С. Э.-оглы Мустафаев*
Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность
Аннотация. Статья посвящена уголовной ответственности за эвтаназию. Анализируя международный опыт и современное российское законодательство, автор приходит к выводу о необходимости легализации в Российской Федерации добровольной эвтаназии совершеннолетних граждан. Представляется верным регламентирование данной процедуры на законодательном уровне и установление уголовной ответственности за нарушение порядка проведения эвтаназии. Автор приводит свое видение данного порядка и проекта статьи Уголовного кодекса.
Ключевые слова: эвтаназия, добровольная эвтаназия, право на смерть, ответственность за эвтаназию, добровольный уход из жизни, склонение к эвтаназии, уголовная ответственность.
РО!: 10.17803/1994-1471.2016.64.3.130-135
В связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения в настоящее время наблюдается реальная угроза стирания нравственных границ в медицинской деятельности, установленных ранее. Существует специальное учение, называемое биоэтикой, которое призвано защищать фундаментальные моральные ценности общества, игнорируемые в процессе деятельности человека в медицине и биологии.
Одним из вопросов, рассматриваемых биоэтикой, является эвтаназия. Современная медицина достигла такого уровня развития, что может в течение длительного периода времени искусственно поддерживать жизнь даже смертельно больных пациентов. В связи с этим возникает вопрос: допустима ли помощь лицу в добровольном уходе из жизни?
Термин «эвтаназия» впервые был употреблен Фрэнсисом Бэконом в XVI веке. В буквальном переводе с греческого языка данный
термин означает «хорошая смерть». Сегодня под эвтаназией понимается намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий1. В целях уголовного права правильным и наиболее полным определением эвтаназии, на наш взгляд, является следующее: эвтаназия — «это умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть»2 .
В настоящее время выделяют пассивную и активную эвтаназию. Активной эвтаназией принято считать введение препаратов или другие действия, влекущие за собой быструю и безболезненную смерть больного. Под пассивной, в свою очередь, понимается намеренное пре-
1 Большой энциклопедический словарь, 2000.
2 См.: Крылова Н. Е. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных биомедицинских технологий : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 183.
© Мустафаев С. Э.-оглы, 2016
* Мустафаев Сеймур Эйнур-оглы, аспирант кафедры уголовного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) mustafaevs@day.az
117425, Россия, г. Москва, Варшавское шоссе, 152-1-333
краш,ение действий по поддерживающей терапии. Следует также сказать, что выделяют добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного. Лицо может заранее в надлежащей форме выразить свое желание либо попросить об этом непосредственно врачей. Недобровольная эвтаназия осуществляется по просьбе родственников или опекунов лица, находящегося в бессознательном состоянии или иным образом по состоянию здоровья лишенного возможности выразить свою волю.
В Российской Федерации эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Согласно ст. 45 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, т.е. ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента. Следует сказать, что в прежнем Законе также говорилось, что «лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Но данная ответственность в Уголовном кодексе РФ не была установлена ни тогда, ни сейчас.
Формулировка статьи 45 вызывает некоторые вопросы. Так, в Законе говорится о запрете эвтаназии лишь по просьбе самого пациента. Но в случаях, когда пациент находится без сознания или не в состоянии выразить свою волю, данная просьба может исходить от его законных представителей. В связи с этим возникает вопрос, как быть в случае, если законный представитель просит медицинского работника прекратить искусственные мероприятия по поддержанию жизни? Должна ли наступать ответственность врача, если данный запрет в Законе не указывается?
В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи об ответственности за эвтаназию. Более того, нет и привилегированного состава убийства по мотивам сострадания. По общему правилу ответственность врача за эвтана-
зию должна наступать по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Мотив сострадания при этом может учитываться лишь при назначении наказания и на квалификацию содеянного не влияет. На наш взгляд, данное обстоятельство несправедливо, потому что невозможно поставить знак равенства между убийцей и врачом, который по просьбе безнадежно больного пациента или его представителей реализует право на достойную смерть.
