Научная статья на тему 'К вопросу о формировании механизма управления устойчивым развитием региональных социо-природо-хозяйственных систем'

К вопросу о формировании механизма управления устойчивым развитием региональных социо-природо-хозяйственных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИОПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ / ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL SOCIAL / ENVIRONMENTAL / ECONOMIC MANAGEMENT SYSTEMS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MANAGEMENT OBJECTS RELATIONS AND CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проданова Наталья Алексеевна

На основе анализа содержания понятия, экономической сущности и субъектно-объектной структуры региональной социоприродохозяйственной системы определены основные виды взаимосвязей и противоречий, возникающих между ее основными подсистемами, и выделены основные группы элементов объектов управления, опосредующих данные взаимосвязи и противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An abstract set of natural resources and environment is an objective basis to single them out in any territory or region. A region with its position as a part of a country is interesting because it possesses new properties that are not specific to integration phenomena (groups relationships). Regions help to develop interaction and implement their own interests and thereby obtain new qualitative-quantitative characteristics of their own development (at the regional level). As the regional social, environmental and economic systems are sophisticated, this article focuses on their diversity. Due to the large number of components, such as socio-economic, regulatory, reproductive, demography, natural resource, labour, the system analysis requires its basis, algorithms of reproduction of subsystems relations. In this article, the specific item that is both the object and the subject of the regional social, environmental and economic management systems is people. The human being is shown as a part of the system and its participant, as an economic substance of the acts in three persons: a producerconsumermanager.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании механизма управления устойчивым развитием региональных социо-природо-хозяйственных систем»

Н.А. Проданова

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИОПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

На основе анализа содержания понятия, экономической сущности и субъектно-объектной структуры региональной социопри-родохозяйственной системы определены основные виды взаимосвязей и противоречий, возникающих между ее основными подсистемами, и выделены основные группы элементов - объектов управления, опосредующих данные взаимосвязи и противоречия.

Ключевые слова: региональные социоприродохозяйственные системы; устойчивое развитие; взаимосвязи и противоречия; объекты управления.

Комплекс природных ресурсов и условий выступает в качестве объективной основы обособления какой-либо территории (региона). Концентрация определенного вида ресурса служит материальной основой для создания территориально-производственных комплексов [1. С. 9].

Региональное хозяйство (регион), по мнению И.М. Шабуниной, О.А. Ломовцевой и М.Ю. Трубина [2], представляет собой целостное образование, самостоятельную органическую открытую систему, само-развивающуюся и самоуправляемую, которая является подсистемой системы высшего ранга (национальной или федеративной), содержит совокупность элементов, компонентов (социальных, экономических, производственных, природно-ресурсных, экологических), находящихся в определенных соотношениях и связях (принцип соответствия) между собой, функционирующих на определенной территории.

Регион с позиции оценки его как части целого (национального хозяйства) интересен тем, что это взаимодействие приводит к появлению совокупности новых интегративных свойств, не присущих явлениям (группам отношений) в их разобщенности. И наоборот, взаимодействие регионов помогает выработать и реализовать свои собственные интересы и тем самым получить новые качественно-количественные характеристики своего собственного развития (на региональном уровне).

Выявляя роль социоприродохозяйственных систем (СПХС) в системе экономических отношений региона как способа бытия людей на определенной территории, следует представлять ее как региональное природопользование или как функционирующую региональную СПХС (РСПХС). Такой подход позволяет выявить закономерности сложения, функционирования и развития ее подсистем и элементов, а также и самой системы в целом в режиме устойчивого динамического развития.

Кроме того, данный методологический ключ позволяет включить ее коммутативными связями в мета- и мегасистемы, а также найти регуляторы (ограничения, нормы поведения) функционирования и развития регионального хозяйства как способа жизнедеятельности людей, проживающих в регионе, и других групп людей, которые пользуются благами данной территории.

