Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ “ДУХОВНОСТЬ” В СЛОВАРЯХ И В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПОНЯТИЕ “ДУХОВНОСТЬ” В СЛОВАРЯХ И В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
193
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ / НАУКА / ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФСКОЕ / ПРАВОВОЕ / НАУЧНОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ / МОРАЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дустярова С.Н.

После становления Узбекистана независимой страной, «духовность» стали анализировать и изучать как научное понятие. С 1997 года во всех вузах нашей страны стали преподавать предмет «Основы духовности».Специалисты, подготовленные в этой области в высших учебных заведениях, особенно магистры, должны в достаточной мере знать существующие взгляды, их различия и сходства. Тогда у них будет более полное и глубокое понимание сути духовности. Важно, чтобы этот факт не остался незамеченным в будущих программах и учебниках вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "SPIRITUALITY” IN DICTIONARIES AND IN MODERN SCIENTIFIC LITERATURE

After Uzbekistan became an independent country, “spirituality” began to be analyzed and studied as a scientific concept. Since 1997, all universities in our country have begun to teach the subject "Fundamentals of Spirituality." Then they will have a fuller and deeper understanding of the essence of spirituality. It is important that this fact does not go unnoticed in future programs and textbooks of universities.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ “ДУХОВНОСТЬ” В СЛОВАРЯХ И В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Дустярова С.Н.

преподаватель кафедры «Национальная идея и основы

духовности»

Каршинский государственный университет

ПОНЯТИЕ "ДУХОВНОСТЬ" В СЛОВАРЯХ И В СОВРЕМЕННОЙ

НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация: После становления Узбекистана независимой страной, «духовность» стали анализировать и изучать как научное понятие. С1997 года во всех вузах нашей страны стали преподавать предмет «Основы духовности».Специалисты, подготовленные в этой области в высших учебных заведениях, особенно магистры, должны в достаточной мере знать существующие взгляды, их различия и сходства. Тогда у них будет более полное и глубокое понимание сути духовности. Важно, чтобы этот факт не остался незамеченным в будущих программах и учебниках вузов.

Ключевые слова: духовность, интеллект, развивающееся явление духовности, наука, общество, философское, правовое, научное, художественное, религиозное, моральное.

Dustyarova S.N.

lecturer of the Department "National idea and the basics

spirituality" Karshi state University

THE CONCEPT OF "SPIRITUALITY" IN DICTIONARIES AND IN MODERN SCIENTIFIC LITERATURE

Annotation: After Uzbekistan became an independent country, "spirituality" began to be analyzed and studied as a scientific concept. Since 1997, all universities in our country have begun to teach the subject "Fundamentals of Spirituality." Then they will have a fuller and deeper understanding of the essence of spirituality. It is important that this fact does not go unnoticed in future programs and textbooks of universities.

Keywords: spirituality, intellect, the evolving phenomenon of spirituality, science, society, philosophical, legal, scientific, artistic, religious, moral.

Надо отметить, что в изданном в советские времена «Словаре философии» этому понятию не было и места. Несмотря на то, что сфера применения понятий «духовность» и лежащий в ее основе «духовный», резко расширяется, их лексическое и терминологическое содержание становится настолько богатым, что это позволяет изучать «духовность» как

отдельное научное понятие, его связь с культурой, сознанием, мышлением, мировоззрением, психикой, художественными, политическими, нравственными ценностями и т. д.к. он требует определения своего места в системе понятий, анализа их взаимодействия с ними 51 .

В словаре "Фарханги забони таджики", изданном в 1969 году, «духовность» интерпретируется как мысль и душа, то есть внутренний духовный и мыслительный мир человека, и в качестве примера приводится отрывок из

«Ахлоки Насири»(Мораль Насири):

"Ma'naviyati inson mabdai surati vujudi na'viyati o'st"52. (Содержание: духовный человек -это обновление содержания его жизни (рост образа жизни). Первое содержание прилагательного "духовный" в словаре относится к смыслу, второе содержание дается как альтернатива человеческой мысли и духа, то есть внутреннего духовного мира и материальности.) В "Толковом словаре узбекского языка", изданном в 1981 году, нет термина "духовность". Но в его основе лежат слова «Маъни», «Маъно», а также прилагательные «ma'naviy,ma'nan», то есть «духовный».

