различии к делам ребенка, чаще подобный комплекс возникает в ситуациях материнской гиперопеки.
Преодоление комплекса матери и установление автономных отношений с собственной матерью возможны при условии осознания переживаний, связанных с данным комплексом. Путь осознания всегда сложен и часто далеко не приятен.
Р. Б.: Лена, уже как три месяца живет дома с мамой. С помощью социального педагога они разобрались в своих отношениях, и теперь между ними взаимное понимание, уважение и любовь. На днях, я встретила Лену, она шла со своими друзьями с просмотра своего первого фильма.
Библиографический список
1. Бедненко, Г. Греческие богини: архетипы женственности. М., 2005.
2. Белл, К. Мать и дочь - трудное равновесие. // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - № 12.
3. Кораблина, Е. П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб, 2001.
4. Кулаков, С. А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практических психологов. - СПб, 2001.
5. Подводный, А. Высшие архетипы: опыт психологического исследования. -М., 1998.
6. Волков, Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235 - 261
УДК 314.01
И. В. Ильенко, В. А. Беловолов
ПОНИМАНИЕ ПРАВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Право, настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонима-ния принадлежат к числу «вечных», т. к. человек в процессе индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности.
Среди множества научных взглядов на право, начиная с древности и до нашего времени, особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права, как особого целостного явления духовной жизни общества.
Что же это за направления учения о праве? Как они понимают «право»? Как действуют принципы права в контексте данных учений? Какие функции осуществляет право? В каждой из теорий право рассматривается под различным своеобразным углом, выдвигаются новые гипотезы к его пониманию.
Рассмотрение всех этих вопросов и является нашей целью. Проблема понимания права крайне важна. Ведь право - это обоснованное, допустимое поведение, отраженное или закрепленное в том или ином виде социальных норм. А это значит, что право и общество состоят в непосредственном взаимодействии.
Естественно-правовая теория.
Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме, она связана с именами Демокрита, Сократа, Аристотеля, Платона, Цицерона и других римских юристов. Необходимо отметить, что и в те времена велись споры вокруг самого понятия и содержания естественного права, его реальности, или надуманности, его практической значимости и применимости. Поэтому и существует много различных взглядов на эти вопросы. Греческие философы Сократ, Платон и Аристотель утверждают, что не все законы и не все право являются «искусственным» изобретением людей.
Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, независящие от воли людей и составляющие естественное право. В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок. Такие взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля [11]. Согласно учению Аристотеля, «проявлением вечного, божественного права является: разделение людей на свободных и рабов, другие социально-классовые отношения. У древних греков положительное право относилось к области подвижного, изменчивого права, создаваемого людьми, а естественное к области неизменного, вечного» [11].
Почти все римские юристы обращали свое внимание на противоречия между положительным и естественным правом. Так, естественное право исходит из свободы и равенства всех людей, из того, что среди нет и не может быть различий по классовому и другим социальным признакам, нет и не может быть господ и рабов, а положительное (позитивное) право как раз, и базируется на таких различиях.
В средние века (ХІУ-ХУІ вв.) естественному праву приписывается божественное происхождение. Естественное право считалось действующим, обязательным и стоящим выше всякого другого, положительного и обычного права.
Сомнение и споры возникали лишь по поводу соотношения естественного права с божественным, сливается оно с ним или только сопоставляется. Ж.-Л. Бержель утверждал, что «общей основой различных «естественно-пра-
вовых» тенденций служат несколько фундаментальных идей, а именно: утверждение, что естественное право происходит от природы; идея о существовании неписанных законов, высших по отношению к позитивному праву и довлеющих над ним; идея, согласно которой стремление к справедливости первично по отношению к уважению законов; идея незыблемости определенных ценностей, которые одерживают верх над ценностями приносящими людей в жертву государства» [1].
Лучшей порой естественного права и его теории считаются ХУ11-ХУ111 столетия. Идеи теории естественного права развивались, поддерживались многими мыслителями и просветителями: Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк; Жан Жак Руссо и др.
