Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК" В РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ПОНЯТИЕ "ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК" В РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКА / ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК / МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Протянов А.А.

Тема актуальная, направлена на достижение эффективности государственных закупок путем снижения недобросовестной конкуренции участников без злоупотребления правом в ходе проведения торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК" В РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

УДК 340

А.А. Протянов

ПОНЯТИЕ «ДОБРОСОВЕСТНЫЙ УЧАСТНИК» В РОССИЙСКОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Тема актуальная, направлена на достижение эффективности государственных закупок путем снижения недобросовестной конкуренции участников без злоупотребления правом в ходе проведения торгов.

Ключевые слова: контрактная система, злоупотребление правом, определение поставщика, добросовестный участник, механизм проведения торгов.

Регулирование государственных закупок осуществляется федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее № 44-ФЗ).

Участниками контрактной системы являются государственные и муниципальные заказчики, уполномоченный орган по размещению заказа, специализированная организация, эксперт или экспертная организация, комиссии по размещению заказа и участники закупок.

Одним из важнейших нововведений Федерального закона №2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» являются антидемпинговые меры [1].

Демпинг в экономической науке - это реализация товаров, работ и услуг по искусственно заниженным ценам [6].

Антидемпинговые меры - это защита «справедливой цены» [1].

Демпинговые цены существенно меньше рыночных, они не имеют никакого экономического обоснования. Зачастую цены даже ниже, чем себестоимость реализуемых товаров, работ и услуг.

В системе государственных закупок демпинг преследует цель введения поставщика на рынок, для полного или частичного избавления от конкурентов. Эта схема проявляется в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством существенного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в ходе проведения открытых аукционов в электронной форме в рамках существовавшего ранее Федерального закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2]. Участие в торгах могли принимать совершенно все поставщики, из любого региона, области России, и поэтому был велик разброс цен, но зачастую предложенные цены были ниже рыночных. Так же были случаи, когда участники торгов снижали начальную цену контракта до нуля, а затем проводили торги на повышение цены.

Антидемпинговые меры были призваны снизить риски заключения контракта с поставщиком, одержавшим победу за счет искусственного снижения цен и не имеющим возможности по предлагаемой цене поставить продукцию в полном соответствии с условиями контракта [3].

При осуществлении госзакупок с помощью проведения конкурса и аукциона, существующий закон предусматривает определенные варианты (условия) применения антидемпинговых мер. Закон № 44-ФЗ говорит о том, что цену, какой бы низкой она не была («демпинговой»), никто не оспорит, в том случае, если поставщик докажет свою добросовестность. Сделать это можно несколькими способами.

Первый способ - это предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере. Например, при условии, если начальная цена контракта составляет более 15 млн. руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной максимальной цены, то такой участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза, превышающий размер, указанный в документации. Если же начальная максимальная цена контракта составляет 15 млн. руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной максимальной цены, то такой участник сам избирает удобный вариант обеспечения: предоставление обеспечения исполнения контракта в указанном выше размере или предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника закупки [4].

Так как определенных требований к форме обеспечения исполнения контракта закон о контрактной системе не описывает, обеспечение следует представлять в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на счет заказчика в зависимости от желания участника закупки.

© Протянов А.А., 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 12-1(87)

ISSN 2223-4047

Второй способ - это подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

Подтверждением этого критерия выступают данные, содержащиеся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, именно эта информация доказывает исполнение участником своих обязательств. В течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе должно быть завершено выполнение трех контрактов, при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику штрафов. Либо четырех и более контрактов, при этом не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к участнику штрафных санкций [1].

Рассматривая статью 37 закона № 44-ФЗ возникает вопрос, разрешено ли при присвоении статуса добросовестного участника закупки учитывать не только государственные контракты, но и сделки, обязательства по которым выполнялись в условиях частного рынка, то есть без участия государства. Ответ на этот вопрос мы находим в части 3 статьи 37, ссылка на реестр контрактов говорит о том, что при определении добросовестности участника закупки учитываются исключительно государственные контракты [3].

Кроме того, предприятия, впервые принимающие участие в государственных закупках, в принципе не могут выполнить требования части 3 статьи 37 закона, и это вовсе не говорит о том, что участник является недобросовестным. Между тем, закрепленное за участником закупки право выбора, которое заключается в том, предоставить доказательства добросовестности либо внести повышенный размер обеспечения исполнения контракта, все же формирует одинаковые условия для участников закупок [1].

Сведения, подтверждающие добросовестность участника закупки, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25% и более, предоставляются заранее. Если в составе заявки на участие в конкурсе нет сведений, подтверждающих добросовестность, то контракт с таким участником заключается только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, как это описано выше. При проведении закупки по средствам электронного аукциона, информацию о добросовестности поставщик передает при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или предоставляет ложные сведения, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта.

На сегодняшний день единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

Ни для кого не секрет, что цена контракта является существенным критерием оценки заявок на открытом конкурсе и зачастую решающим. Сейчас у заказчика есть право значительно уменьшить значение этого показателя. В случае демпинга значение цены контракта устанавливается равной 10% от суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. Однако это правило подходит только для участников конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также оказание консультационных услуг.

Третий способ - обоснование предлагаемой цены.

Особый антидемпинговый механизм предусмотрен также, если конкурс или аукцион проводится на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, то есть на продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо и прочее.

Если участник предложил цену контракта на 25% ниже максимальной, он должен дать заказчику обоснование предлагаемой цены. В части 9 статьи 37 говорится, что это может быть гарантийное письмо от производителя, счет на оплату или иные документы и расчеты [1].

Таким образом, предусмотренные законодательством антидемпинговые механизмы весьма тесно связаны с институтом начальной максимальной цены контракта, поэтому их эффективность возможна лишь при условии, что данная цена установлена по всем правилам, прописанным в Законе о контрактной системе и подзаконных актах, и отражает истинную стоимость закупаемых товаров, работ и услуг.

В заключении, стоит отметить, что необходимость в защите интересов участников конкурсов и аукционов от искусственно заниженных цен и минимизация связанных с этих рисков неудовлетворения государственных и муниципальных нужд назрела уже давно. В вязи с этим внедрение антидемпинговых мер является определенным шагом в развитии системы государственных закупок.

Между тем закрепленный в законе механизм имеет определенные недостатки. Существующие способы решения проблемы демпинга нельзя назвать оптимальными.

Учитывая тот факт, что антидемпинговые меры являются новым инструментом в системе госзакупок, можно сделать вывод, что предложенные в законе методы на практике не всегда себя оправдывают и нуждаются в дальнейшем изучении и доработке.

Библиографический список

1.Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2.Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ

3.Курц Н.А. Антидемпинговые меры как способ повышения конкуренции и правовой защиты контрактной системы // Вестник арбитражной практики. - 2015. - №1 (56). - С. 5-12.

4.Маслова Н.С. Действие антидемпинговых механизмов // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. -2015. - № 41. - С. 56-58.

5. Демпинг [Электронный ресурс]. URL: httpsV/ra.wikipedia.org/wiki/Демпинг

ПРОТЯНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ - магистрант, Ростовский государственный экономический институт РГЭУ («РИНХ»), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.