управление социо-природо-хозяйственными системами
региональное государственно-частное
партнерство как инструмент повышения эффективности управления
социо-природо-хозяйственными системами
_Аннотация
В статье делается вывод о том, что управление социо-природо-хозяйственными системами (СПХС) должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйс-твенной политики.
Ключевые слова: управление, социо-при-родо-хозяйственные системы, комплексные экологические разрешения, государственно-частное партнерство
Стратегическое планирование региональной социо-природо-хозяйственной политики, выявление и реализация социально-экономического потенциала региональной социо-природо-хозяйственной системы (РСХПС) определяются системой воздействия на нее и эффективностью ее функционирования (формы, методы и средства) посредством ориентирования при формировании региональных программ развития на успех достижения поставленной цели. Развитие РСПХС предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области формирования и реализации ее социально-экономического потенциала.
Несостоятельность методов управления региональной экономикой в советский период объясняется директивным планированием, использующимся во всех отраслях экономики, отсутствием
Проданова Наталья Алексеевна
канд. экон. наук,
доцент,
Российский
экономический
университет
им. ГВ. Плеханова,
г. Москва
prodanova2005@
rambler.ru
макроэкот
Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования и реализации региональной социо-природо-хозяйственной политики [1]
российское пр<
едпринимательство, № 1 (199)/январь 2012
реального механизма ценообразования и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом.
В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в рамках РСПХС, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального эффективного функционирования системы (см.рис. 1 на с. 20).
Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления, также не дали существенных результатов. Более того, многие отрасли национальной экономики оказалась в глубочайшем кризи-
Рис. 2. Интенсивная и экстенсивная модели развития РСПХС [1]
макроэкономика
____если в условиях
_командной
_экономики план
был единственным
_инструментом
управления народным _хозяйством,
то в период перехода _крыночным
отношениям
ически отказались, что
_также явилось
_стратегически
неверным шагом
се. Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста РСПХС (см.рис. 2 на с. 21).
Региональное
государственно-частное
партнерство
У населения всех регионов России существует потребность в качественных товарах и услугах, высоких стабильных доходах, высоком уровне жизни. Эта потребность различается лишь своей остротой. При этом следует подчеркнуть, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию РСПХС. Но, к сожале-как в органах государственной власти и ного самоуправления, так и в реальном сек-егиональных экономик в настоящее время недостаточно профессионалов, способных в субъектах федерации реализовать имеющиеся наработки в практическую плоскость. В этой связи нами предлагается использование модели интенсивного (инновационного) развития РСПХС с одновременным созданием в регионах специализированных структур - региональных государственно-частных партнерств (РГЧП) (по образу и подобию управляющих компаний). Результаты отечественных исследований и зарубежного опыта развития РСПХС, подтверждают, что государственно-частные партнерства - весьма перспективные формы решения социо-при-родо-хозяйственных проблем в регионах и могут быть адаптированы к современным российским условиям.
Необходимость создания РГЧП обусловлена трансформацией отечественной СПХС как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи, требуется формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования РСПХС.
>, № 1 (199)/январь 2012
Организационно-правовой формой РГЧП может быть некоммерческое партнерство. По мнению автора, учредителями ГРЧП должны выступить администрация субъекта федерации и инвесторы, специализирующиеся в области регулирования и управления РСПХС. РГЧП взаимодействует и с другими субъектами РСПХС.
Функции участников региональной социо-природо-хозяйственной системы
За всеми участниками РСПХС, с нашей точки зрения, должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:
1. Администрация субъекта федерации совместно с Комитетом экономики, Комитетом по охране окружающей среды и Комитетом по управлению государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности РГЧП, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта (региональной целевой программы развития РСПХС).
2. Инвесторы (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, в том числе коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании) участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет производства качественных товаров и услуг, в том числе социального характера.
3. Проектные институты ведут разработку про-ектно-сметной документации на строительство новых объектов производственного, социально-культурного назначения, на освоение новых земельных угодий и месторождений природных ресурсов, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают РГЧП новые инвестиционные проекты, способствующие повышению уровня жизни населения.
4. Образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге РСПХС, ведут разработку возможных перспективных вариантов ее организации и развития, обеспечи-
...актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста региональной социо-природо-хозяйственной системы
_...отличительной
_особенностью
_предлагаемой
_схемы является
_приоритетное
место потребителя
_в процессе
_производства,
_удовлетворение
_и распределение
СП
стС-
вая РГЧП научными разработками и высококвалифицированными специалистами. 5. Предприятия-производители товаров и услуг являются непосредственными исполнителями бесперебойного функционировании РСПХС. Для эффективного функционирования РСПХС автор предлагает рассматривать систему управления ей как совокупность управляющей и управляемой подсистем. Управляющая подсистема вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, во главе которой находится ее центральное звено - РГЧП. Управляемая система, то есть РСПХС, воспринимает принятые управленческие решения и реализует их на практике.
Схема управления
ом схему управления РСПХС можно предста-виде совокупности РСПХС как управляемых м и соответствующих РГЧП, как управляю-звеньев.
При формировании векторов развития РСПХС учитывается стратегия функционирования СПХС, разработанная федеральным центром, оэтому в центре совокупности РСПХС находит-я Федеральное агентство по социо-природо-хозяйственной сфере, которое нами предлагается создать с целью регулирования РСПХС. Следует отметить, что отличительной особенностью предлагаемой схемы является приоритетное место потребителя в процессе производства, удовлетворения и распределения товаров и услуг: потребитель, его интересы и требования поставлены превыше всего. В современных рыночных условиях эффективное функционирование РСПХС должно соответствовать следующему принципу: получение прибыли предприятиями-производителями только через удовлетворение потребностей населения и предприятий смежных комплексов, которые поставлены на первое место. Мы считаем, что управление СПХС должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики. Программно-целевое управление ее реали-
■ й
эссиис,
кое предпринимательство, № 1 (199)/январь 2012
зацией позволит сформировать экономические стимулы развития СПХС для ее субъектов и на основе широкомасштабного внедрения организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий обеспечить устойчивое развитие социо-природо-хозяйственной сферы.
Литература
1. Проданова Н.А. Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природо-хозяйст-венных системах: монография / Н.А. Проданова. -Ростов н/Д: Содействие - XXI век, 2011. - 224 с.
Natalia A. Prodanova
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Regional Public-Private Partnerships as a Tool to Improve the Efficiency of Management of Socio-Economic and Nature Systems
Abstract
The writer draws a conclusion that the management of socio-economic and nature systems should be based on a synthesis of state regulation and market self-regulation to achieve both short and long term goals of social, nature and economic policy.
Keywords: management, socio-economic and nature systems, integrated environmental permits, public-private partnership
макроэкономика