М., 1996. гл.8, с. 132-150.
3. Rodham Hilary, Children Under the Law, Harvard Educationan Revien, 1973.
4. Aries, Philippe, 1962, Centuries of Childhood, New York: Random House.
5. Aristotle, Nicomachean Ethics, 350 D.C.E, 5.6, 1134b8-12, translated by W.D.Ross/
http://classics.mit.edu/Aristotle/nicomachean.html.
6. Платон, Законы, 6, 804d/ http://orel.rsl.ru/nettext/foreigh/greek/platon/zakony/0.html.
7. Покровский И. А. История римского права. Санкт-Петербург, 1998 с.465.
8. Pollock F. Maitland F. The History of English Law. Camr. 1923. Vol. I. P. XXX.
9. Rights and responsibilities in family and society, p.53.
10. Blackstone W. Commentaries on the Laws of England. London: A.Strahen and W.Wordfall for T.Caddell. 1700-1795. Vol. I. 12th ed.
11. Behlmer G.K., Child Abuse and Moral Reform in England 1870-1908, Stanford, CA: Stanford University press, 1982, pp.21-22.
12. Pinchbeck Ivy and Hewitt Margaret, Children in English Society. Vol.II, Toronto: The University of Toronto Press, p.611.
13. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник/ под ред. В.А.Туманова.-М.:Юристъ,2003.с373-378.
14. Руссо Ж. Ж. Рассуждение по вопросу: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? О первых обществах, 1749г.
15. Franklin B. The handbook of children rights: comparative policy and practice. London. Routledge. 1995.
16. Pinchbeck Ivy and Hewitt Margaret, Children in English Society. Vol.II, Toronto: The University of Toronto Press.
Поступила в редакцию 06.09.05 г.