Органы государственной власти и самоуправления, руководствуясь в своей деятельности научными представлениями, должны вовремя разрешать противоречия, возникающие в сфере природопользования, изменять его формы, конструировать механизмы управления адекватно требованиям объективных закономерно-

стей, чтобы не тормозить общественное развитие, а стимулировать социально-экономический прогресс. Разрешение противоречий возможно при целенаправленной управленческой деятельности государства, рыночного механизма в системе тех интересов, которыми представлен тот или иной исторический отрезок общественного развития в конкретном регионе страны.

Следует подчеркнуть, что диалектическое единство всех элементов РСПХС, явно выраженная воспроизводственная ее основа - люди, природа и формы их связей - дают основу для серьезного экономического анализа и прогнозирования. Результативность воспроизводственного процесса включает характеристику системы социо-эколого-экономических отношений, формирующих организационно-экономический механизм достижения целей на локальном уровне (регион, государство). Поэтому региональное природопользование - суть бытия РСПХС - служит способом региональной организации жизни.

Поскольку общественные отношения - это отношения по поводу производства и присвоения результатов труда, поэтому никакая необходимость, никакой закон не могут быть вне действия самих людей, вне их интересов и способов их увязки (в данном случае людей, живущих в пределах региона). Таким образом, людьми движут определенные интересы.

Считается, что их основу образуют интересы экономические, а на данном этапе общественного развития к ним присоединяются паритетно (а может быть, и приоритетно) социальные и экологические интересы. Однако, на наш взгляд, говорить об экономических интересах следует скорее не как об основных вообще интересах людей, а как о способе (возможности, инструменте) их достижения, имея в виду, что главные (стратегические, глобальные) интересы индивидуума лежат в плоскости удовлетворения их жизненных интересов, реализующих их стратегическую цель в жизни. Тогда экономические интересы действительно могут рассматриваться как первоочередные или своего рода фундамент, позволяющий реализовать остальные.

Среди таких интересов значительную роль играет забота о своем потомстве, которая в настоящее время реализуется обществом в основном на индивидуальном уровне в виде непосредственной заботы о собственных детях и внуках и частично - на общественном, социальном уровне в виде формирования институтов социальной защиты детства и материнства (развитых в разных странах и регионах в неравномерно различной степени, что опять-таки часто является следствием существенных различий в экономическом развитии).

В последнее время общественно осознанным стало положение о том, что будущему обществу потребуется значительно больше средств на ликвидацию ущербов, нанесенных природной среде предками, чем величина нынешних затрат на превентивные меры. Природе может быть нанесен и непоправимый ущерб, когда восстановить природный ресурс уже нельзя. Это говорит о том, что в настоящее время жизнедеятельность общества организована неэффективно, т.е. так, что подрывает природную основу жизни как для настоящих поколений людей, так и в исторической перспективе. Поскольку в жизни всегда есть место выбору, то необходимость (осознанная) задает лишь линию поведения, определенные рамки, в которых она может осуществляться.

Основная проблема, по нашему мнению, здесь состоит не только в том, что в обществе не выработано механизмов согласования разнонаправленных интересов различных групп, классов, индивидов, составляющих общество в целом (одним важно удовлетворение

экономических интересов, выражающихся в желании иметь лучшие условия жизни и деятельности за счет уменьшения благ для других; иным важна стабильность в обеспечении необходимых экономических потребностей; третьим (их число все время растет) - уверенность, что дети и внуки будут здоровыми, что на здоровье детей не будет пагубно влиять неблагополучная экологическая ситуация), хотя и это еще не является решенным вопросом. Важно также то, что данные разрозненные группы, классы и индивиды даже не всегда четко представляют себе свои интересы и не знакомы с возможными последствиями принимаемых ими решений на различных уровнях организации жизнедеятельности.

В связи с этим исследование в области повышения эффективности управления развитием РСПХС и выработки соответствующего механизма должно проводиться в следующей концептуальной последовательности (рис. 1).

