Научная статья на тему 'Понятие и административно-правовая характеристика транспортной безопасности морского флота'

Понятие и административно-правовая характеристика транспортной безопасности морского флота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие и административно-правовая характеристика транспортной безопасности морского флота»

© 2008 г. И.А. Бадура

ПОНЯТИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО ФЛОТА

На всех этапах своего развития человечество использовало мировой океан для перевозки грузов, пассажиров, багажа, добычи биоресурсов и полезных ископаемых. С развитием техники морские суда становились больше по размеру, увеличивалось общее количество судов и номенклатура перевозимых ими грузов.

В Российской Федерации портовый комплекс ежегодно перерабатывает более 400 млн т грузов, перемещаемых тысячами морских судов. Вместе с тем, с развитием морского флота возрастает его негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Такое воздействие может возникать как по вине лиц, эксплуатирующих суда, инфраструктуру водного транспорта в результате недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей, нарушения ими правил судовождения, технических норм, так и лиц, совершающих террористический акт или пиратское нападение и другие противоправные действия в отношении объектов морского транспорта.

19 мая 2007 г. принят Закон РФ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [1], который, представляя важное звено системы национальной безопасности РФ и оказывая существенное влияние на транспортную безопасность морского флота, к сожалению, представляет собой по сути «рамочный» нормативный акт, не отражающий специфику различных отраслей транспорта.

Юридическое определение понятия, регулирующего транспортную безопасность морского флота, не нашло широкого отражения в российском праве. Множество терминов, касающихся безопасности на море, и отсутствие каких-либо законодательных определений «безопасности мореплавания» [2], «безопасности судоходства» [3], «безопасности морской деятельности» [4] при достаточной серьезности последствий, связанных с использованием этих понятий на практике (отказ в выдаче лицензии на перевозочную деятельность, меры капитана порта, применяемые к лицам, чьи действия или бездействие угрожают безопасности судоходства и освобождение от должности по результатам аттестации), противоречат принципу правового государства, закрепленному в ст. 1 Конституции РФ [5].

В контексте настоящего исследования понятия «транспортная безопасность морского транспорта» и «транспортная безопасность морского флота» используются как синонимы, и, так как первое из них неблагозвучно с точки зрения русского языка, то второй вариант, по нашему мнению, является предпочтительным.

Как часть национальной безопасности транспортная безопасность морского флота может являться основанием для ограничения прав и интересов граждан и юридических лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) [5].

Проблемы безопасности транспортного комплекса рассматривались ранее и в настоящее время с ведомственных позиций, что отрицательно сказывается на

теории и практике вопроса [6]. Именно поэтому необходимо четкое определение и перечисление всех его составляющих в законодательном акте РФ.

Полагаем, что не совсем верно ставить знак равенства между понятиями «транспортная безопасность морского флота» и «морская безопасность», (Постановление Правительства РФ № 324) [7], хотя второе определение по смысловому значению практически идентично понятию «безопасность», (ст. 1 Закона РФ «О безопасности» [8]), лишь уточняется принадлежность термина к морскому судоходству.

Термин «морская безопасность» не имеет законодательного определения и в ряде случаев трактуется как синоним словосочетания «безопасность морского судоходства», упоминаемого в Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (Римская конвенция) [9]. Это фактически определяет Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания (п. 3 а, 3в). Соответственно частными случаями морской безопасности являются «безопасность морского судоходства», связанная с террористической безопасностью, «безопасность эксплуатации судов и предотвращение загрязнения моря», определяемая международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), Резолюция А741 (18) Международной морской организации (1МО) [10].

Для устранения разночтений и уточнения понятий необходимо введение термина, отражающего все аспекты транспортной безопасности морского флота. По нашему мнению, под ней следует понимать систему общественных связей и отношений, обеспечивающую состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры морского флота, устойчивость и безопасное осуществление морской деятельности от противоправных актов, которое должно быть закреплено на законодательном уровне, например, в Кодексе торгового мореплавания РФ по аналогии с гл. Х11 Воздушного кодекса РФ [11]. Это понятие включает в себя навигационную безопасность, техническую, эксплуатации судов и портовых сооружений, морского судоходства (морская безопасность), экологическую, противопожарную; безопасность человеческой жизни на море.

Говоря об административно-правовой характеристике транспортной безопасности морского флота, необходимо отметить, что административные правонарушения, совершаемые на морском транспорте, по существу можно отнести к «общественно-опасным деяниям», закрепленным законодательством, о чем говорят А.П. Алехин и Ю.М. Козлов [12], так как административное правонарушение имеет некоторые общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и по сути

дела различаются по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размером причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод.

Вместе с тем, ГК РФ (ст. 1079) [13] определяет транспортную деятельность как создающую повышенную опасность для окружающих, а ст. 11.6 КоАП РФ [14] в части уничтожения или повреждения устройств связи и сигнализации плавучих и береговых средств навигационного оборудования равнозначна п. «е» ст. 3 Конвенции [9].

Административно-деликтологической характеристикой деяний в сфере транспортной безопасности на морском флоте является совокупность проступков, посягающих на общественный порядок на транспорте, общественную безопасность, безопасность движения, эксплуатации и управления средствами транспорта, пожарную безопасность, собственность на транспорте, охрану окружающей среды, нарушение правил и норм безопасности гидротехнических сооружений.

Транспортная безопасность морского флота как часть безопасности государства развивается под воздействием многих факторов общественной жизни: экономических, политических, социально-психологических, хотя в своем внешнем проявлении она воспринимается только как правовая категория. В настоящее время, к сожалению, ее сущность, признаки, содержание и взаимосвязь с другими общественными явлениями в научных исследованиях не определена. По нашему мнению, необходимо создать четкий понятийный аппарат, сформулировать важнейшие для законодательства, теории и практики дефиниции, точно определить перечень и составы правонарушений, в том числе и преступлений в сфере транспортной безопасности морского флота, в ряде случаев определить новые, наиболее точно отражающие противоправные действия (поведение) в этой области и законодательно закрепить единое понятие транспортной безопасности морского флота, установив перечень ее нарушений. А введение нового состава правонарушения в КоАП РФ, например «несанкционированное нахождение на объекте водного транспорта», значительно бы улучшило профилактику упоминаемых выше деликтов.

Ростовский государственный экономический университет

Литература

1. Закон РФ от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Российская газета. 2007. 14 февр.

2. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

3. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в РФ. М., 2002. С. 86.

4. Морская доктрина РФ на период до 2020 г. // www. oceaninfo.ru

5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.

6. Белый О. Законодатель поставил точку // Транспорт России. 2007. 2-8 июля.

7. «Положение о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»: Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 г. № 324 // СПС «Наше право».

8. Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая.

9. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. 10 марта 1988 г. // СПС «Гарант».

10. Резолюция А.741 (18) п.11 от 04.11.1993 г. / Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений // www.IMO.org.

11. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта.

12. Алехин А.П., Козлов ЮМ. Административное право РФ: Учебник. М., 1994. С. 231.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. Ч. 1. № 52-ФЗ // СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3301.

14. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

4 октября 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.