Научная статья на тему 'Религиозные отношения'

Религиозные отношения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3947
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозные отношения»

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ*

И.Н. Яблоков

Религия как подсистема общества включает ряд элементов. Среди них обычно выделяют религиозное сознание, культ, религиозные организации. В последнее время наметилась тенденция более дифференцированного подхода к анализу элементов религии. На наш взгляд, к их числу следует отнести: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации.

Религиозные отношения представляют собой вид идеологических, надстроечных отношений. Они являются продуктом в конечном счете материальных отношений, складываются в соответствии с религиозным сознанием и реализуются посредством религиозной деятельности.

Для выявления специфики религиозных отношений следует уяснить:

1) какие стороны общественных отношений обусловливают их появление и существование;

2) что характеризует сознание, в соответствии с которым складывается данный вид идеологических отношений;

3) каковы содержание и структура религиозной деятельности, посредством которой реализуются религиозные отношения;

4) какие индивиды, группы, институты, организации были носителями религиозных отношений в тех или иных исторических условиях;

5) как взаимодействуют религиозные отношения с другими общественными отношениями.

Религия имеет свою основу в стихийно сложившемся обществе, порождающем отношения зависимости. В таком обществе люди подчинены чуждым силам - природным и общественным, господствующим над ними в повседневной жизни. Действие стихийных, неконтролируемых и неуправляемых сил, господствующих над людьми, составляет существенную черту общественного процесса.

Религия представляет собой специфический способ отчуждения человеческой сущности. Это отчуждение обусловлено наличием частной

собственности, эксплуатации, стихийно складывающимся разделением труда, односторонностью, «частичностью» развития человеческой личности в исторически преходящих общественных системах. Зависимость людей от внешних условий бытия и связанность индивидов, групп и институтов в рамках религиозной системы обусловливают появление и воспроизводство у них религиозных потребностей. Последние неразрывно связаны с бытием религиозных отношений, оказывают большое влияние на разработку вероучений. Религиозные потребности - это исторический продукт, являющийся способом проявления отчуждения, своеобразной формой действительных потребностей людей; это состояние нужды индивида, группы, института в воспроизводстве религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных отношений. Религиозные потребности удовлетворяются в процессе развития и функционирования религиозной системы. Содержание, структура и объем указанных потребностей изменяются в ходе эволюции религии.

Религиозные потребности актуализируются в религиозных интересах, которые представляют собой осознанные религиозные потребности. Религиозные интересы являются продуктом определенных общественных, в конечном счете - материальных отношений. Содержание, структура, объем и развитие религиозных интересов соответствуют содержанию, структуре, объему и развитию религиозных потребностей.

Религиозные потребности и интересы служат источником религиозной (и иной) активности индивида, группы, института, побуждают к деятельности и отношениям, направленным на удовлетворение этих потребностей и интересов.

Религия при определенных условиях дает оболочку, форму выражения различным материальным и духовным потребностям и интересам индивидов и социальных групп - экономическим, политическим, нравственным, эстетическим и др.

* Публикуется в новой редакции по: Яблоков И.Н. Религиозные отношения // Общественные отношения: вопросы общей теории / под ред. П.А. Рачкова. М., 1981. С. 110-124.

Религиозная оболочка, хотя и скрывает сущность указанных потребностей и интересов, не может устранить тенденции к их актуализации, реализации и удовлетворению.

Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием. Религиозное сознание реализуется в религиозной деятельности и религиозных отношениях, представляющих собой социальные факты. Это в свою очередь поддерживает веру в существование вне сознания тех персонажей, которые составляют предметное содержание религиозных образов.

Отношения верующих друг с другом, хотя и имеют субъективный план, развертываются как действительные отношения; отношения же к существам, свойствам, связям развертываются в сфере сознания. Способность развертывания указанного отношения в сфере сознания развивается в процессе социализации в условиях религиозной среды. Религиозные отношения, в которые непосредственно включены индивиды в условиях этой среды, интериоризируются в их психологии и могут быть развернуты в идеальном плане, в плане представления. Развертывающиеся в сфере сознания отношения к существам, свойствам, связям накладывают печать на действительные отношения религиозных индивидов, групп, организаций.

