ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИО-ПРИРОДО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
ПРОДАНОВА Н.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, 115054, г. Москва, Стремянный пер., 36
В статье представлен авторский подход к определению понятия и экономической сущности региональных социо-природо-хозяйственных систем, предложена концептуальная модель системного подхода при их исследовании как объекта управления, характеризующегося сложными внутренними связями и противоречиями.
Ключевые слова: социо-природо-хозяйственные системы; регион; управление; рациональное природопользование.
This is a personal approach to the definition of economic entities and regional socio-environmental management systems, proposed a conceptual model of a systematic approach to their study as an administration characterized by complex domestic connections and contradictions.
Keywords: socio-environmental management system; region; management; management of natural resources.
Коды классификатора JEL: Q56, Q57.
Среди проблем третьего тысячелетия, в которое только что вступило человечество, немаловажное значение имеют эколого-экономические и социальные проблемы, поскольку они затрагивают практически все аспекты производственно-хозяйственной и общественной деятельности человека. Экономический аспект природопользования как процесса взаимодействия общественного производства и окружающей природной среды является одной из важнейших современных научных и народнохозяйственных проблем. Именно этот аспект остается пока еще менее других исследованным.
В настоящее время человечество оказалось перед проблемой выработки экономического механизма природопользования, который обеспечил бы выполнение условия: (а + в) ■ N < P, где а и в — расход природных ресурсов на 1 человека для его личных и производственных нужд; N- численность населения; Р — воспроизводимый объем природных ресурсов. Однако, сдерживая рост значений а, в и N, экономический механизм природопользования должен ориентировать деятельность человека на максимизацию уровня жизни: (а, в, у) ^ max.
Сложности на пути выработки экономического механизма природопользования огромны и связаны с его новизной, необходимостью изменения сложившихся представлений о человеческих ценностях, выработки специального налогового механизма, сопоставления результатов и затрат разных поколений населения, оценки использования невосполнимых природных ресурсов [3, c. 7].
Степень рационального овладения силами природы является одним из важнейших показателей уровня развития общества, а также его производительных сил, которые, собственно говоря, выражают отношения людей к окружающей среде. Как для нетронутой, так и для преобразованной человеком (обществом) части природы, характерным является то, что составляющие их элементы, а также взаимосвязи между ними, регулируются, управляются законами природы, а связи между обществом и природой — социальными, по характеру — интегральными законами природопользования.
Понимание диалектики развития производительных сил и производственных отношений вытекает из выявления соотношения общественного производства и природной среды как его естественной основы. Современная экономическая наука выделяет территориальный (региональный) аспект непосредственного влияния природных ресурсов и условий на разделение труда. При этом, в качестве объективной основы обособления какой-либо территории (региона) выступает тот или иной комплекс природных ресурсов и условий. Концентрация определенного вида ресурса служит материальной основой для создания территориально-производственных комплексов.
© Н.А. Проданова, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Будучи непосредственной формой функционирования производительных сил, отношения разделения и кооперации труда одновременно выступают в качестве той общественной формы, в рамках которой реально осуществляется взаимодействие человека с природой. Поэтому истинное разрешение антиномий природно-социального, естественно-культурного, субстанционально-исторического и т.п. состоит в том, чтобы был найден такой материальный процесс, протекающий в соответствии с требованиями законов природы, а также законов социума, который выступает в то же время основой становления и прогрессивного развития мира, человечества [1]. Однако, преобразовательная деятельность людей совершается не только в рамках отношений разделения и кооперации труда: социальные границы и направленность этой деятельности определяются историческими формами собственности, то есть отношениями собственности на природные ресурсы, блага и условия.
Процесс природопользования на конкретной территории можно представить как функционирование гипотетической социо-природо-хозяйственной системы (СПХС). Задачей рационального природопользования и является организация общественной жизни в соответствии с особенностями СПХС, законами ее функционирования на конкретной территории, состоянием биосферы. В этом случае СПХС выступает частью целостной саморегулирующейся системы — биосферы. Сохранение части как залог сохранения целого — решение данной задачи является по существу конкретизацией одного из важнейших требований диалектики: часть и целое должны соответствовать друг другу, ибо только в этом случае может быть обеспечена системная целостность самой биосферы.
Системное знание дает представление о том, что всякое объединение (в рамках СПХС) не случайно, если оно не вызвано агрессивными внешними обстоятельствами. Движущим механизмом служит «выгода» большей надежности системы при объединении, действует правило конструктивной эмерджентности: надежная система может быть сложена из не совсем надежных элементов или подсистем, утративших в некотором отношении способность к индивидуальному бытию.
