ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ОПЕРАЦИИ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБРАЗУЮЩЕЙ ЛЕГАЛИЗАЦИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
АЛ. КРАЮШКИН
старший оперуполномоченный по особо важным делам ОРБ №16 Департамента собственной безопасности МВД России
Аннотация. В современной теории уголовного права и в правоприменительной практике нет единого подхода к определению понятия финансовой операции как вида деятельности, образующей легализацию преступных доходов. В этой связи в статье подробно анализируется юридическое содержание данного вида деятельности, рассматриваются различные точки зрения на определение данного понятия и на этой основе делаются рекомендации по квалификации преступлений, подпадающих под признаки ст. 174 и 174-1 УК РФ.
Ключевые слова: Легализация (отмывание) преступных доходов, финансовая операция, кредитование, ценные бумаги, гражданские права и обязанности.
CONCEPT OF FINANCIAL OPERATION AS KIND OF THE ACTIVITY FORMING LEGALISATION OF CRIMINAL INCOMES
A.A. KRAJUSHKIN,
The senior operupolnomochenny on especially important issues ORB №16 Departments of own safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In the modern theory of criminal law and in правоприменительной to practice there is uniform approach to definition of concept of financial operation as no kind of the activity forming legalisation of criminal incomes. Thereupon in article the legal maintenance of the given kind of activity is in detail analyzed, the various points of view on definition of the given concept are considered and on this basis recommendations about qualification of the crimes getting under signs of the item of item 174 and 174-1 criminal codes of Russian Federation become.
Key words: legalisation (washing up) of criminal incomes, financial operation, ^editing, securities, the civil rights and duties
В диспозициях ст. 174, 1741 УК РФ законодатель указывает на совершение финансовых операций как на вид деятельности, образующий составы преступлений, предусмотренных данными нормами. Исходя из формулировок изложения отмеченных диспозиций следует, что в этих нормах финансовые операции рассматриваются законодателем как вид сделок, но в ст. 154 ГК РФ финансовая операция в качестве вида сделки не предусмотрена. Таким образом, термин «финансовая операция» не связан легитимированной дефиницией и поэтому он различно толкуется как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике.
В Соглашении о сотрудничестве и взаимной помощи в области
борьбы с незаконными финансовыми операциями между Правительством Российской Федерации и Республикой Беларусь от 19.02.1999 г. под незаконными финансовыми операциями понимаются действия физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов с денежными средствами, ценными бумагами и платежными документами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, совершенные с нарушением национального законодательства1.
Сходное определение дано в ст. 3 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: под финансовыми операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснил, что
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в ст. 174 и 1741 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от форм и способов их осуществления), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей2.
В научной литературе по этому вопросу существуют различные мнения. Б.В. Волженкин, например, полагает, что закон называет финансовые операции в качестве разновидности сделок. Поэтому, по его мнению, к финансовым операциям относятся такие действия, как размещение на счетах в банках вкладов, приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. К финансовым операциям он также относит действия по кредитному договору3.
П.С. Яни относит к финансовым операциям сделки, в ходе осуществления которых происходит какое-либо движение денежных средств. В то же время он критикует тех авторов, которые считают, что «издание и исполнение актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также их исполнение должностными лицами, хотя эти действия и были связаны с использованием средств, указанных в данных статьях, вообще не образуют анализируемого состава преступления»4. По справедливому замечанию автора, уголовно-правовой запрет распространяется не только на совершение финансовых операций, но и на использование подобных денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности5.
Другой подход к определению финансовых операций у Б.В. Яце-ленко. К действиям, образующим финансовые операции, он отнес размещение приобретенных заведомо незаконным путем денежных
средств на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на денежные средства, полученные заведомо незаконным путем, акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен приобретенных заведомо незаконным путем денежных средств на иностранную валюту и т.п. А совершение других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, означает, по его мнению, использование этих средств и имущества при совершении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения и т.д.
В основу разграничения финансовых операций от сделок в данном случае положен инструментарий, с помощью которого осуществляются действия с предметом преступления — в первом случае это финансово-кредитные инструменты; во втором — имущественные 6.
Н.А. Лопашенко считает, что к финансовым относятся операции по движению капитала, такие как, например, зачисление денежных средств на счет предприятия, рассредоточение их на вкладах в различных банках, перевод в другую валюту с документальным оформлением таких операций, приобретение на криминально полученные деньги ценных бумаг (акций, облигаций и других), перевод денежных средств за границу физическим или юридическим лицам или на вклады в банках с последующим их возвращением оттуда и т.д. Сделки, посредством которых совершается легализация, понимаются ею так же, как в гражданском праве. Возможна любая из них, например купля-продажа, аренда, мена, дарение и т.п.7
Вполне четкую и определенную позицию по данному вопросу занимает В.Е. Мельникова, полагая, что финансовые операции и сделки необходимо рассматривать как самостоятельные действия. Свой взгляд она обосновывает тем, что
финансовые операции — это операции по денежному обращению, выпуску в обращение ценных бумаг, кредитованию, депонированию денежных средств, операции, связанные со сбором налогов, которые регулируются нормами финансового права, а сделки — это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, совершение которых регулируется нормами гражданского права8. Таким образом, финансовые операции отграничиваются от сделок по отраслевому признаку.
