Научная статья на тему 'Понятие и экономико-правовая сущность энергофондов. Единый энергетический фонд Российской Федерации'

Понятие и экономико-правовая сущность энергофондов. Единый энергетический фонд Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ / ЕДИНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ФОНДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / FUEL AND ENERGY COMPLEX / FUEL AND ENERGY BALANCES / UNIFIED ENERGY FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / ENERGY FUNDS OF THE BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафир Александр Моисеевич

Концепция формирования единого энергетического фонда как имущественного экономико-правового образования впервые в общем виде была сформулирована в 1990-х гг. применительно к сложившейся в СССР системе управления топливно-энергетическим комплексом страны и разрабатываемым в СССР топливно-энергетическим балансам. В основе формирования Единого энергетического фонда СССР и энергофондов других субъектов лежали составляемые и утверждаемые в установленном порядке топливно-энергетические балансы разных уровней и различной директивной степени обязательности. Определяющую роль в системе топливно-энергетических балансов имеет единый топливно-энергетический баланс. В Российской Федерации имеется тенденция для формирования Единого энергетического фонда и аналогичных ему энергофондов других субъектов как организационно-экономической структуры, функционирующей в форме топливно-энергетических балансов, составляемых и утверждаемых на различных объектном и субъектном уровнях. Энергетические фонды на современном этапе развития законодательства это находящийся в стадии формирования правовой институт, опосредствующий экономические отношения, возникающие в результате составления, принятия и исполнения топливно-энергетических балансов производства, распределения и потребления энергоресурсов на различных субъектных уровнях: общероссийском (Единый топливно-энергетический баланс), региональном, предпринимательском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шафир Александр Моисеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and the Economic and Legal Essence of Energy Funds. The Unified Energy Fund of the Russian Federation

The concept to form a Unified energy fund as proprietary economic and legal unit was first formulated in the 90s of the last century. It was formed in the relation to the system of administration of the fuel and energy complex of the country that was established in the USSR and in relation to the fuel and energy balance that was developed in the USSR. At the very core of the formation of the United energy fund of the Soviet Union and energy funds of other subjects were the fuel and energy balances of different levels and different of degrees of binding powers that were drawn up and approved in accordance with the established procedures. The unified fuel and energy balance plays the key role in the system of fuel and energy balances. In the Russian Federation there is a tendency for the formation of a Single energy fund and similar energy funds of other subjects as organizational and economic structures. These funds are functioning in the form of energy balances, what was drawn up and approved at thr various object and subject levels. Today energy funds are legal institutions at the stage of development that mediate economic relations resulting from preparation, adoption and implementation of fuel and energy balances, of production distribution and consumption of energy resources at different subjective levels: the federal level (United Fuel and Energy Balance), regional levels and business levels.

Текст научной работы на тему «Понятие и экономико-правовая сущность энергофондов. Единый энергетический фонд Российской Федерации»

Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.

Прохоренко В. В. Обязательства, возникающие из участия в образовании имущества юридического лица (партисипативные обязательства) // Проблемы теории гражданского права. Вып. 2. М., 2006.

Российское гражданское право: учебник: в 2 т. Т. I / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2011.

Синицын С. А. Абсолютные и относительные субъективные права. Общее учение и проблемы теории гражданского права. Сравнительно-правовое исследование: монография. М., 2015.

Харитонова Ю. С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М., 2011.

Яковлев А. С. Имущественные права как объекты гражданских правоотношений. М., 2005.

Понятие и экономико-правовая сущность энергофондов. Единый энергетический фонд Российской Федерации

ШАФИР Александр Моисеевич, арбитр Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, кандидат юридических наук

