Научная статья на тему 'Понимание термина «Эвтаназия»'

Понимание термина «Эвтаназия» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2387
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смерть / активная эвтаназия / пассивная эвтаназия / страдания человека / деятельность медработника. / death / active euthanasia / passive euthanasia / human suffering / health worker activity.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андрей Андрианов

В статье отражается проблема, связанная с конкретизацией термина эвтаназии. Для постановки вопроса приводятся использование слова в письменных источниках античных авторов Геродота, Софокла и Светония. Привлекается классическое умозаключение Фрэнсиса Бэкона, а также рассматривается современное состояние проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF THE TERM «EVTANAZIA»

The article reflects the problem associated with the concretization of the term euthanasia. To formulate the question they use cited words from written sources by such ancient authors as Herodotus, Sophocles, and Suetonius. There is drawn Francis Bacon's classical conclusion in the article. The present state of the matter is also considered there.

Текст научной работы на тему «Понимание термина «Эвтаназия»»

РЕЛИГИЯ И МЕДИЦИНА

Цикл статей проректора по учебной работе КоДС, докторанта ОЦАД, кандидата богословия, священника Андрея Андрианова

УДК 177.7(038):614.251

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17811

Священник Андрей Андрианов,

кандидат богословия, проректор по учебной работе КоДС E-mail: prorector44@mail. ru

ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «ЭВТАНАЗИЯ»

В статье отражается проблема, связанная с конкретизацией термина эвтаназии. Для постановки вопроса приводятся использование слова в письменных источниках античных авторов Геродота, Софокла и Светония. Привлекается классическое умозаключение Фрэнсиса Бэкона, а также рассматривается современное состояние проблемы.

Ключевые слова: смерть, активная эвтаназия, пассивная эвтаназия, страдания человека, деятельность медработника.

Эвтаназия - это греческое слово, ставшее общепринятым международным термином, является составным. Оно состоит из двух частей: наречия ей (хорошо)1 или эпического ей, что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный»2 и б^атод -«смерть»3. В общем получается «добрая смерть».

Данное понимание неминуемой участии человека считается вполне приемлемой в религиозном обществе. Так Православная Церковь молится, чтобы верующие удостоились «христианския кончины,... безболезненны, непостыдны, мирны»4. То, что православные называют «христианской кончиной», как об этом говорится в церковной молитве, то для древних греков-язычников она имела своё обозначение словом эвтаназия.

1 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. - М.: Греко-латинский кабинет Шичалина А. Ю., 1991. - С. 540.

2 Христодул, архиеп. Афинский и всея Эллады. Церковь и проблема эвтаназии // Церковь и время. - 2004. - №2 (27). - С. 15.

3 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. - М., 1991, - С. 596.

4 Служебник. Ч.1, М., Издательство Сретенского монастыря. 1999. - С. 170.

Священник Андрей Андрианов, кандидат богословия, проректор по учебной работе

В трагедии Софокла (ок. 496-406гг. до Р.Х.) смерть Антигоны была исполнена решимости умереть славной смертью1, т.е. умереть благородно, а не бесчестно, не похоронив своего брата Полиника. То же просит, перед началом единоборства и Гектор у Ахиллеса, чтобы не иметь «плохой смерти»2, как буквально говорится в оригинале Гомеровой «Илиады» (VI в. до Р.Х.)3.

Известное науке самое раннее упоминание самого термина находится в античной литературе, а именно, в известном произведении Светония (прибл. между 75-160 гг.). Описывая смерть Августа, биограф использует данное слово. «Он (Август - А. А.) стал расспрашивать о дочери Друза, которая была больна, и тут внезапно испустил дух на руках у Ливии со словами: "Ливия, помни, как жили мы вместе! Живи и прощай!" Смерть ему выпала легкая, какой он всегда желал. В самом деле, всякий раз, как он слышал, что кто-то умер быстро и без мучений, он молился о такой же доброй смерти для себя и для своих — так он выражался»4.

Итак, слово, которое подлежит рассмотрению имеет древнюю историю, не менее двух тысячелетий. Однако со временем происходит изменение значения слова, расширяются рамки его использования. Так в XVII столетии знакомое с античности слово получает ещё одно значение, имеющее отношение к медицинской науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (15611626) в своём сочинении «О достоинстве и приумножении наук» выражает свою убежденность, «что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, ... , уже сама по себе является немалым счастьем; ...»5.

В настоящее время термин наиболее часто используется для обозначения намеренного ускорения смерти или умерщвления неизлечимого больного, находящегося в терминальном состоянии, с целью прекратить его стра-дания6. При этом мероприятие, направленное на умерщвление человека, обычно трактуется, как следствие на добровольно выраженное на то согла-

1 В оригинале используется словосочетание «KaÂôç 9aveïv» (Еофокхео^ 1891: 97) которое у Зелинского Ф. переводится так - «Но я не отрекусь от славной смерти». (Софокл 1990: 97). Софокл, Драмы. Литературные памятники. Пер. с древнегреч. Зелинский Ф. М.: Наука. 1990 С. 606. Еофокхеоие 'Avxiyovn (ed. Sir Richard Jebb, Cambridge. 1891). [Электронный ресурс]. - URL: http://el.wikisource.org/wiki/%CE%91%CE%BD%CF%84 %CE%B9%CE%B3%CF%8C%CE%BD%CE%B7] (дата обращения 2013-09-14).

