онной подвижности населения между регионами страны является важной предпосылкой для сглаживания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития в современной России и обеспечения устойчивого экономического развития страны в ближайшей перспективе.
Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан от 15.01.1992 г. N 4 - ЗРК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изм. от 11.10.2011 г) // СЗ. - 1992. - N 4. - Ст. 84.
2. Конституция Республики Казахстан (принята всенародным голосованием 30.08.1995) (с учетом поправок, внесенных Законами РК о поправках к Конституции РК от 07.10.1998 N 284-I, от 21.05.2007 N 254-III, от 02.02.2011 N403-IV). - А.: Адилет, 2011. - 217 с.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 янв.
4. Локк Д. Избранные философские произведения. Т. II. - М., 1960. -С. 175.
5. Дурэм К.У Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. - М.: Институт религии и права, 1999. - С. 3.
6. Тетерятников Н.Ю. Указ. соч. - С. 5.
7. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - C. 12.
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Шулежко В.И.1
Полк ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратов, г. Саратов
В статье рассматриваются проблема определения административно-правового статуса гражданина Российской Федерации. Предлагаются виды статуса, рассматриваются принципы административно-правового статус.
Ключевые слова административно-правовой статус, элементы административно-правового статуса граждан, виды административно-правового статуса, принципы административно-правового статуса граждан.
1 Старший инспектор ДПС, старший лейтенант полиции.
За последнее десятилетие радикально преобразилась государственная и общественная жизнь страны. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.
Кушнир И.В. отмечает, что административно-правовой статус гражданина - это комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты [4, с. 120].
Макарейко Н.В. указывает, что административно-правовой статус гражданина - это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами [5, с. 73].
Исследователем выделены следующие элементы административно-правового статуса граждан:
1) принципы административно-правового статуса граждан;
2) гражданство;
3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
5) административная ответственность граждан;
6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Костькова О.В. понимает под административно -правовым статусом
гражданина совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами [3, с. 91].
Структура административно-правового статуса, с точки зрения О.В. Костькова следующая:
- административная правоспособность - способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;
- административная дееспособность - способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;
- совокупность прав и обязанностей;
- ответственность;
- гарантии реализации прав и обязанностей [3, с. 108].
Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.
Макарейко Н.В. различает следующие виды административно-правовых статусов граждан:
1) общий административно-правовой статус граждан - общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;
2) родовой (специальный) административно-правовой статус - отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);
3) индивидуальный административно-правовой статус - конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей [5, с. 77].
Костькова О.В. различает следующие виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:
- административно-правовой статус личности;
- административно-правовой статус гражданина;
- административно-правовой статус иностранного гражданина;
- административно-правовой статус лица без гражданства [3, с. 111].
Виды административно-правового статуса в зависимости от субъекта:
- общий административно-правовой статус - статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;
- особенный - статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т.д.);
- специальный - статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).
Звоненко Д.П. считает, что административно-правовой статус гражданина складывает из четырех взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие [2, с. 54].
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно
гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий уровень административно-правового статуса социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. Так, в соответствии:
- с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;
- с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Наконец, четвертый уровень административно-правового статуса гражданина составляет так называемый особый (мы предлагаем именовать его факультативным) статус, содержание которого определяется правами и обязанностями, приобретаемыми гражданином для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примерами такого особого статуса могут быть статусы автовладельца, охотника, пилота любителя, владельца маломерного судна и т.д. [2, а 56].
К числу особенностей административно-правового статуса граждан необходимо отнести ряд административных наказаний, предусмотренных Ко-АП РФ исключительно в отношении граждан. Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам в широком значении.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим пра-
вом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции ток до 30 суток.
Административный арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток [2, с. 57].
Важное значение при рассматривание административно правового статуса граждан имеют принципы. Макарейко Н.В. указывает на следующие принципы административно правового статуса граждан.
Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).
Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.
Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3 Конституции).
Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его винов-
ность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.
Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации [5, а 113].
Таким образом, как показал анализ литературы, главная особенность, ха-растеризующая граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они выступают в качестве не только частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, но и как представители какой-либо организации. Вследствие этого гражданин может реализовать кроме своих прав, свобод и обязанностей права и обязанности, входящие в административно-правовой статус организации ток например, права и обязанности государственного служащего, выступая от имени соответствующего государственного органа, реализуя задачи и функции, порученные им государством.
Список литературы:
1. Афамготов Э.М. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации / Э.М. Афамготов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 1. - С 107-109.
2. Звоненко Д.П. Административное право / Д.П. Звоненко, А.Ю. Ма-лумов, Г.Ю. Малумов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 416 с.
3. Костькова О.В. Административное право / О.В. Костькова. - М.: Аллель, 2010. - 390 с.
4. Кушнир И.В. Административное право / И.В. Кушнир. - М.: Инфра-М, 2011. - 435 с.
5. Макарейко Н.В. Административное право: краткий курс лекций / Н.В. Макарейко. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 212 с.
6. Указ Президента РФ от 29.04.96 «Об утверждении положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы». - 1996. - № 18.
7. Федеральный Закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Федеральный Закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru.
9. Федеральный Закон от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31; 1999. - № 8.