Первое значение слова "духовный" выражалось как относящееся к внутренней и духовной жизни человека, а второе содержание-как нравственный (духовный образ человека). В словаре слово "Маъни "дается в двух значениях: первое значение слова - это «маъно», то есть «значение» слова (например: «Gapda ham bir ma'ni bo'lishi kerak» , то есть «в предложении также должно быть значение», - сказала Гульшан (Абдулла Кадыри из «Скорпион из Михраба» (ниша во внутренней стене мечети, указывающая направление к Мекке)). Второе значение выражалось как разум, сознание. Например, (falonchi juda bama'ni inson, то есть некий очень бесмысленный(неразумный) человек). Понятие «значение»(маъно) -это выраженное словом понятие или действие, предложение, письмо, произведение и т.д. интерпретируется на основе значения (правильное значение слова, переносное значение слова)53. В "толковом словаре узбекского языка", изданный в годы независимости, "духовность" был включен как термин и прокомментирован следующим образом: «Духовность»- (араб. - нравственное состояние, все нравственные вещи, свойства) философский, правовой, научный, художественный, религиозный, нравственный и т.п. комплекс представлений и понятий человечества. Хотя слова "маъни" (разум) и "маъно" (значение) в словаре даны отдельно, по содержанию разницы практически нет. Содержание первого слова «значение» (Значение слова). Сторона содержания слова, понятие выраженное словом. Второе значение «содержание» (Рустам

81 Эркаев А. «Маънавият ва таравдиёт» Ташкент, "Маънавият", 2009. 7-стр.

82 Фарханги забони тожики. 1-том, Москва. 1969. 665-б.

83 Толковый словарь узбекского языка . Москва, 1981. 1-том, 454-455 стр.

образумел, читая книги он стал понимать содержание каждого предложения).

Третье значение «разум». (Человек без разума. - У вас есть разум, безразумные). М.Кориев, «Лунные ночи»); Четвертое содержание-это причина, сущность чего либо то; выражается для обозначения сущности84. В словаре «Фарханги забони тожики» значение слова «маъни»(разум) дано в «маъно» (значение) и можно увидеть в пяти значении:

1. «мазмуни калом»- значение слова;

2. Идея, мнение;

3. Сущьность, содержание (философское понятие);

4. В сознании- душа, психическое состояние человека$

5. Причина;

Четвертое значение слова, то есть содержание, выражающее внутренний духовный мир человека, не встречается в других словарях85. «Независимость» в толковом научном-публитистическом словаре дано описание «духовность» (от арабского «духовность» содержание значения)-совокупность философских, правовых, научных, художественных, нравственных, религиозных представлений и понятий людей. Духовность близка понятиям идеологии, мышления, и они дополняют друг друга".86 Описание хоть и краткое по объему, но достаточно обширное по содержанию.

Духовность-это не только все представления и понятия людей, но и понятия, нормы, социальные цели, идеалы всего общества и нации. В «Кратком толковом словаре философии» мы встречаем именно это описание данное выше. 87

В «Национальной энциклопедии Узбекистана» дается более широкое описание «духовности»; «духовность» - понятие, представляющее духовный и ментальный мир человека. Оно включает в себя философское, правовое, научное, художественное, нравственное, религиозное воображение людей. В основе термина «духовность» лежит слово "смысл". Как известно, существует внешний и внутренний мир человека.

Его внешний мир включает в себя его рост, внешний вид, одежду и поведение и т. д. входит. А внутренний мир включает в себя его цель жизни, мысли, желания, чувства..." . Во внешний мир входит цель жизни, мышление, мечты и желания, а также чувства..."88.

84Толковый словарь узбекского языка. Tаshkent, 2006. 2-том, 565-566-стр.

85«Фарханги забони тожики». 1-том, Москва, 1969. 665-стр.

86«Мустакиллик» толковый научно-публистический словарь. Ташкент: «Шарк» главная редакция издательско-полиграфического концерна, 1998. 114-стр.

87Национальная энциклопедия Узбекистана. 5-том, Т.: государственное научное издательство. 2003. 540стр.