Схемы отношений предписываются религиозными обычаями, традициями, идеями, правилами, нормами (морали, права), инструкциями, уставами и т.д. Эти схемы строятся по типу различных общественных отношений - экономических, политических, государственных, правовых, нравственных, семейных, родоплеменных и др.

Схемы отношений предписываются религиозными обычаями, традициями, идеями, правилами, нормами (морали, права), инструкциями, уставами и т.д. Эти схемы строятся по типу различных общественных отношений - экономических, политических, государственных, правовых, нравственных, семейных, родоплеменных и др.

Религиозные отношения строятся и по схеме государственно-правовых отношений (Папа - монарх, Патриарх - владыка). Отношения религиозных персонажей друг с другом и с верующими часто изображаются в виде судопроизводства -«суд» над Христом, «Страшный суд», Бог как «судья», грешники как «судимые» и т.д. В католицизме и православии действует сложная система церковного права, предписывающая правила вза-

имоотношений духовенства и мирян, внутри духовенства. В исламе существует собственная система права - шариат. Особое значение в религии имеет воспроизведение нравственных отношений. Весьма распространенной является схема внутрисемейных отношений: «Бог Отец», «Бог Сын», люди - «дети Отца Небесного», «отец... такой-то», «батюшка» или «Богоматерь», «матушка», «брат», «сестра» и т.д.

Религиозное сознание реализуется в религиозной деятельности, посредством которой существуют и функционируют религиозные отношения. Можно выделить два основных вида религиозной деятельности: внекультовую и культовую. Первая осуществляется в духовной и практической сферах. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. - духовная религиозная внекультовая деятельность. Религиозные индивиды и группы ведут и практическую внекультовую религиозную деятельность, к которой относятся производство средств религиозного культа, миссионерская деятельность, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в системе религиозных организаций и институтов, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и других контактных группах и т.д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа. Содержание этой деятельности предписывается теми или иными религиозными идеями. Предмет, субъект, средства, способы и результаты специфичны в каждой разновидности внекультовой деятельности.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культовая деятельность (культ). Ее содержание и предмет определяются соответствующими религиозными представлениями и идеями. Субъектом культовой деятельности может быть религиозная группа или верующий индивид, средствами - религиозное искусство (архитектура, иконы, музыка), крест (в православии и католицизме), церковная утварь, священнические облачения и т.д. Способы деятельности предписываются соответствующими нормами и эталонами. Разновидности культа - жертвоприношения, об-

ряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. Результатом культовой деятельности является удовлетворение религиозных потребностей. Она способствует активизации религиозного сознания, служит формой общения людей друг с другом и удовлетворяет некоторые другие нерелигиозные потребности.

Культовые отношения реализуются посредством культовой деятельности. Последняя акцентирует внимание на отношении к объективированным существам, свойствам, связям. В коллективном культе это отношение развертывается в процессе непосредственных контактов религиозных людей. В индивидуальной культовой деятельности то же отношение развивается самостоятельно. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического единения, исповеди перед священником (в православии и католицизме) и др.

Религиозные индивиды, группы, организации ведут и нерелигиозную деятельность - экономическую, политическую, просветительскую и иную -и соответственно вступают в экономические, политические, просветительские и другие отношения. Эти деятельность и отношения по своему объективному содержанию не являются религиозными, однако могут приобретать религиозную окраску.

Можно выделить следующие способы фиксации и опосредования религиозных отношений:

1) совокупность предметов, вещей: храм, икона, облатка, крест, распятие, лампада и пр.; в этих вещах опредмечены соответствующие религиозные представления и идеи, которые «прочитываются» индивидами, вступающими в религиозные отношения; в данном случае последние фиксируются и опосредуются в вещной форме;

2) человек или группа лиц: служитель культа, глава религиозной организации, святой, обладатель дара пророчества, проповеди и т.д.; религиозный деятель выступает в качестве «примера», «образца», приводящего в движение механизм идентификации; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации и опосредования религиозных отношений;

3) различные образы: Бога, Христа, Богоматери, ангелов, духов и т.д., выражающих действительные отношения людей и выступающих в качестве посредников; религиозные отношения фиксируются и опосредуются с помощью идеальных образов; это - идеализированные формы.

