УДК 316.4.06 ББК 60.56 Б-88
Браницкий Владимир Владимирович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орел; e-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЭВТАНАЗИИ
(рецензирована)
В статье на основе анализа эмпирических данных исследуется отношение студенческой молодежи к эвтаназии. Цель исследования состояла в определении готовности молодежи принимать участие в общественной дискуссии по проблемам, связанным с легализацией эвтаназии в России.
Объект исследования - общественное мнение, предмет исследования определяется автором как отношение студенческой молодежи к эвтаназии. Исследование показало, что большая часть опрошенной орловской студенческой молодежи - сторонники эвтаназии, причем студенты-медики чаще представителей других направлений подготовки выступают за легализацию эвтаназии в России.
Ключевые слова: эвтаназия, паллиативный уход, студенческая молодежь, легализация.
Branitsky Vladimir Vladimirovich, Candidate of Philosophy, an associate professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies of FSBEI HE "Orel State Institute of Culture", Orel, e-mail: [email protected]
RELATION OF STUDENT YOUTH TO EUTHANASIA
(reviewed)
The attitude of students to euthanasia has been investigated on the basis of the analysis of empirical data. The purpose of the study was to determine the readiness of young people to take part in a public discussion on the problems associated with the legalization of euthanasia in Russia. The object of the research is public opinion, the subject of the research is determined by the author as the attitude of students to euthanasia. The study has shown that most of the students interviewed in Orel are supporters of euthanasia, with medical students more often than representatives of other training areas advocating the legalization of euthanasia in Russia.
Key words: euthanasia, palliative care, student youth, legalization.
Социальные трансформации и кризисные явления в современном обществе приводят к переосмыслению многих достижений духовного и нравственного прогресса человечества, в том числе и ценности человеческой жизни. Сегодня, как свидетельствует практика, такие качества личности, как сострадание, милосердие и любовь приобрели статус вторичных, неважных, а порой и мешающих достижению рациональных целей. Исследователи процессов глобализации отмечают, что в недрах современной духовной культуры сформировалась негативная тенденция - превращение смерти в обыденное явление. И как следствие появилась так называемая культура смерти, которая
характеризуется не только наличием совокупности специфических идей, но и особым типом мышления.
Отсюда в современном обществе устойчивый и острый интерес к проблеме эвтаназии - одной из самых спорных (и по сей день нерешенных) проблем. Сложность проблемы заключается в ее системном характере, поскольку в ней преломляются медицинские, социальные, моральные, религиозные, философские, этические, экономические, политические, правовые и аспекты.
Цель нашего исследования состояла в изучении отношения студенческой молодежи к эвтаназии, определении готовности образованной части российской молодежи участвовать в общественной дискуссии по проблемам эвтаназии, в том числе ее легализации в российском обществе.
Методология исследования. Вплоть до 90-х годов XX века проблема эвтаназии выступала предметом интереса исключительно узкого круга лиц, в научной среде изредка появлялись публикации, касающиеся данной темы. Развитие жизнеподдерживающих технологий в мире способствовало тому, что дискуссия о легализации эвтаназии приобрели широкий общественный резонанс.
Появление термина «эвтаназия» связывают с именем английского философа Ф. Бэкона, который использовал его в 1623 году для обозначения смерти, не сопряженной с мучительной болью и страданиями.
В философской традиции эвтаназией принято называть безболезненный и избавляющий от страданий необратимый исход человека в небытие. В современном понимании эвтаназия трактуется как сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной смерти безнадежно больного страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения физических и психических страданий больного [1, с. 555; 2, с. 410].
По критерию позиции врача различают эвтаназию пассивную и активную, с точки зрения позиция пациента - добровольную и недобровольную, прямую и непрямую. Пассивная (негативная) эвтаназия («метод отложенного шприца») предполагает ситуацию, когда врачом прекращается оказание медицинской помощи, необходимой для продления жизни.
Активной (позитивной) эвтаназией («метод наполненного шприца») называется практика, когда врач целенаправленно предпринимает специальные действия, ускоряющие смерть пациента (например, делается летальная инъекция или пациента отключают от медицинской аппаратуры).
Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе или по согласию пациента (или его законного представителя). Случаи умерщвления без непосредственного согласия или против воли больного рассматриваются как недобровольная или принудительная эвтаназия.
Эвтаназия сегодня не является единственной системой помощи человеку при умирании. Паллиативный уход как система медицинской помощи, предполагающая использование болеутоляющих средств с целью облегчения физической и моральной боли, можно рассматривать как альтернативу эвтаназии. Однако надо заметить, что между эвтаназией и паллиативным уходом тонкая грань, поскольку и в том и другом случае применяются одни и те же лекарства, только в разной дозировке.
В настоящее время эвтаназия разрешена в Соединенных Штатах, Бельгии, Голландии (первая страна, в которой парламент узаконил эвтаназию), Франции, Швейцарии, Израиле. Правда, в каждой стране есть свои особенности. Так, например, в отличие от Голландии, Бельгии и Швейцарии, где разрешена активная эвтаназия (с помощью специальной инъекции), в Финляндии, Франции, Израиле и США практикуется пассивная эвтаназия (когда безнадежно больной сам просит отключить его от аппаратов искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения).