109012, Россия, г. Москва, ул. Ильинка, 6/1

E-mail: shafir07@mail.ru

Концепция формирования единого энергетического фонда как имущественного экономико-правового образования впервые в общем виде была сформулирована в 1990-х гг. применительно к сложившейся в СССР системе управления топливно-энергетическим комплексом страны и разрабатываемым в СССР топливно-энергетическим балансам. В основе формирования Единого энергетического фонда СССР и энергофондов других субъектов лежали составляемые и утверждаемые в установленном порядке топливно-энергетические балансы разных уровней и различной директивной степени обязательности. Определяющую роль в системе топливно-энергетических балансов имеет единый топливно-энергетический баланс. В Российской Федерации имеется тенденция для формирования Единого энергетического фонда и аналогичных ему энергофондов других субъектов как организационно-экономической структуры, функционирующей в форме топливно-энергетических балансов, составляемых и утверждаемых на различных объектном и субъектном уровнях. Энергетические фонды на современном этапе развития законодательства — это находящийся в стадии формирования правовой институт, опосредствующий экономические отношения, возникающие в результате составления, принятия и исполнения топливно-энергетических балансов производства, распределения и потребления энергоресурсов на различных субъектных уровнях: общероссийском (Единый топливно-энергетический баланс), региональном, предпринимательском.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, топливно-энергетические балансы, Единый энергетический фонд Российской Федерации, энергетические фонды субъектов предпринимательства.

The Concept and the Economic and Legal Essence of Energy Funds. The Unified Energy Fund of the Russian Federation

A. M. SHAFIR, candidate of legal sciences

The International Commercial Arbitration Court at the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation

6/1, Ilyinka st., Moscow, Russia, 109012

E-mail: shafir07@mail.ru

The concept to form a Unified energy fund as proprietary economic and legal unit was first formulated in the 90s of the last century. It was formed in the relation to the system of administration of the fuel and energy complex of the country that was established in the USSR and in relation to the fuel and energy

balance that was developed in the USSR. At the very core of the formation of the United energy fund of the Soviet Union and energy funds of other subjects were the fuel and energy balances of different levels and different of degrees of binding powers that were drawn up and approved in accordance with the established procedures. The unified fuel and energy balance plays the key role in the system of fuel and energy balances. In the Russian Federation there is a tendency for the formation of a Single energy fund and similar energy funds of other subjects as organizational and economic structures. These funds are functioning in the form of energy balances, what was drawn up and approved at thr various object and subject levels. Today energy funds are legal institutions at the stage of development that mediate economic relations resulting from preparation, adoption and implementation of fuel and energy balances, of production distribution and consumption of energy resources at different subjective levels: the federal level (United Fuel and Energy Balance), regional levels and business levels.

Keywords: fuel and energy complex, fuel and energy balances, Unified Energy Fund of the Russian Federation, energy funds of the business entities.

DOI: 10.12737/24850

Концепция формирования единого энергетического фонда (ЕЭФ) как имущественного экономико-правового образования впервые в общем виде была сформулирована нами в 1990-х гг. применительно к сложившейся в СССР системе управления топливно-энергетическим комплексом (далее — ТЭК) страны и разрабатываемым в СССР топливно-энергетическим балансам (далее — ТЭБ)1. На тот момент существовали не только объективные технико-технологические и экономические факторы, которые, безусловно, имеются и сейчас, но и субъективные факторы в виде нормативной базы по разработке и утверждению ТЭБ как директивных, обязательных для исполнения документов, достаточные для выводов о формировании и функционировании ЕЭФ СССР, а также энергофондов иных субъектов хозяйствования как ТЭК, так и других отраслей.

Несмотря на то что в настоящее время отмеченные выше субъективные факторы во многом отсутствуют, ибо действующее законодательство рассматривает ТЭБ в основном как документы рекомендательного, информационно-статистического характера, объективные факторы, на основе которых были сделаны вышеизложенные выводы, существовали и продолжают существовать,

1 См.: Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990. С. 132—136.

поскольку в их основе лежат базисные технико-технологические и обусловленные ими экономические характеристики процессов производства и потребления энергоресурсов.

Системообразующим фактором деления общественного материального производства на крупные виды деятельности все в большей степени становятся уже не только и не столько специфичность используемых средств производства и однородность технологических процессов, сколько специфичность конечного продукта деятельности данного интегрированного в масштабах страны производственного образования, направленного на удовлетворение конечных материальных потребностей произ-водства2. Подобная тенденция прослеживается и в ТЭК, где в ее основе лежит единство конечной цели отраслей ТЭК, заключающейся в обеспечении потребителей энергоресурсами, обладающими общей потребительной стоимостью — свойством энергоносителя и взаимозаменяемости. Рынок энергии складывается в процессе функционирования ТЭК страны как системы связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в основе единство выполняемых ими функций по поиску, разведке, добыче (производ-

2 См.: Единый народнохозяйственный комплекс и его совершенствование в развитом социалистическом обществе. Л., 1984. С. 11—12.