В обществе относительно данного вопроса также не сложилось единого мнения. Сторонники законной процедуры эвтаназии аргументируют свою позицию прежде всего тем, что каждый имеет право распоряжаться своим телом и жизнью. Более того, справедливо возникает вопрос о том, насколько с нравственной стороны является правильным мучить больного человека ежедневными болезненными ощущениями? Другие считают данную процедуру недопустимой. Сторонниками данной точки зрения являются прежде всего представители религиозных общин. Так, во всех мировых религиях данная процедура запрещена. Более того, намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного является нарушением клятвы врача. Каждый врач в Российской Федерации клянется «проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии»3. Также существует мнение, что легализация эвтаназии может повлечь за собой криминализацию медицины.
Применительно к эвтаназии можно выделить два вопроса, от ответа на которые зависит принятие или непринятие в обществе данной процедуры. Первый вопрос — имеет ли право человек распоряжаться своей жизнью, обращаясь к медицинскому работнику с просьбой о прекращении лечения? Второй вопрос — может ли врач выполнить данную просьбу, даже если это противоречит его профессиональным обязанностям? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Так, если считать, что такого права у больного нет, то не будет ли это (причинение дальнейших страданий) расцениваться как жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение?
3 Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст. 71 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
Представляется интересным подход к решению этого вопроса Всемирной медицинской ассоциации (ВМА). Следует сказать, что ВМА является международной организацией, представляющей врачей мира и устанавливающей международные нормы медицинской деятельности рекомендательного характера.
Некоторые аспекты эвтаназии были вынесены на рассмотрение Всемирной медицинской ассоциации в Нью-Йорке в 1969 году. По результатам рассмотрения эвтаназия запрещалась при любых обстоятельствах. Но уже в 1981 году на проходящем в Лиссабоне заседании было сказано, что человек имеет право на достойную смерть и что каждый больной имеет право на отказ от лечения (пункты «е» и «с» Лиссабонской декларации о правах пациента)4. Данные формулировки поставили под сомнение предыдущую категоричность. Далее послабление в области эвтаназии получило свое развитие. В 1983 году в Венецианской декларации о термальном состоянии прямо говорится, что «врач не продлевает мучения умирающего больного, в том числе связанные с неизлечимой болезнью и уродством, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания — по просьбе его родственников лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца». Но уже через 4 года, по результатам 39-й Ассамблеи ВМА, проходившей в Мадриде, была принята декларация со следующим содержанием: «Эвтаназия, т.е. акт преднамеренного прерывания жизни пациента, даже сделанная по просьбе самого пациента или по просьбе его близких родственников, является неэтичной. Это не освобождает врача от принятия во внимание желания пациента, чтобы естественные процессы умирания шли своим ходом в заключительной стадии заболевания»5 .
В настоящее время позиция Всемирной медицинской ассоциации по этому вопросу не претерпела больших изменений. Ее можно выразить следующим образом: «Эвтаназия является неэтичной процедурой и подлежит осуждению в медицинских кругах. Но при этом
право на отказ от медицинского лечения является основным правом пациента и действия врача нельзя назвать неэтичными, даже если они приведут к смерти пациента»6 .
Следует сказать, что в настоящее время в некоторых странах, количество которых увеличивается, эвтаназия легализована. Так, в 1984 году Верховный суд Нидерландов впервые счел эвтаназию приемлемой. А с 1 апреля 2002 года, после принятия соответствующего законодательного акта, данная процедура была легализована. В том же году эвтаназия была узаконена в Бельгии. Еще одной европейской страной, легализовавшей эвтаназию, стал Люксембург. Примечательно, что после того, как монарх в этой стране отказался подписывать данный закон, была изменена Конституция страны, чтобы лишить главу государства этого полномочия. Эвтаназия легализована и в Швейцарии, причем здесь применяют данную процедуру и к иностранным гражданам, за счет чего Швейцарию нередко связывают с так называемым суицидальным (эвтаназийным) туризмом. В данных странах легализована именно добровольная эвтаназия, по просьбе самого больного. Еще одной страной, в которой разрешается осуществлять эвтаназию, является Албания. В отличие от других государств, в Албании разрешается и недобровольная эвтаназия. Так, если пациент не в состоянии выразить свою волю, то по письменной просьбе трех членов семьи врачи вправе осуществить данную процедуру. 6 февраля 2015 года Верховный Суд Канады признал положение Уголовного кодекса страны о наказании за эвтаназию нарушающим Хартию прав и свобод. Теперь в течение 12 месяцев должен быть принят специальный закон о легализации. Как мы видим, количество стран, легализовавших эвтаназию, постепенно увеличивается. Многие страны постепенно приходят к мысли о том, что человек, наряду с правом на жизнь, имеет и право на смерть. Мы считаем, что рано или поздно данная мировая тенденция затронет все больше государств.
