Научная статья на тему 'Понятие и функции религии'

Понятие и функции религии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19256
1800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и функции религии»

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ*

И.Н. Яблоков

Исторически существовали и существуют конкретные религии (около 5000), «религии вообще» не было и нет. Для того чтобы обозреть многообразный мир религиозных явлений, в науке разрабатывают соответствующее понятие, а определения этого понятия имеют большое эвристическое значение. В учениях о религии, развивавшихся в европейской традиции, имеется множество подходов к объяснению (определению) религии: с позиций теологии (в соответствующем конфессиональном исполнении - Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, Р. Отто, И. Вах, П.А. Флоренский, К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.) и философии (сообразно с исходным философским принципом - Д. Юм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Б. Бауэр, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, Д. Дьюи, Г. Коген, Э. Кассирер, А. Бергсон, А.Н. Уайтхед, М. Хайдеггер, Э. Блох, С. Хольм и др.); социологии (Г. Спенсер, О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, Г.П. Беккер, Р.Н. Белла, Н. Луман, Т. Лукман и др.) и этнологии (Э.Б. Тайлор, Дж. Фрэзер, Р.Р. Маретт, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский и др.); общей и социальной психологии (В. Вундт, У. Джемс, Т. Рибо, Д.А. Леуб, Э.Д. Старбек, З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Г.В. Олпорит и др.); мифологии (М. Мюллер, А. Кун, Я. Гримм, А.А. Потебпя и др.) и структурной лингвистики (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М.П. Фуко и др.) и проч. Используют различные методы объяснения - дескриптивный, генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, феноменолого-гер-меневтический, диалектический и др. Неудивительно, что характеристик-определений религии сформулировано немало (около 250), и каждое из них включает содержание-аналог исходного мировоззренческого и методологического принципа.

В отечественной неконфессиональной литературе в последние десятилетия использовали ряд подходов к объяснению религии. Представители

интеракционного подхода характеризуют ее как систему взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-либо объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно с помощью описания ее функций, выявления «специфической функции» (чаще всего в качестве таковой называют «иллюзорно-компенсаторную»). Бихевиористское объяснение «первичным» в религии считает ритуал (например, «почитания», «умилостивления», «жертвоприношения», «очищения» и др.), определенные виды символических действий, некоторые формы поведения. Сензитивные определения строятся на основе гносеорационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений сознания, признают религию одной из форм общественного сознания, а эти формы отличают прежде всего по предмету и характеру отражения: предмет отражения в религии - силы, господствующие над людьми в повседневной жизни, а характер отражения - фантастический. Руководствуясь указанными подходами, некоторые исследователи стали искать у религии такие признаки, которых нет у других образований, говорить о «едином» «специфическом признаке религиозного сознания», «специфическом действии», «специфической функции» и т.д. Вряд ли правомерно требование выявления представлений, элементов содержания, функций, структур и проч., свойственных только религии, всем ее типам и разновидностям, на всех стадиях эволюции - таких компонентов, по-видимому, нет. В религии соединяются лишь те моменты, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества, групп, индивидов. Своеобразие религии выражается в большей, по сравнению с другими областями духовной жизни, интенсивности определенных черт, типической их комбинации и субординации.

Читатель не найдет в данном изложении строгой формально-логической дефиниции через указание рода и видового отличия - по отношению к

* Публикуется в новой редакции по: Яблоков И.Н. Понятие и функции религии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. 1992. № 4. С. 68-74.

религии такая процедура вряд ли плодотворна. Более перспективным кажется путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее в разных аспектах. Сущностные свойства религии раскрываются на философском уровне, но обнаружение этих свойств выявляет не все содержание «картины». Требуется посмотреть, как религия проявляется, обнаруживается в сущем. Это достигается с помощью социологического, психологического, семантического, герменевтического, исторического и другого анализа, и тогда объяснение выступает как результат взаимодействия разных уровней рассмотрения.