ству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию, распределению и потреблению энергоносителей и энергетических ресурсов, в целях обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами. ТЭК — приоритетная отрасль народного хозяйства, важнейший элемент экономики, экономический интегратор страны3.

Будучи продукцией электроэнергетики, атомной и топливной промышленности, включающей нефтяную, газовую, сланцевую и торфяную промышленность, энергоресурсы есть не что иное как материальный носитель энергии, переводимой в составляемых в процессе планирования деятельности субъектов ТЭК топливно-энергетических балансах в условное топливо как единицу измерения количества энергии в конкретном энергоресурсе4. Именно энергоресурсы, представляющие собой носители различного вида энергии, определяют специфику общественных отношений, предметом которых является энергия5.

Принципиальное отличие продукции ТЭК от продукции других отраслей народного хозяйства заключает-

3 См.: Лахно П. Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014. С. 160—161.

4 Условное топливо — принятая при технико-экономических расчетах и регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива. В отечественной, как и международной практике, принято, что теплотворная способность 1 кг условного топлива равна 7000 ккал/кг. Тонна условного топлива — пересчет натурального топлива в условное производится по калорийному эквиваленту путем умножения количества натурального топлива на величину отношения низшей теплотворной способности топлива данного вида к теплотворной способности 1 кг условного топлива, т. е. 7000 ккал/кг, по специальной формуле. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

5 См.: Городов О. А. Введение в энергети-

ческое право: учеб. пособие. М., 2012. С. 7, 11.

ся в том, что в последних экономические отношения с потребителями складываются по поводу передачи продукции, а в ТЭК — по поводу ее работы, которую содержащаяся в продукции (ресурсе) энергия производит в момент ее потребления. Будучи потребленной, энергия прекращает свое существование, вернее преобразуется, превращаясь в работу машин, свет, тепло и др. явления. Энергия — это запас работы, мощность — это скорость произведения работы6.

Производственный цикл предприятий ТЭК по производству ресурсов распространяется на сферу потребления субъектов хозяйствования, приобретающих эту продукцию. Степень такого распространения является большей (в отношениях по снабжению через присоединенную сеть, где между производством и потреблением имеется непосредственная взаимосвязь и взаимозависимость в форме физических цепей7) или меньшей (в отношениях по поставке энергоресурсов, где отмеченной прямой взаимосвязи как таковой нет).

Отмеченная объективная специфика ТЭК находит внешнее выражение в составляемых в отрасли ТЭБ, которые можно характеризовать в качестве экономико-правовой формы организации и регламентации технико-технологического процесса перехода энергоресурса как материальной формы в энергию как работу. Топливно-энергетические балансы, в свою очередь, являются основой формирования энергофондов тех или иных субъектов хозяйствования, причем тот факт, что энергетические балансы составляются на предприятиях не только ТЭК, но и других отраслей народного хозяйства — потребителей энергоресурсов, только подтверждает отмечен-

6 См.: Лахно П. Г. Указ. соч. С. 97, 140.

7 Подробнее об этом см.: Шафир А. М. Понятие и система договоров на снабжение через присоединенную сеть // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 47—54.

ную выше связь производства и потребления энергоресурсов.

Топливно-энергетические балансы, составляемые в процессе функционирования субъектов ТЭК, дают возможность решить главную задачу отрасли — обеспечить в процессе их составления и реализации полное количественное соответствие (равенство) за планируемый период между расходом и приходом энергии и топлива всех видов в энергетическом хозяйстве8.

Для этого при составлении ТЭБ используется понятие «условное топливо» как физическая мера приведения различных видов энергоресурсов в единый эквивалент содержащейся в них энергии. Условное топливо есть, по сути, единица определения количества физического перехода, трансформации энергоресурса в энергию при потреблении энергоресурса его получателем.

Важной особенностью ТЭБ является их направленность на регламентацию деятельности не только субъектов ТЭК, но и субъектов предпринимательства всех других отраслей народного хозяйства в сфере потребления ими энергоресурсов.