Специальные статьи или отдельные нормы, касающиеся эвтаназии, имеются в Уголовных кодексах примерно четверти стран мира. Самостоятельные нормы об эвтаназии предусмотрены в законодательстве Азербайджана, Молдавии, Грузии, а также более чем в тридцати странах дальнего зарубежья, в том числе в Австрии, Германии, Дании, Польши, Швейцарии, Японии и других странах [3].
В Уголовном Кодексе РФ прямого упоминания об эвтаназии нет. Однако в статье 45 «Запрещение эвтаназии» в Законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» устанавливается прямой запрет на осуществление эвтаназии: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [4]. Кроме того, лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность, а не гражданско-правовую.
В Статье 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» предусматривает отказ пациента или его законных представителей от медицинского вмешательства, В этих случаях больному или его законному представителю в доступной форме разъясняются возможные последствия, о чём оформляется специальная запись в медицинской документации [4].
В Этическом кодексе российского врача в статье 14 «Врач и право пациента на достойную смерть» отмечено, что «эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии» [5]. Тем не менее, отечественные специалисты считают, что латентное применение эвтаназии в современной России имеет значительные масштабы (по некоторым косвенным данным 20-30 тысяч случаев в год).
Методические вопросы и характеристика объекта исследования. Социологическое исследование проводилось в ноябре-декабре 2017 года с использованием двух методов: анкетирование (методом квотной выборки, N=350), экспертный опрос (N=10). Эмпирическим объектом исследования стали студенты старших курсов гуманитарных, технических, естественнонаучного и медицинского факультетов Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и Орловского государственного института культуры. В качестве экспертов были привлечены врачи городских больниц г. Орла, в том числе Орловского онко-диспансера.
Основными эмпирическими индикаторами исследования выступали мнения студентов и экспертов об использовании эвтаназии в современном российском обществе, правовой и нравственной оценки ее легализации.
Результаты исследования. Статистики о случаях эвтаназии в России не существует, подобные факты в редких случаях становятся известными. В исследовании, проведенном автором, только один практикующий врач (из числа экспертов) призналась в том, что у нее есть опыт эвтаназии.
Согласно результатам исследования, сторонников эвтаназии больше всего оказалось среди студентов-медиков и будущих инженеров (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Считаете ли Вы допустимой эвтаназию для смертельно больных людей?»
Свою позицию студенты - сторонники эвтаназии объяснили следующим образом: смертельно больные люди испытывают невыносимые физические страдания (89%); живут в унизительной зависимости от других людей, испытывая при этом моральные страдания (75%); создают много проблем для родственников, потому что требуют постоянного ухода (82%); недоступность или дороговизна необходимых лекарственных препаратов (67%); человек имеет право распоряжаться своей жизнью (54%).
Как показало исследование, большая часть опрошенных студентов относит себя к православным, однако при этом характеризует свой статус как неверующие или атеисты. Отсюда можно сделать вывод, что процессы секуляризации (несмотря на то, что в последнее время церковь расширяет свое влияние на общество), трансформация ценностных ориентаций российского общества повлекли за собой изменения сознания молодых людей и рационализацию отношений между людьми.
Другой причиной, объясняющей высокий процент сторонников эвтаназии среди студенческой молодежи (52%), по нашему мнению, является то обстоятельство, что реальную практику ухода за тяжелобольными людьми имеет всего 1,4% опрошенных, т.е. проблема эвтаназии для подавляющего большинства респондентов является умозрительным конструктом.
Эксперты отмечали, что «принять решение об эвтаназии тяжело не только врачам, но и родственникам больных по моральным соображениям и какой-то необъяснимой верой в чудо - а вдруг станет лучше», «в пациентах, которые почувствовали даже кратковременное облегчение, нередко просыпается желание жить. До следующего болевого приступа». Однако семь из десяти экспертов могут назвать ситуации, когда эвтаназия - акт милосердия по отношению к страдающему пациенту.
Студенты-противники эвтаназии (37%) считают ее «преступлением», «убийством», «нарушением заповеди «Не убий», «отрицанием ценности жизни
■ студенты медицинского факультета студенты гуманитарных факультетов
■ студенты естественнонаучного факультета
человека». Три четверти данной категории опрошенных рассматривают паллиативную помощь как альтернативу эвтаназии. Следует сказать, что в современном российском обществе профессиональных реабилитационных центров, хосписов и других специальных заведений для больных в терминальной стадии, так широко распространенных в странах Запада, очень ограниченное количество (например, в Орловской области первый и пока единственный хоспис открылся в 2015 году).
72% опрошенных студентов считают, что дискуссии по проблемам эвтаназии, в том числе ее легализации, должны обсуждаться на публичном уровне. Однако, по мнению 54% будущих врачей, эти проблемы имеют отношение в первую очередь к профессиональному сообществу медицинских работников и потому должны обсуждаться специалистами-медиками.
