№ 2/2014
Вестник Таганрогского института управления и экономики
А.П. ПИСАРЕНКО
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНО НАЖИТЫХ ДОХОДОВ: ОСОБЕННОСТИ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ст. 174, 174.1 УК РФ)
В процессе становления рыночных отношений, обусловивших появление новых видов противоправной деятельности в экономическом секторе, УК РФ пополнился двумя составами преступлений, предусматривающих уголовную ответапвен-
Криминализация, легализация преступных доходов, имущество.
Исторически необходимость в юридической оценке отмывания преступных доходов появилась в связи с глобализацией проблемы организованной преступности (к примеру, в США в начале XX в.). Российский законодатель не остался в стороне от этого процесса и с 1996 года стал вводить в Уголовный кодекс РФ соответствующие составы преступлений. В России появление в уголовном законе статей, связанных с легализацией преступно нажитых доходов (ст. 174 и 174.1 УК РФ), произошло в процессе трансформации законодательства в целом, а также в связи со становлением рыночных отношений и появлением новых видов противоправной деятельности в экономическом секторе.
В результате сложившихся специфических экономических и политических условий в России переходного периода в структуру Уголовного кодекса РФ была включена ст. 174, в которой изначально было закреплено определение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём, под которой понимается «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретёнными другими лицами преступным путём (за исключением преступлений, предус-мотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом» [1]. Данное определение также отражено в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» [2]. Указанный закон оговаривает, что его целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства посредством создания механизмов правового противодействия легализации (отмыванию) доходов, которые были получены преступным путём и могут быть использованы для финансирования терроризма и других противоправных действий.
Толкование и анализ норм уголовного права, содержащихся в ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ, позволяют говорить о легализации преступных доходов как об элементе организованной преступной деятельности, определённо представляющей собой систему. Выражается эго в том, что преступно
ность за легализацию преступно нажитых доходов. Для надлежащей квалификации крайне важен уголовно-правовой анализ статей 174 и 174.1 УК РФ в контексте выявления особенностей составов и трансформации законодательства.
признаки состава преступления, финансовая операция,
нажитые доходы должны быть «отмыты» не только для сокрытия первичного преступления, но и для того, чтобы была возможность их «вливания» в легальный сектор бизнеса, чтобы эти деньги обращались в интересах конкретной организованной прес-тупной группы. Отношения в сфере экономической деятельности используются «легализатором» для введения в заблуждение других участников хозяйственного оборота и государственных правоохранительных органов относительно правового статуса прес -тупно полученных доходов и для создания возможностей безопасного использования этих доходов в целях дальнейшего получения прибыли как законными, так и незаконными способами.
Рассматривая составы преступлений, закреплённые в ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём» и 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления», необходимо сразу отметить следующую особенность: почти все признаки преступлений, закреплённые в указанных статьях, совпадают. Однако различия заключаются в следующем: по ст. 174.1 УК РФ предметом прес -тупления являются деньги и иное имущество, нажитые самим преступником, - денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретённое заведомо преступным путём, а также имущественные права. А по ст. 174 УК РФ предметом являются денежные средства или иное имущество, нажитые преступным путём другими лицами, о чем заведомо известно виновному. При этом признак заведомости означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов [3].
Среди различий в рассматриваемых составах следует также выделить следующие признаки: в отличие от ст. 174 УК РФ, часть 1 которой не устанавливает нижней границы размера легализационных сделок,
43
№ 2/2014
Вестник Таганрогского института управления и экономики
ответственность по ст. 174.1 УК РФ наступает лишь в случае, если финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретёнными лицом в результате совершения им преступления, совершены на сумму, превышающую 6 млн рублей. Субъект преступления по ст. 174.1 УК РФ - только то лицо, которое преступно приобрело легализуемое им затем имущество.