Учет при планировании производства энергоресурсов процесса (объема, способов) их потребления пользователями имеет место при составлении ТЭБ всех уровней и обусловлен непосредственным воздействием процесса потребления энергоресурсов на процесс их производства и передачи, а также иными факторами, среди которых выделяется ис-черпаемость энергоресурсов и связанная с этим необходимость их рационального использования. В итоге ТЭБ разрабатывается как документ, регламентирующий не только объемы производства энергоресурсов, но также порядок и условия их потребления, включая централизованный (государственный) и коммерческий

8 См.: Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания. М., 2002. С. 128.

(предпринимательский) контроль за этой сферой деятельности потребителя ресурсов.

В литературе отмечалось, что производственный процесс энергетики в масштабах одной отрасли в отличие от отраслей промышленности, где процесс производства и реализации продукции может быть отдален по времени, охватывает обе сферы экономической деятельности общества — сферу производства и сферу обращения. Обеспечение процесса производства и реализации энергии входит в обязанности одной отрасли и включает всю технологическую цепочку: производство — передача — распределение — реализация продукции. Хотя передача, распределение и потребление энергии входят в сферу обращения, но по технологическим функциональным особенностям эти процессы энергетики являются производственными и продолжают процесс производства энергии в сфере обращения, без них не может быть создана энергетическая продукция. Производственный процесс передачи и распределения энергии является следующим звеном между производством и потреблением продукции. Конечная производственная цель всех предприятий энергетической отрасли — единое обеспечение потребителей энергетическими ресурсами. Продукцией энергетики является количество реализованной электрической и тепловой энергии9. В отличие от других отраслей в электроэнергетике рассчитывается себестоимость единицы не произведенной, а отпущенной продукции (электроэнергии или тепла), для электростанций — с шин станции, для снабжающих организаций — полезно отпущенной потреби-телям10. Соответственно, и конечной

9 См.: Экономика предприятий электрических сетей. Хабаровск, 2000. С. 5—6.

10 См.: Особенности калькулирования и

составления сметы затрат в отрасли электроэнергетики // Справочник экономиста.

2005. № 4.

задачей ТЭБ является обеспечение потребления энергоресурсов их получателями в необходимых объеме и качестве.

Таким образом, основной целью составления топливно-энергетических балансов является прямое энергетическое планирование деятельности предприятий отраслей ТЭК, включая сегмент энергопотребления предприятиями других отраслей, что, как отмечалось в литературе, с провозглашением на постсоветском пространстве курса на переход к рыночным отношениям во многом утратило свои позиции. Это усугубило экстенсивную направленность использования природно-ресурсной базы и бесконтрольное повышение энергоемкости экономики11.

Если обратиться к имеющемуся опыту подготовки ТЭБ, то разрабатываемый в Советском Союзе единый баланс топливно-энергетических ресурсов позволял планировать удовлетворение потребностей населения и экономики в энергоресурсах, решать вопросы загрузки производственных мощностей ТЭК. С упразднением централизованной системы распределения ресурсов и переходом к рыночным отношениям роль баланса как системного документа свелась к минимуму12. В экономической литературе отмечалось: несмотря на то, что в условиях рыночной экономики ТЭБ потерял свою директивность, необходимо восстановить уровень внимания государства к его расчету, так как его актуальность в наше время даже возросла. Важнейшей проблемой, которую необходимо решить, является отсутствие законодательного оформления расчета и утверждения ТЭБ на федеральном уровне, ибо по-

11 См.: Лахно П. Г. Указ. соч. С. 177—179.

12 См. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении оптимизации топливно-энергетического баланса Российской Федерации» (утв. решением Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи 11 апреля 2007 г. Протокол № 111).

ка баланс является только статистическим документом13.

Определяющую роль в системе ТЭБ играет единый (сводный) топливно-энергетический баланс (ЕТЭБ). В литературе общепризнано, что основой методического подхода к анализу потенциала экономии энергии и разработке комплексных долгосрочных программ повышения энергоэффективности является использование ЕТЭБ. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях необходимо формирование ЕТЭБ с детальным представлением потребления энергии на производство отдельных видов продуктов, работ, услуг, процессов и энергетических услуг с разбивкой по отдельным видам энергоносителей14.

