Научная статья на тему 'Понятие бюджетного контроля в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»'

Понятие бюджетного контроля в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2104
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / BUDGETARY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куприянец Ирина Михайловна

Раскрывается понятие бюджетного контроля через последовательное рассмотрение сущности категорий «контроль», «финансовый контроль», «государственный и муниципальный финансовый контроль». Рассматривается объект, предмет, задачи и сфера применения бюджетного контроля. Обосновывается целесообразность введения понятия бюджетного контроля при изучении дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» как важнейшего элемента государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the given abstract the concept of budgetary control has been analyzed by means of consecutive consideration of such categories as "control", «financial control», «state and municipal financial control». The subject, matter, purposes and budgetary control application area are defined. Reasons for the introduction of budgetary control concept as the basic issue of state financial control while studying the academic discipline «State and municipal finance» are proved.

Текст научной работы на тему «Понятие бюджетного контроля в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»»

2010 Экономика №1(9)

УДК 336.148

И.М. Куприянец

ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ В ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»

Раскрывается понятие бюджетного контроля через последовательное рассмотрение сущности категорий «контроль», «финансовый контроль», «государственный и муниципальный финансовый контроль». Рассматривается объект, предмет, задачи и сфера применения бюджетного контроля. Обосновывается целесообразность введения понятия бюджетного контроля при изучении дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» как важнейшего элемента государственного финансового контроля.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль.

Изучение понятия и сущности контроля за государственными и муниципальными финансами в дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» обусловлено тем, что контроль является выражением контрольной функции самих финансов и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т. е. в процессе образования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств.

Переход от командно-административной системы к рыночной экономике, сопровождаемый сменой форм собственности, определяет иные, экономические методы хозяйствования и схемы движения финансовых потоков. Внедрение принципов бюджетного федерализма и разграничения компетенции субъектов Федерации формирует условия становления новой системы бюджетного контроля как основной стратегически важной отрасли государственного финансового контроля.

Исследование данной проблемы предполагает обращение к теоретическим аспектам государственного бюджетного контроля. С этой целью представляется необходимым проанализировать взгляды исследователей по вопросам сущности категорий «контроль», «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «муниципальный финансовый контроль», «бюджетный контроль».

В современной экономической науке исходное понятие «контроль» трактуется как одна из стадий управленческого цикла (проектирование и определение цели, организация выполнения принятого решения; контроль исполнения). Так, А.М. Ковалева считает, что «контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений, фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, принятия решений по их ликвидации» [1. С. 512]. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел на про-

веряемом объекте, выявлении или предупреждении отрицательных факторов, негативно влияющих на исполнение управленческих решений.

Подход к определению контроля как стадии процесса управления способствует действенности и результативности контроля, определению степени влияния субъекта контроля на объект контроля, оценке эффекта возникающих при этом отношений. Следует отметить важность «обратной связи»: по результатам контроля происходит корректировка дальнейшего процесса управления, т. е. дальнейшее планирование и выполнение поставленных целей осуществляется с учетом данных, выявленных на стадии контроля.

Финансовый контроль, являясь элементом управленческого цикла, определяется также спецификой финансовых отношений, выражающейся в контрольной функции самих финансов. «Роль финансового контроля проявляется в результатах практического использования функций финансов - распределительной и регулирующей, которые неразрывны и должны быть реализованы в интересах повышения эффективности использования финансовых ресурсов» [2. С. 57-63].

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов [3. С. 47].

Государственный финансовый контроль можно определить как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов [1. С. 512].

С позиции практики государственный финансовый контроль может быть определен как «совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций» [4. С. 398].

Государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего, разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

Уточнение, данное в определении государственного финансового контроля, касающегося местного самоуправления, очень важно. Так, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления

Понятие бюджетного контроля

не входят в систему государственных органов власти. Однако в Бюджетном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 января 2000 г., раздел IX назван «Государственный и муниципальный финансовый контроль» и предусматривает существование органов муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса. Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тоже предусмотрено создание «контрольного органа муниципального образования».

Таким образом, муниципальный финансовый контроль - это вид государственного финансового контроля, осуществляемого органами контроля муниципальных образований в пределах своих полномочий. Субъекты муниципального финансового контроля осуществляют деятельность по контролю за формированием, законным и эффективным использованием финансовых ресурсов муниципальных образований и муниципальной собственности.

Внутри государственного финансового контроля выделяют бюджетный контроль - контроль над использованием бюджетных средств [4. С. 399]. Учитывая, что формирование, распределение и расходование большинства финансовых ресурсов государства происходит во время реализации бюджетного процесса и находит свое отражение в бюджетах разного уровня, можно сказать, что бюджетный контроль занимает основное место в финансовом контроле государства.

Бюджетному контролю как виду государственного финансового контроля присущи те же цели, задачи, функции и те же проблемы - отсутствие единой концепции контрольной деятельности, единых критериев оценки эффективности, рациональности, целесообразности расходования и использования бюджетных средств.

Главной задачей бюджетного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных средств. Бюджетный контроль способствует разработке и реализации оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивает максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

Объектом бюджетного контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, отражаемых в бюджетах всех уровней, т. е., по сути, бюджетный процесс.

Предметом бюджетного контроля являются такие финансовые показатели, как доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, бюджетных ссуд, субсидий и т. п.

Бюджетный контроль может быть рассмотрен как отрасль науки, сфера деятельности, контрольное действие.

Осуществление бюджетного контроля в целом, его цели, задачи, формы, методы, органы регулируются нормами бюджетного права, содержащимися в бюджетном законодательстве (ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Бюджетный контроль как специфическую часть финансового контроля можно также отнести к особенной части финансового права.

Как сфера деятельности бюджетный контроль представляет собой деятельность по оценке степени соблюдения требований нормативных актов и т. п., достоверности проверяемой отчетности и оказание тех сопутствующих услуг, к которым органы бюджетного контроля достаточно хорошо подготовлены (консультативные, экспертные и др.) [5].

Как контрольное действие бюджетный контроль проявляется в проведении конкретной проверки в конкретной ситуации.

Таким образом, в ходе изучения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» целесообразно введение понятия бюджетного контроля как части государственного финансового контроля, определяемого как регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, имеющая своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Литература

1. КовалеваА.М. Финансы и кредит. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Грачева ЕЮ. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. М.: Юрист, 2002. № 2.

3. Ковалева В.В. Финансы, М.: Проспект, 2004.

4. Галицкой С.В. Деньги. Кредит. Финансы. М.: Эксмо, 2008.

5. Гутцайт Е.М. Проблемы финасового контроля: перечень и описание // Аудиторские ведомости. 2008. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.