Последние, как правило, «привязываются» к чувственным предметам, вещам, определенным персонам.

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени влияния религии могли быть этнос, семья, класс, сословие, профессиональная группа, государство с его подданными или же части указанных групп. Особенно большую роль в сохранении и воспроизводстве религиозных отношений играли социальные слои, выделявшиеся по религиозному признаку: сословие жрецов в рабовладельческих государствах, каста брахманов в системе кастового строя Древней Индии, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т.д. По мере образования и развития религиозных групп, организаций, объединений к ним переходил приоритет развертывания и «хранения» религиозных отношений. Членами этих объединений были представители тех социальных слоев (классов, этнических, профессиональных групп и т.д.), которые соответствовали объективно сложившейся в процессе исторического развития структуре общества. Естественно, характер религиозных отношений зависит от содержания экономических, политических, классовых, этнических и других отношений.

Всякая сложившаяся религиозная система структурирована, имеет определенную организацию. Первичной ячейкой такого объединения выступает религиозная община. Имеется комплекс звеньев организационной структуры, вплоть до высшего звена - центра объединения, складываются институциональные отношения. В общине, объединение на основе отдельных видов деятельности выделяется целая система субгрупп и отношений - «духовенство», «монашество», «члены церковных советов», «активисты», «прихожане», «хористы», «педагогический коллектив», «учащиеся» духовных учебных заведений, «соседские ассоциации верующих» и т.д.

Различают внутриобщинные и межобщинные отношения, отношения внутри объединения, конфессии, направления какой-либо религии и отношения между различными объединениями, конфессиями, направлениями, религиями, отношения религиозных групп - к «миру», нерелигиозным группам (классам, стратам, этническим, профессиональным группам) и организациям, отношения вертикальные (субординации «снизу вверх», «сверху вниз», как правило, авторитар-

ные) и горизонтальные (координации, взаимодействия одинаковых статусов).

Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, толерантности и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы (часто с сильной тенденцией религиозного фанатизма).

Религиозные отношения включены в целостный контекст общественных отношений - материальных и идеологических. Испытывая на себе влияние всей системы общественных отношений, религия оказывает обратное воздействие на них. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости». Санкционирование обеспечивается разными способами. Придается религиозное выражение различным общественным идеям, действиям, учреждениям и т.д. Оказавшись «под знаком религии», они приобретают соответствующий смысл и значение. Представления, поступки, связи людей могут выступать под религиозной оболочкой, и тогда содержание движения развертывается в религиозных формах. В других случаях религия дает «всеобщее основание для оправдания», легитимирует известное положение вещей как нечто «трансцендентно установленное и узаконенное, утверждает определенные действия и события как провиденциально детерминированные, «праведные» и т.д.

В зависимости от места религии в обществе религиозные отношения могут в большей или меньшей степени «налагаться» на другие отношения. Место религии меняется в процессе развития общества -с переходом от одной формации к другой, на раз-

ных этапах эволюции каждой формации, в ходе истории того или иного региона и отдельной страны, в различных цивилизациях и т.д. Различно положение в обществе религий разных типов - родоплеменных, народностно-национальных, мировых.

В настоящее время религиозные отношения занимают разное место, приобретают разный характер в различных регионах: в развитых и развивающихся странах; в зонах распространения родоплеменных, народностно-национальных верований (иудаизм, индуизм, синтоизм и др.), мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Значимость религиозных отношений зависит от уровня и характера развития экономики и политики, классовых, стратовых, межэтнических и иных отношений, от меры активности религиозных организаций, степени зрелости сознания масс и т.д. Чем большее влияние оказывает религия, тем в большей мере религиозные отношения «врастают» в политические, правовые, нравственные, классовые, стратовые, племенные, национальные и др. В этом случае различные общественные отношения приобретают достаточно сильно выраженный религиозно-культовый аспект. По мере уменьшения влияния религии в обществе сфера функционирования религиозных отношений сужается, различные общественные отношения сбрасывают с себя печать сакрализации. Однажды возникнув, религиозные отношения оказывают определенное обратное влияние на экономические, политические, правовые, нравственные и другие общественные отношения, на развитие этнических связей.

© Яблоков И.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.