В СССР составлялся, утверждался и имел силу директивного документа Единый топливно-энергетический баланс страны. По своему содержанию это документ в форме таблицы, интегрирующий все однопродукто-вые энергетические балансы в один и отражающий их в единых энергетических единицах — условном топливе, нефтяном эквиваленте, джоулях и т. п. ЕТЭБ показывает формирование предложений всех видов энергоресурсов, преобразование одних энергоресурсов в другие и конечное потребление энергии, при его составлении учитывается взаимосвязь и взаимозависимость потребления энергии от технологии ее производства и графиков энергоснабжения15. В литературе отмечалось, что в со-

13 См.: Попова Е. Топливно-энергетический баланс России: взгляд на формирование. URL: http://journal.esco.co.ua/2010_2/ art069.htm.

14 См.: Башмаков И. А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика: авто-реф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013. С. 17—19.

15 Там же.

ветский период накоплен фундаментальный опыт стратегического планирования в энергетике — в то время разрабатывались комплексные энергетические планы и программы, не имеющие, по мнению специалистов, сейчас аналогов по эффективности своей реализации. С провозглашением курса на переход к рыночным отношениям энергетическое планирование на постсоветском пространстве во многом утратило свои позиции. Отказ от прямого энергетического планирования привел в определенной степени к утрате целей регулирования энергетической отрасли, в том числе сегмента энергопотребления, что усугубило экстенсивную направленность использования природно-ресурсной базы и бесконтрольное повышение энергоемкости экономики16.

Фактически разработка и утверждение ЕТЭБ СССР означали формирование в масштабах страны специфического имущественного фонда производства и потребления энергоресурсов, управляемого на централизованном, государственном уровне публично-правовыми, а на хозяйственном, предпринимательском уровне — частноправовыми механизмами. ЕЭФ СССР не являлся конкретным материальным образованием, ибо таковым он не признавался ни в законодательстве, ни на практике, он был лишь организационной формой экономического обособления всех видов используемой в народном хозяйстве энергии с той или иной детализацией видов энергоресурсов, объектов, субъектов и целей использования. Аналогичные формы имелись и в хозяйственных организациях: на предприятиях составлялись ТЭБ, которые по аналогии с выше сделанными в отношении ЕТЭБ выводами можно квалифицировать как правовую форму выделения специального имущественного фонда — энергофонда предприятия17.

16 См.: Лахно П. Г. Указ. соч. С. 394—400.

17 См.: Шафир А. М. Энергоснабжение

предприятий (правовые вопросы). С. 132—136.

Органами административно-правового управления субъектами ЕЭФ СССР на практике являлись центральные диспетчерские управления (ЦДУ) Единой энергетической системы СССР и Единой системы газоснабжения СССР, в состав которых входили также органы государственного контроля за использованием энер-горесурсов18. Органом управления энергофонда предприятия являлся сам субъект хозяйствования, вместе с тем ряд полномочий по управлению энергоресурсами предприятия имели и органы государственного контроля и управления.

Таким образом, в СССР на определенном организационном и экономико-правовом уровне, пусть и недостаточном для полноценного признания его обособленным и имущественным, формировался Единый фонд энергоресурсов страны. В основе формирования ЕЭФ СССР и энергофондов других субъектов лежали составляемые и утверждаемые в установленном действовавшим в тот период законодательством порядке ТЭБ разных уровней и различной директивной степени обязательности.

Если же говорить об уровне дирек-тивности ТЭБ отдельного субъекта

18 В экономической литературе того периода обращалось внимание на актуальность включения в систему госорганов, управляющих ТЭК, органа межотраслевого управления режимами энерго- и топливоснабжения, что связывалось с наличием и усилением связей между режимами электроснабжения, использования гидроэнергетических ресурсов, централизованного тепло- и топливоснабжения. Основными задачами такого органа авторы видели создание необходимых энергетических резервов всех видов, включая резервы электрической и тепловой энергии, газо- и водохранилища, а также контроль за согласованным действием ЦДУ ЕЭС СССР, ЦДУ ЕСГ СССР, расходованием запасов жидкого и твердого топлива, т. е. фактически всех энергоресурсов страны. См.: Мелентьев Л. А. Очерки истории отечественной энергетики: развитие научно-технической мысли. М., 1987. С. 174.