2 В русском поэтическом переводе Вересаева В. - «зловещая смерть». (Гомер 1949: XXII, 300). Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Вересаева. В. - М-Л.: Гослитиздат, 1949. - С. 555.

3 Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Вересаева. В. - М-Л.: Гослитиздат, 1949. - С. 555. (XXII, 300).

4 Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. Пер. с лат. М. Гаспарова. - М.: Художественная литература, 1990. - С. 77 (II, 99).

5 Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - С. 592.

6 Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 / Сайт: Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/889/ word/yevtanazija. (дата обращения: 2013-10-15).

сие со стороны тяжело болящего или пациента, лечение которого сопровождается значительными финансовыми потерями1. Имеются и более нивелированные определения эвтаназии, суть которых сводится к утверждению, что умерщвление больного проводится из-за сочувствия или даже милосер-дия2 к нему для облегчения от болей. Здесь уже подчёркивается, что эвтаназия воспринимается исключительно как позитивный механизм.

Однако, как справедливо замечает исследователь термина Potthoff в своем исследовании «Эвтаназия в древности», слово эвтаназия в античности ни в коем случае не обозначало преждевременного конца, наполненного страданиями, отчаянием и мучениями. Этот термин никогда не уравнивался с современным его пониманием, как «умышленное оказание определенного содействия человеку в достижении его добровольной смерти»3.

Поскольку термин «эвтаназия» несколько раз менял свое значение и теперь имеет разные грани человеческого отношение к смерти, дать однозначное толкование для него весьма затруднительно. Предлагаемая систематизация проблемы основывается на двух моментах: «деятельность» медработника (см.: таблицу № 1 «Деятельность» медработника) и отношение к эвтаназии того человека, над кем она проводится — принятие решения о проведении умерщвляющих мероприятий (см.: таблицу № 2 «Принятие решения о проведении эвтаназии»).

В литературе различных отраслей научного знания: медицинской, правовой и философской, понятие эвтаназия рассматривается в разных ключах: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие», «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий», «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий»4. Разумеется ни одно из приведённых выше определений термина невозможно признать абсолютно верным, заключающим в себе все характеристики и многочисленные варианты обстоятельств, в контексте которых проводится процедура умерщвления человека. Первое определение не даёт возможным разграничить убийство с участием медработника от самоубийства, совершаемого самостоятельно. Второе не охватывает случаи, при которых пациент, находясь в бессознательном состоянии, не может выразить своё решение. Третье определение включает уже указание на действие, приводящее к летальному исходу, и не объемлет все случаи сознательного бездействия медицинского работника,

1 Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. 2008 / Сайт: Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology.academic.ru/4844/%D0%AD%D0% B2%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 2014-10-15).

2 Энциклопедия юриста 2005 / Сайт: Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2462/%D0%AD%D0%92%D0%A2% D0% 90%D0%9D%D0%90%D0%97%D0%98%D0%AF (дата обращения: 2014-10-16).

3 Христодул, архиеп. Афинский и всея Эллады. Церковь и проблема эвтаназии // Церковь и время. - 2004. - №2 (27). - С .15.

4 Крылова Н. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 11 (Право). - 2002. - № 2. - С. 19.

имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента.

В приведённых выше определениях отсутствует понятие субъекта, проводящего эвтаназию в действие. Кроме того, комбинируя эти формы эвтаназии, можно получить разные способы эвтаназии: например, добровольной и активной, добровольной и пассивной, недобровольной и активной, недобровольной и пассивной.

По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) эксперты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, при которой эвтаназия представляется добровольной со стороны тяжело больного и пассивной со стороны врача.

Здесь происходит своего рода терминологическая путаница, которую «нарочно спровоцировали сторонники эвтаназии различного рода заявлениями о том, что нужно понимать под этим термином, ставя на одном и том же уровне понятия «дать умереть» (негативная, или пассивная эвтаназия) и «помочь умереть» (активная, или настоящая эвтаназия). Это смешение не является безобидным: оно поддерживается преднамеренно для того, чтобы привести врачей и общественное мнение к ложной дилемме. Имеется неоднозначность в понимании термина. Так идёт расстановка на одном уровне понятий «дать умереть» и «помочь умереть». Смешение двух положений не является допустимым поскольку, как замечает доктор медицины Жак Судо, оно может привести врачей и общественное мнение к ложной дилемме: «или вы гуманны и способны сочувствовать ближнему, а значит, должны перешагнуть через недозволенное (причинить смерть), или же вы ставите абстрактные догмы выше простого человеческого сочувствия — следовательно, не остановитесь даже перед тем, чтобы продлить эти бессмысленные страдания, которых не вынесли бы и сами»1.

Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем для жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть2.