Выработка механизма и инструментов воздействия на объекты управления РСПХС, обеспечивающих дополнение их наборов интересов (что может снять часть противоречий), согласование оставшихся неразрешенных противоречий _______в обществе и перевод их в область взаимосвязей и взаимодействия выделенных подсистем и элементов_

Рис. 1. Алгоритм повышения эффективности механизма управления устойчивым развитием региональных социоприродохозяйственных систем (составлено автором)

В связи с тем что РСПХС как объекты настоящего исследования являются сложными саморазвивающими-ся системами, акцент делается на многообразии связей и отношений, имеющих место внутри и вне РСПХС. Связи внутри системы весьма многообразны. В зависимости от принципов формирования изучение их (связи, отношения) может иметь методологический, организационный или функционально-информационный характер. Для определения их свойств необходимо выявление свойств его структуры через анализ особых системообразующих интегративных связей его элементов. Для понимания поведения таких систем, как РСПХС, и прежде всего их целенаправленного движения, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления - формы передачи информации от одних подсистем другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высших уровней управления, влияния на первые и последние остальных элементов в составе ее иерархического образования.

Анализируя понятие, экономическую сущность и субъектно-объектную структуру РСПХС, следует отметить, что в силу достаточно большого числа составляю-

щих ее компонентов (элементов, подсистем, блоков, связей и т.п.), таких как социально-экономические, управленческие, природохозяйственные, воспроизводственные, демографические, природно-ресурсные, трудовые, требуется, найдя ее воспроизводственную основу, построить алгоритмы взаимосвязей (отношений) подсистем для проведения системного анализа.

В этой связи необходимо отчетливо представлять, что диалектическое единство всех элементов СПХС, явно выраженная воспроизводственная ее основа - люди, природа и формы их связей - дают повод для серьезного экономического анализа и прогнозирования. Однако это не попытка свести явления действительности к уравнению, а логику - к исчислению (математике). Результативность воспроизводственного процесса включает характеристику системы социо-эколого-экономических отношений, формирующих организационно-экономический механизм достижения целей на локальном уровне (регион, государство). Поэтому региональное природопользование является социально-экономической сущностью функционирования РСПХС - служит способом организации жизни в конкретном регионе. Концептуальная схема формирования и функционирования РСПХС представлена на рис. 2.

Рис. 2. Концептуальная схема формирования и функционирования региональной социоприродохозяйственной системы (составлено автором)

Центральное место в представленной концептуальной схеме занимает человеческий капитал, что, по сути, означает признание необходимости оценки потенциальных возможностей человека как главного действующего лица в производстве пользующихся спросом интеллектуальных и материальных продуктов и услуг и как наиболее выгодное направление вложения инвестиций.

При этом реализация человеческого капитала как в материально-производственной, так и в социальной сфере обеспечивается путем формирования и использования рынка труда как регулятора занятости и безработицы. А на его формирование оказывает влияние не только социальная сфера, но и экологическая, от качественного состояния которой зависит здоровье населения, а следовательно, и его умственные и духовные качества.

Анализируя субъектно-объектную структуру отношений и интересов РСПХС, мы считаем необходимым выделить нижеследующие связи (табл. 1).

Что касается возникающих в РСХПС противоречий, то на уровне составляющих РСХПС подсистем - это противоречия, возникающие между экономической, социальной и экологической подсистемами или их основными целями функционирования (рис. 3, табл. 2).

Если проанализировать представленные в табл. 2 противоречия и области их разрешения, то мы приходим к выводу, что все они находятся, по существу, не в плоскостях самих подсистем, а в сфере организации взаимоотношений различных групп людей, объединенных производственными или другими социальноинституциональными отношениями и имеющими противоречащие или не противоречащие друг другу интересы, что зависит, в первую очередь, от специфики и особенностей складывающихся между данными группами отношений. И вся сложность разрешения данных противоречий состоит в выделении таких групп, определении возникающих между ними противоречий и выработке управляющих воздействий, снимающих данные противоречия.

Т а б л и ц а 1

Основные виды взаимосвязей в региональных социоприродохозяйственных системах

Направленность связей Содержание связей

2-1, 2-3 Экономические инвестиции

1-2, 3-2 Инвестиционные доходы

1-3-5-7 Реализация продукции и услуг

3-1 Воспроизводство средств материального производства

2-6-7, 6-5^ Социальные инвестиции

6-7 Страховые и компенсационные выплаты

1—4—5-6—2 Капитализация средств

5-7 Социальная защита и обслуживание населения

7-4-1, 7-4-5-3, 7-4-6-2 Реализация трудового потенциала

6-4 Страхование занятости и убытков от трудовых конфликтов

5-4 Социальная поддержка безработных

8-1-2-3-5 Эколого-экономическая оценка эффективности производства (использования ресурсов)

9-4-7 Влияние экологических факторов на качество жизни

Примечание. Составлено автором.