4 См.: Сборник официальных документов Ассоциации врачей России : Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / под ред. В. Н. Урановой. М.: ПАИМС, 1995. С. 17.
5 Указ. соч. С. 30.
6 Официальный сайт Всемирной медицинской ассоциации. URL: http://www.wma.net/en/30publica-tions/10policies/e13b/ (дата обращения: 30.01.2015).
Возможно, в будущем подобные законодательные конструкции появятся и в России. На наш взгляд, уже сейчас необходимо постепенно подготавливать общество к такому сценарию развития событий. Мы категорически отвергаем идею о легализации активной эвтаназии. Законодателю стоит задуматься о легализации именно пассивной эвтаназии. Предпосылки такой легализации в российском законодательстве уже существуют. Так, согласно статье 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый пациент (или его законный представитель) имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. На наш взгляд, запрет эвтаназии (ст. 45 указанного Закона) прямо противоречит данной норме. Если пациент проинформирован о возможных последствиях своего решения, но все равно в установленном порядке заявляет о своем желании прекратить медицинское вмешательство, то врач обязан прекратить лечение. Ибо если он не прекратит терапию, он тем самым нарушит право человека. Прекращение медицинского вмешательства может привести к смерти пациента, что является проявлением пассивной эвтаназии.
Некоторые сторонники данной позиции аргументируют свое мнение тем, что право на смерть является естественным и неотчуждаемым правом человека. Данный вывод делается из того, что если государство в Конституции устанавливает право каждого на жизнь, то автоматически устанавливает и право на смерть, т.е. возможность самостоятельно и добровольно распорядиться своей жизнью, в противном случае это превращается в обязанность жить7. В целом поддерживая данную точку зрения, мы бы хотели несколько уточнить ее. Мы согласимся с мнением Н. Е. Крыловой, что закрепленное в статье 20 Конституции РФ право на жизнь «объявляется и закрепляется в качестве неотъемлемого субъективного права каждого человека, независимо от каких бы то ни было различий»8, не подразумевая под собой наличия права на смерть. Но в то же время право на жизнь не отменяет право на смерть и не
противоречит ему. В свою очередь, право на смерть никак не противоречит праву на жизнь. Здесь хотелось бы провести аналогию с самоубийствами. В настоящее время в Российской Федерации не установлена ответственность за несостоявшийся суицид (попытку самоубийства). На наш взгляд, это косвенно подтверждает наличие у человека права на смерть, которое подразумевает, что человек вправе выбрать способ и время своей смерти.
Естественно, в современном правовом государстве охраняются и поддерживаются такие блага, как жизнь и здоровье. Поэтому государство делает все возможное, чтобы человек жил, а не умирал. При этом нам представляется неверным абсолютизировать право на жизнь или право на смерть. Ведь применительно к эвтаназии мы говорим не о праве каждого на смерть, а о таком праве именно безнадежно больных, для которых каждый прожитый день — это непереносимые муки. Отсутствие легальной процедуры эвтаназии может увеличить количество совершенных простых и асси-стированных самоубийств.
На наш взгляд, в будущем мы придем к идее легализации добровольной пассивной эвтаназии, которая не должна применяться к несовершеннолетним. Чтобы предотвратить правонарушения в этой области, мы предлагаем следующие условия правомерности данной процедуры. Заболевание лица должно причинять ему постоянные невыносимые страдания (физические или психические), устранить которые не представляется возможным. Больной обязан в письменной форме однозначно и недвусмысленно заявить о своем добровольном желании умереть и попросить врачей об эвтаназии. При этом необходимо в обязательном порядке уведомить больного о его болезни, прогнозе и видах альтернативной помощи (мер по облегчению страданий). После получения такого заявления врачи обязаны провести консилиум, по итогам которого принять решение об удовлетворении просьбы или о ее отклонении. Положительное решение принимается исключительно в случае, если современными методами спасти жизнь больно-
7 См., напр.: Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 52.
8 См.: Крылова Н. Е. Указ. соч. С. 187.
