Научная статья на тему 'Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами'

Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / СОЦИО-ПРИРОДО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРЕШЕНИЯ / INTEGRATED ENVIRONMENTAL PERMITS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SOCIO-ECONOMIC AND NATURE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проданова Наталья Алексеевна

В статье делается вывод о том, что управление социо-природо-хозяйственными системами (СПХС) должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Public-Private Partnerships as a Tool to Improve the Efficiency of Management of Socio-Economic and Nature Systems

The writer draws a conclusion that the management of socio-economic and nature systems should be based on a synthesis of state regulation and market self-regulation to achieve both short and long term goals of social, nature and economic policy.

Текст научной работы на тему «Региональное государственно-частное партнерство как инструмент повышения эффективности управления социо-природо-хозяйственными системами»

управление социо-природо-хозяйственными системами

региональное государственно-частное

партнерство как инструмент повышения эффективности управления

социо-природо-хозяйственными системами

_Аннотация

В статье делается вывод о том, что управление социо-природо-хозяйственными системами (СПХС) должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйс-твенной политики.

Ключевые слова: управление, социо-при-родо-хозяйственные системы, комплексные экологические разрешения, государственно-частное партнерство

Стратегическое планирование региональной социо-природо-хозяйственной политики, выявление и реализация социально-экономического потенциала региональной социо-природо-хозяйственной системы (РСХПС) определяются системой воздействия на нее и эффективностью ее функционирования (формы, методы и средства) посредством ориентирования при формировании региональных программ развития на успех достижения поставленной цели. Развитие РСПХС предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в области формирования и реализации ее социально-экономического потенциала.

Несостоятельность методов управления региональной экономикой в советский период объясняется директивным планированием, использующимся во всех отраслях экономики, отсутствием

Проданова Наталья Алексеевна

канд. экон. наук,

доцент,

Российский

экономический

университет

им. ГВ. Плеханова,

г. Москва

prodanova2005@

rambler.ru

макроэкот

Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования и реализации региональной социо-природо-хозяйственной политики [1]

российское пр<

едпринимательство, № 1 (199)/январь 2012

реального механизма ценообразования и конкуренции, принципом двойного подчинения. И если в условиях командной экономики план был единственным инструментом управления народным хозяйством, то в период перехода к рыночным отношениям от него практически отказались, что также явилось стратегически неверным шагом.

В этой связи нами предлагается использовать долгосрочное стратегическое планирование в рамках РСПХС, основанное на реальных расчетных показателях, являющихся ориентирами потенциального эффективного функционирования системы (см.рис. 1 на с. 20).

Следует признать, что используемые и в условиях перехода к рыночным отношениям методы управления, также не дали существенных результатов. Более того, многие отрасли национальной экономики оказалась в глубочайшем кризи-

Рис. 2. Интенсивная и экстенсивная модели развития РСПХС [1]

макроэкономика

____если в условиях

_командной

_экономики план

был единственным

_инструментом

управления народным _хозяйством,

то в период перехода _крыночным

отношениям

ически отказались, что

_также явилось

_стратегически

неверным шагом

се. Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста РСПХС (см.рис. 2 на с. 21).

Региональное

государственно-частное

партнерство

У населения всех регионов России существует потребность в качественных товарах и услугах, высоких стабильных доходах, высоком уровне жизни. Эта потребность различается лишь своей остротой. При этом следует подчеркнуть, что в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности, возможности и научные разработки по развитию РСПХС. Но, к сожале-как в органах государственной власти и ного самоуправления, так и в реальном сек-егиональных экономик в настоящее время недостаточно профессионалов, способных в субъектах федерации реализовать имеющиеся наработки в практическую плоскость. В этой связи нами предлагается использование модели интенсивного (инновационного) развития РСПХС с одновременным созданием в регионах специализированных структур - региональных государственно-частных партнерств (РГЧП) (по образу и подобию управляющих компаний). Результаты отечественных исследований и зарубежного опыта развития РСПХС, подтверждают, что государственно-частные партнерства - весьма перспективные формы решения социо-при-родо-хозяйственных проблем в регионах и могут быть адаптированы к современным российским условиям.

Необходимость создания РГЧП обусловлена трансформацией отечественной СПХС как социально-экономической системы: появились новые субъекты, изменились экономические взаимоотношения между ними. В этой связи, требуется формирование новой, инновационной среды, позволяющей перераспределить и упорядочить взаимные экономико-правовые полномочия в целях повышения эффективности функционирования РСПХС.

