УДК 34.01
ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В АСПЕКТЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО ПРАВ
© Т. В. Лобанова
Институт права Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Достоевского, 131. Тел. +7 (347) 252 78 10. E-mail: tanya198106@mail.ru
Впервые классификация моральных и юридических прав рассматривается с позиции английских авторов, таких как Hart, Mill, Archard, B. Franklin. При раскрытии этой классификации автором статьи приводятся интересные примеры с использованием правовой базы Англии.
Ключевые слова: право, ребенок, права ребенка, классификация прав, правовой статус.
Прежде чем раскрыть правовой статус ребенка, закрепленный в действующем законодательстве (Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], Закон «Об образовании» [3], Трудовой кодекс РФ [4], Гражданский кодекс РФ [5], Семейный кодекс РФ [6], Уголовный кодекс РФ [7] и другие нормативно-правовые акты), необходимо рассмотреть его классификацию. Совокупность прав, предоставленных ребенку в настоящее время, является смешанной по содержанию, что вызывает социальные и политические трудности при их толковании. Эта сложность может быть решена благодаря классификации прав.
Существует очень много классификаций прав ребенка.
Раньше, чем в России, к классификации прав ребенка подошли в Англии, где дискуссии по этому поводу были философскими и концептуальными по характеру (Wald, 1979; Rogers and Wrightsman, 1978) [8].
Наиболее распространена концепция, согласно которой права детей подразделяются на юридические, или позитивные (legal or positive rights), и моральные (moral rights), которые взаимосвязаны между собой.
Суть данной классификации раскрывает профессор Кардифского Университета (Шотландия) Bob Franklin в работе "The Rights of Children" [9].
Юридические права (legal right) - это те, которые предписаны законом, фактически это законы государства. Например, право голосовать предписано в Акте о представлении людей (Representation of the People Act, 1969) [10]. Кроме того, юридические права должны быть осуществимы через имеющиеся в государстве правовые институты. В этом мы видим тождественность самому правовому статусу.
Моральное право (moral right) не находит признания в законе. Например, можно заявить, что каждый имеет право голосовать, независимо от возраста. Каждый имеет право требовать реализацию, гарантию и обеспечение морального права, но гарантии того, что это требование воплотится в действительность, нет.
Таким образом, юридическое право описывает существующее право ребенка, а моральное - желаемое право ребенка.
Hilary Rodham [11] считает, что использование понятия «право» в словосочетании «моральные
права» является условным, так как они предполагают в большей степени интересы детей, а не права. Отсюда, ребенок имеет больше интересов, чем взрослый, а последний больше прав, чем первый.
Несмотря на существующие отличия между юридическими и моральными правами, они тесно взаимосвязаны. Для иллюстрации этого тезиса можно привести следующий пример. В Англии каждый ребенок до 16 лет имеет законодательно закрепленное право на обучение в течение целой рабочей недели. Согласно Pinchbeck и Hewitt [12], дети имеют не только указанное законодательное право, но и подобное же моральное, которое по своему содержанию совпадает с законным правом ребенка на образование, предусмотренным Законом об образовании (Pinchbeck и Hewitt говорят о Законе об образовании 1981 года [13]. В настоящее время в Англии действует Закон об образовании 1996 года (Education Act, 1996 [14]). В этом случае происходит наложение морального права на юридическое, где первое поддерживает последнее. Это пример того, как должно быть в системе действующего права.
Противоположный пример приводят John Holt [15] и Farson [16]: моральное право ребенка на работу, владение собственностью, управление своим обучающим процессом, которые имеют множество ограничений в отношении ребенка и зависят от его возраста. Подобные моральные права становятся источником критики и, следовательно, существует необходимость изменения существующих норм права. Это пример того, как есть и как не должно быть.
Есть теоретики, которые признают только юридические права. Например, Hohfeld (1919) раскрывает только юридические права и никогда не обращается к моральным, а Bentham (1970 (1782)) считает идею существования моральных прав концептуальным нонсенсом [17].
В настоящее время деление прав на моральные и юридические используется во всем мире, в том числе и в России.
Зарубежные авторы пытаются рассмотреть права ребенка, используя классификацию "3Ps" [18] (деление возникло в 1986 г):
1) Обеспечение (provision) - права, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей
ISSN 1998-4812_Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3
609
ребенка (например, право на отдых и досуг, право на образование);
2) Защита (protection) - права, гарантирующие защиту от вредного воздействия на ребенка со стороны общества, семьи (например, защита от жестокого обращения, от сексуальной эксплуатации);
3) Участие (participation) - права ребенка на самостоятельные действия и участие в общественной жизни (например, право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка).
