Теория и история государства и права
5. Иванов В. А. Милиция в Марийском крае в 19171941 гг.: проблемы организации и деятельности: монография. М.: Логос, 2005. С. 57.
6. Иванов В. А. О некоторых вопросах коренизации органов милиции МАО в 1920-е годы // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004. С. 291-296.
7. Иванов В. А., Соловьев Е. В. Специфика обеспечения законности в деятельности органов милиции Марийской АССР после «большого террора» // Проблемы комплексного развития Республики Марий Эл: сб. науч. ст. / под ред. А. И. Сухарева и В. В. Козина; НИИ Регионология при Мордовском университете. Саранск, 2005. (прил. № 6 к ж. «Регионология»). С. 36-50.
8. Куликов К. И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Ижевск, 1993.
9. Ленин В. И. ПСС. Т. 45. С. 359.
10. «Марийский край» - традиционное, общепринятое и устойчивое название, широко употребляемое в научной литературе, обусловленное тем, что определенный период истории региона, рассматриваемый в работе (1917-1920 гг.), не охватывается понятиями МАО и МАССР // Марийская милиция начала формироваться в условиях разобщенности края между тремя губерниями: Казанской, Вятской и Нижегородской. Данный термин объединяет периоды доавтономной, областной и республиканской автономий региона.
11. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Ф. 17. Оп. 21. Д. 2824. Л. 326.
V. A. Ivanov
THE ROLE AND PLACE OF THE NATIONAL FACTOR IN THE ACTIVITY OF MARI MILITIA (1917-1941).
In the article the importance of registration of the national population's structure is explained in the activity of law enforcement as necessary condition for ensuring social stability of the multinational state. On the basis of systematization of the large material practice of national militia staff's training was considered in the context of state's national realization and contradictory role of so-called policy of indigenization was characterized.
Key words: Soviet militia, the national factor, Mari ASSR, interethnic relations, discrimination, national staff, national policy.
IVANOV Vitaly Alexeevich - Doctor of Law , Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola E-mal: [email protected]
УДК 342.72/.73
ЭВОЛЮЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Петренко Николай Иванович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Азимова Э. Б.,
магистрант I курса заочной формы обучения юридического факультета Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
В статье рассматривается история формирования, развития и расширения прав и свобод человека.
Ключевые слова: конституционные права, эволюция конституционных прав, общественный договор, гражданин РФ, конституции.
Проблема прав и свобод человека всегда находилась в центре внимания многовековой политикоправовой мысли, прямо или опосредовано определяя и направляя самодвижение политико-правового сознания. С другой стороны, постановка, решение, трактовка данной проблемы во многом были обусловлены конкретными историческими, политическими, социально-экономическими и другими реалиями, а также
теми задачами и целями, которые ставились и преследовались политическими мыслителями и деятелями.
Вместе с тем, можно утверждать, что, несмотря на периодические спады и подъемы, история человеческого общества в некотором смысле выступает как история формирования, развития и расширения прав и свобод человека, упрочения его общественного и политического статуса на основе принципов фор-
10
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Петренко Н. И., Азимова Э. Б.
мального (правового) равенства и свободы. Более того, по большому счету весь современный каталог фундаментальных идей и принципов в сфере прав и свобод человека был сформулирован в эпоху античности и частично средневековья, что послужило необходимой основой для формирования и утверждения соответствующих представлений и концепций Нового и новейшего времени. В этом смысле расширение прав и свобод человека касается не самих фундаментальных идей и принципов, а, скорее всего, сферы их приложения и проявлений. Последние можно рассматривать как права и свободы второго, третьего и т. д. уровня. Иными словами, развитие прав и свобод человека в различные исторические эпохи происходит не в сфере фундаментальных принципов, основоположений естественного права, а в сфере именно позитивного права, что стимулирует поиск соответствующих правовых средств и методов [10].
Вопрос о том, что лежит в основе прав человека, никогда не решался однозначно. Так, согласно доминирующим христнанско-религнозным взглядам «эти права были предначертаны Создателем при сотворении мира», и неверно говорить, что их «даруют» какие-либо институты - государства или международные организации. Эти структуры лишь осуществляют предначертание Господне - написанный в сердцах закон». Данте в конце XIII века писал, что Ной вложил в природу человека свободу, которая заключается в жизни для самих себя.