Рассмотрим более детально структуру состава преступления по ст. 174 УК РФ как смыслообразующей нормы по отношению к норме ст. 174.1 УК РФ. Объектом преступления по ст. 174 УК РФ являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления правомерной предпринимательской деятельности, его предметом - имущество или денежные средства, приобретённые в результате совершения любого преступления, за исключением деяний, исчерпывающим образом перечне -ленных в диспозиции ст. 174 УК РФ и предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ.
Дополнительным непосредственным объектом легализации преступно нажитых доходов являются общественные отношения, связанные с интересами правосудия, которые могут пострадать в результате того, что затрудняется обнаружение преступно приобретённого имущества, могущего служить вещественным доказательством по делу, а также усложняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства. Можно выделить и такой факультативный объект легализации, как общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления, т.е. интересы потерпевших - физических лиц, предприятий, учреждений или организаций.
Понятие имущества, которое содержится в Гражданском кодексе РФ и на которое указывает ст. 174 УК РФ, подразумевает вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права. Поэтому предметом рассматриваемого преступления могут быть и денежные средства, находящиеся на банковском счёте, и бездокументарные ценные бумаги, и предприятие как имущественный комплекс, и пр. Такое имущество должно быть приобретено только преступным путём. Сделками признаются действия граждан и юридичес -ких лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от форм и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование [4, с. 148]. При этом ответственность наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретёнными преступным путём денежными средствами или имуществом. Сделка, совершенная с целью,
заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. Однако и ничтожная сделка отвечает понятию сделки, поэтому момент окончания преступления не связан с фактическим установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, а определяется собственно совершением действий по легализации преступно приобретённого имущества.
Таким образом, объективная сторона преступления заключается в совершении финансовых операций и других сделок с перечне ленными предметами, направленных на придание полученному имуществу видимости правомерности.
Субъективная сторона преступления выражена прямым умыслом. Лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путём. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему эго имущество, должны быть достоверно известны все обстоятельства его преступного приобретения.
По смыслу толкования ст. 174 УК РФ прослеживается также указание на цель легализации, при отсутствии которой действия состава данного прес-тупления не образуют. В судебной практике сам по себе факт использования преступно полученных средств при оплате товаров, как правило, не признается действием, направленным на достижение указанной цели.
Субъект преступления - специальный, поскольку законодатель исключил из этого перечня тех, кто сам приобрёл имущество преступным путём. К числу субъектов следует отнести тех лиц, которые непосредственно, в том числе от имени юридического лица, используют приобретённое другими преступным путём имущество, совершают с ним сделки, в том числе финансовые операции. Под лицами, использующими своё служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Использование служебного положения состоит в применении при совершении преступления особых возможностей, которыми указанные лица обладают именно как представители власти, лица, наделённые организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями в государственных и муниципальных органах и учреждениях, коммерческих и иных организациях [5, с. 341].
Таким образом, исходя из смысла уголовного закона, обе статьи (174 и 174.1 УК РФ) указывают фактически на одно преступление - легализацию (отмывание) имущества, с разницей в объективной стороне и субъекте преступления. Терминологическая разница между диспозициями ст. 174 и 174.1 УК РФ выражена конструкцией субъективной стороны - для субъекта легализации чужого имущества достаточно общего осознания преступного характера происхождения легализуемого имущества, в то время как субъект, легализующий имущество, приобретённое им, точно знает характеристики того преступления, в результате которого имущество было приобретено.
44
№ 2/2014
Вестник Таганрогского института управления и экономики
ЛИТЕРАТУРА
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс ».
2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (ред. от 21.07.2014) // Доступ из справочно-правовой системы «Кон-су льтантПлюс ».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и лега-
лизации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» (ред. от 23.12.2010) // Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».
4. Агузарое Т.К., А шин АА., Головненков П.В. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. АП Чучаева. 2-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013.
5. Басова Т.Б., Благов Е.В., Еоловненков П.В. и др. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник /под ред. АП Чучаева. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2013.
45