Н.А. Проданова
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИОПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
На основе анализа содержания понятия, экономической сущности и субъектно-объектной структуры региональной социопри-родохозяйственной системы определены основные виды взаимосвязей и противоречий, возникающих между ее основными подсистемами, и выделены основные группы элементов - объектов управления, опосредующих данные взаимосвязи и противоречия.
Ключевые слова: региональные социоприродохозяйственные системы; устойчивое развитие; взаимосвязи и противоречия; объекты управления.
Комплекс природных ресурсов и условий выступает в качестве объективной основы обособления какой-либо территории (региона). Концентрация определенного вида ресурса служит материальной основой для создания территориально-производственных комплексов [1. С. 9].
Региональное хозяйство (регион), по мнению И.М. Шабуниной, О.А. Ломовцевой и М.Ю. Трубина [2], представляет собой целостное образование, самостоятельную органическую открытую систему, само-развивающуюся и самоуправляемую, которая является подсистемой системы высшего ранга (национальной или федеративной), содержит совокупность элементов, компонентов (социальных, экономических, производственных, природно-ресурсных, экологических), находящихся в определенных соотношениях и связях (принцип соответствия) между собой, функционирующих на определенной территории.
Регион с позиции оценки его как части целого (национального хозяйства) интересен тем, что это взаимодействие приводит к появлению совокупности новых интегративных свойств, не присущих явлениям (группам отношений) в их разобщенности. И наоборот, взаимодействие регионов помогает выработать и реализовать свои собственные интересы и тем самым получить новые качественно-количественные характеристики своего собственного развития (на региональном уровне).
Выявляя роль социоприродохозяйственных систем (СПХС) в системе экономических отношений региона как способа бытия людей на определенной территории, следует представлять ее как региональное природопользование или как функционирующую региональную СПХС (РСПХС). Такой подход позволяет выявить закономерности сложения, функционирования и развития ее подсистем и элементов, а также и самой системы в целом в режиме устойчивого динамического развития.
Кроме того, данный методологический ключ позволяет включить ее коммутативными связями в мета- и мегасистемы, а также найти регуляторы (ограничения, нормы поведения) функционирования и развития регионального хозяйства как способа жизнедеятельности людей, проживающих в регионе, и других групп людей, которые пользуются благами данной территории.
Органы государственной власти и самоуправления, руководствуясь в своей деятельности научными представлениями, должны вовремя разрешать противоречия, возникающие в сфере природопользования, изменять его формы, конструировать механизмы управления адекватно требованиям объективных закономерно-
стей, чтобы не тормозить общественное развитие, а стимулировать социально-экономический прогресс. Разрешение противоречий возможно при целенаправленной управленческой деятельности государства, рыночного механизма в системе тех интересов, которыми представлен тот или иной исторический отрезок общественного развития в конкретном регионе страны.
Следует подчеркнуть, что диалектическое единство всех элементов РСПХС, явно выраженная воспроизводственная ее основа - люди, природа и формы их связей - дают основу для серьезного экономического анализа и прогнозирования. Результативность воспроизводственного процесса включает характеристику системы социо-эколого-экономических отношений, формирующих организационно-экономический механизм достижения целей на локальном уровне (регион, государство). Поэтому региональное природопользование - суть бытия РСПХС - служит способом региональной организации жизни.
Поскольку общественные отношения - это отношения по поводу производства и присвоения результатов труда, поэтому никакая необходимость, никакой закон не могут быть вне действия самих людей, вне их интересов и способов их увязки (в данном случае людей, живущих в пределах региона). Таким образом, людьми движут определенные интересы.
Считается, что их основу образуют интересы экономические, а на данном этапе общественного развития к ним присоединяются паритетно (а может быть, и приоритетно) социальные и экологические интересы. Однако, на наш взгляд, говорить об экономических интересах следует скорее не как об основных вообще интересах людей, а как о способе (возможности, инструменте) их достижения, имея в виду, что главные (стратегические, глобальные) интересы индивидуума лежат в плоскости удовлетворения их жизненных интересов, реализующих их стратегическую цель в жизни. Тогда экономические интересы действительно могут рассматриваться как первоочередные или своего рода фундамент, позволяющий реализовать остальные.
Среди таких интересов значительную роль играет забота о своем потомстве, которая в настоящее время реализуется обществом в основном на индивидуальном уровне в виде непосредственной заботы о собственных детях и внуках и частично - на общественном, социальном уровне в виде формирования институтов социальной защиты детства и материнства (развитых в разных странах и регионах в неравномерно различной степени, что опять-таки часто является следствием существенных различий в экономическом развитии).