88Узбекистон миллий энциклопедияси. 5-сон, Т.: "Узбекистан миллий энциклопедияси" Давлат илмий нашриёти, 2003. 540-бет.

В толковом словаре «Духовность: Основные понятия» понятию «духовность» дается следующее описание: «духовность» (араб. Значение, комплекс значений)-социальное явление, всегда идущее бок о бок с материальной жизнью, являющееся неотъемлемой частью жизни человека, народа и общества89.

За прошедший период, помимо словарей, в результате исследований ученых, а также специалистов социально-гуманитарной сферы, было издано множество книг, монографий, брошюр и статей, посвященных духовности. Каждый из них подходит к освещению понятия и сущности духовности исходя из своего научного потенциала, мировоззрения и сферы деятельности и проведения исследований.

В первую очередь, сам глава государства тех времён осветил суть духовности. Учитывая значение духовности в развитии независимого Узбекистана и в воспитании гармонично развитого поколения, Ислам Каримов в своих многочисленных работах и лекциях размышляет о духовности. Ислам Каримов в своём произведении « Высокая духовность -непобедимая сила» рассматривал духовность как внутреннюю силу: «Духовность - это внутренний мир человека, непреодолимая сила, которая побуждает человека к духовному очищению, к духовному росту, делает его волевым, целеустремленным, пробуждает его совесть, является критерием всех его взглядов".90 Мнения Ислама Каримова о духовности, ее роли в развитии общества и национальном возрождении, об особенностях и формах проявления духовности, ее содержании и сущности с первых лет независимости были поддержаны научной общественностью и интеллигенцией. Большое количество исследований, научно-популярных и публицистических работ появилось в контексте содержания духовности как понятия, ее социальных функций и значения в развитии общества. Однако история происхождения и формирования понятия « духовность» еще полностью не изучена. В научных трактатах и статьях, учебных пособиях и учебниках, написанных различными авторами, направленных на изучение, анализ вопроса духовности, освещение ее места в жизни человека и общества, а также связей с другими сферами, прослеживаются некоторые запутанные, не совпадающие между собой точки зрения. Подходы разных исследователей порой сводятся к тому, что одно отрицает другое, а наличие взаимоисключающих мнений приводит к возникновению путаницы в преподавании.

А.Эркаев выдвигает гипотезу о том, что понятие « духовность», по своему происхождению, имеет два далеких начала. Согласно его первому предположению, это понятие произошло от арабского «Маъни». Первые исламские богословы и философы - мутазилиты-Восил ибн АТО и Амр ибн

89 Толковый словарь «Духовность: Основные понятия» Т.: издательско-полиграфический творческий дом имени Г.Гуляма, 2009. 333-стр.

90 И.А.Каримов «Юксак маънавият- енгилмас куч». Т.: издательство «Маънавият», 2008. 19-стр.

Убайд основали науку («илм Ат-тафсир») толкования Корана и назвали науку о сущности "Маъни". Учение о сущности вещей и явлений, процессов, природы, общества и Бога они назвали "Маъна", тем самым положив начало понятию духовности в ее основе - "Маъна" как термину 91.

Вторая гипотеза: ни духовность, ни ее корень «Маъна» не были свободны от влияния одного из основных понятий древнеиндийской философии-понятия «Маънас». «Маънас» на санскрите означает пространство разума. Он считался местом расположения разума, этикета, эмоций, чувств, ощущений и воли т. д. в человеческом теле92. Продолжая идею, А. Эркаев подчеркивает: между Ближним Востоком, Ираном, Центральной Азией и Индией всегда были хорошо налажены экономические, политические и культурные связи. Наши предки также опирались на индийскую философию при создании исламского религиозно-философского учения.Как мы уже упоминали выше, маънас использовался в суфийском учении в Центральной Азии и Иране в той же форме, что и индусы.

В словаре «Фарханги забони таджики» "маънас" интерпретируется как "махалли унсу улфат" - место друзей и товарищей, и в качестве примера приводится следующий байт Руми:

«Касрхо худ мар - шохонро маънасаст,

Мурдаро хону макон гоъре баст аст».

Содержание: если для королей замки-это место друзей, то для мертвых-это царская могила .