Наконец, И.А. Клепицкий считает, что в качестве «финансовой операции» можно рассматривать использование «грязных денег» в наличных или безналичных расчетах9.
Очевидно то, что понятие «финансовая операция» не имеет общепризнанного содержания, законодательно не определено и в специальной литературе в основном рассматривается как разновидность сделок. На наш взгляд, следует согласиться с В.Е. Мельниковой о том, что финансовые операции и сделки различны по содержанию.
На практике нередко правильное определение понятия «финансовая операция» может являться решающим при квалификации действий по ст. 174 и 1741 УК РФ. Исходя из действующего банковского и финансового законодательства И.Л. Третьяков сделал вывод, что более предпочтительным является следующее определение финансовых операций: операции с денежными средствами (в наличной и безналичной форме), ценными бумагами и платежными документами независимо от формы и способа их совершения, осуществляемые физическими и юридическими лицами, резидентами и нерезидентами, связанные с поступлением, движением, хранением, выдачей и конвертацией денежных средств, ценных бумаг и платежных документов, а также сделки с ними, направленные
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей10.
Имеется еще один спорный вопрос, связанный со сделками. Диспозиции ст. 174, 1741 УК РФ сформулированы таким образом, что легализация подразумевает совершение виновным нескольких финансовых операций или сделок. В процессе легализации (отмывания) имущества сделки совершаются, как правило, неоднократно. Возникает вопрос, что считать моментом окончания преступления — совершение всей совокупности сделок или даже одной сделки по легализации (отмыванию) имущества.
Попытку устранить этот неоправданно широкий подход сделал Верховный Суд РФ в постановлении от 18 ноября 2004 г., где указал, то ответственность по ст. 174 и 1741 УК РФ может наступить и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с незаконно приобретенными денежными средствами или иным имуществом. Большинство специалистов полагают, что оконченным преступлением считается и единичная сделка11. А момент окончания преступления целесообразно связывать с моментом совершения сделки. Однако в данном постановлении учтены не все действия, указанные в диспозиции ст. 1741 УК РФ. В частности, в нем не названо использование средств или имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления, для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В этой связи следует согласиться
с мнением В.Н. Курченко о том, что действующая редакция ст. 174 и 1741 УК РФ позволяет считать оконченным преступлением следующие действия:
$ начало исполнения финансовой операции с денежными средствами, добытыми преступным путем;
$ введение в оборот части преступно добытых средств или иного имущества, продажа части това-
ров12.
А.И. Ситникова считает, что законодатель, использовав слова «финансовые операции» и «сделки» во множественном числе, определил легализацию как продолжаемое преступление13. Данную точку зрения поддерживает А.В. Яковлев, в связи с чем оконченными рассматриваемые преступления считает с момента совершения последнего преступного деяния14.
На наш взгляд, разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 18 ноября 2004 г., не вытекают из закона, вследствие чего спорный вопрос о количестве операций, необходимых для квалификации деяния как легализации, и соответственно о моменте окончания рассматриваемых преступлений не разрешен. Поэтому законодателю следует скорректировать формулировку диспозиций, использовав единственное число при перечислении деяний, образующих понятие легализации (отмывания) преступных доходов.
1 См.: Бюллетень международных договоров. 1999. № 11. С. 67.
2 См.: Бюллетень ВС РФ. 2005. № 1. С. 5.
3 См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 22.
4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова,
B.М. Лебедева. М., 2002. С. 176.
5 См.: Яни П.С. Уголовная ответственность за легализацию имущества, приобретенного незаконным путем // Право и экономика. 1998. № 1. С. 113-114.
6 См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 160.
7 См.: Лопашенко Н.А. Ответственность за легализацию преступных доходов // Законность. 2002. № 1. С. 21.
8 См.: Уголовное право: Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова.
C. 96.
9 См.: Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 220.
10 См.: Третьяков И.Л. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 96.
11 См.: Горелик А.С, Шишко И.В., Хлупина Т.Н. Указ. соч. С. 38; Вершинин А. Указ. соч. С. 5; Яни П.С. Указ. соч. С. 114.
12 См.: Курченко В.Н. Легализация преступных доходов: особенности объективной стороны преступления // Уголовный процесс. 2008. № 5. С. 6.
13 См.: Ситникова А.И. Принципы дифференцированной квалификации действий, направленных на легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Финансовое право. 2007. № 5. С. 12-13.
14 ЯковлевА.В. Вопросы объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 2 (21). С. 94.