На наш взгляд, плодотворно объяснение религии в контексте анализа духовной жизни общества, духовного производства. В данном контексте религия предстает не просто как вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, как некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, а как сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира. В таком качестве религия представляет собой:

1) необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

2) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

3) отражение действительности;

4) общественную подсистему;

5) феномен культуры.

Названные характеристики задают «пятимерный континуум», внутри которого осуществляется синтез различных определений; на пересечении указанных «плоскостей» завязываются понятийные узлы, воссоздающие данное явление с разных его сторон.

Религия - не случайное образование, она неизбежно возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

В мировом религиоведении наиболее широко распространена точка зрения, согласно которой появление и существование религии связано прежде всего с отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства - подчинения и т.д., иными словами - с областью человеческого существования, недоступной управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию.

Существует и другая позиция: религия коренится в свободе человека, его стремлении к Высшему, Абсолюту. Первая точка зрения нам представляется предпочтительной. Заметим, что имеются в виду отношения несвободы, зависимости и т.д., обусловившие генезис религии, а также те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существование и развитие. В уже сформировавшейся религиозной системе, «внутри» нее человек, конечно, может переживать и переживает защищенность, освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределы ограниченности. Религия может дарить чувства свободы и прилива сил. Однако все эти ощущения возникают как нечто «другое», производное от действительно существующих отношений зависимости, несвободы; а стремление к Высшему, Абсолюту потому и появляется, что бытие человека временно, ограничено, относительно, эфемерно.

Система детерминант религии включает многообразные типы связей: причинные, исторические, структурные, функциональные, вероятностные и другие, на религию воздействуют социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические факторы. Социумные детерминанты вырастают из жизнедеятельности общества как целого, находятся «на стороне» отношений вне сознания. Социумную основу религии образуют: стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты условий существования в деревне и городе, индустриального и сельскохозяйственного труда; разделение и отрыв интеллектуального и физического труда, привязанность работника к первому или второму; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, этносу и т.д., в рамках которых индивид выступает лишь как «экземпляр» множества; частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политический гнет государства; межэтнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов и проч. В социокультурной сфере религию обусловливают такие явления, как: деформация системы ценностей; наступление бездуховности; сдвиг приоритетов в сторону сциентизма,

техницизма, вещизма; коммерциализация; широкое распространение шаблонной массовой культуры; тупики искусства и падение нравов; гипертрофирование гедонистических склонностей; пор-нографизация и т.д. Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживаются хрупкость бытия, ограниченность существования: болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения Homo sapiens и исчезновения человечества и проч. Психологические предпосылки существуют в сфере психологии - общественной и индивидуальной: групповые и массовые страхи и страдания; превратный характер межчеловеческого общения; механизмы суггестии, традиций, обычаев; переживание индивидом всесторонней зависимости от других людей; подчиненность его заданным механизмам психики и собственным личностным свойствам; личное страдание и горе; страх смерти; духовный распад личности; чувство одиночества и заброшенности; кризис доверия и надежд; ощущение индивидом безысходности в кризисной ситуации; склонность к поклонению. Специально следует сказать о неосознанных, непроизвольных явлениях общественной, групповой и индивидуальной психологии, создающих почву для развития религиозности (интуиция, озарение, ясновидение и т.д.). У религии имеются и гносеологические предпосылки: незнание непознанного («тайна»), относительность знания и соединенность его с заблуждением, непредсказуемость множества будущих событий, иллюзии чувственного познания, нерасчленение образа и предмета, метафизичность мышления, отрыв абстрактного от конкретного, общего - от особенного и единичного, тенденция к ги-постазированию, иллюзии рассудка и разума, способность воображения и т.д.

Вместе с тем религия не является пассивным, «страдательным» продуктом общества. Как способ практически-духовного освоения мира она живет «своей» жизнью, обладает способностью к самовоспроизводству, продуцирует идеи, понятия, образы, нормы, ценности, а также разнообразные материальные объекты. В творческой деятельности человека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает

обратное влияние как на экономику, так и на другие области духовной сферы.