Здесь "маънас" - место, где живет Бог. Употребляется в значении души, выражающей присутствие Бога в душе каждого человека. Под значением король имеется в виду совершенные люди, живущие по пути истины и правды. Под мертвыми подразумеваются люди, ставшие жертвой собственной жадности, без всякого стимула, безразличные, равнодушные, чьи души сравниваются с могилой. В этом байте и замок, и могила являются значением души93. Кстати, А. Эркаев в своей книге «Духовность - знак нации» рассказывает, что «маънас» на санскрите означает разум94. Но в словаре «Фарханги забони таджики» "маънас" дается как арабское слово. В других словарях, в частности в вышедшем на русском языке словаре «Философский энциклопедический словарь», отмечается, что "маънас"

95

принадлежнит к санскриту .

Таким образом, по нашему мнению, хотя термин «маънас» происходит из санскрита, можно прийти к выводу, что он широко распространен во всем мусульманском мире через арабский язык. Возможно, « маънас» напрямую перешел на персидский язык с санскрита.

91 Эркаев А. «Маънавият - миллат нишони». Т.: Издательство «Маънавият», 1999. 12-стр.

92Эркаев А. Тот же ресурс, 13-стр.

93Эркаев А. «Маънавият - миллат нишони». Т.: "Маънавият" нашриёти, 1999.16-17 стр.

94Эркаев А. Уша манбаа, 16 стр.

95Философский энциклопедический словарь. M.: 1983, 337-стр.

Потому что, помимо того, что Иран граничит с Индией, персидский язык и санскрит, языки принадлежащие к одной семье. Следует также отметить, что ранние исламские верующие также изучали индийские религиозно -философские взгляды, и, возможно, таким образом, термин "маънас", вошел в арабский язык и был присвоен.

Профессор М. Имамназаров исследует духовность как божественное явление: «духовность-это божественный свет в душе человека. Свет высшей истины, по этой причине наши предки называли человеческую душу «Сокровище века истины». А тайна истины -это такой волшебный талисман, что у него просто не хватит сил, чтобы всего его решить»96. По этому мнению можно прийти к выводу, что духовность-это качество, данное человеку Аллахом. Не смотря на то, что взгляды автора становятся некоторой причиной критики, он в своей другой книге - в учебном пособии «Основы нашей национальной духовности», интерпретируя на научном языке свое образное описание, вносит некоторую ясность к этому вопросу: «Духовность - гармония с истинным существованием души человека»97. Автор подчеркивает, что описание, которое он дал изначально, является суфийским, символическим описанием и истолкует, что духовность дана человеческому разуму Аллахом, - его сущность снова связывает с религиозностью98. Однако нельзя сказать, что данное рассуждение полностью раскрывает сущность понятия «духовность». Причина в том, что религия не является основой духовности, но является её важной составной частью. Это научное понятие нельзя осветить с помощью религиозно-мистических взглядов. Наука опирается только на конкретные факты и логические рассуждения. Тогда он приобретает объективность и правдивость. Духовность- это развивающееся самостоятельное социальное явление. Здесь мы хотели бы отметить, что это учебное пособие (Основы нашей национальной духовности. 2006 г.) М. Имамназарова предназначен для использования в качестве учебника для студентов бакалавриата высших учебных заведений социально-гуманитарного направления. В учебнике содержание тем должны освещены с помощью точных и понятных научных терминов и выражений. В учебнике автор описывает и рассуждает о «духовности» религиозным, художественным и образным смыслом. К. Куронбаев и В. Кучкаров говорят о том, что духовность человека формируется и развивается с момента его осознания себя как личности и до конца жизни, и что возможности и потребности человека в этом отношении безграничны99. Авторы указывают, что духовность-это развивающее явление. Но они недостаточно раскрывают структуру, форму, содержание

96Имамназаров М. «Миллий маънавиятимизнинг такомил боскичлари». Тошкент, 1996. 6 стр.

97Имомназаров М. Миллий маънавиятимиз асослари. Укув кулланма. Т.: Узбекистон файласуфлари миллий жамияти нашриёти, 2006. 33-стр.