>, № 1 (199)/январь 2012

Организационно-правовой формой РГЧП может быть некоммерческое партнерство. По мнению автора, учредителями ГРЧП должны выступить администрация субъекта федерации и инвесторы, специализирующиеся в области регулирования и управления РСПХС. РГЧП взаимодействует и с другими субъектами РСПХС.

Функции участников региональной социо-природо-хозяйственной системы

За всеми участниками РСПХС, с нашей точки зрения, должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции:

1. Администрация субъекта федерации совместно с Комитетом экономики, Комитетом по охране окружающей среды и Комитетом по управлению государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности РГЧП, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта (региональной целевой программы развития РСПХС).

2. Инвесторы (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, в том числе коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании) участвуют в конкурсе на право заключения договора концессии на предмет производства качественных товаров и услуг, в том числе социального характера.

3. Проектные институты ведут разработку про-ектно-сметной документации на строительство новых объектов производственного, социально-культурного назначения, на освоение новых земельных угодий и месторождений природных ресурсов, участвуют в составлении технико-экономических обоснований, предлагают РГЧП новые инвестиционные проекты, способствующие повышению уровня жизни населения.

4. Образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, основываясь на всестороннем экономическом анализе и социологических исследованиях, а также мониторинге РСПХС, ведут разработку возможных перспективных вариантов ее организации и развития, обеспечи-

...актуален поиск такой модели управления, которая позволила бы не только вывести из кризиса, но и обеспечила интенсивный и устойчивый тип роста региональной социо-природо-хозяйственной системы

_...отличительной

_особенностью

_предлагаемой

_схемы является

_приоритетное

место потребителя

_в процессе

_производства,

_удовлетворение

_и распределение

СП

стС-

вая РГЧП научными разработками и высококвалифицированными специалистами. 5. Предприятия-производители товаров и услуг являются непосредственными исполнителями бесперебойного функционировании РСПХС. Для эффективного функционирования РСПХС автор предлагает рассматривать систему управления ей как совокупность управляющей и управляемой подсистем. Управляющая подсистема вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, во главе которой находится ее центральное звено - РГЧП. Управляемая система, то есть РСПХС, воспринимает принятые управленческие решения и реализует их на практике.

Схема управления

ом схему управления РСПХС можно предста-виде совокупности РСПХС как управляемых м и соответствующих РГЧП, как управляю-звеньев.

При формировании векторов развития РСПХС учитывается стратегия функционирования СПХС, разработанная федеральным центром, оэтому в центре совокупности РСПХС находит-я Федеральное агентство по социо-природо-хозяйственной сфере, которое нами предлагается создать с целью регулирования РСПХС. Следует отметить, что отличительной особенностью предлагаемой схемы является приоритетное место потребителя в процессе производства, удовлетворения и распределения товаров и услуг: потребитель, его интересы и требования поставлены превыше всего. В современных рыночных условиях эффективное функционирование РСПХС должно соответствовать следующему принципу: получение прибыли предприятиями-производителями только через удовлетворение потребностей населения и предприятий смежных комплексов, которые поставлены на первое место. Мы считаем, что управление СПХС должно быть основано на синтезе государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей социо-природо-хозяйственной политики. Программно-целевое управление ее реали-

■ й

эссиис,

кое предпринимательство, № 1 (199)/январь 2012

зацией позволит сформировать экономические стимулы развития СПХС для ее субъектов и на основе широкомасштабного внедрения организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий обеспечить устойчивое развитие социо-природо-хозяйственной сферы.

Литература

1. Проданова Н.А. Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природо-хозяйст-венных системах: монография / Н.А. Проданова. -Ростов н/Д: Содействие - XXI век, 2011. - 224 с.

Natalia A. Prodanova

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Regional Public-Private Partnerships as a Tool to Improve the Efficiency of Management of Socio-Economic and Nature Systems

Abstract

The writer draws a conclusion that the management of socio-economic and nature systems should be based on a synthesis of state regulation and market self-regulation to achieve both short and long term goals of social, nature and economic policy.

Keywords: management, socio-economic and nature systems, integrated environmental permits, public-private partnership

макроэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.