Религия - способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения. Главные аспекты действительного отчуждения: а) отчуждение продукта труда от производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, представляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бюрократизация; г) отчуждение человека от природы; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от человека, изоляция и атоми-зация; з) внутреннее самоотчуждение личности -утрата «Я», апатия, неосмысленность существования, низкая самооценка и неуверенность в собственной позиции и т.д. В религии находят отражение указанные аспекты действительного отчуждения, она воспроизводит их в духовной форме, представляет собой «священный образ человеческого самоотчуждения». Не религия «ответственна» за развертывание отношений отчуждения в различных областях общественной жизни, наоборот - эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах, в том числе в форме религии. Саморазорванность, самопротиворечивость, превратность мира объясняют соответствующую представленность его в религии. В ней воспроизводится «превращение» собственных сил человека в чуждые ему силы, совершаются «оборачивание», «перестановка», «принятие одного за другое»; происходит удвоение мира, результаты духовной деятельности отделяются от человека и противопоставляются ему самому, создается представление о другом, отличном от действительного, «мире», который населяется самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью. Над человеком начинает господствовать и продукт его собственного ума, господство мыслей духовных образований и их объективированных форм дополняет действительные отношения отчуждения.

Однако освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению этих отношений - она выступает также в качестве способа преодоления самоотчуждения человека. Потребность в освобождении от власти чуждых сил ищет своего удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отпа-

дения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и т.д. Религия смягчает последствия действительного отчуждения и посредством перераспределения общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщенных индивидов в общине, развития межличностного общения в религиозной группе и т.д.

Религия представляет собой отражение действительности, она находится в сложных взаимодействиях с «внешней средой», запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия - это отражение, то в ней содержится соответствующая информация об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перерабатывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в «мире».

В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего, она воспроизводит те ее стороны, которые обусловливают несвободу и зависимость людей. Однако данный пласт не исчерпывает всего содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и перерабатывает информацию о разноплановых природных и общественных связях, о человеке, «осваивает» как господствующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природными и общественными процессами. Религия отражает всю действительность через призму отражения несвободы и зависимости. Результаты этого отражения запечатлеваются в сознании, средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах, организационных «матрицах».

Любая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, которое может быть рассмотрено в элементном, деятельностном, структурном и других аспектах. С этой точки зрения религия предстает как общественная подсистема, в которой можно выделить сознание, деятельность, отношения, институты и организации. О сознании подробнее скажем далее, здесь же обратим внимание на то, что в соответствии с содержанием религиозного сознания развертывается деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации, в которых сознание находит инобытие, объективируется. В нашей литературе традиционно обращали внимание на культовую деятельность (культ). Слов нет, культ занимает особое место в религиозной системе, непосред-

ственно соотносится с религиозным сознанием, удовлетворяет потребности вероисповедания, греет религиозные чувства, реализует общение единоверцев. Однако деятельность религиозных индивидов, групп, организаций никогда не сводилась к культу. В ее системе можно выделить внерелигиоз-ную и религиозную деятельность. Внерелигиозная (хотя, может быть, и с религиозным знаком) развертывается в различных секулярных областях: экономике, политике, государстве, искусстве, образовании, науке и т.д.; религиозная осуществляется в культе (культовая) и вне его (внекультовая). Различные виды внекультовой деятельности (производство средств культа, сочинение богословских произведений, преподавание религиозных дисциплин, пропаганда религии через средства массовой информации и т.д.) призваны обслуживать культ. Разные виды деятельности актуализируют соответствующие отношения: внерелигиозные и религиозные (внекультовые и культовые). В качестве упорядочивающих деятельность и отношения факторов выступают институты и организации: во внерелигиозной области - политические партии, профсоюзы, женские, молодежные организации и др., в религиозной - различные звенья церковного управления, церковный суд и проч. (внекультовые) и причт, клир, диаконат, епископат и др. (культовые).