предпринимательства, то он, по сути, на порядок выше степени обязательности ТЭБ страны в целом, отраслей и регионов, ибо первый — это локальный нормативный акт, обязательный для исполнения субъектом предпринимательства, а последние носят в основном информационный и рекомендательный характер. ТЭБ субъекта предпринимательства в систему общеобязательных нормативных актов по определению не входит. Однако энергофонд субъекта предпринимательства формируется именно на основании указанного локального нормативного акта и отражается в бухгалтерской отчетности субъекта. В данной ситуации имущественный характер энергофонда субъекта предпринимательства имеет более явственный организационно и документально оформленный экономико-правовой характер, чем энергофонды более высокого уровня.

ТЭБ субъекта предпринимательства формируется из конкретных видов энергоресурсов и их объемов, которые субъект планирует получить и потребить путем использования или распоряжения ими. Энергетический баланс представляет собой комплексную характеристику расходов энергии и их покрытия при определенных параметрах энергоносителей и энергоснабжающих установок. Исходной информацией при составлении и анализе энергетических балансов субъектов предпринимательства являются показатели использования энергии, технические и энергетические характеристики энергоиспользующего оборудования; технико-экономические характеристики энергоносителей19.

ТЭБ субъекта, получающего энергоресурсы от субъектов отраслей ТЭК, — это, по сути, проявление объективной связи производства и потребления энергоресурсов, в определенной степени «обратная сторона» этой связи, связь с производ-

19 См.: Большая энциклопедия нефти и газа. URL: http://www.ngpedia.ru/id142440p1.html.

ством энергоресурсов со стороны их потребления. При составлении ТЭБ субъекта предпринимательства учитывается взаимосвязь энергетики этого субъекта с технологией производства и графиками энергоснабжения региона, в котором это предприятие функционирует20.

Есть основания утверждать, что в Российской Федерации имеется тенденция для формирования Единого энергетического фонда РФ и аналогичных ему энергофондов других субъектов как организационно-экономической структуры, функционирующей в форме топливно-энергетических балансов, составляемых и утверждаемых на различных объектном и субъектном уровнях.

Для характеристики понятия ЕЭФ РФ и других энергофондов на нынешнем этапе их законодательного регулирования можно использовать характеристику, данную П. Г. Лахно в отношении топливно-энергетического комплекса страны как объекта правового регулирования энергетического законодательства. Он характеризовал ТЭК, и это, по нашему мнению, можно в значительной степени отнести к современной ситуации с характеристикой понятия ЕЭФ РФ и энергофондов иных уровней, как собирательное обобщающее понятие, не отличающееся необходимой степенью организационной формализации и поэтому на сегодняшний день являющееся более организационно-экономическим, управленческим, нежели правовым понятием. Тем не менее о ТЭК и, как мы считаем, ЕЭФ РФ и иных энергофондах можно говорить как об определенной организационной структуре, закрепляемой, но юридически четко не определяемой в законодательстве, структуре, существенно влияющей на организацию и осуществление предпринимательской деятельности в данной сфере21. В СССР,

20 См.: Большая энциклопедия нефти и газа. URL: http://www.ngpedia.ru/id142440p1.html.

21 См.: Лахно П. Г. Указ. соч. С. 161.

как отмечалось, имелись большие основания признавать энергофонды также правовыми понятиями в силу директивности составления и обязательности исполнения ТЭБ, в форме которых, как правило, существуют энергофонды. В России в силу отсутствия такой обязательности в отношении исполнения ТЭБ их вряд ли на данном этапе можно считать не только экономической, но и правовой формой существования энергофондов.

Из изложенного можно сделать вывод, что энергетические фонды на современном этапе развития законодательства — это находящийся в стадии формирования правовой институт, опосредствующий экономические отношения, возникающие в результате составления, принятия и исполнения ТЭБ производства, распределения и потребления энергоресурсов на различных субъектных уровнях (общероссийском, региональном, предпринимательском). Иными словами, ТЭБ являются экономико-правовой формой существования энергетических фондов.

