УДК 658.18
ПОНЯТИЕ АУТСОРСИНГА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ Петрачкова Зинаида Зульфировна, аспирант, [email protected],
Институт туризма и гостеприимства (филиал)
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Россия
THE TERM OF OUTSOURCING AND ITS CLASSIFICATION
Petrachkova Z.Z.
В статье автором раскрыто понятие «аутсорсинг», приведены определения аутсорсинга из научных трудов российских авторов, проанализирована правовая природа договора аутсорсинга, рассмотрена классификация аутсорсинговых услуг, виды аутсорсинга по классификационным признакам, а также представлены результаты рейтингования компаний по объему совокупной выручки от услуг в области аутсорсинга и предварительные итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, конкурентоспособность, рыночный инструмент, внешние ресурсы.
In this article the author describes the term of outsourcing, gives definitions of outsourcing from the researches of Russian authors, analyzes the legal nature of outsourcing contract, examines the classification of outsourcing services and its types according to the classification characteristics. Companies' rating results of the total gain volumes in the area of outsourcing and preliminary rating results of the popularity of outsourcing types in the international companies in Russia are introduced in the article.
Key words: outsourcing, outsourcer, competitiveness, market tool, extra inputs.
В условиях современного рынка лидируют компании, имеющие превосходство над своими конкурентами. У каждой компании существуют свои методы конкурентной борьбы, как правило, они сводятся к сокращению издержек. Необдуманная минимизация затрат может привести к неутешительным последствиям, например, сокращение штата. Обязанности уволенного работника распределяются между остальными, на что уходит время. При этом существует риск, что увеличение нагрузки приведет к усилению текучести кадров.
Перед руководством компаний встает вопрос поиска рыночного инструмента, который позволит существенно сократить затраты и не окажет негативного воздействия на бизнес. Одним из таких инструментов является аутсорсинг. В последние годы он получил широкое применение как за рубежом, так и в России.
Все виды экономической деятельности в Российской Федерации перечислены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД). Но такого вида деятельности, как аутсорсинг, ОКВЭД не содержит. Понятие «аутсорсинг» не содержится в Гражданском кодексе РФ, отношения оформляются обычным договором возмездного оказания услуг либо договором подряда [4]. При этом согласно п. 1 и п. 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Таким образом, компаниям ничто не мешает заключать договоры аутсорсинга. Осталось разобраться, что же означает данный термин.
В публикациях и научных трудах зарубежных и российских авторов существует большое количество определений аутсорсинга, но все они трактуются из перевода английского слова «outsourcing» и означают «внешний источник».
Аникин Б.А. [1] предлагает рассматривать аутсорсинг многогранно и дает 14 определений этого термина. Вот некоторые из них:
- «использование услуг сторонних компаний для выполнения своих задач»;
- «отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у других организаций»;
- «привлечение внешних ресурсов для решения собственных проблем (например, разработки проектов)» и пр.
Борзунова О. [8] отмечает, что аутсорсинг (outsourcing) - это способ организации деятельности компании за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.
Таким образом, аутсорсинг это использование одной организацией ресурсов другой, с целью оптимизации деятельности.
Из определений следует, что заключение договора аутсорсинга означает совершение двусторонней сделки, предусматривающей выполнение функций сторонними организациями с более высокой квалификацией на возмездной основе. Двусторонняя сделка предполагает участие двух сторон - заказчика и исполнителя, так называемого аутсорсера. Возмездность означает выполнение аутсорсером в рамках договора порученных функций заказчиком за вознаграждение.
Предметом договора аутсорсинга будет являться передача на выполнение аутсорсеру функций или процессов в зависимости от целей заказчиков, т.е. на аутсорсинг может передаваться все то, что выполняется собственными силами компании. Достаточно рассмотреть структурные подразделения компании, чтобы выявить участки, которые возможно передать на аутсорсинг. Самыми распространенными отделами являются: отдел кадров, бухгалтерия, юридический отдел, AXO, отдел рекламы. Функции данных отделов могут быть переданы на аутсорсинг, т.е. единственному поставщику услуг. Следует отметить тот факт, что затраты на осуществление процессов, переданных на аутсорсинг, будут значительно ниже затрат, которые возникают при ведении бизнеса собственными силами.
По данным журнала «Fortune», как минимум 90% современных компаний применяют аутсорсинг для реализации хотя бы одного бизнес-процесса. Расходы на покупку аутсорсинговых услуг постоянно растут, а рынок таких услуг быстро расширяется [7].
В настоящее время на рынке существует большое количество консалтинговых фирм, способных оказывать услуги такого рода. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок аутсорсинга функций учета продолжает расширяться. Как сообщает Вартан Ханферян, «... суммарные доходы ста крупнейших игроков рынка аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году составили свыше 59 млрд. рублей» [9]. В список крупнейших компаний по итогам 2009 года по объему совокупной выручки от услуг в области аутсорсинга учетных функций включены такие группы компаний, как Intercomp Global Services (799 834 тыс.руб.), BDO (351 930 тыс.руб.), Кадровый холдинг АНКОР (287 431 тыс.руб.), «ОМК-Аудит» (190 386 тыс.руб.) и многие другие. Также следует отметить, что почти половина (45%) совокупной выручки участников рейтинга приходится на аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета. Такого рода услуги включают в себя выполнение аутсорсером функций главного бухгалтера, полное ведение бухгалтерского и налогового учета или отдельных его участков, подготовку отчетности [5].