Среди причин, делающих проблемы эвтаназии в современном российском обществе актуальными, студенческая молодежь указала низкий уровень социальной защиты пожилых людей; бедность и неудовлетворительное качество жизни значительного числа граждан России, нищенские пенсии, высокая стоимость (нередко недоступность) лекарств, непродуманные реформы в сфере здравоохранения, жестокость людей по отношению друг к другу. Эксперты к этому перечню добавили негативное отношение (дегуманизация) государства и общества к старости, экономическое бессилие и социальную незащищенность особенно тяжелобольных людей.
Мнения студентов относительно легализации эвтаназии в России распределились следующим образом (рис. 2).
Как видно на рисунке 2, четверть опрошенных студентов не имеет определенной позиции по вопросу о легализации эвтаназии в современном российском обществе. Вероятными причинами в данном случае могут выступать не только отсутствие у респондентов опыта ухода за больными людьми, но и молодой возраст опрошенных, для которого свойственна сильная мотивации к жизни и ориентации на будущее, а также недостаточная информированность об эвтаназии.
Как показало исследование, самое большое количество студентов, положительно относящихся к легализации эвтаназии в России, оказалось среди будущих врачей. Студенты естественно-научного и технических факультетов составили большинство тех, кто определил свою позицию как нейтральную. Доводы студентов, отрицательно
относящихся к легализации эвтаназии в современных российских реалиях, представлены в таблице 1.
Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на некоторую неопределенность, молодое поколение врачей, инженеров, биологов, химиков и даже философов готово принять эвтаназию как практику современной жизни, правда с оговоркой, что каждый конкретный случай должен быть тщательно изучен.
Нельзя не согласиться с мнением экспертов, что одним из факторов правовой легализации эвтаназии в некоторых странах стало появление современных биотехнологий (в том числе трансплантологии), с помощью которых оказалось возможным продление жизни человека, но, к сожалению, не избавляющих от физических и психологических страданий.
Таблица 1 - Мнения студентов о причинах, по которым легализации эвтаназии
в России не допустима (%)
Мнения студентов %
Легализация эвтаназии приведет к криминализации медицины. 92
Отсутствие законодательно-правовой базы, которая бы учитывала все нюансы эвтаназии. 89
Низкий уровень этической и правовой культуры российских граждан, включая врачей. 75
Ориентация людей на прагматические цели и инструментальные ценности может привести к тому, что с помощью эвтаназии кто-то будет избавляться от старых или больных людей. 67
Легализация эвтаназии может привести к тому, что в стране совсем деградирует система социальной защиты. 55
Отечественные исследователи в области социологии и медицины объясняют актуальность проблем, связанных с эвтаназией, особенностями российской ментальности, в которой не сформировалась в полной мере ценность человеческой жизни, а также особенностями современного общественного сознания и психологии, среди которых доминируют чувство неуверенности и осознание своей незащищенности, страх перед возможностью оказаться в беспомощном состоянии.
Выводы. Результаты отечественных исследований эвтаназии, включая исследование, проведенное автором, свидетельствуют, во-первых, о том, что высокий процент молодых людей, не определившихся и нейтрально относящихся к легализации эвтаназии в России, обусловлен недостаточной информированностью молодежи в области клинического и правового аспектов эвтаназии, с рассогласованностью ценностных, этических и мировоззренческих представлений с реальными социальными практиками. Во-вторых, в настоящее время формируется когорта врачей, которая положительно относится к эвтаназии по разным основаниям, в том числе экономии экономических, физических и моральных сил медицинского персонала и родственников больного. В-третьих, легализация эвтаназии в современном российском обществе не обеспечена правовой базой, соответствующей современному уровню развития медицины и социальных практик.
Литература:
1. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти томах. Том 27 / Гл. ред. Б.В. Петровский. 3-е изд. Москва: Сов. энциклопедия, 1986.
2. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. Том 4 / Под ред. В.С. Степина. Москва: Мысль, 2010.
3. Павлова Ю. Проблемы эвтаназии в праве [Электронный ресурс] // Здравый смысл. 2005. №3(36). URL: http:// razumru.ru/humamsm/joumal/41/contenthtm (дата обращения: 26.09.2018).
4. Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (дата обращения: 15.10.2018).
5. Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс]. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm (дата обращения: 15.10.2018).
Literature:
1. Big medical encyclopedia: in 30 v. V. 27. / ed. by B.V. Petrovsky. 3rd ed. M.: Sov. Encyclopedia, 1986.
2. New philosophical encyclopedia: In 4 vol. Vol. 4 / ed. By V.S. Stepin. M.: Mysl, 2010.
3. Pavlova Yu. Problems of euthanasia in law [Electronic resource] // Common sense. No. 3 (36), 2005. URL: http: // razumru.ru/humanism/journal/41/content.htm (access date: 26.09.2018).
4. The Federal Law "On the Basics of Health Protection of Citizens of the Russian Federation" of 21.11.2011 N 323-FZ (as amended on 03.08.2018). [Electronic resource]. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323-fz/ (access date: 15/10/2018).
5. Ethical code of a Russian doctor [Electronic resource]. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm (access date: 10/15/2018).