Теперь рассмотрим подробнее сознание в сфере религии. Религиозному сознанию присущи: чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, диалогич-ность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Выскажем некоторые замечания по поводу такого «набора». Во-первых, названные черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная наглядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искусства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных концепциях, недостоверные понятия и теории создаются в естествознании и т.д. Во-вторых, само по себе суждение о соединении в религиозном сознании адекватного действительности содержания с иллюзиями и заблуждениями не носит аксиологического характера, не имеет в виду заведомо «позитивную» или «негативную» оценку - это констатация факта. Конечно, в обыденном сознании, а также в идеологемах слова «ис-

тина», «иллюзия», «заблуждение» могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку, а в истории защита «истины» или «заблуждения» нередко приводила к печальными последствиями. Однако для науки истина и заблуждение - моменты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было искания истины, они - не «вина», а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет). В определенных исторических ситуациях люди нуждаются в иллюзиях, и иллюзии религиозного сознания, как и другие, удовлетворяют такого рода нужду. В-третьих, ин-тегративной чертой религиозного сознания следует признать религиозную веру. В богословии и, как правило, в публицистике, средствах массовой информации феномен веры считается явлением религиозным, но, думается, правомерно различать нерелигиозную и религиозную веру. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, предполагаемом поведении человека, истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, реализации на практике предвидимого поведения, результате проверки гипотезы. В такой вере содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда имеются известная степень успешности действия, реальная возможность благоприятного исхода и знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осуществлено, если истинность или ложность идеи доказана, то вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей значимый смысл. Поскольку вера функционирует в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она является важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности поведения людей.

Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипос-тазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи (в молитве, бо-

гослужении и т.д.); в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, их повторяемость, наступление ожидаемого мифологического события, причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты -«отцов», «учителей», «святых», «пророков», «ха-ризматиков», «бодхисаттв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа и т.д.

В культурологическом плане религия предстает как феномен культуры. Примем точку зрения, согласно которой культура - это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления разнопланового бытия человека, реализующихся в ходе материальной и духовной деятельности и представленных в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Культура имеет в виду соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях жизни - экономике, политике, морали и т.д., подразумевает определенные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и общества. Важный аспект культуры составляют нормы, правила, требования, эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством культуры наделены учреждения и институты - образования, воспитания, управления и т.д. Культура «живет» благодаря совокупности значений (идеальных выражений общечеловеческого опыта) и смыслов (освоенных лич-ностно значений).

Сферу духовной культуры образуют мораль, искусство, философия, наука, религия и проч. Вместе с другими областями культуры религия производила и накапливала способы и приемы человеческой деятельности (материальной и духовной), реализовывала их в продуктах, передавала от поколения к поколению. При всей сложности, неод-нолинейности и неоднозначности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии, науки в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали целостность - универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области культуры: искусство и философия в Античности, религия -в Средние века, философия - в Новое время, наука - в Новейшее и т.д.

Правомерно говорить о феномене религиозной культуры. Она представляет собой сложное, комплексное образование, все аспекты религии

как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности и представлены в ее несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Деятельност-ным центром является культ.

Содержание культурных ценностей задается религиозным сознанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, мифами, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, свойства, связи, превращения, удовлетворяют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагается предание, священная литература, ритуальные тексты, средства культа (храм, ступа, икона и т.д.), произведения искусства.

Можно выделить две части религиозной культуры. Одну образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно: сакральные тексты, теология, различные элементы культа и проч. Другую составляют те явления из области философии, морали, искусства, которые исторически вовлекаются в религиозно-духовную и культовую деятельность, в церковную жизнь. Религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях, следовательно, она предстает как культура родоплеменных религий, культура индуистская, иудаистская, конфуцианская, синтоистская, буддистская, христианская, исламская и т.д. (в их многочисленных конфессиональных разновидностях).