ЕТЭБ РФ как основополагающий нормативно-технический документ не препятствует, а предполагает разработку и существование системы топливно-энергетических балансов иных субъектов — от ТЭБ регионов до ТЭБ субъектов предпринимательства. При этом последние, по сути, это составная часть единого ТЭБ страны, а энергофонд субъекта хозяйствования — составная часть единого энергофонда страны. Именно через топливно-энергетические балансы и формирующиеся на их основе энергофонды осуществляется и проявляется взаимосвязь и взаимозависимость производства энергоресурсов отраслями ТЭК и их потребления субъектами предпринимательства других отраслей.

Если составление и функционирование ТЭБ субъектов предпринимательства регламентируется локальными нормативными актами этого субъекта, то для субъек-

тов более высокого уровня (отраслей, регионов, РФ) порядок составления и функционирования ТЭБ должен оформляться нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими их компетенции органами государственного управления. Это имеет место и сейчас, однако главным недостатком действующего ныне порядка является отсутствие прямого указания об обязательности исполнения подготовленных и принятых тем или иным органом государственного управления топливно-энергетических балансов22.

22 Среди нормативных актов, регулирующих вопросы составления ТЭБ в отдельных отраслях, в первую очередь следует отметить ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой в полномочия Правительства РФ в сфере экономики входит прогноз ТЭБ и разработка системы мер, направленных на обеспечение потребностей экономики в электрической и тепловой энергии. Пункт 4.2.14.5 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400, предусматривает, что указанное Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в частности порядок составления ТЭБ субъектов РФ, муниципальных образований. Баланс газа по Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» разрабатывается и утверждается Минэнерго России по согласованию с Минэкономразвития России и имеет для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относится составление ТЭБ субъекта РФ, а в соответствии со ст. 23 указанного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов и органы исполнительной власти субъектов РФ составляют ТЭБ соответственно поселений, городских округов.

Библиографический список

Башмаков И. А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013.

Большая энциклопедия нефти и газа. URL: http://www.ngpedia.ru/id142440p1.html.

Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания. М., 2002.

Городов О. А. Введение в энергетическое право: учеб. пособие. М., 2012.

Единый народнохозяйственный комплекс и его совершенствование в развитом социалистическом обществе. Л., 1984.

Лахно П. Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М., 2014.

Мелентьев Л. А. Очерки истории отечественной энергетики: развитие научно-технической мысли. М., 1987.

Особенности калькулирования и составления сметы затрат в отрасли электроэнергетики // Справочник экономиста. 2005. № 4.

Попова Е. Топливно-энергетический баланс России: взгляд на формирование. URL: http:// journal.esco.co.ua/2010_2/art069.htm.

Шафир А. М. Понятие и система договоров на снабжение через присоединенную сеть // Журнал российского права. 2016. № 1.

Шафир А. М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). М., 1990.

Экономика предприятий электрических сетей. Хабаровск, 2000.

Модели управления деятельностью некоммерческого юридического лица

СОЛОВЬЕВА Светлана Вадимовна, ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: foreign3@izak.ru

Рассматриваются различные модели управления некоммерческими юридическими лицами. Действующее российское законодательство предоставляет широкий выбор моделей управления некоммерческим юридическим лицом. Модель управления определяет структуру органов управления юридического лица и их взаимоотношения. На модель управления юридическим лицом влияют следующие факторы: цель создания юридического лица; его виды деятельности; его организационно-правовая форма; баланс интересов учредителей. Цели создания и предполагаемые виды деятельности определяют выбор организационно-правовой формы будущего юридического лица. Действующее российское законодательство строго не привязывает отдельные виды деятельности юридических лиц к их конкретным организационно-правовым формам. Каждую организационно-правовую форму юридического лица законодатель обеспечил собственным набором моделей управления. Несмотря на то что законодательство предусматривает несколько моделей управления некоммерческими юридическими лицами, все они строятся на общих базовых принципах управления деятельностью юридических лиц. Проанализировав внутреннее построение всех предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм юридических лиц, можно выделить две системы управления юридическими лицами. В системе управления через структуру органов юридического лица сосредоточены модели, используемые для управления всеми видами некоммерческих юридических лиц, которые и исследуются в настоящей статье.

Ключевые слова: юридические лица, некоммерческие организации, модель управления, некоммерческие корпорации, унитарные некоммерческие организации, органы юридического лица, двухзвенная система управления, исполнительный орган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.