98Имомназаров М. Миллий маънавиятимиз асослари. Укув кулланма. Т.: Узбекистон файласуфлари миллий жамияти нашриёти, 2006. 30-31-стр.

99 Куронбоев К., Кучкоров В. "Миллий гоя ва маънавий хаёт" Т.: "Ma'naviyat" nashriyoti, 2014. 8-стр.

духовности. Кроме этого, в описании духовность присуща только человеку и перестает принадлежать обществу и его структурам и уровням. В отличие от них М. Хамдамова рассматривает духовность как «понятие, воплощающее внутренний мир, духовные переживания, умственные способности, с восприятием общества, нации или отдельного человека». Она даёт описание, что «Духовность имеет широкий смысл и включает в себя такие понятия, как просвещение и культура»100. В данном описании вопрос о признании духовности не только присущей человеку, но и принадлежащей обществу и нации более подробно освещен, чем данным описании выше. Но описание осталось односторонним. Во-первых, в описании Хамдамовой духовность ограничивается только внутренним миром. Духовность человека проявляется не только в его внутренних переживаниях, мыслях, желаниях, но и в его поведении, творчестве и в отношении с людьми. Во-вторых, способность-это возможность, одаренная природой, а не духовность. Потому что среди способных, образованных людей встречаются и эгоистичные, корыстные, взяточные, жадные люди, и наоборот, среди людей со средними способностями не так уж и мало добрых, доброжелательных, добрых, веселых, щедрых, то есть людей с высокой духовностью. А.Эркаев рассматривает духовность как социальное явление и дает ей более широкое описание: "Духовность присуща только человеку. Но это не божественное или сверхъестественное природное явление, а социальное явление, связанное с деятельностью человека. В природе нет духовности, человек своей духовностью отличается от животного, а общество-от природы"101. Автор подчеркивает, что духовность-это сущность человека как социо-культурного существа, называя ее целостным комплексом многих оригинальных человеческих качеств, таких как доброта, справедливость, чистота, совесть, непорочность, патриотизм, любовь к красоте, удовольствие, ненависть ко злу, воля, материнство и тому подобное.102 Сагдулла Отамуратов и Сарвар Отамуратов провели научный анализ описаний о духовности нескольких исследователей: "В прессе и в научной литературе, по нашему мнению в описаниях, данные понятию духовности, остаётся не раскрытой одна лишь важная грань. В частности, духовность-это совокупность духовного и ментального мира человека... Если считать, что понятие, которое воплощает внутренний мир, душевные переживания, умственные способности и восприятие общества, нации или отдельного человека (А. Ибрагимов, Х. Султанов, Н. Джураев), признак рода человека, неотъемлемая составная часть его деятельности, продукт его сознания и интеллекта (А. Жалолов), сущьность человека как социо-культурное

100 M.Хамдамова «Основы духовности.» Изд."Наука и технология", 2008. 99-стр.

101А Эркаев. «Маънавият - миллат нишони.» Т.: Издательство "Маънавият", 1999. 23-стр.

102А.Эркаев Маънавият - миллат нишони. Т.: Издательство "Маънавият", 1999. 23-стр.

существо (А. Эркаев), то "продуктом" деятельности или его "воплощением" остается само понятие"103.

Сагдулла Отамуратов и Сарвар Отамуратов также высказали свое отношение к понятию " духовность": "Духовность-это не только внутренняя психика человека, данное ему "благословение" или существующие позитивные показатели, но вместе с тем и процессы его последовательного развития и существование процессов использования в развитии человека, нации и общества. Он не только развивает человека, нацию и общество, но и развивается сам" 104. В этом описании понятие "духовность" раскрывается ещё шире. Конечно, в приведенных выше описаниях те или иные стороны духовности нашли свое выражение. Исследователи подошли к этому понятию с их исследовательской точки зрения. А совершенное описание формируется в результате обобщения и научного обоснования различных точек зрения. Вот поэтому очень важно их научно проанализировать и выражать в обсуждениях. Поскольку проблема духовности гораздо более сложна и многогранна, данные ей описания также разнообразны. Ислам Каримов пишет о духовности, воплощая все ее стороны, следующее: "Понятие "духовность" в полной мере воплощает в себе идейные, идеологические, культурные, религиозные и нравственные взгляды втречающиеся в жизни общества. Поэтому, размышляя на эту тему, все эти данные взгляды можно обобщить и через понятие "духовность " выразить в широком смысле"105.