В сегодняшних дискуссиях особенную остроту приобрел вопрос о функциях и роли религии. Сейчас среди специалистов сложилось более или менее единодушное мнение о нетождестве понятий «функция» и «роль», а в свое время требовалось немало усилий для отстаивания этой точки зрения. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Наиболее существенны мировоззренческая, компенсаторная (восполнения ограниченности и бессилия), коммуникативная (общения), регулятивная, интегрирующе-дезин-тегрирующая, культуротранслирующая функции. Исследователи стремятся выделить «специфичес-

кую» для религии функцию, называя такой, как правило, иллюзорно-компенсаторную. Однако вряд ли правомерно считать какую-либо из перечисленных функций «специфически религиозной». Мировоззрение формирует и философия, общение обеспечивается любым институтом, регулируют поведение и нерелигиозные (моральные, юридические и проч.) идеи, ценности, нормы, в обществе имеется ряд интегрирующих и дезинтегрирующих подсистем, иллюзорно-компенсаторную функцию могут выполнять, например, произведения искусства. Все это - функции общества, и, видимо, правильно ставить вопрос не о «специфической для религии» функции, а о специфичности выполнения ею тех или иных функций.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и отдельных процессов в нем, макро- и микрокосма, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Мир, природа, человек «даются» не только когнитивно, но и в форме миросозерцания, наглядно, образно, в многоцветии красок, а потому «доступно». Понимание и созерцание соединяются с эмоциями, складывается мирочувствование, а значит, неравнодушие к миру, «взволнованность» тем, что в нем происходит. Есть в религиозной мировоззренческой системе и оценка мира, мироотноше-ние. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, Абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечиваются целеполагание и смыслопола-гание. Придание смысла наличному бытию, зов в «даль светлую» предоставляют возможность тому, кто верует, оставить позади себя данные «здесь» и «теперь», поддерживают надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.д.

Сложившееся в литературе наименование «иллюзорно-компенсаторная функция» нельзя считать удачным. Религиозная система дает действительную компенсацию дефицитов в бытии человека и общества (перераспределение доходов, благотворительность, милосердие, призрение и проч.). Вполне реальна компенсация и в сфере сознания, психологии: снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение и проч., хотя психологический процесс может приводиться в движение с помощью иллюзии. В этом случае точнее говорить о компенсации с помощью иллюзии.

Наименование «интегрирующая функция» также следует заменить понятием «интегрирующе-дезинтегрирующая»: интеграция, объединение в одном отношении означает дезинтеграцию, в другом - разъединение. Функции могут выполняться на уровне общества в целом и его сфер, социальных групп (этносов, сословий, граждан государства и проч.), личностей, оказаться значимыми в рамках религиозного объединения или же и во внерелигиозных областях.

Результат, последствия выполнения религией функций были и являются разными. Можно назвать некоторые принципы, реализация которых помогает проводить объективный анализ роли религии, изучать ее влияние дифференцированно, в конкретных условиях места и времени.

1. Влияние религии в обществе нельзя считать исходным и определяющим, хотя она оказывает на него активное воздействие. Религия с позиций «предельных», абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости», легитимирует или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор оказывает влияние на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация - вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелиги-озные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы,

Америки, Азии, Африки, в меняющихся социально-политических и культурных условиях.

3. Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы и личность родоплеменных, народно-стно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на «человека экономического», «человека политического», «человека морального», «человека художественного», «человека экологического» и т.д., иными словами -на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и т.д. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплемен-ные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные различия в морали, нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии и др. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями и т.д.

4. Как было сказано, религия - системное образование, включающее ряд элементов и связей, функционирование которых давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не гарантировали преобразование природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, способствовать появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и духовной культуры: освоение необжитых земель, совершенствование

земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства и т.д. Вместе с тем определенные слои культуры отторгались, отталкивались: многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время и «Индекс запрещенных книг» католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие и т.д. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

5. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые присущи всем обществам независимо от их типа; во-вторых - отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих -связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых - условия бытия разных этно-

сов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, фор-мационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных условиях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориента-циях; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная, причем эти позиции и их представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из религий, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей.

© Яблоков И.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.