Научная статья на тему 'Понятие и элементы системы развития человеческих ресурсов в организации'

Понятие и элементы системы развития человеческих ресурсов в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1857
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / ОБУЧЕНИЕ / КАРЬЕРА / PERSONNEL / RESOURCES / HUMAN RESOURCES / SYSTEM / DEVELOPMENT / HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT / TRAINING / CAREER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Ирина Валериевна, Блхат Бакер Али

В статье рассматриваются вопросы формирования системы развития человеческих ресурсов, определяются основные направления развития человеческих ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition and elements of human resources development system

The article is devoted to the human resources development system and its main elements

Текст научной работы на тему «Понятие и элементы системы развития человеческих ресурсов в организации»

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И.В. Логунова, канд. экон. наук, доцент, Блхат Бакер Али, магистрант

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы формирования системы развития человеческих ресурсов, определяются основные направления развития человеческих ресурсов

В настоящее время вопросы управления человеческими ресурсами остаются актуальными, и особую популярность приобретают направления развития человеческих ресурсов, поскольку меняется отношение к персоналу в процессе достижения целей предприятия, и персонал рассматривается как стратегически важный ресурс, обеспечивающий предприятию дополнительные конкурентные преимущества. В этих условиях возникает необходимость формирования системы развития человеческих ресурсов, которая будет способствовать целостному и комплексному решению проблем развития персонала.

В первую очередь необходимо определиться с особенностями понятия человеческих ресурсов и определить его отличия от понятия персонала. Кроме того, необходимо учитывать, что существуют еще такие понятия, как «трудовые ресурсы», «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал».

Известно, что в процессе производства материальных благ предприятие использует различные виды ресурсов. Однако человеческие ресурсы имеют некоторые особенности. Люди наделены интеллектом и имеют эмоционально-осмысленную реакцию на внешние воздействия; люди способны к постоянному самосовершенствованию; люди осознанно ставят цели и стремятся к их достижению.

Так, трудовые ресурсы имеют следующие особенности. Во-первых, трудовые ресурсы - это часть населения, которая подвергается планомерному воздействию и регулированию со стороны общества на стадии формирования, распределения и использования. Во-вторых, трудовые ресурсы - это часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага. В-третьих, трудовые ресурсы -это потенциально способная к труду рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными дан-

ными. В данном контексте понятие человеческих ресурсов шире, чем понятие трудовых ресурсов, т.к. именно к человеческим ресурсам относятся социально-психологические характеристики и личностно-психологические свойства людей.

Кадры предприятия характеризуют основной (штатный) состав работников предприятия. Однако в широком смысле кадры - это главная производительная сила общества, в зависимости от выполняемых функций делятся на следующие категории: рабочие (основные и вспомогательные), руководители. Специалисты, служащие, что в целом образует промыш-ленно-производственный персонал предприятия. Кроме того, работа кадров в организации определяется такими характеристиками, как профессия, специальность, квалификация /5/.

В условиях новой экономики возрастает роль человека в организации, формируется концепция управления человеческим фактором, и ключевой функцией управления человеческими ресурсами становится развитие персонала.

Взгляды на проблемы управления и развития человеческих ресурсов отражены в научных и прикладных работах отечественных и зарубежных специалистов, однако эти взгляды имеют некоторые особенности. Так, представитель российских специалистов в области управления человеческими ресурсами А.Я. Кибанов считает, что обучение - это целенаправленно организованный, планомерно осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и др. /7/.

Другой отечественный специалист в области управления персоналом Т.Ю. Базаров выделяет различия целей обучения с точки зрения работодателя и наемного работника (таблица) /2/.

Различия в целях обучения

Для работодателя Для наемного работника

1. Формирование управленческого персонала 1. Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации

2. Овладение умениями определять, понимать и решать проблем 2. Приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности

3. Интеграция персонала 3. Приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях. Банках и других заинтересованных организациях

4. Адаптация и инновации в организации 4. Развитие способностей в области планирования и организации производства

ЭКОНОМИНФО. 2013. № 20

35

По мнению А.Я Кибанова, существуют такие виды обучения, как:

1. подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск кадров всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения;

2. повышение квалификации - обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности;

3. переподготовка кадров - обучение персонала в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда /7/.

Зарубежные представители науки и практики управления человеческими ресурсами имеют свои взгляды на особенности развития человеческих ресурсов. Так, М. Хилб считает, что основная задача развития человеческих ресурсов заключается в том, чтобы все работники организации занимали такие позиции, которые содержат в себе результат, удовлетворенность и свободу действий. Развитие работников должно быть направлено на то, чтобы они стремились к равновесию между обучением, работой и досугом. Кроме того, потребности работников в развитии всегда должны соответствовать потребностям развития предприятия, ее клиентов и общества. /9/ Концепция развития работников фокусируется на саморазвитии, которое в идеале осуществляется на трех уровнях, что отражено на рисунке 1.

ГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ

во всех сферах организации развиваются «звездные команды»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

работники всех уровней развиваются с тем, чтобы стать внутри компании партнерами или предпринимателями, которые ведут себя так, словно компания является их собственностью

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ

компания развивается, чтобы

превратиться в компанию, которая постоянно учится и умеет вырабатывать

Рис. 1. Элементы развития работников в организации

Распределение ролей для развития работников должно подчиняться принципам субординации и

иметь определенную иерархию, которая приведена на рисунке 2 /9/.