Рис. 3. Противоречия, возникающие между подсистемами региональной социоприродохозяйственной системы и их основными целями функционирования (составлено автором)

В связи с этим необходимо выделить те основные насколько хорошо осознаются реальные цели и спо-

группы элементов РСХПС, которые могут представ- собы взаимодействия этих элементов в рамках

лять собой объекты управления, независимо от того, РСХПС.

Т а б л и ц а 2

Основные виды противоречий в региональных социоприродохозяйственных системах на уровне взаимодействия подсистем

Группа противоречий Составляющие противоречия Область разрешения противоречий

Противоречия А^В (между экономической и экологической подсистемами) Противоречие между ограниченностью ресурсов в экологической подсистеме и необходимостью их использования для максимизации ВРП в экономической подсистеме. Противоречие между альтернативными вариантами использования ресурсов региона, с одной стороны, как производственных природных ресурсов в экономической подсистеме, с другой стороны, как основы существования и функционирования экологической подсистемы. Противоречие между необходимостью восстановления и воспроизводства части природных ресурсов региона, что возможно только в рамках экономической подсистемы и требует дополнительных затрат Введение в практику эколого-экономической оценки ресурсов и эффективности бизнес-процессов, более адекватно отражающей значимость и ценность природных ресурсов и процессов, происходящих в экологической подсистеме. Формирование региональной экономической политики из соображений приоритетности сохранения баланса в экосистеме как среде обитания населения и, в конечном счете, исчерпаемом источнике производственных природных ресурсов. Формирование понятия о конечности природных ресурсов и необходимости их рассмотрения как любого другого товара с той лишь разницей, что его предложение ограничено его наличием и доступностью в окружающей природной среде, т. е. достаточно четко может быть определено при заданном уровне технологического развития

Противоречия А^С (между экономической и социальной подсистемами) Противоречие в распределении произведенным обществом (регионом) доходов с целью обеспечения определенной социальной стабильности и справедливости посредством централизованного финансирования отраслей социальной сферы и производства общественно необходимых товаров и услуг Создание максимально возможных благоприятных условий для развития производства во всех отраслях экономики региона и реализации человеческого капитала (потенциала), поиск оптимальной системы налогообложения, не снижающей предпринимательскую активность населения, обеспечение прозрачности бюджетного процесса и стабильности качества оказываемых в социальной сфере услуг

Противоречия В^С (между экологической и социальной подсистемами) Противоречие в распределении средств между отраслями социальной сферы и статьями расходов на исследование закономерностей развития экосистем, процессов образования и воспроизводства ресурсов, охрану окружающей среды Выявление зависимости между качеством окружающей среды (природными условиями воспроизводства) и здоровьем (как физическим, так и духовным, эмоциональным, психологическим) населения. Определение и реализация комплекса мероприятий, имеющих одновременную значимость для реализации целей функционирования как социальной, так и экологической подсистемы

Примечание. Составлено автором.

Человек является целью РСПХС, так как экономика функционирует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство РСПХС, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс. Человек как часть РСПХС и ее участник, как экономическое существо выступает в трех лицах. С одной стороны, это человек-производитель, непосредственно участвующий в создании, производстве вещей, товаров,

благ, услуг. С другой стороны, он человек-потребитель, использующий, применяющий все, что выработано, получено производителями. Кроме того, человек призван координировать, согласовывать действия производителей и потребителей, выполняя функции управленца, производителя управленческой информации. В итоге люди выступают в РСПХС в качестве основного объекта управления, будучи одновременно и субъектами

управления. Следует также отметить, что все остальные объекты управления имеют значение постольку, поскольку они осознаются и опосредуются человеком.