По предварительным итогам рейтингования видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России, подведенными аутсорсинговым подразделением BDO в России и рейтинговым агентством РБК.Рейтинг следует, что первое место по популярности занимает оформление виз и разрешений на работу для иностранцев и юридическое обеспечение деятельности (58%), на втором - услуги в сфере логистики и транспорта
(53%), третье место - передача на аутсорсинг отдельных участков бухгалтерского учета [6].
Как было отмечено ранее, аутсорсинговые услуги подразделяются в зависимости от видов деятельности компании, а значит, их можно классифицировать следующим образом:
- аутсорсинговые услуги учетных функций (ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета);
- аутсорсинговые услуги информационных технологий (обслуживание IT-инфраструктуры, проектирование и планирование автоматизированных систем, постоянное развитие и сопровождение IT-систем);
- аутсорсинговые услуги обслуживания (эксплуатация объектов недвижимости, уборка помещений, рабочее питание и пр. услуги по обслуживанию).
Представленная классификация аутсорсинговых услуг относится к функциональному аутсорсингу - передаче непрофильных функций. Функциональный аутсорсинг актуален как для компаний, занимающихся производством, так и сферы услуг.
В последнее время широкое применение получил операционный (производственный) аутсорсинг - передача на внешнее обслуживание процессов, непосредственно связанных с основным видом деятельности компании. Такой вид аутсорсинга в большей мере распространен в сфере производства и появился раньше функционального. Как отметил Аникин Б. А., «Истоки аутсорсинга относятся к периоду противостояния в автомобилестроении двух великих менеджеров - Генри Форда и Альфреда Слоуна в 30-х гг. XX в., когда стало понятно, что ни одна фирма не может быть самодостаточной, поэтому ряд функций целесообразно передать специализированным фирмам. Особенно это касалось вспомогательного производства: обслуживания и ремонта оборудования, изготовления инструмента и т.д....» [1]. Следует указать, что
производственный аутсорсинг регулируется существующим документом ISO/TC 76/SC 2/N 630R2 от 24.11.2003 Руководство по «аутсорсинговым процессам» [3]. В нем приведено определение аутсорсинговых процессов, а именно: «Оксфордский словарь английского языка определяет глагол «outsource» как «получить.по контракту от источника вне организации или вне данной области деятельности организации; дать работу по контракту». Помимо данного определения, в руководстве подчеркнута необходимость выполнения аутсорсинговых процессов (в случае если они могут повлиять на соответствие продукции требованиям ИСО 9001:2000) в соответствии с требованиями
системы менеджмента качества и требованиями, установленными организацией. Это говорит о том, что в случае передачи заказчиком процесса внешним организациям, они должны обеспечить все условия для гарантированного выполнения требований заказчика.
Наряду с функциональным и производственным аутсорсингом существует и ресурсный - использование внешних ресурсов взамен собственных [2]. В качестве ресурсов могут выступать объекты основных средств, нематериальные активы, материально-производственные запасы и пр.
Также аутсорсинг может классифицироваться в зависимости от объема его применения:
- полный аутсорсинг - ведение деятельности компании осуществляется только аутсорсером в течение действия договора аутсорсинга;
- частичный или выборочный аутсорсинг - ведение деятельности самостоятельно и аутсорсером одновременно [2]. Например, ведение бухгалтерского и налогового учета в компании может осуществлять бухгалтер в рамках трудового договора, а составлением годовой отчетности по договору аутсорсинга будет заниматься приглашенный специалист, который одновременно контролирует работу бухгалтера и устраняет имеющиеся нарушения.
Таким образом, аутсорсинг - это не только рыночный инструмент, способствующий снижению затрат, но и стратегия управления компанией, предполагающая реструктуризацию бизнес-процессов.
Литература
1. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и
конкурентоспособных организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. 192 с.
2. Сафарова Е. Дробление бизнеса: аутсорсинг // Клуб главных бухгалтеров. 2010.
№8.
3. Руководство по «аутсорсинговым процессам». Документ ISO/TC 76/SC 2/N 630R2 от 24.11.2003.
4. URL: http://www.fbk.ru/upload/images/outsourcing services.pdf (дата обращения:
15.01.2013).
5. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2009/ (дата обращения:
16.01.2013).
6. URL: http://www.sostav.ru/news/2010/07/21/isl3/ (дата обращения: 16.01.2013).
7. URL: http://www.plab.ru/article/outsourcing1/ (дата обращения:15.01.2013).
8. Борзунова О. Перекладываем работу на чужие плечи: договор аутсорсинга // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. № 11.
9. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/outsourcing/2009/ (дата обращения:
15.01.2013).