УДК 342.7 ББК 67.400
Н. А. Фальшина
ПОНЯТИЕ И ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматриваются проблемы становления и развития концепции естественных прав человека на различных исторических этапах. Автор выявляет правовую основу этого института и его практическое воплощение. Анализирует работы теоретиков школы естественного права, а также первые правовые документы, закрепившие данные права.
Ключевые слова: права, личность, свобода, государство, человек, гражданское общество, конституция.
NOTION AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPTION OF THE NATURAL HUMAN RIGHTS
The article is devoted to the problems of beginnings and development conception naturally right peoples on difference historical stages. The article legal basis of this institute and his practical expression. The article works theoretician school naturally right and the first legal documents fasten naturally right.
Key words: rights, personality, freedom, state, people, civic society, constitution.
Права человека - это продукт развития концепции естественных прав, которыми очерчивались рамки, защищающие личность от вмешательства со стороны других граждан и государства, именно поэтому они всегда ассоциировались с идеей либерализма, стремившегося, как известно, к ограничению абсолютной власти. В современном мире права человека -это сердцевина конституционного строя любого цивилизованного государства.
Философской основой института естественных прав человека является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности самой жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества, но потребовались столетия, для того чтобы сложились ясные представления о содержании понятия свободы и ее соотношении с государством.
Сама идея прав и свобод человека развивалась одновременно с обществом и государством. Существование прав, свобод и обязанностей берет свое начало еще в первобытном обществе и связано с принципом разделения труда. Именно тогда появились взаимные права и сопряженные с ними обязанности членов общества, а также неотъемлемая ответственность за их неисполнение. С помощью категории прав и свобод удовлетворялись разнообразные запросы человека, обеспечивалось сохранение жизни, здоровья, безопасности и, конечно же, функционирование самого сообщества.
Таким образом, права и свободы - это результат определенного этапа развития социума, на котором общественным сознанием достигнут уровень понимания важности каждого индивида для всех социальных перспектив. Так, права и свободы личности, будучи итогом появления и становления общества, главным образом способствовали возникновению и развитию самого цивилизованного государства. С его появлением основные права и свободы личности получают свое закрепление первоначально в нормативных актах государств, а затем и в конституциях.
Первые стремления реализовать идеи естественного права встречаются у древнегреческих философов-софистов, таких как Ликоф-рон, Антифрон, Алкидам, в У-1У столетиях до нашей эры. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права [1, с. 77].
Значительный вклад в развитие и популяризацию концепции естественных прав человека внес Аристотель. Он утверждал, что существуют права, присущие человеку от рождения, считая при этом, что особенно следует защищать государству право на частную собственность, которое, по его мнению, коренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких по смыслу к современной концепции личных прав человека. Так, он не только признавал права гражданина, принадле-
жащего тому или иному государству, но и считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое, в свою очередь, более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законом государства получила развитие в современных теориях прав человека [2, с. 175].
О существовании идей естественных прав до нашей эры свидетельствует также появление в древних полисах принципа гражданства, что стало важным шагом на пути к обеспечению безопасности и свободы граждан.
Главную роль в развитии концепции естественных прав и свобод сыграли римляне, первыми опробовавшие принцип разделения властей, в рамках которого и создавалось естественное право [3, с. 378].
В Англии права личности были обеспечены раньше, чем в других государствах, поскольку вся политическая история этой страны представляет собой многовековую борьбу английского народа с королевской властью за легитимные права парламента, в которой он завоевывал себе гражданскую и политическую свободу. Прогрессивным шагом к принятию и реализации концепции естественных прав человека в этой стране стала «Великая хартия вольностей» 1215 года, политико-правовые нормы которой в дальнейшем получили развитие в таких судьбоносных документах, как «Петиция о праве» (1628), «Билль о правах» (1689) и «Акт об устроении» (1701) [4, с. 389]. В «Великой хартии вольностей» впервые был закреплен в законодательном порядке принцип гражданской свободы, «Петиция о праве» провозгласила неприкосновенность собственности, «Билль о правах» обеспечил жителям Англии гарантии естественных прав - право на жизнь, свободу, собственность. «Акт об устроении» не только подтверждал уже провозглашенную защиту «прирожденных» прав, но и гарантировал усиление политических и личных прав граждан. Необходимо отметить, что права человека в упомянутых документах в силу определенного исторического периода тесно переплетались с идеей либерализма, стремившегося к ограничению абсолютной власти, вследствие чего они были сформулированы преимущественно в форме запретов и отрицаний.
Однако окончательное становление концепции естественных прав происходит в на-
учных доктринах известных европейских и отечественных исследователей. Теоретиками в области личных прав и свобод человека стали идеи таких мыслителей, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Г. Гегель. Первым разработал теорию естественных прав человека английский мыслитель Дж. Локк в 1632 году. К ним он относил три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Эти права он считал неотъемлемыми, но отмечал, что права, не обеспеченные законом, не могут быть гарантированы государством. По этой причине Дж. Локк резко критиковал монархическую форму правления. Позднее его идеи были детализированы и дополнены трудами Руссо, Монтескье, Вольтера, указывавших на то, что важнейшим естественным правом человека является свобода [5, с. 126]. Так, политическая доктрина либерализма, зародившаяся в XVI столетии, проповедовала так называемый индивидуализм и ратовала за максимальные права и свободы личности, которые не наносили ущерб свободе и правам других людей. Отцы доктрины стали носителями идеи ограничения абсолютной власти и воспрепятствовали вмешательству государства в повседневную жизнь его граждан.
