СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
UDC 159 LBC 74.53
Submitted: 15.01.2024 Accepted: 15.02.2024
CONCEPT AND ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL EDUCATION IN THE FAMILY
Nafisa Yangiboi Sobirova
Urgench State Pedagogical Institute, Urgench, Uzbekistan
Abstract. This article discusses the concept of social education in the family and its content, aspects of the theoretical formation of education, types and methods of family education in raising a perfect person, the correct choice of methods, goals and methods for achieving it, compliance with social requirements for the formation of personality, the advisability of taking age characteristics of pupils into account in the process of education, the importance of education in the life of an adult and in the maturation of personality.
Key words: family, family education, education, education process, self-education, perfect person, Abdulla Avloniy, methods of education.
УДК 159 Дата поступления статьи: 15.01.2024
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие социального воспитания в семье и его содержание, аспекты теоретического формирования воспитания, виды и методы семейного воспитания в воспитании совершенного человека, правильный выбор методов, цели и методы ее достижения, соответствие социальным требованиям, предъявляемым к формированию личности, целесообразность учета возрастных особенностей воспитанников в процессе воспитания, значение воспитания в жизни взрослого человека и в созревании личности
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, воспитание, процесс воспитания, самообразование, совершенный человек, Абдулла Авлони, методы воспитания.
ББК 74.54
Дата принятия статьи: 15.02.2024
ПОНЯТИЕ И АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Нафиса Янгибой кызы Собирова
Ургенчский государственный педагогический институт, г. Ургенч, Узбекистан
ственных отношений и социальных задач.
Изменения в социальной и экономической о структуре общества влияют на формирова-^ ние семьи и формы ее взаимодействия. Осо-щ бенно изменения в материальном, технически ком и духовном направлении жизни общества ^ вызывают изменения в деятельности семьи. ^ Такие изменения отражаются на построении © семьи, любви, взаимной дружбе и планиро-
За время своего исторического развития семья прошла долгий и сложный путь. Одной из уникальных особенностей этого пути является радикальное изменение обще-
Введение
вании рождения детей. Наше государство считает семью центром своей политики. По этой причине оно обязано оказывать материальную и моральную поддержку в пределах своих возможностей. Оно заинтересовано в обеспечении гармонии семейного воспитания со школой и обществом.
б
Понятие «образование» имеет разное значение в разные периоды истории страны и развития общества и трактуется по-разному. После обретения Узбекистаном независимости стал определяться подход, основанный на новом здоровом педагогическом мышлении в трактовке образования. Сейчас особое внимание уделяется генетическим и биологичес-
N. ¥а. Sobirova. Concept аМ Aspects of Formation of Social Education in the Family
ким аспектам образования и национальности. Национальное образование тесно связано с именем нации и ее историей. Для этого систематически изучаются богатства народной педагогики, педагогические взгляды мыслителей. Социальное воспитание имеет особое значение в реализации образовательного процесса, потому что образовательный процесс имеет социальный характер. Социальное воспитание - это процесс развития у ребенка социально важных качеств. Многие наши ученые-историки придавали большое значение образованию и считали его одной из главных задач общества. Как писал А. Авлони, «образование для нас - вопрос либо жизни, либо смерти, или спасения - или разрушения, или счастья - или катастрофы». Из этих слов мы можем узнать, насколько важно образование для социальных процессов [1].
Методы и методология
В процессе организации образовательного процесса решается ряд задач. Эти задачи определяются исходя из целей социального воспитания. В независимой Республике Узбекистан в то же время в процессе воспитания молодого поколения становится важным решение следующих задач:
- готовить молодых людей к общественной жизни, прививать им широкое мировоззрение, целенаправленный подход к личной жизни, пробуждать чувства единства плана и действия;
- воспитывать у студентов национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать у молодых людей глубокие знания и мышление, обогащать их умы;
- познакомить с сущностью общечеловеческих моральных норм (человечность, смирение, взаимопомощь, любовь, доброта, поддержка справедливости, гуманизм, ненависть к безнравственности и т. д.);
- воспитать у студентов чувства уважения к правовым и моральным нормам и чувства гражданственности, ответственности за общественный долг;
- формировать чувство ответственности за охрану природы, создание экологического баланса;
- формировать чувство патриотизма и интернационализма, уважения к другим наци-
ям и народам, формировать чувство недискриминации их прав и обязанностей;
- научить правильно и объективно оценивать внутреннюю и внешнюю политику независимого государства - Республики Узбекистан;
- научить ценить человека как высшую ценность, обучая уважать его честь, достоинство, ценность, права и обязанности и т. д. [2].
