© А.В. Золин, 2007
ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
А.В. Золин
На протяжении двух десятилетий понятие «глобализация» подвергалось критике, отождествлялось с глобализмом, интернационализацией, а зачастую и вестернизацией, вплоть до некой технологии, цель которой подорвать фундамент национального государства. Большинство авторов видят в глобализации современный этап развития капитализма в условиях постиндустриального, информационного общества. Американский социолог и политолог Э. Хоффман считает, что «глобализация - это воспроизведение в мировом масштабе того, что в XIX столетии национальный капитализм создал в разных странах». М. Кастельс определяет глобализацию как «новую капиталистическую экономику», развивающуюся через «сетевые структуры» менеджмента производства и распределения.
В. Мартынов связывает глобализацию с «экспансией мирового капитализма» с господством «американоцентричности»1. По мнению Б. Кагарлицкого, директора Института глобализации, «глобализм» и «антиглобализм» как термины появились в середине 1990-х гг., чтобы отвлечь внимание от объективной реальности - капитализма. Предмет дискуссии капитализм подменен спорами о глобализме и антиглобализме. Реально же речь идет о капитализме, правах людей и отношении в связи с этим к нему. Другими словами, «глобализация - власть финансового капитала, а антиглобализация - сопротивление гражданского общества, а вовсе не действия националистических элементов»2.
Развернутое определение глобализации предлагает М. Эрчер, которая видит в ней многосторонний процесс, ведущий к нарастающей мировой взаимозависимости структуры, культуры и субъекта и сопровождающийся стиранием традиционных границ. Глобализация предстает как взаимосвязанность или, точнее, взаимовстроенность различных элементов целостного мира. Такие трактовки гло-
бализации показывают одну из важнейших сторон данного процесса, смысл которого понятен лишь в более широком контексте. Причем контексты могут быть самыми разнообразными. Это, например, глобальная социальная трансформация (И. Валлерстайн) или совокупность мегатрендов современной эпохи (Д. Несбита). Пожалуй, в наиболее широкой форме контекстуальное видение намечено Р. Робертсоном в его характеристике глобализации как некоего условия человеческого существования, которое не сводимо к отдельным измерениям жизни и деятельности человека 3. В таких определениях представления о глобализации, на наш взгляд, растворяются в предельно широких теоретических контекстах, а процесс глобализации, соответственно, контекстуализуется. Возникает вопрос: почему исследователям не удается найти «золотую середину» в понимании и определении данного процесса? На наш взгляд, это связанно с определенными аспектами: необычайно сложно отделить «эссенцию» глобализации от других однопорядковых, но не тождественных процессов; глобализация по своей сути многолика, многогранна; предмет глобализации не однозначен; исторические корни, динамика, границы, последствия глобализации также вызывают дискуссии.
Именно контекстуализация или раство-ренность процесса глобализации в многослойной структуре современных процессов интернационализации, интеграции, унификации ставит множество вопросов по отношению к самому процессу и явлению глобализации. Можем ли мы утверждать, что процесс глобализации действительно существует? Если ответ положительный, то чем глобализация отличается от других однопорядковых процессов? Другими словами, в чем новизна этого процесса? На наш взгляд, то, что процесс глобализации действителен и объективен, не вызывает никаких сомнений. Лидер КПРФ Г. Зю-
ганов в работе «Глобализация: тупик или выход» замечает: «Глобализация - это объективный, необходимый процесс, сопровождающий человечество на всем протяжении его истории»4. Заметим, что многие исследователи (А.С. Панарин, В.А. Кутырев, А.И. Уткин и др.) отмечают исторический аспект глобализации. Это говорит о том, что этот процесс не является неким абсолютно новым явлением в истории человечества. С одной стороны, «симптомы» глобализации - интеграция, обмен информацией, экономические взаимосвязи и многое другое - мы «наблюдали» в истории практически всех стран мира. Но, с другой стороны, эти процессы не носили таких масштабов, которые мы наблюдаем сегодня. Это связанно прежде всего с определенными факторами: научно-технологические новации; формированием единого информационного «Интернет-пространства», в горизонты которого попадают практически все страны мира; перенасыщением национального экономического капитала развитых стран, который перерастает национальногосударственные границы; экономическое, политическое, культурное взаимопроникновение стран, государств, которое неизбежно ведет к взаимосвязи и взаимозависимости; усиливающиеся процессы интернационализации, интеграции.