Вопросы свободы рынка, либерального капитализма и торговли представляли собой экономическую составляющую либерализма, которая тесно была связана с категорией естественных прав человека [1, с. 98].
В XVIII веке происходит правовое закрепление естественно-правового понимания свободы. В 1776 году была принята Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, провозгласившая: «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых» [6, с. 161]. Таким образом, идейную основу Декларации составила именно естественно-правовая доктрина, имеющая свои особенности. Провозглашая естественные и неотчуждаемые права человека в Декларации, обладание частной собственностью уступает место стремлению к счастью, в отличие от концепции Дж. Локка. Принятая в 1787 году Конституция США в своей преам-
буле провозгласила принцип учреждения Основного закона: «...в целях создания совершенного союза, установления правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, поднятия общего благосостояния и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы мы создаем эту Конституцию...» [7, с. 25].
В 1789 году депутатами Национального собрания Франции принимается Декларация прав человека и гражданина. «Наша задача не ограничивается одной Францией, - говорил депутат Петион, - мы должны объявить, какие права составляют общее состояние всех людей и всех времен» [8, с. 159]. В этом документе воспроизведены идеи, получившие свое рождение и развитие в период Английской революции, систематизированные и философски обоснованные в трактатах великого английского философа Дж. Локка, юридически разработанные крупнейшим английским юристом Блэкстоном. В семнадцати статьях Декларации провозглашались «прирожденные» права человека и указывалось, что основная задача правительства - обеспечение прав гражданина. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» [6, с. 110].
Так, идея о том, что все люди от рождения свободны и равноправны, а значит, им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых естественных прав, легла в основу первых конституционных актов. Таким образом, естественные права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобрели юридическую форму.
Названные документы действуют и сегодня, они заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель каждого демократического правового государства. В тех станах, где общественное устройство утвердилось на принципах свободы, гражданское общество сформировалось намного быстрее, значительные успехи были достигнуты в области экономики, культуры, науки, образования и социальной защиты населения.
Обратный результат продемонстрировало общество без свободы - социализм. Социалистический эксперимент ясно показал, что без свободы экономика и культура в конечном счете приходят в упадок и деградируют, уничто-
жается энергия и инициатива человека, останавливается социальное развитие общества.
Вопросы возрождения и культивации естественных прав поднимали в своих трудах и русские неолибералы, в частности, П. И. Новгородцев возглавил процесс возрождения школы естественного права в России на рубеже XIX- XX столетий. Естественно-правовая школа объединила широкий круг русских юристов и философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, Б. А. Кистяков-ский, С. А. Котляревский, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский и другие). Все они развивали идеи естественных прав на самой разной методологической основе - и кантианстве, и гегельянстве, и религии, и персонализме [9, с. 129]. В начале XX века обоснование подобных идей у всех представителей русского неолиберального правоведения, вне зависимости от идейно-теоретических основ их воззрений, включало в себя: противостояние юридическому позитивизму, выявление природы права в контексте его отличия от иных форм регулирования общественной жизни, а также утверждение связи идеи права как системы объективного права и концепции права личности как системы субъективного права.
Столь бурное возрождение естественного права в России в этот период имело ряд причин. В стране, где совсем недавно было отменено крепостное право, где не существовало традиций уважения прав личности, а воля абсолютистского государства тяготела над правом, распространение и пропаганда идей естественного права, несомненно, были явлением прогрессивным. Естественно-правовые идеи, развиваемые либеральной интеллигенцией, разумеется, способствовали формированию уважения к праву, вели к утверждению идей ограничения государственной власти и защиты прав человека. Естественно-правовая теория создавала ту интеллектуальную среду, где проросла национальная либеральная правовая культура, с которой до сих пор связаны надежды на построение в нашей стране правового общества и государства.
Теория естественных прав, составляющая фундамент прав и свобод человека и гражданина в современном обществе, постоянно развивается философами, политологами, юристами. Все они пытаются найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулиро-
ванием. Эти соотношения стали еще более сложными в современную эпоху, которая связана с новыми представлениями об идеальном обществе и государстве. Однако никакие но-
Литература
1. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1993.
2. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
3. Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. М., 2001.
4. Садиков В. Я. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2000.
5. Нарский И. С. Джон Локк и его теоретическая система. М., 1987.
6. Юдовская А. Я. Эволюция права в государствах Европы и Америки. М., 1997.
7. Конституции буржуазных государств / сост. В. В. Маклаков. М., 1982.
8. Утевский Б. Декларация прав человека и гражданина 1789 года и вопросы уголовного права: сборник. М., 1976.
9. Фальшина Н. А. Концепция естественных прав в философско-правовом учении П. И. Новгородцева. Ростов н/Д, 2013.
вации не в силах поколебать такие вечные ценности, как свобода, справедливость, нравственность, культура.
Bibliography
1. Nersesyants V. S. Law and leqal. Moscow, 1993.
2. Nersesyants V. S. Political doctrins of Ancient Greece. Moscow, 1979.
3. Zhidkov O. A., Krasheninnikova N. A. History state and law foreign country. Moscow, 2001.
4. Sadikov V. Ya. Reader state and law foreign country. Moscow, 2000.
5. Narsky I. S. John Lokk and his theoretical system. Moscow, 1987.
6. Yudovskaya A. Ya. Evolution law in state European and America. Moscow, 1997.
7. Constitutions bourgeois states / compb. V. V. Maklakov. Moscow, 1982.
8. Yutevsky B. Declaration law man and citizen 1789 year and problems criminal law: collection. Moscow, 1976.
9. Falshina N. A. Concept of the natural rights in the philosophical and legal doctrine of P. I. Novgorodtsev. Rostov-on-Don, 2013.