В последнее время общественно осознанным стало положение о том, что будущему обществу потребуется значительно больше средств на ликвидацию ущербов, нанесенных природной среде предками, чем величина нынешних затрат на превентивные меры. Природе может быть нанесен и непоправимый ущерб, когда восстановить природный ресурс уже нельзя. Это говорит о том, что в настоящее время жизнедеятельность общества организована неэффективно, т.е. так, что подрывает природную основу жизни как для настоящих поколений людей, так и в исторической перспективе. Поскольку в жизни всегда есть место выбору, то необходимость (осознанная) задает лишь линию поведения, определенные рамки, в которых она может осуществляться.
Основная проблема, по нашему мнению, здесь состоит не только в том, что в обществе не выработано механизмов согласования разнонаправленных интересов различных групп, классов, индивидов, составляющих общество в целом (одним важно удовлетворение
экономических интересов, выражающихся в желании иметь лучшие условия жизни и деятельности за счет уменьшения благ для других; иным важна стабильность в обеспечении необходимых экономических потребностей; третьим (их число все время растет) - уверенность, что дети и внуки будут здоровыми, что на здоровье детей не будет пагубно влиять неблагополучная экологическая ситуация), хотя и это еще не является решенным вопросом. Важно также то, что данные разрозненные группы, классы и индивиды даже не всегда четко представляют себе свои интересы и не знакомы с возможными последствиями принимаемых ими решений на различных уровнях организации жизнедеятельности.
В связи с этим исследование в области повышения эффективности управления развитием РСПХС и выработки соответствующего механизма должно проводиться в следующей концептуальной последовательности (рис. 1).
Выработка механизма и инструментов воздействия на объекты управления РСПХС, обеспечивающих дополнение их наборов интересов (что может снять часть противоречий), согласование оставшихся неразрешенных противоречий _______в обществе и перевод их в область взаимосвязей и взаимодействия выделенных подсистем и элементов_
Рис. 1. Алгоритм повышения эффективности механизма управления устойчивым развитием региональных социоприродохозяйственных систем (составлено автором)
В связи с тем что РСПХС как объекты настоящего исследования являются сложными саморазвивающими-ся системами, акцент делается на многообразии связей и отношений, имеющих место внутри и вне РСПХС. Связи внутри системы весьма многообразны. В зависимости от принципов формирования изучение их (связи, отношения) может иметь методологический, организационный или функционально-информационный характер. Для определения их свойств необходимо выявление свойств его структуры через анализ особых системообразующих интегративных связей его элементов. Для понимания поведения таких систем, как РСПХС, и прежде всего их целенаправленного движения, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления - формы передачи информации от одних подсистем другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высших уровней управления, влияния на первые и последние остальных элементов в составе ее иерархического образования.
Анализируя понятие, экономическую сущность и субъектно-объектную структуру РСПХС, следует отметить, что в силу достаточно большого числа составляю-
щих ее компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и т.п.), таких как социально-экономические, управленческие, природохозяйственные, воспроизводственные, демографические, природно-ресурсные, трудовые, требуется, найдя ее воспроизводственную основу, построить алгоритмы взаимосвязей (отношений) подсистем для проведения системного анализа.
В этой связи необходимо отчетливо представлять, что диалектическое единство всех элементов СПХС, явно выраженная воспроизводственная ее основа - люди, природа и формы их связей - дают повод для серьезного экономического анализа и прогнозирования. Однако это не попытка свести явления действительности к уравнению, а логику - к исчислению (математике). Результативность воспроизводственного процесса включает характеристику системы социо-эколого-экономических отношений, формирующих организационно-экономический механизм достижения целей на локальном уровне (регион, государство). Поэтому региональное природопользование является социально-экономической сущностью функционирования РСПХС - служит способом организации жизни в конкретном регионе. Концептуальная схема формирования и функционирования РСПХС представлена на рис. 2.
Рис. 2. Концептуальная схема формирования и функционирования региональной социоприродохозяйственной системы (составлено автором)
Центральное место в представленной концептуальной схеме занимает человеческий капитал, что, по сути, означает признание необходимости оценки потенциальных возможностей человека как главного действующего лица в производстве пользующихся спросом интеллектуальных и материальных продуктов и услуг и как наиболее выгодное направление вложения инвестиций.
При этом реализация человеческого капитала как в материально-производственной, так и в социальной сфере обеспечивается путем формирования и использования рынка труда как регулятора занятости и безработицы. А на его формирование оказывает влияние не только социальная сфера, но и экологическая, от качественного состояния которой зависит здоровье населения, а следовательно, и его умственные и духовные качества.
Анализируя субъектно-объектную структуру отношений и интересов РСПХС, мы считаем необходимым выделить нижеследующие связи (табл. 1).