го не представляется возможным. Эвтаназия должна быть осуществлена способом, не причиняющим пациенту дополнительных страданий и не унижающим его человеческого достоинства. Одновременно с этим государство обязано предложить больному альтернативную помощь. И здесь следует присмотреться к опыту Бельгии в решении данного вопроса. В этой стране после легализации эвтаназии был принят специальный закон о создании служб паллиативной помощи. Данные службы призваны обеспечивать уход и обезболивание тяжелобольных, оказывать психосоциальную и духовную помощь, являясь тем самым той самой альтернативной помощью.
Следует сказать, что в России после принятия ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная помощь является одним из видов медицинской помощи. Так, в настоящее время паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан9. Такая помощь может оказываться в амбулаторных или стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими соответствующее обучение. Важным условием является то, что паллиативная помощь оказывается гражданам бесплатно. На наш взгляд, в законодательство необходимо внести соответствующие изменения, чтобы обеспечить
граждан также и психологической помощью, помощью в духовной сфере, организации досуга и т.д.
Для обеспечения различных прав граждан государство должно создавать все необходимые условия. Среди данных условий особое место занимает механизм правовой защиты, к которой относятся в том числе и нормы уголовного права. Выполнение процедуры эвтаназии должно находиться под особым контролем государства и любые правонарушения должны строго пресекаться. После внесения соответствующих коренных изменений в законодательство с целью легализации добровольной пассивной эвтаназии совершеннолетних граждан представляется необходимым внести изменения и в Уголовный кодекс РФ. Целесообразным видится в перспективе внесение в УК РФ статьи 125.1 «Незаконная эвтаназия» в следующей редакции: «Проведение процедуры эвтаназии с нарушением установленного законом порядка, а равно склонение к эвтаназии наказывается...» Данное преступление являлось бы преступлением средней тяжести.
Выше нами был приведен возможный порядок осуществления данной процедуры, за нарушение которого наступала бы уголовная ответственность. Под склонением, в свою очередь, следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у больных желания добровольно уйти из жизни, обратившись к врачам с просьбой о проведении процедуры эвтаназии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтана-
зии // Государство и право. — 2000. — № 11. — С. 52—59.
2 . Ковалев М. И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. — 1992. — № 7. — С. 68—75.
3 . Крылова Н. Е. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных
биомедицинских технологий : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2006.
4 . Малеина М. Н. О праве на жизнь // Государство и право. — 1992. — № 2. — С. 50—59.
5. Сборник официальных документов Ассоциации врачей России : Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / под ред. В. Н. Урановой. — М. : ПАИМС, 1995.
Материал поступил в редакцию 15 июня 2015 г.
9 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст. 36.
EUTHANASIA: LEGALIZATION AND CRIMINAL LIABILITY
MUSTAFAYEV Seymur Eynur-ogly, postgraduate student of the Department of Criminal Law of the Law
Faculty of the Lomonosov Moscow State University (MSU)
][mustafaevs@day.az]
117425, Russia, Moscow, Varshavskoye shosse, 152-1-333
Review. The article is devoted to criminal liability for euthanasia. By analyzing the international experience and the current Russian legislation, the author comes to the conclusion that it is necessary to legalize voluntary euthanasia for adult citizens in the Russian Federation. The regulation of the procedure of euthanasia at the legislative level and the establishment of criminal liability for the violation of the procedure of euthanasia turn out to be reasonable. The author gives his own understanding of this procedure and provides a draft article of the Criminal code.
Keywords: euthanasia, voluntary euthanasia, right to die, liability for euthanasia, voluntary departure from life, inducement to euthanasia, criminal liability
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Dmitriev Yu. A., Shleneva E. V. Pravo cheloveka v Rossijskoj Federacii na osushchestvlenie ehvtanazii //
Gosudarstvo i pravo. — 2000. — № 11. — S. 52—59.
2 . Kovalev M. I. Pravo na zhizn' i pravo na smert' // Gosudarstvo i pravo. — 1992. — № 7. — S. 68—75.
3 . Krylova N. E. Ugolovnoe pravo i bioehtika: ugolovno-pravovye problemy primeneniya sovremennyh
biomedicinskih tekhnologij : dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2006.
4 . Maleina M. N. O prave na zhizn' // Gosudarstvo i pravo. — 1992. — № 2. — S. 50—59.
5. Sbornik oficial'nyh dokumentov Associacii vrachej Rossii : Vrachebnye associacii, medicinskaya ehtika i obshchemedicinskie problemy / pod red. V. N. Uranovoj. — M. : PAIMS, 1995.