Анализ
Одной из важнейших особенностей семьи является воспроизводство человеческих поколений. В плане подготовки детей к общественной жизни семья в определенной степени работает в гармонии с социальными организациями и развитием общества. Исследование проблем семейного воспитания осуществляется преимущественно по двум направлениям. С одной стороны, семейное воспитание изучается как традиционная часть педагогики. С другой стороны, семья изучается также в области социологии и философии. В опубликованных статьях ученые, интересующиеся этой областью, подходят к особенностям семейного воспитания с социально-философской точки зрения. Длительное пребывание детей в детских садах отрицательно сказывается на их зрелости, потребностях, интересах и характере поведения. К сожалению, подтверждено, что родители не могут выполнять свои полноценные воспитательные обязанности из-за того, что заняты на производстве.
Обеспечить благополучие подрастающего молодого поколения можно только в том случае, если семейное воспитание будет тесно связано с социальным воспитанием. Отсутствие того или другого отрицательно влияет на учебный процесс. В нашей республике возрастает социальная значимость семьи. Ускоряется процесс усиления ответственности за образование детей, основанный на полном удовлетворении материальных потребностей семей. Для нас очень важны нравственные и духовные связи, обеспечивающие прочность семьи. Эта же связь удовлетворяет потребности семейных отношений, осуществляя эмоциональное, отцовское или материнское, семейное счастье.
ЛНшт magister 2024. У01. 24. N0. 1
37
Н.Я. Собирова. Понятие и аспекты формирования социального воспитания в семье
Заключение
Целесообразно приглашать родителей в школьные и районные комитеты с целью предоставления педагогических знаний родителям, обмена опытом семейного воспитания, активного привлечения отцов и матерей к воспитательной работе. Важнейшие задачи родителей в этом плане - уметь заранее представить зрелость своих детей, определить цель воспитания [3].
Поэтому выбор методов и стилей воспитания, их совершенствование и реализация являются важной формой семейной жизни. Успех воспитания молодого поколения зависит не от каких-то отдельных методов, а от продуманной и хорошо организованной системы методов. Говоря о тех или иных методах, используемых в семье, следует помнить, что если выбираются методы, сходные с семейным образом жизни, образом жизни и нравственностью, то эффективность воспитания возрастает, а если они несовместимы, то это часто наблюдается в жизнь. Образование в семье имеет несколько национальных особенностей. Это устоявшиеся семейные традиции, обычаи, менталитет, быт и образ жизни народа.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Абдуллаева, Б. С. Наука образования в начальном образовании : учебник / Б. С. Абдуллаева, М. Б. Турсунова, М. Х. Хайдарова. - Ташкент : [б. и.], 2022. - 365 с.
2. Общая педагогика (теория педагогики) / С. У Т. Шарифзода [и др.]. - Ташкент : Bookmany print, 2023. - 168 с.
3. Тораева, О. Этика и психология семейной жизни / О. Тораева. - Ташкент : [б. и.], 1998. -132 с.
REFERENCES
1. Abdullaeva B.S., Tursunova M.B., Khaidarova M.Kh. Nauka obrazovaniya v nachalnom obrazovanii: uchebnik [Science of Education in Primary Education. Textbook]. Tashkent, s.n., 2022. 365 p.
2. Sharifzoda S.U.T., Atamuratova M.M., Safaeva D.Kh., Saporboev M.Sh., Karimova N.B. Obshchaya pedagogika (teoriya pedagogiki) [General Pedagogy (Theory of Pedagogy)]. Tashkent, Bookmany print, 2023. 168 p.
3. Toraeva O. Etika i psikhologiya semeynoy zhizni [Ethics and Psychology of Family Life]. Tashkent, s.n., 1998. 132 p.
Information About the Author
Nafisa Yangiboi Sobirova, Trainee Teacher, Department of Pedagogy, Urgench State Pedagogical Institute, Gurlenskaya St, 1, 220100 Urgench, Uzbekistan, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-5236-2914
Информация об авторе
Нафиса Янгибой кызы Собирова, преподаватель-стажер кафедры педагогики, Ургенчский государственный педагогический институт, ул. Гурленская, 1, 220100 г. Ургенч, Узбекистан, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-5236-2914