Отсюда вытекает другое правило — принцип кооперативности: саморазвитие взаимосвязанной совокупности, ее формирование в систему приводят к включению ее как подсистемы в образующуюся над-систему, формируя общее целое. Здесь возникает эффект «кооперативности», являющийся системообразующим эффектом. Таким образом, знание определенных принципов образования, функционирования и развития сложных, интегральных систем необходимо использовать в практической деятельности с тем, чтобы эволюционный процесс проб и ошибок заменить на регулируемый человеком экономный процесс равновесного природопользования [2].
Органы государственной власти и самоуправления, руководствуясь в своей деятельности научными представлениями, должны вовремя разрешать противоречия, возникающие в сфере природопользования, изменять его формы, конструировать механизмы управления адекватно требованиям объективных закономерностей, чтобы не тормозить общественное развитие, а стимулировать социально-экономический прогресс. Разрешение противоречий возможно при целенаправленной управленческой деятельности государства, рыночного механизма в системе тех интересов, которыми представлен тот или иной исторический отрезок общественного развития в конкретном регионе страны.
Выявляя роль СПХС в системе экономических отношений, способ бытия людей на определенной территории, следует представлять ее как региональное природопользование или как функционирующую региональную СПХС (РСПХС). Результативность воспроизводственного процесса включает характеристику системы социо-эколого-экономических отношений, формирующих организационно-экономический механизм достижения целей на локальном уровне (регион, государство). Поэтому региональное природопользование — суть бытия РСПХС — служит способом региональной организации жизни.
Поскольку общественные отношения — это отношения по поводу производства и присвоения результатов труда, поэтому никакая необходимость, никакой закон не могут быть вне действия самих людей, вне их интересов и способов их увязки (в данном случае людей, живущих в пределах региона). Таким образом, людьми движут определенные интересы, основу которых образуют интересы экономические, а на данном этапе общественного развития к ним присоединяются паритетно (а может быть и приоритетно) экологические интересы.
В последнее время общественно осознанным знанием стало положение о том, что будущему обществу потребуется значительно больше средств на ликвидацию ущербов, нанесенных природной среде предками, чем величина нынешних затрат на превентивные меры. Но природе может быть нанесен и непоправимый ущерб, когда восстановить природный ресурс уже нельзя. Это говорит о том, что общество подрывает природную основу своей жизни уже для настоящих поколений людей и в исторической перспективе. Поскольку в жизни всегда есть место выбору, то необходимость (осознанная) задает лишь линию поведения, определенные рамки, в которых она может осуществляться. Группы, классы, индивиды, желающие удовлетворить свои разнонаправленные интересы (одним важно удовлетворение экономических интересов, выражающихся в желании иметь лучшие условия жизни и деятельности за счет уменьшения благ для других; иным важна стабильность в обеспечении необходимых экономических потребностей; третьим (их число все время растет) — уверенность, что дети и внуки будут здоровыми, что на здоровье
ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИО-ПРИРОДО... 207
детей не будет пагубно влиять неблагополучная экологическая ситуация) должны иметь механизмы их согласования.
Системный подход к анализу и конструированию системного основополагающего эффекта воспроизводственной основы регионального хозяйства состоит в том, что он предполагает разработку методов исследования сложноорганизованных объектов: многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся. Свойства объекта как целостной системы определяются не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта воспроизводственной основы РСПХС. Анализируется содержание и способ существования объекта и его различных модификаций, т.е. форм.
В связи с тем, что РСПХС являются сложными саморазвивающимися системами, акцент делается на многообразии связей и отношений, имеющих место внутри их и вне. Для определения его свойств необходимо выявление свойств его структуры через анализ особых системообразующих интегративных связей его элементов. Для понимания поведения таких систем, как РСПХС, и прежде всего целенаправленного движения, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высших уровней управления, влияния на первые и последние остальных элементов в составе ее иерархического образования.
Анализируя понятие, экономическую сущность и субъектно-объектную структуру РСПХС, следует отметить, что в силу достаточного большого числа компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и т.п.), составляющих региональную систему, таких как социально-экономические, управленческие, социо-природохозяйственные, воспроизводственные, демографические, природно-ресурсные, трудовые, требуется, найдя ее воспроизводственную основу, построить алгоритмы взаимосвязей (отношений) подсистем для проведения системного анализа. Разрешению противоречий (наряду с внутренними источниками) содействует внешняя среда, в которую система «включена» многообразными коммутативными связями. Разрешение противоречий за счет внутренних и внешних источников — способ бытия СПХС, источник ее развития в пространстве и во времени.
При анализе РСПХС на локальном и региональном уровнях (т.е. в рамках производственного предприятия различных форм хозяйствования, и, в целом регионального хозяйства) концептуальная модель системного подхода последовательно реализуется на 7 этапах (рис. 1).