Исследователи проблемы подчеркивают, что признание прав человека есть признание достоинства, которое является его абсолютным свойством, воплощающим постоянство человеческой сущности, сохраняемой благодаря передаче по наследству строго определенных и сущностно-неизменных физиологических, психологических и душевных качеств человека. В любом государственно организованном обществе утверждение и непререкаемость названного свойства достигается посредством практического осуществления прав человека, которые по мере общественного прогресса так или иначе неизменно распространялись на весь более широкий круг субъектов. Исторический процесс никогда не проходил гладко, сопровождался острыми социальными битвами за права и свободы. Он показывает, что каждому поколению, как справедливо отмечено, нужно вновь и вновь защищать права человека, что человечество еще не оказалось в ситуации, когда не требуется усилий для охраны и защиты прав человека. Всякое поколение соответствующим образом отвечает на неизменный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорил» о рабах) было неизбеж-
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
ным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение. Само же употребление слова «свобода», как утверждают, появилось в XXIV в. до н. э., когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых услуг первосвященниками, противостоять при помощи сохранившихся общинно-демократических институтов деспотическим наклонностям монархов.
Попытка античного сознания идентифицировать человека со всем человечеством, прорваться за рамки узкосоциальной, узкогосударственной антропологии отразилась во взглядах Протагора (ок. 490-420 г. до н. э.), Диогена Синопского (ок. 412-323 г. до н. э.) и особенно в естественно-правовых концепциях стоиков с 4 века до н. э. Стоицизм, в свою очередь, повлиял на христианство, сыгравшее важнейшую роль в формировании идеи прав человека.
В целом античное сознание не знало идеи прав человека (только права гражданина). Это выражалось в том, что а) индивид не мыслился вне социума и пользовался социальными возможностями исключительно как член государства; б) конфликт между общественно-государственным и индивидуальным интересом всегда решался в пользу первого, власть большинства (народного собрания) не была ограничена (хотя в Древнем Риме и Греции появились зачатки разделения властей на практике и в теории «смешанных властей»), римский мир не наделил индивида правами человека, так как до конца и не признал за ней свободы воли, человеческие поступки были детерминированы фатумом (судьбой); в) люди не признавались равными в расовом отношении и, следовательно, политически, юридически, религиозно.
В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество - общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие. Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публичнополитических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологиче-
11
Теория и история государства и права
скую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. Важным элементом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» [3]. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано у Гроция и ряда последующих мыслителей и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора [7].
Развивая естественноправовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода» [9, с. 261]. Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается» [9, с. 300], поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.
Одним из первых в конце XVII века заговорил о правах человека английский мыслитель Джон Локк (1632-1704 гг.) в работах «О гражданском правительстве», «Два трактата о правлении» [4], считавший, что всем с рождения принадлежит право на жизнь, на собственность и свободу. Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана также Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы... Там, где нет законов, там нет и свободы» [4].
Общественный договор - это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью -непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.
Европейская традиция апелляции к нравам и привилегиям свободных людей была воспринята и развита в Новом свете. Это отразилось в принятии таких документов, как колониальная Хартия Вирджинии 1606 года; «Свод свобод» Массачусетса, автором которого был Н. Уорд (1578-1652 гг.); «Законы и свободы Массачусетса» 1648 года, многие положения которого вошли впоследствии в Билль о правах (1791 года); Хартия Пенсильвании и другие хартии; Закон о веротерпимости штата Мэриленд (1649 г.); Деклара-
ция прав Вирджинии 1776 года, составленная Дж. Мэдисоном; особые билли о правах.
Декларация была первым государственным определением прав человека. К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века» - Закон Вирджинии о религиозных свободах (1786 г.).
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков. Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т. д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина. Важным новшеством являлось включение права каждого человека на стремление к счастью, поскольку счастье воспринимается каждым субъективно и, следовательно, стремиться к нему можно лишь на основе индивидуального выбора.
Эти документы закрепляли ряд традиционных английских прав и свобод, процессуальные гарантии, использовали теоретические достижения школы естественного права, такие, как неотъемлемые права, автономия, изначально присущая человеку, разделение властей, принцип государства с ограниченной властью, народный суверенитет, принцип реализации свободы через экономическую самостоятельность. Истоки американской концепции прав человека исследователи находят и в религиозно-этических нормах, и в принципах римского права.
Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования. В 1789 году в ходе Великой французской революции была провозглашена «Декларация прав человека и гражданина». В ней абсолютизировались права человека. Им приписывались атрибуты, до того принадлежавшие Богу: вечность и священность. «Неотчуждаемыми» и «неотделимыми» правами человек наделялся не от природы или Бога, как предпочитали писать в американских документах, а перед лицом и под покровительством Верховного Существа. Несмотря на религиозные тонкости, объединяло все
12
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Петренко Н. И., Азимова Э. Б.
первые документы определение прав человека в качестве «самоочевидных» и «бесспорных», а также благодаря Французской революции закрепилась традиция внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.
Западногерманский ученый К. Штерн пишет: «Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека... Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они становятся правами в юридическом смысле».
Институт прав и свобод человека и гражданина не был чужд правовой системе российского общества до второй половины XVIII века, то есть до появления в идеологическом обороте российского общества элементов западноевропейского либерального мировоззрения, использующего понятие «права человека». Справедливость данных утверждений может быть подтверждена некоторыми историческими сведениями.
В XVI веке в России было известно право печало-вания, то есть право на заступничество со стороны Церкви за тех, кто притесняется светскими властями. Возможность легального противостояния официальным властям, в том числе и в вопросе защиты личных интересов, является одним из обязательных условий функционирования института прав и свобод человека и гражданина. Наличие права печалования позволяет говорить о некоторых зачатках системы плюрализма юрисдикции.
Со второй половины XVII века в России одними из носителей идеи всеобщего равенства являлись старообрядцы. Это один из тех нередких случаев, когда прогрессивные идеи облекаются в консервативную форму. Необходимо отметить, что значение старообрядчества для освободительного (англ. - либерального) движения заключалось не только в том, что среди последователей протопопа Аввакума было значительное число представителей третьего сословия (купцы, ремесленники), но и в том, что движение претендовало по ряду позиций на независимость от власти.
Специфика развития идеи прав человека и гражданина в России определялась особенностями освободительного процесса, основная задача которого состояла в упразднении крепостного права. Против крепостничества выступали Д. С. Аничков, С. Н. Дес-ницкий, П. C. Батурин, А. Н. Радищев. Я. П. Козельский, декабристы, ряд государственных деятелей, в том числе Е. Ф. Канкрин. П. Д. Киселев. Н. С. Мордвинов, Г. Розенкампф, М. М. Сперанский и другие. Один из многочисленных проектов освобождения
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
крестьян был составлен даже А. А. Аракчеевым. Но и после отмены крепостного права, вплоть до года, отстаивание прав личности было сопряжено с идеологическим и практическим преодолением пережитков феодализма. Теория прав человека столкнулась с широко распространенным мнением о том, что собственность крестьян должна носить особый статус и существовать в ином правовом режиме, будучи неполной условной собственностью. На практике это выразилось в культивировании подворного и общинного землевладения, при котором никто не имел индивидуального права на земельный фонд. Это было лишь общественно-правовым требованием к государству на обеспечение землей [6].
Своеобразно трактовал права человека один из виднейших и наиболее радикально настроенных декабристов П. И. Пестель. Используя либеральную
терминологию, говоря о благе отдельных лиц, он личные права приравнивал к удовлетворению материальных нужд и охране безопасности. Так и В. Г. Белинский в поздний период творчества, восприняв идею особого развития России, высказал аналогичную мысль: если в России все сыты, то права не нужны.
Традицию освободительных реформ сверху продолжил Александр II (1855-1881). После реформы 1861 года крестьяне получили личную свободу, а дворяне окончательно освободились от обязанностей государственных агентов с фискальными и административными функциями. Освобождение крестьян, а следовательно, появление свободного товаропроизводителя, укрепление новых экономических отношений требовали создания новой судебной системы для их защиты.
В результате судебной реформы 1864 г. была установлена всеобщая правоспособность с некоторыми изъятиями; суд отделялся от администрации; личность обретала ряд процессуальных гарантий; укреплялся институт правопритязания. М. Гернет считал верным взгляд на ст. I Устава уголовного судопроизводства «как на выражение до некоторой степени русского гражданина».