Представитель ИЯ-отдела в качестве консультанта

Руководитель в качестве инструктора

Работник как саморазвивающаяся личность

Управляющий директор в качестве покровителя

Руководитель следующего уровня в качестве наставника

Рис. 2. Распределение ролей для развития работников ЭКОНОМИНФО. 2013. № 20

В первую очередь ответственность за развитие каждого работника возлагается на него самого: это основа саморазвития. Во вторую очередь ответственность несет его непосредственный руководитель, который в идеале выступает как инструктор. Руководитель. Находящийся на следующем по старшинству уровне, действует как наставник, а директор выступает в роли «промоутера», т.е. покровителя. Представитель ИЯ-отдела отвечает за согласованность действий всех участников этого процесса, представление, координацию и принципы оценки развития, выступая одновременно в качестве внутреннего консультанта.

Как утверждают М.Пул и М. Уорнер, обычно под развитием работников понимается его карьерный рост, однако они считают, что кроме продвижения, развитие сотрудников предполагает:

1. функциональную и/или международную ротацию работы;

2. виды деятельности, обогащающие работу;

3. участие в работе команд в рамках многонацо-нальных и/или мультикультурных программ;

4. продвижение на профессиональном и/или руководящем уровне;

5. возвращение на прежнюю должность;

6. профилактические меры аутплейсмента;

7. передача вовне нестратегических функций;

8. превращение «менеджеров платки» в менеджеров кемпинга» /9/.

Эффективное управление и развитие человеческих ресурсов в организации должно быть основано на системном подходе. Известно, что система (от греч. 5у$1ета — целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Система управления - система, в которой протекают процессы управления; подразделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Разделение явилось объективной необходимостью, вызванной усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов, потребностью в согласовании целей и усилий индивидуумов, коллективов организаций (предприятий), отраслей и т. д. в управлении их совместной деятельностью /8/.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений /3/.

В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «система управления персоналом». Так, одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой

цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание на организационной стороне управления. Другие - в определении делают акцент на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления.

Типичным примером первого подхода может служить определение В. П. Галенко. По его мнению, система управления персоналом - это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий /4/.

Другой подход отражен в определении система управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента. Система управления персоналом - область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроля персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками /3/.

Существует большое количество определений системы управления персоналом, приведем содержание некоторых из них. Так, по мнению А.Н. Аверина, понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации /1/.

А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров определяют систему управления персоналом как комплекс управленческих (организационных, экономических, правовых) мероприятий, обеспечивающих соответствие количественных и качественных характеристик персонала и направленности его трудового поведения целям и задачам предприятия (организации) /6/.

А.Я. Кибанов также рассматривает систему управления персоналом с точки зрения реализации основных функций управления персоналом. Система управления персоналом включает подсистему линейного руководства и функциональные подсистемы, к которым относятся планирование маркетинг персонала, найм и учет, управление трудовыми отношениями, обеспечение нормальных условий труда, управление мотиваций и развитием персонала, информационное обеспечение и др. Следовательно, подсистем развития персонала является одной из важнейших функциональных подсистем в системе управления персоналом организации /7/.

Исходя из вышеизложенного, система развития человеческих ресурсов представляет собой совокупность двух основных подсистем - подсистемы обучения, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации, и подсистемы формирования карьеры (или продвижения), при этом основными 3. 2013. № 20 37

участниками процесса развития является сам работ- отдела. Система развития человеческих ресурсов в ки, его линейный руководитель и представитель HR- организации отражена на рисунке 3.

Субъекты процесса развития в организации работник линейный руководитель HR-менеджер

Рис. 3. Система развития человеческих ресурсов в организации

Таким образом, формирование новых условий функционирования ставит перед организациями задачи сохранения и укрепления позиций на рынке, а также развития конкурентных преимуществ. В этом процессе главную роль наряду с техническими, технологическими и производственными инновациями играют человеческие ресурсы, которые позволяют организациям выходить на новый уровень в процессе достижения ключевых целей деятельности. Для этого необходимо формировать систему развития человеческих ресурсов, которая будет способствовать постоянному профессиональному и должностному росту сотрудников и обеспечит переход организации в новый статус - статус самообучающейся и саморазвивающейся организации.

Литература

1. Аверин, А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика [Текст]: учеб. пособие / А. Н. Аверин. - М.: Издательство РАГС, 2009. - 224 с.

2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с.

3. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесь-

ко, П. Ройш. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2010. - 352 с.

4. Галенко, В. П. Управление персоналом и эффективность предприятий [Текст] / В. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 213 с.

5. Кейлер, В. А. Экономика предприятия: курс лекций [Текст] / В. А. Кейлер. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2011.132 с.

6. Кибанов, А. Я. Формирование системы управления персоналом [Текст] / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М.: ГАУ, 2010. - 252с.

7. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом организации [Текст] / А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 304 с.

8. Свободная энциклопедия Википедия - Электрон. дан. - Режим доступа: http ://ru.wikipedia. org/ wiki/

9. Управление человеческими ресурсами [Текст] / под ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2010. - 1200 с.

э 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: персонал, ресурсы, человеческие ресурсы, система, развитие, развитие человеческих ресурсов, обучение, карьера.

38

ЭКОНОМИНФО. 2013. № 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.