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) модифицировал эту классификацию в "SDPP" [18]: право на выживание (survival right), право на развитие (development right), право на защиту (protect right), право на участие (participation right)."3Ps" и "SDPP" -это наиболее общие классификации прав, которые сформировались из упрощенных классификаций английских теоретиков Freeman, Bevan, B. Franklin и др. зарубежных деятелей.
Freeman [19] раскрывает право ребенка на благополучие (welfare rights) и право ребенка на защиту (protective rights), которые основаны на требованиях детей на свободу от контроля со стороны взрослых и автономии.
Bevan [20] предлагает более простую схему детских прав с двумя широкими категориями: защитные права (protective rights) и самоутверждающие права (self-assertive rights). Детские защитные права (protective rights) являются результатом их врожденной зависимости и уязвимости и очевидной потребности в питании, любви, заботе (физической и психологической). Они включают в себя: право на защиту от жестокости и право на невмешательство в этот процесс, чтобы достигнуть цели защиты. Самоутверждающие права (self-assertive rights) подразумевают: право на физическую целостность, на свободу выражения, на свободу мысли, совести, религии, право принимать решения по отдельным вопросам.
B. Franklin [21] предлагает следующую классификацию прав: право на благосостояние (welfare rights), право на защиту (protective rights), права взрослых (adult rights) и права родителей (rights against parents).
Право ребенка на благосостояние (welfare rights) находит самое яркое выражение в Декларации прав ребенка ООН, которая гарантирует всем детям право на пищу, медицинские услуги, на крышу над головой и образование. Это наиболее важные права, которые должны быть предоставлены и обеспечены ребенку. Они лежат в самом «сердце» жизнедеятельности ребенка. Требования предоставить указанные права несравнимы с требованием на предоставление и обеспечение моральных, социальных и политических прав. Любое гуманное общество стремиться предоставить ребенку хотя бы минимальный набор прав на благосостояние.
Право ребенка на защиту (protective rights). Эта группа прав защищает детей от пренебрежения, физического или эмоционального злоупотребления где-либо со стороны взрослых. По B. Franklin, диапазон данной группы прав спорен. Каждый ученый и практик согласен с тем, что ребенку необходимо предоставить право на защиту от сексуального или физического злоупотребления со стороны взрослых; немногие считают, что необходимо защитить детей от рабочей незанятости. Есть и другая точка зрения, согласно которой ребенок не должен работать и имеет право на «золотое» детство. Английское законодательство, в противоположность некоторым теоретикам, пытается уменьшить автономию ребенка и оградить его от работы.
Права взрослых (adult rights). Некоторые теоретики считают, что у детей должен быть такой же набор прав, как и у взрослых. Они ссылаются на то, что возраст является произвольным и иррациональным критерием, чтобы отказать детям в их правах.
Права родителей (rights against parents). Данная категория прав, раскрываемая B. Franklin, указывает на признание за ребенком, не достигшим возраста совершеннолетия, прав на независимость и автономию, таких как: просмотр телевизионных программ в зависимости от пожелания ребенка, а не от его возраста, а также право покидать родителей и делать аборты. Особенность данной категории прав предполагает возможность ребенка отстаивать и защищать имеющиеся у него права через суд.
По мнению Н. Кантвелл, перечень прав ребенка более правильно рассматривать следует как «компиляцию обязанностей государства по отношению к детям». Так, ученый выделяет непосредственные обязанности государства (начальное образование, надлежащая деятельность системы ювентальных учреждений) и косвенные (помощь родителям в воспитании детей) [22].
Наиболее распространена классификация, раскрытая Конвенцией ООН по правам ребенка, в соответствии с которой права могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека: гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Но при разграничении указанных групп друг от друга возникают проблемы, особенно при разграничении гражданских и политических прав.
Долгое время правовой статус ребенка характеризовался отсутствием у него практически всех гражданских прав. Не удивительно, что это постепенно стало восприниматься как проблема разными теоретиками, что привело к возникновению всемирного движения за права ребенка, то есть за то, чтобы дети имели все фундаментальные гражданские права и могли распоряжаться ими самостоятельно.
Что касается экономических, социально-культурных прав ребенка, то «водораздел между (ними) также провести довольно проблематично» [23].
Следующая классификация исходит из взаимоотношений «ребенок и семья», «ребенок и общество» и «ребенок и государство».