В рамках культурологии глобализацию понимают весьма по-разному: и как тенденцию к созданию некой единой мировой культуры или цивилизации; и как растущую вза-имосоотнесенность различных культур, не порождающую новую культуру, а построенную на их «концерте»; и как более сложные модели, например, как общность сознания, включающего в себя проекции глобального мира, продуцируемые локальными цивилизациями 5. В социологических дисциплинах глобализацию трактуют скорее как интенсификацию социальных отношений в мировом масштабе (А. Гидденс) или как процесс, размывающий географические границы социокультурных нормативов (М. Уотерс). Таким образом, культурологи, политологи, экономисты, правоведы, социологи, религиозные деятели будут говорить о своем предмете в процессе глобализации и по-разному видеть образ этого явления, в последующем определяя
ее через предмет именно своей сферы деятельности. Из чего следует вопрос: может просто дать объемное и полное определение глобализации путем добавления к одному виду знания другого, что приведет к совокупному образу глобализации? На наш взгляд, это возможно, но так мы потеряем сущность глобализации, которая «скроется» в бесконечных контекстах различных дисциплин. Менее ясно выражено, но все же достаточно заметно движение или, точнее, потребность движения частнонаучного знания к знанию философскому.
Наиболее близко к «естественному» пониманию и определению глобализации, на наш взгляд, подошел отечественный философ Л.М. Карапетян: «Глобализация - это объективный процесс установления экономических, научно-технических, социально-политических, культурных и иных отношений между странами и практическая деятельность государств, их лидеров и других субъектов по организации взаимосвязанного и взаимозависимого функционирования регионов и континентов стран мирового сообщества»6. Для нашего исследования важными в этом определении являются следующие аспекты: глобализация есть процесс объективный; процесс взаимопроникновения и сближения в различных сферах между странами; деятельностный аспект субъектов в организации взаимосвязанного и взаимозависимого функционирования регионов и стран.
Необходимо отметить и цель вышеописанных аспектов, на наш взгляд, это более комфортное, качественное существование и сосуществование стран, государств.
Здесь возможен упрек в том, что это определение носит характер идеальной модели. Другими словами, это как бы идея глобализационных процессов. Но, нам думается, идея вполне реализуемая, так как здесь говорится
о взаимном сотрудничестве между странами и государствами в различных сферах. Вопрос лишь заключается в определении и выработке механизмов интеграции в различных сферах между странами и государствами, а также фильтрации негативных последствий. Противоречия в понимании глобализации возникают тогда, когда сам процесс глобализации связывают либо с большими и радужными мечтами
56
А.В. Золин. Понятие глобализации
о благополучной жизни для всех людей на земле (Т. Фридман), либо с процессом тотального и всепоглощающего нигилизма с абсолютным злом (У. Бек и др.).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по: Ващекин Н.И., Мунтян М.А., Урсул Л.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М., 2002. С. 21-25.
2 Кагарлицкий Б. Самозащита от глобального обмана // Литературная газета. 2002. 28 авг.
3 Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization: The Central Conception // Theory, Culture, Society. L., 1990. Vol. 7. No 2, 3. P. 15-30.
4 См.: Правда. 2001. № 32-34.
5 Kavolis V. History of Consciousness and Civilizational Analysis // Comparative Civilizational Review. 1987. № 17.
6 Карапетян Л.М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» // Философские науки. 2003. № 3.
С. 58.