По этой причине А. Эркаев исходя из различных аспектов духовности, дает несколько описаний и, в заключении стараясь их обобщить, отмечает следующее: "Духовность - это общественное сознание возвышенное до степени религии и традиций, стойкие страсти, понятия, нормы, социальные цели, идеалы, отражённые в культурном наследии и обычаях , национальная воля, помогающая нации достигать определенных целей, а также установленная в обществе умственная и эмоциональная, духовная и идеологическая среда,"106.

Из вышесказанного становится ясно, что "духовность" - достаточно сложное и противоречивое понятие. В высших учебных заведениях, специалисты, которые обучаются по этой области, особенно магистры, должны на достаточном уровне знать существующие взгляды, их различия и сходства. Только тогда они всесторонне и глубже постигнут всё содержание и смысл духовности. Желательно, чтобы это ситуация не осталась незамеченным в будущих программах и учебниках высших учебных заведений.

103 Отамуратов Сагдулла, Отамуратов Сарвар «Духовное возрождение в Узбекистане». Т.:Издательство «Янги аср авлоди», 2003. 177-стр.

104Отамуратов Сагдулла, Отамуратов Сарвар «Духовное возрождение в Узбекистане». Т.:Издательство «Янги аср авлоди», 2003. 178-стр.

105И.А. Каримов "Юксак маънавият -енгилмас куч" Т.: Издательство "Маънавият", 2008. 20-стр.

106А.Эркаев "Маънавият ва тараккиёт." Т.: Издательство "Маънавият", 2009. 50-51-стр.

Использованные источники:

I.Эркаэв А. Маънавият ва тараккиёт. Т.: "Маънавият" нашриёти, 2009.

2.Фарханги забони тожики. 1-жилд, Москва. 1969.

3.Мустакиллик изошли илмий-оммабоп лугат. Т.: "Шарк" нашриёт-матбаа концерни бош тахририяти, 1998.

5.Falsafa qisqacha izohli lug'at. T.:"Sharq" nashriyot-matbaa konserni bosh tahririyati, 2004.

6.Узбекистон миллий энциклопедияси. 5-сон, Т.: "Узбекистон миллий энциклопедияси" Давлат илмий нашриёти, 2003.

7.Ma'naviyat asosiy tushunchalar izohli lug'ati. T.: G'afur G'ulom nomidagi nashriyot-matbaa ijodiy uyi, 2009.

8. Karimov I.A. Yuksak ma'naviyat - yengilmas kuch. T.: "Ma'naviyat" nashriyoti, 2008.

9.Эркаэв А. Маънавият - миллат нишони. Т.: "Маънавият" нашриёти, 1999. 10.Эркаэв А. Маънавият - миллат нишони. Т.: "Маънавият" нашриёти, 1999.

II. Философскийэнциклопедическийсловарь. M.: 1983-yil 12.Имомназаров М. Миллий маънавиятимизнинг такомил боскичлари. Тошкент

15.Имомназаров М. Миллий маънавийтаимиз асослари. Укув кулланма. Т.: Узбекистон файласуфлари миллий жамияти нашриёти, 2006.

16.Quronboev Q, Qo'chqorov V. Milliy g'oya va ma'naviy hayot. T.: "Ma'naviyat" nashriyoti, 2014..

17.Hamdamova M. Ma'naviyat asoslari. T.: "Fan va texnologiya" nashriyoti, 2008.

18.Эркаэв А. Маънавият - миллат нишони. Т.: "Маънавият" нашриёти, 1999. 19.Otamuratov Sadulla, Otamuratov Sarvar. O'zbekistonda ma'naviy-ruhiy tiklanish. T.:"Yangi asr avlodi"nashriyoti, "O'AJBNT" Markazi, 2003. 177-b. 20.0tamuratov Sadulla, Otamuratov Sarvar. O'sha manba, 178-b. 21.Karimov I.A. Yuksak ma'naviyat - yengilmas kuch. T.: "Ma'naviyat" nashriyoti, 2008. 20-b.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.