Аспект «ребенок - семья» является наиболее важным и актуальным. Ведь именно семья закладывает основы воспитания в «духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности», что вытекает из п. 7 преамбулы Конвенции. Кроме того, в семье ребенок готовится «к самостоятельной жизни в обществе», и «для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении». Таким образом, Конвенция закрепляет права ребенка на семью: право знать своих родителей и право на их заботу (п. 1 ст. 7), право поддерживать на регулярной основе личные и прямые контакты с родителями (п. 3 ст. 9, п. 2 ст. 10), право ребенка и его родителей покидать любую страну и возвращаться в свою страну (п. 2 ст. 10) [11].
Аспект «ребенок - общество» выражается в праве ребенка всесторонне участвовать в жизни социума и вносить свой вклад в его развитие. Нормы Конвенции закрепляют эти правоотношения следующим образом: ст. 8 - право на сохранение индивидуальности; ст. 12 - право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам; ст. 13 - право на свободу выражения своего мнения; ст. 14 - право на свободу мысли, совести, религии; ст. 15 - право на свободу ассоциации и мирных собраний; ст. 16 - право на частную жизнь; ст. 30 - права ребенка, принадлежащего к этническим, религиозным и языковым меньшинствам или коренному населению; ст. 31 - право на отдых и досуг, на участие в культурной и творческой жизни.
Взаимоотношения «ребенок и государство» также прописаны в Конвенции по правам ребенка, в соответствии с которой государства имеют обязательства одновременно как субъекта международного права и как «политической организации общества...» [24], гарантируют права и свободы гражданам, законность и правопорядок» - принятие всех необходимых мер для осуществления прав, закрепленных в Конвенции, включая законодательные, административные и другие меры (ст. 4 Конвенции) [24].
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что существует множество классификаций прав ребенка, которые помогают лучше понять правовой статус ребенка и определить его содержание. Не все
права ребенка закреплены законодательством, но это не означает, что они отсутствуют (например, моральные права), и именно классификация прав ребенка позволяет не упустить из виду всей совокупности прав, входящих в правовой статус ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. М.: Норма: Инфра, 2001. -128 с.
2. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». // Сборник нормативных документов. М.: ГроссМе-диа, 2006. -176 с.
3. Закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». // Сборник нормативных документов. М.: ГроссМедиа, 2006. -176 с.
4. Трудовой кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2007. -269 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая, вторая, третья и четвертая. М.: Омега-Л, 2008. -192 с.
6. Семейный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2008. -64 с.
7. Уголовный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2008. -192 с.
8. Franklin B. The handbook of children's rights: comparative policy and practice/ edited by Bob Franklin; preface by Thomas Hammarberg. London: Routledge, 1995. -248 p.
9. Franklin B. The Rights of Children. Oxford: Basil Blackwell, 1986. -237 p.
10. McGuinness J. L. Representation of the People Act, 1969: alphabetical index to changes in electoral law. London: Shaw & Sons, 1970. -15 p.
11. Rodham H. Children Under the Law. Harvard Educationan Revien, 1973. P. 1.
12. Pinchbeck I. Children in English society. Toronto: University of Toronto Press, 1969. P. 73. 2 v.
13. The Education Act 1981. A Union Guide. London: N.U.T., 1982. P. 68.
14. Education Act 1996. Режим доступа: http://www.opsi.gov.uk-/acts/acts1996/1996056.htm.
15. Pat M., Birgit C. Time to listen to children: personal and professional communication. London: Routledge, 1999. Chapter 4. P. 237.
16. Farson R. Birthrights. New York: Penguin, 1974. -165 p.
17. Campbell K. Legal Rights. London: King College, Copyright, 2005. -10 p.
18. Hammarberg T. The UN Convention on the Rights of the Child and How to make it Work. Human Rights Quarterly, 1990. Vol. 12. P. 100.
19. Fortin J. Children's rights and the developing Law. Lexis Nexis TM UK, 2003. -663 p.
20. Franklin B. The Rights of children / edited by Bob Franklin, Oxford: Blackwell, 1986. P. 14-15.
21. Cantwell N. The history, content, and impact of the Convention on the Rights of the Child. Understanding Children's Rights. Children's Rights Center, University of Chent. Belgium, 1998. -378 p.
22. Титова Т. А. Конвенция о правах ребенка в системе общей регламентации прав человека: дисс. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 2000. -181 c.
23. Конвенция о правах ребенка. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма, 2000. -308 c.
24. Теория государства и права. Екатеринбург: издательство Уральской государственной юридической академии, 1996. С. 428
Поступила в редакцию 06.09.2005 г. После доработки - 15.08.2008 г.