Что касается возникающих в РСХПС противоречий, то на уровне составляющих РСХПС подсистем - это противоречия, возникающие между экономической, социальной и экологической подсистемами или их основными целями функционирования (рис. 3, табл. 2).
Если проанализировать представленные в табл. 2 противоречия и области их разрешения, то мы приходим к выводу, что все они находятся, по существу, не в плоскостях самих подсистем, а в сфере организации взаимоотношений различных групп людей, объединенных производственными или другими социальноинституциональными отношениями и имеющими противоречащие или не противоречащие друг другу интересы, что зависит, в первую очередь, от специфики и особенностей складывающихся между данными группами отношений. И вся сложность разрешения данных противоречий состоит в выделении таких групп, определении возникающих между ними противоречий и выработке управляющих воздействий, снимающих данные противоречия.
Т а б л и ц а 1
Основные виды взаимосвязей в региональных социоприродохозяйственных системах
Направленность связей Содержание связей
2-1, 2-3 Экономические инвестиции
1-2, 3-2 Инвестиционные доходы
1-3-5-7 Реализация продукции и услуг
3-1 Воспроизводство средств материального производства
2-6-7, 6-5^ Социальные инвестиции
6-7 Страховые и компенсационные выплаты
1—4—5-6—2 Капитализация средств
5-7 Социальная защита и обслуживание населения
7-4-1, 7-4-5-3, 7-4-6-2 Реализация трудового потенциала
6-4 Страхование занятости и убытков от трудовых конфликтов
5-4 Социальная поддержка безработных
8-1-2-3-5 Эколого-экономическая оценка эффективности производства (использования ресурсов)
9-4-7 Влияние экологических факторов на качество жизни
Примечание. Составлено автором.
Рис. 3. Противоречия, возникающие между подсистемами региональной социоприродохозяйственной системы и их основными целями функционирования (составлено автором)
В связи с этим необходимо выделить те основные насколько хорошо осознаются реальные цели и спо-
группы элементов РСХПС, которые могут представ- собы взаимодействия этих элементов в рамках
лять собой объекты управления, независимо от того, РСХПС.
Т а б л и ц а 2
Основные виды противоречий в региональных социоприродохозяйственных системах на уровне взаимодействия подсистем
Группа противоречий Составляющие противоречия Область разрешения противоречий
Противоречия А^В (между экономической и экологической подсистемами) Противоречие между ограниченностью ресурсов в экологической подсистеме и необходимостью их использования для максимизации ВРП в экономической подсистеме. Противоречие между альтернативными вариантами использования ресурсов региона, с одной стороны, как производственных природных ресурсов в экономической подсистеме, с другой стороны, как основы существования и функционирования экологической подсистемы. Противоречие между необходимостью восстановления и воспроизводства части природных ресурсов региона, что возможно только в рамках экономической подсистемы и требует дополнительных затрат Введение в практику эколого-экономической оценки ресурсов и эффективности бизнес-процессов, более адекватно отражающей значимость и ценность природных ресурсов и процессов, происходящих в экологической подсистеме. Формирование региональной экономической политики из соображений приоритетности сохранения баланса в экосистеме как среде обитания населения и, в конечном счете, исчерпаемом источнике производственных природных ресурсов. Формирование понятия о конечности природных ресурсов и необходимости их рассмотрения как любого другого товара с той лишь разницей, что его предложение ограничено его наличием и доступностью в окружающей природной среде, т. е. достаточно четко может быть определено при заданном уровне технологического развития
Противоречия А^С (между экономической и социальной подсистемами) Противоречие в распределении произведенным обществом (регионом) доходов с целью обеспечения определенной социальной стабильности и справедливости посредством централизованного финансирования отраслей социальной сферы и производства общественно необходимых товаров и услуг Создание максимально возможных благоприятных условий для развития производства во всех отраслях экономики региона и реализации человеческого капитала (потенциала), поиск оптимальной системы налогообложения, не снижающей предпринимательскую активность населения, обеспечение прозрачности бюджетного процесса и стабильности качества оказываемых в социальной сфере услуг
Противоречия В^С (между экологической и социальной подсистемами) Противоречие в распределении средств между отраслями социальной сферы и статьями расходов на исследование закономерностей развития экосистем, процессов образования и воспроизводства ресурсов, охрану окружающей среды Выявление зависимости между качеством окружающей среды (природными условиями воспроизводства) и здоровьем (как физическим, так и духовным, эмоциональным, психологическим) населения. Определение и реализация комплекса мероприятий, имеющих одновременную значимость для реализации целей функционирования как социальной, так и экологической подсистемы
Примечание. Составлено автором.
