исполнительная власть); во-вторых, потребуется время, чтобы механизм технологических платформ прижился в России, мы достаточно консервативны; в-третьих, огласке широкой общественности механизм ТП не придается, несмотря на его простоту. Бизнес должен быть открыт, активен, новаторски перспективен и т.д., с чем в России на сегодняшний день не все просто.
Учитывая вышесказанное, государство должно поменять подход реализации механизма технологических платформ и достижения цели - развития отечественной экономики. Для этого, конечно, недостаточно поменять некоторые законы или подзаконные акты, а потребуется комплексный подход, принципиально меняющий позицию государства и уровень государственного контроля в экономике страны. То есть современное видение управленческих механизмов в развитии страны возможно только с использованием современных подходов.
На сегодняшний день в России имеется 33 технологические платформы, из которых только 3-4 показывают реальные результаты, среди них - платформы в авиационной, ядерной промышленности и в области биотехнологий. Биотехнологии и ядерная отрасль развиваются за счет активного финансирования государства - их успех объясним. В свою очередь, авиационная промышленность действительно нашла в инструменте технологических платформ механизм эффективного взаимодействия.
Таким образом, на данных примерах становится ясно, что подобные союзы в России возможны и взаимодействие их может дать положительный эффект, однако лучше его достигать естественным рыночным путем.
Библиографический список
1. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 22.11.2011 № ПР-3484ГС.
2. Инновационно-технологические кластеры стран - членов МЦНТИ: информационный материал. - Февраль, 2013.
3. Дежина И. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? / И. Дежина. - М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2013.
К.И. Фамиева
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
Ключевые слова: контрактная система, антидемпинговые меры, закупки, государственные и муниципальные нужды.
С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее - Закон о контрактной системе). В Законе о контрактной системе особое значение придается антидемпинговым процедурам (от англ. dumping - сбрасывание) - искусственному занижению участниками цены предлагаемой продукции [1, с. 6]. Данные нововведения являются дополнительным механизмом защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусматривал понятия «демпинг» и мер по борьбе с ним.
© Фамиева К.И., 2013
Установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта. Оно составляет 15 млн руб. При этом необходимость применения антидемпинговых мер не зависит от заказчика. Они применяются вне зависимости от мнения заказчика в следующих случаях:
- если в ходе проведения торгов одним или несколькими участниками было произведено снижение установленной цены контракта на 25 % и более;
- если объектом закупки является специально названный Законом о контрактной системе предмет.
Немаловажно, что антидемпинговые меры применяются только для конкурсов и аукционов. На иные способы закупок товаров, работ, услуг данные меры не распространяются. Если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракт, при этом сама цена больше 15 млн руб., то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта. Его размер должен превышать в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). При условии когда начальная (максимальная) цена контракта при проведении конкурса или аукциона меньше или равна 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается, когда участник предоставил обеспечение исполнения контракта. Его размер должен превышать в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) [2, с. 18].
В качестве альтернативного варианта участник должен предоставить информацию, подтверждающую свою добросовестность (сведения, содержащиеся в реестре контрактов и подтверждающие исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней). Добросовестность участника подтверждается информацией, содержащейся в реестре контрактов. Контракты данного участника не менее чем за 1 год до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней).
Если участник подает заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов, то не менее 75 % контрактов данного участника не менее чем за 1 год до даты подачи заявки должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 % цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт. В случае если участник закупки своевременно не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, то контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
При проведении конкурса на заключение контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг, заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок. Это касается случаев подачи участником конкур-
са заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая на 25 % и ниже начальной (максимальной) цены контракта. Если проводится конкурс или аукцион на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), то участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25 % и ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара. А также документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене (ст. 37 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона о контрактной системе, если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Необходимо отметить, что участник закупки не имеет права на ошибку. В случае признания членами комиссии по осуществлению закупок такой информации недостоверной (не соответствующей сведениям, указанным в реестре контрактов), заявка такого участника подлежит отклонению, а сведения об участнике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Если сведения об организации внесены в реестр недобросовестных поставщиков, законодательством введен запрет на участие данной организации в закупках в дальнейшем.
Предусмотренные антидемпинговые меры обусловливают возложение на участников процедур закупок финансовых рисков. Кроме того, данный способ не лишает поставщика возможности предложить низкую цену, ведь с учетом специфики российского ценообразования пониженная цена не всегда автоматически означает пониженное качество. Если же поставщик захочет поставить некачественную продукцию, то он рискует потерей задатка. Остается надеяться, что такое нововведение контрактной системы как антидемпинговые меры, окажет положительное влияние на эффективность деятельности заказчиков при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Библиографический список
1. Евсташенков А.Н. Применение антидемпинговых мер в Законе о контрактной системе // ГОС-ЗАКУПКИ.РУ. - 2013. - № 7. - С. 6-12.
4. Карташков П.В. Введение в Закон о контрактной системе // ГОСЗАКУПКИ.РУ. - 2013. - № 7. -С. 12-18.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Российская газета. -2013. - № 80.
Л. С. Фёдоров
ПОИСК ОПТИМУМА В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ
Ключевые слова: логистика, оптимизация, цепь поставок товаров, горизонтальная интеграция, показатели эффективности логистики.
Прежде чем приступить к рассмотрению категории оптимизации относительно управления процессом товародвижения, целесообразно обратиться к пониманию ее сути в рыночной и плановой экономике в целом.
Во-первых, необходимо отметить, что как в рыночной, так и плановой экономике при применении данной категории на уровне всего народного хозяйства приходится обращаться к большему количеству затратных факторов, чем на уровне любой отрасли или в случае управления цепями поставок товаров. Во-вторых, необходимо осознать, что по сути оптимизация в условиях рынка, в отличие от централизованного управления, экономикой предполагает суверенность субъектов рынка и, следовательно, свободное действие факторов спроса и предложения. В-третьих, надо иметь в виду, что рынку присущ такой необратимый изъян, как несовместимость во времени действия факторов спроса и предложения на разные объекты воспроизводственного процесса. В-четвертых, важно понимать, что, выступая в роли определителя благ, являющихся объектами разных форм собственности, рынок в немалой степени осложняет положение дел в достижении равновесия между спросом и предложением. Такой точки зрения, как правило, придерживаются приверженцы рыночной экономики и капитала.
В СССР до 1965 г., когда советские ученые Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и В.В. Новожилов были удостоены Ленинской премии за научную разработку методов линейного программирования и экономических моделей, сам предмет экономического оптимума находился под подозрением у властей. В конце 40-х гг. транспортная логистика в нашей стране была признана «символической новейшей разновидностью формалистической логики, получившей преобладающее влияние в современной реакционной буржуазной философии, идеалистическим извращением математической логики, оторванной от логики и практики, то же, что и схоластика» [1].
С наступлением оттепели академик С.Г. Струмилин в своей изданной в 1965 г. работе дал следующее определение оптимизации: «Экстремальные задачи на максимум и минимум нуждаются для своего решения лишь в правильном использовании известных методов и приемов математической науки. Но когда речь идет об оптимальном решении какой-либо хозяйственной задачи, всегда нужно еще ясно себе представлять, с чьей именно точки зрения, какого именно хозяина или иного оценивающего субъекта - искомое решение является оптимальным, т.е. наилучшим в данных обстоятельствах места и времени» [1]. Из этого сле-
© Фёдоров Л.С., 2013