1 Судо Ж. Эвтаназия // Сайт: Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/Evtanazia.php. (дата обращения: 2013-09-18).

2 Кроме предложенного понимания в научной литературе можно встретить достаточно жесткие суждения в отношении эвтаназии. См. Напр.: Чашин А.Н. Юридический аспект «права на смерть» //Медицинское право. - 2014. - №4. - С. 36. Автор статьи пишет: «Собственно, что есть эвтаназия по своей природе? Эвтаназия есть зловонная отрыжка атеистического постиндустриального общества. Мы хотим звать к смертному одру врача с инъекцией для жалостливого убийства, а должны призывать священника с Библией для Божественного причастия. Оба варианта нацелены на одно и тоже — на устранение страха человека пред смертью. Но пути здесь разные.

Хотя в большинстве стран, включая Россию, активная эвтаназия запрещена законом, именно она вызывает наиболее острые медицинские и философские дискуссии. Именно такое понимание эвтаназии как намеренного умерщвления тяжело больного человека с целью облегчения его страданий1 и подлежит рассмотрению в настоящей статье.

Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназии, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный. Единственной неизменяемой остается только религиозная позиция, поскольку основана она на Священном Писании, а не на изменяемых государственных законах или на атеистической бессердечной и лишенной сострадания морали. Религиозный подход чрезвычайно важен, поскольку не склонен следовать в пользу прогрессирующего, не значит совершенствующегося - человеческого общества. Заповедь Творца «Не убивай» (Исх. 20, 13), обращенная к народу Божию ещё в XV столетии до Р.Х., утверждается и теперь. Действительная ценность - жизнь не поддается изменению несмотря на то, что отношение к ней может оказаться искаженным у людей, добровольно отдаляющих себя от Источника жизни - Бога.

Таблица 1.

«Деятельность» медработника

Активная Пассивная

Преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента, например путем инъекции - средства, вызывающего смерть. Состоит в ограничении или прекращении специфического лечения безнадежно больных умирающих пациентов, основанном на их просьбе, ввиду того, что оно лишь продлевает период физических и моральных страданий без улучшения их состояния.

Формы проявления

«Убийство из милосердия» - происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает смертельный исход. «Самоубийство, ассистируемое врачом» - происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

Религия не зря названа марксистами опиумом для народа. Она действительно опиум, которым только не нужно злоупотреблять. Религия, подобно опиуму, снимет боль умирающего. Душевную боль. А физическая боль - это уже забота фармацевтики». 1 Медицинская энциклопедия / Сайт: Медимфа. [Электронный ресурс]. - URL: http://medinfa. ru/terms/27/8465/ (дата обращения: 2013-09-08).

Таблица 2.

Принятие решения о проведении эвтаназии

Добровольная эвтаназия Недобровольная эвтаназия

Ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания и даёт согласие на проведение над собой убийства Пациент находится в бессознательном состоянии. При принудительной эвтаназии общество или человек, воздействуя собственным авторитетом на другого человека, выражает императив покончить с жизнью, например, младенца, который не может четко выразить свои желания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1970.

2. Гомер. Илиада. / Пер. с древнегреч. Вересаева. В. - М-Л.: Гослитиздат, 1949.

3. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. - М.: Греко-латинский кабинет Шичалина А. Ю., 1991.

4. Крылова Н. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник Московского университета. Серия 11 (Право). - 2002. - № 2. - С. 19.

5. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей. // Пер. с лат. М. Гаспарова. -М.: Художественная литература, 1990.

6. Служебник. Ч.1, М., Издательство Сретенского монастыря. 1999.

7. Софокл, Драмы. Литературные памятники. // Пер. с древнегреч. Зелинский Ф. М.: Наука. 1990 С. 606.

8. Христодул, архиеп. Афинский и всея Эллады. Церковь и проблема эвтаназии // Церковь и время. - 2004. - №2 (27). - С .15-19.

9. Чашин А.Н. Юридический аспект «права на смерть» //Медицинское право. - 2014. - №4. - С. 36.

10. Медицинская энциклопедия / Сайт: Медимфа. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://medinfa.ru/terms/27/8465/ (дата обращения: 2013-09-08).

11. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. 2008 / Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.academic.ru/4844/%D0%AD%D0%B2%D1%82%D0 %B0%D 0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 2014-10-15).

12. Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 / Сайт: Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/889/word/yevtanazija. (дата обращения: 2013-10-15).

13. Судо Ж. Эвтаназия // Сайт: Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/ Evtanazia. php. (дата обращения: 2013-09-18).

Priest Audrey Andrianov, candidate of theology, vice-rector for academic affairs E-mail: [email protected]

UNDERSTANDING OF THE TERM «EVTANAZIA»»

The article reflects the problem associated with the concretization of the term euthanasia. To formulate the question they use cited words from written sources by such ancient authors as Herodotus, Sophocles, and Suetonius. There is drawn Francis Bacon's classical conclusion in the article. The present state of the matter is also considered there.

Key words: death, active euthanasia, passive euthanasia, human suffering, health worker activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.