Однако весьма часто эти этапы разорваны, что объясняется отсутствием четко поставленной цели и обоснованной программы социально-экономического развития субъекта планирования, управления, организации.
Связи внутри системы весьма многообразны. В зависимости от принципов формирования, изучение их (связи, отношения) может иметь методологический, организационный или функциональноинформационный характер. При многоцелевом подходе к управлению системой на любом уровне ее организации задача принятия решений системой управления текущим и стратегическим развитием связана с определением критерия оптимальности, при этом цель каждой подсистемы не должна противоречить общим целям развития системы.
В целях обеспечения оптимального функционирования РСПХС и реализации принципа системности необходимо:
• определить цели и задачи функционирования данной системы;
• выявить функциональные связи, исследуя систему, раскрывая ее содержательную основу, внутрисистемные противоречия, тенденции развития и изменения под воздействием внешних сил (факторов);
• сформировать критерии оптимального функционирования системы;
• определить ограничения функционирования самой системы (формы и способы реализации) на основе объективных законов общественного производства и природопользования в целом.
Как всякая система региональная экономика, характеризующаяся сложностью, многосвязностью подсистем, создает известные трудности в анализе и прогнозировании их поведения при тех или иных видах воздействий. Между элементами экономической системы должны быть реализованы определенные отношения (связи), поскольку она представляет собой нечто большее, нежели сумма составляющих частей. Использование в процессе исследований объекта управления — региональных СПХС — актуализирует подход анализа, основанный на представлении задач управления системой, что позволит реализовать не только объяснительную, но и более ценную прогностическую функцию.
Существуют достаточно веские основания для проведения аналогий между экологическими системами и социо-природо-хозяйственными системами вплоть до перенесения известных тенденций и закономерностей из одной предметной области в другую. Так, согласно принципу системной самоорганизации движущейся материи помимо тенденции к самопроизвольной деградации (энтропии) присуща также тенденция к самопроизвольной организации в более сложные системы. Условия этого: система должна быть материальной, открытой (т.е. обладать возможностью обмениваться с другими системами ресурсом в виде вещества-энергии) и неравновесной. Экономические системы, в принципе, удовлетворяют всем этим условиям и являются самоорганизующимися.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
определение необходимости формирования системы оперативного учета, разработка критериев и системы показателей, позволяющих дать исчерпывающую управленческую информацию
анализ и осмысление управленческого учета, создание информационной базы и перевод оперативного учета в управленческий
разработка способов согласования и принятия решений, мобилизация деятельности первых двух этапов
обратная связь исследуемой системы, сравнивающая «выход» с заданным критерием функционирования. Критерии в этом случае разрабатывается на принципах самодостаточности исследуемой системы: продуцирована ли воспроизводственная основа системы, адекватны ли механизмы ее функционирования цели саморегуляции, самодвижения по пути прогресса
разработка критерия эффективности системы с позиции интересов субъектов и окружающей среды: реализация интересов государства, региона, общностей люден, живущих на территории, других субъектов хозяйствования в обеспечении экономической, социальной, экологической безопасности, экономическое разделение труда и решение социальных проблем, в т.ч. социальная защита
разработка способов рационального природопользования (природопотребления, присвоения результатов природопользования, охрана и воспроизводство природной среды)
приведение системы критериев в интегральную систему оценки
Рис. 1. Концептуальная модель системного подхода при исследовании региональных социо-природохозяйственных систем1
Таким образом, в качестве объективной основы обособления какого-либо региона выступает тот или иной комплекс природных ресурсов и условий, что дает возможность выделения такого понятия, как региональные социо-природо-хозяйственные системы. Их сущностное содержание представляет собой систему экономических отношений в процессе взаимодействия производства, природно-сырьевого комплекса, населения (трудовые ресурсы, трудовой потенциал), информационной подсистемы, региональных органов государственной власти и самоуправления, а также производственной и рыночной инфраструктуры. В силу весьма значительного количества компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и т.п.), составляющих региональную систему, таких как социально-экономические, управленческие, воспроизводственные, социо-природохозяйственные, демографические, природно-ресурсные, трудовые, требуется, найдя ее воспроизводственную основу, построить алгоритмы взаимосвязей (отношений) подсистем для проведения системного анализа. Построение системных моделей с целью проигрывания на них сценариев согласования различных интересов, «снятия» противоречий функционирования их и трансформаций в направлении становления рыночных отношений, должны дополняться корректировкой полученных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Т.А. Проблема отношения человека и природы в философско-исторической концепции К. Маркса (философские проблемы глобальной экологии). М., 1983.
2. Лебедева Н.Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
3. Некрасова Т.П., Глухов В.В. Экономические основы экологии. 3-е изд. СПб: Питер, 2003.
1 Составлено автором.