Человек является целью РСПХС, так как экономика функционирует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство РСПХС, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс. Человек как часть РСПХС и ее участник, как экономическое существо выступает в трех лицах. С одной стороны, это человек-производитель, непосредственно участвующий в создании, производстве вещей, товаров,
благ, услуг. С другой стороны, он человек-потребитель, использующий, применяющий все, что выработано, получено производителями. Кроме того, человек призван координировать, согласовывать действия производителей и потребителей, выполняя функции управленца, производителя управленческой информации. В итоге люди выступают в РСПХС в качестве основного объекта управления, будучи одновременно и субъектами
управления. Следует также отметить, что все остальные объекты управления имеют значение постольку, поскольку они осознаются и опосредуются человеком.
Вторая важнейшая часть РСПХС - это «естественная природа», представляющая собой значительный клад, из которого РСПХС черпает ресурсы, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечное тепло и свет. «Естественная природа» проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемая часто окружающей человека средой. Так что если даже человек не черпает из нее ресурсы, «естественная природа» является элементом системы жизнеобеспечения людей и входит в РСПХС значительной своей частью. Поскольку «естественная природа» является частью РСПХС и, соответственно, объектом управления лишь в той мере, в какой она используется людьми в хозяйственных целях, постольку она служит предметом их хозяйственной заботы как окружающая среда.
Третья составная часть РСПХС - это «искусственная природа». Под «искусственной» (или «второй») природой понимается все, что создано человеком, возникло в результате деятельности людей. Это субстанции материально-вещественной, энергетической, информационной сущности, обязанные своим возникновением и существованием людям и их действиям по преобразованию окружающего мира. Подобную природу именуют антропогенной, она в полной мере представляет объект управления.
Еще одной составной частью РСПХС является «инфраструктура» - совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства (производственная инфраструктура) и условия жизнедеятельности людей (социальная инфраструктура). К инфраструктуре относятся непроизводственные здания и сооружения, средства сообщения, системы связи, жилищные комплексы, объекты культуры, образования, здравоохранения. В определенной мере частично они способны выполнять и выполняют функции средств производства.
Социально важной частью РСПХС являются «предметы потребления» (потребительские товары), к которым относят все, что призвано удовлетворять личные потребности людей. Потребительские товары - это продукты питания, одежда, обувь, жилье, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, комплекс потребительских услуг, духовные ценности. В этом виде они являются объектами управления такой важной частью РСПХС, как потребление.
Важной составной частью экономики становится «информация», используемая в производстве и в потреблении. Информация - это знания, интеллектуаль-
ный продукт, представленные чаще всего в форме применяемых в производстве результатов научных исследований, проектов, а также информация, потребляемая людьми, пользующимися прессой, литературой, радио, телевидением, средствами связи. Информация используется не только в качестве средства управления, она представляет собой и объект управления как производством, так и потреблением, ибо информация потребляется людьми, обществом в виде духовного продукта. Информация выступает в роли объекта экономического управления во всех процессах ее производства как продукта хозяйственной деятельности и потребления как экономического ресурса и продукта.
Наряду с упомянутыми материально-вещественными и информационно-интеллектуальными объектами в РСПХС существует еще одна значимая совокупность объектов управления в виде «денежных средств» (финансовых ресурсов). Эта совокупность включает в себя деньги, валюту, различные виды ценных бумаг (акции, облигации, векселя и ряд других). Изобретение денег, ставших единым, универсальным средством сопоставления ценности разнородных продуктов, товаров, существенно расширило круг объектов и процессов экономического управления и повысило его возможности воздействия на функционирование РСПХС.
Двойственная природа РСПХС, проявляющаяся в наличии в ней взаимосвязанных сторон в виде материально-вещественного и денежного начал, является ее фундаментальным признаком и принципом. Денежные средства как таковые, рассматриваемые в их самостоятельном существовании, движении, взаимодействии, обмене, также служат объектом управления в РСПХС.
Таким образом, региональная СПХС представляет собой систему экономических отношений в процессе взаимодействия производства, природно-сырьевого комплекса, населения (трудовые ресурсы, трудовой потенциал), информационной подсистемы, региональных органов государственной власти и самоуправления, а также производственной и рыночной инфраструктуры. Принципиально важно знать и понимать, что перечисленные наиболее важные, значимые объекты управления экономикой не представляют собой изолированные, раздельно управляемые части единого объекта - РСПХС. Объекты управления РСПХС - это не статичные, застывшие образования, а непрерывно изменяющиеся, обновляющиеся, растущие и умирающие, появляющиеся на арене экономической деятельности и уходящие с нее. Во время своего существования эти объекты вступают во взаимосвязи, взаимодействуют с другими объектами как в пределах одной группы объектов, так и между группами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ломовцева О.А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.
2. Теория и практика региональной экономики / И.М. Шабунина, О. А. Ломовцева, М.Ю. Трубин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2010 г.