Большую роль в формировании отношения бюрократии к правам человека сыграла традиция юридического образования, закладывавшая основу правосознания чиновников гражданской службы.
Важное место в науке занимало учение о правах человека Б. Н. Чичерина (1829-1904). Из метафизической посылки о стремлении человека к свободе он выводил право человека делать все возможное для продолжения своего существования. Он писал: «Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений...».
Одним из первых защитников естественноправовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуж-
13
Теория и история государства и права
даемых правах и свободах человека в России был А. Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй [8]. Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н. А. Бердяева. Себя он называл «сыном свободы» и говорил: «Я основывал свое дело на свободе» [1]. Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, - говорит автор, -есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот».
В ходе революции 1905-1907 гг. проблема прав человека приобрела практическое значение. Права подданных провозгласил Манифест от 17 октября 1905 года. Следует признать, что большая часть русского общества в 1905 г. утверждало, что манифест есть конституция.
Реальные успехи в утверждении прав и свобод граждан России были достигнуты в результате совершения в 1917 г. Февральской революции. Самодержавная монархия пала. Образованное в ходе революции Временное правительство поспешило законодательно оформить права и свободы граждан свободной России. В результате была принята Декларация Временного правительства от 2 марта 1917 г., которая провозгласила ряд положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина (свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования и т. д.).
10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята Конституция (Основной закон) РСФСР. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Отдельные лица и отдельные группы лиц лишались прав, которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. Мужчины и женщины были уравнены в правах. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины.
Следующая Конституция (Основной закон) РСФСР, принятая 11 мая 1925 г., закрепляла вхожде-
ние РСФСР в состав образованного в 1922 г. вместе с другими независимыми республиками Союза Советских Социалистических Республик и сохраняла отмеченные выше характерные черты для Конституции 1918 года.
Пятого декабря 1936 г. была принята так называемая Сталинская конституция - Конституция (Основной закон) СССР, считающаяся самой демократичной по сравнению со своими предшественницами. Позднее, 21 января 1937 г., в РСФСР была принята новая Конституция (Основной закон) РСФСР, полностью основывавшаяся на союзной. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», а затем «в соответствии с целями коммунистического строительства».
Определенным шагом в развитии прав и свобод человека и гражданина явились Конституция СССР 1977 г. и, соответственно, Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г., в которые были включены разделы «Государство и личность». Однако в них по-прежнему использовались только понятия «права и свободы граждан».
Лишь после принятия Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека, а затем и принятия Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина понятие «права человека» получило и конституционное признание.
После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен - дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл. 6).
В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17-64). Их огромное влияние на общественное развитие, на признание свободы личности и ее достоинства показывает, почему важно знать истоки и корни тех ценностей, которые были рождены в борьбе и муках и для утверждения которых было принесено столько жертв. Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ вместе с тем, по сравнению с прежней, содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению института, юридически более точно раскрывает содержание многих основных прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции Российской Федерации [5].
14
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Петренко Н. И., Азимова Э. Б.
История прав человека свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественно-правовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе и современных положений о правах человека и гражданина, современных концепций о правовом статусе человека и гражданина, о господстве права и верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве.
Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием [2, с. 21]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире» [2, с. 312].
Из вышесказанного следуют следующие выводы: права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы
правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д. р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.
Самозарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Литература
1. БердяевН. А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.
2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт пер-соналистической философии. М., 1995.
3. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 74.
4. Локк Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 34.
5. Международные акты о правах человека: сб. док. М., 2000. С. 39-44.
6. Права человека и вооруженные конфликты: учебник для высш. воен. учеб. заведений / отв. ред. В. А. Карташкин. М., 2001. С. 5.
7. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лу-кашева. М., 2001. С. 14.
8. Радищев А. Н. Избранные философские сочинения. М., 1949. С. 130.
9. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2.
10. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. М., 1997. С. 726-729.
N. I. Petrenko, E. B. Azimova
EVOLUTION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF A HUMAN AND A CITIZAN
In the article history of formation, development and expansion of human rights and freedoms are considered.
Key words: Constitutional rights, evaluation of the Constitutional rights, social contract, a citizen of the Russian Federation, Constitution.
PETRENKO Nikolai Ivanovich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
AZIMOVA E. B. - Master of the first year correspondence form of studying of the Law faculty of the Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
15