Вторая важнейшая часть РСПХС - это «естественная природа», представляющая собой значительный клад, из которого РСПХС черпает ресурсы, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечное тепло и свет. «Естественная природа» проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемая часто окружающей человека средой. Так что если даже человек не черпает из нее ресурсы, «естественная природа» является элементом системы жизнеобеспечения людей и входит в РСПХС значительной своей частью. Поскольку «естественная природа» является частью РСПХС и, соответственно, объектом управления лишь в той мере, в какой она используется людьми в хозяйственных целях, постольку она служит предметом их хозяйственной заботы как окружающая среда.

Третья составная часть РСПХС - это «искусственная природа». Под «искусственной» (или «второй») природой понимается все, что создано человеком, возникло в результате деятельности людей. Это субстанции материально-вещественной, энергетической, информационной сущности, обязанные своим возникновением и существованием людям и их действиям по преобразованию окружающего мира. Подобную природу именуют антропогенной, она в полной мере представляет объект управления.

Еще одной составной частью РСПХС является «инфраструктура» - совокупность объектов, обеспечивающих функционирование производства (производственная инфраструктура) и условия жизнедеятельности людей (социальная инфраструктура). К инфраструктуре относятся непроизводственные здания и сооружения, средства сообщения, системы связи, жилищные комплексы, объекты культуры, образования, здравоохранения. В определенной мере частично они способны выполнять и выполняют функции средств производства.

Социально важной частью РСПХС являются «предметы потребления» (потребительские товары), к которым относят все, что призвано удовлетворять личные потребности людей. Потребительские товары - это продукты питания, одежда, обувь, жилье, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, комплекс потребительских услуг, духовные ценности. В этом виде они являются объектами управления такой важной частью РСПХС, как потребление.

Важной составной частью экономики становится «информация», используемая в производстве и в потреблении. Информация - это знания, интеллектуаль-

ный продукт, представленные чаще всего в форме применяемых в производстве результатов научных исследований, проектов, а также информация, потребляемая людьми, пользующимися прессой, литературой, радио, телевидением, средствами связи. Информация используется не только в качестве средства управления, она представляет собой и объект управления как производством, так и потреблением, ибо информация потребляется людьми, обществом в виде духовного продукта. Информация выступает в роли объекта экономического управления во всех процессах ее производства как продукта хозяйственной деятельности и потребления как экономического ресурса и продукта.

Наряду с упомянутыми материально-вещественными и информационно-интеллектуальными объектами в РСПХС существует еще одна значимая совокупность объектов управления в виде «денежных средств» (финансовых ресурсов). Эта совокупность включает в себя деньги, валюту, различные виды ценных бумаг (акции, облигации, векселя и ряд других). Изобретение денег, ставших единым, универсальным средством сопоставления ценности разнородных продуктов, товаров, существенно расширило круг объектов и процессов экономического управления и повысило его возможности воздействия на функционирование РСПХС.

Двойственная природа РСПХС, проявляющаяся в наличии в ней взаимосвязанных сторон в виде материально-вещественного и денежного начал, является ее фундаментальным признаком и принципом. Денежные средства как таковые, рассматриваемые в их самостоятельном существовании, движении, взаимодействии, обмене, также служат объектом управления в РСПХС.

Таким образом, региональная СПХС представляет собой систему экономических отношений в процессе взаимодействия производства, природно-сырьевого комплекса, населения (трудовые ресурсы, трудовой потенциал), информационной подсистемы, региональных органов государственной власти и самоуправления, а также производственной и рыночной инфраструктуры. Принципиально важно знать и понимать, что перечисленные наиболее важные, значимые объекты управления экономикой не представляют собой изолированные, раздельно управляемые части единого объекта - РСПХС. Объекты управления РСПХС - это не статичные, застывшие образования, а непрерывно изменяющиеся, обновляющиеся, растущие и умирающие, появляющиеся на арене экономической деятельности и уходящие с нее. Во время своего существования эти объекты вступают во взаимосвязи, взаимодействуют с другими объектами как в пределах одной группы объектов, так и между группами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ломовцева О.А. Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.

2. Теория и практика региональной экономики / И.М. Шабунина, О. А. Ломовцева, М.Ю. Трубин. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.