Благодаря их усилиям сложилась целая школа естественного права, оказавшая огромное влияние на процесс дальнейшего развития как национального , так и международного права. Ж.-Ж. Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей. Но столь же важна для справедливости, по его убеждению и свобода. Руссо развивает идею, согласно которой люди договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан, является автором теории свободного, естественного воспитания.
Собственность развращает общество, говорит Руссо, она рождает неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком [4]. Джон Локк находил естественное состояние, в котором находятся все люди «состоянием полной свободы, в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью, в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона и природы, не испрашивая разрешения у какого-либо лица и не завися от чьей либо воли» [12].
Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух, систем права: естественного и позитивного. Позитивное или положительное - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и пр. Направляя острие критики против феодального права, представители этой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение людей, произвол и тиранию.
Естественные права - это прирожденные и неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление унижению и др. Их охрана должна быть целью любого государства.
Поэтому любое позитивное право, противоречащее требованиям естественного права, должно быть изменено на такое, которое соответствовало бы и основывалось на естественных законах. Теория естественного права исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. Естественное право является первоначальной основой любого иного права, а вместе с ним и правопорядка (Конституция РФ 1993. ч. 1, 2. ст. 17.).
Естественное право является нравственной основой правотворческого и правоприменительного процессов, а также моральным регулятором поведения людей. Естественное право также является и моральным мерилом деятельности различных государственных органов.
Историческая теория права.
Право - это выражение духа народа. Эта теория сложилась в первой трети ХІХ в. в Германии, оставшейся раздробленной феодальной страной.
Историческая школа отрицала возможность существования единого права для всех народов; она исходила из того, что у германского, как и у всякого другого народа, есть свое, свойственное ему право. Право и есть проявление народного духа, выражающее общее сознание, общие убеждения народа, которые передаются от поколения к поколению. Право саморазвивается, подобно языку и нравам.
На первое место сторонники исторической школы выдвигали обычаи, поскольку многие люди не знают предписания законов, зато каждому известен фактически сложившийся порядок жизни. При этом оправдываются любые обычаи (даже рабство в античном мире), поскольку они существовали в истории человечества.
Считалось, что законодатель вправе фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.
Консерватизм и ограниченность данной теории проявляются в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая шко -ла чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицая возможность законодательным путем изменить реально существующее право.
Согласно этой теории задача законодателя состоит в познании объективных потребностей общественного развития; интересов отдельных людей и в отражении их соответствующих норм права.
Эта теория привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников и сама накопила обширный материал, особенно по истории Римского права.
Позитивистская теория права.
Право - это закон, созданный и установленный государством, которое делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности.
Эта теория также возникла как оппозиционная «естественному праву». В естественно-правовой теории основные права и свободы, первичны, лежат в основе законодательства, а в позитивистской теории вводится понятие «субъективное право», как производное от объективного права, становлен-ного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права. Позитивизм отождествляет право и закон.
Представителями этой теории являются К. Бергб, Г. В. Шершеиевич. Следует выделить положительные моменты позитивистской теории - это возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права - изучение правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценке правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей [9]. На основании этой теории.
В зависимости оттого, в чем усматривалась основа права:
- норма права
- правосознание
- правоотношение
сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.
Психологическая теория права.
Право - это конкретная психическая реальность, правовые эмоции человека, правосознание и складывающиеся правоотношения. Эта теория берет свое начало в начале XX в. В России данную теорию в первые предложил Л. М. Петражицкий. Суть учения Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве и интуитивное право, т. е. эмоции, переживания: «в состав эстетических нормативных переживаний, в частности суждений, часто в качестве интеллектуальных элементов входят сверх акционных представлений, еще и представления иного содержания» [10]. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции человека - импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия. Этим эмоциям принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений.
Интуитивное право образует переживание, исполняющиеся по требованию совести; носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. А позитивное право основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте и создает правовые предписания, обязательные для всех субъектов права. Теория обосновывает, что право выполняет распределительную и организационную общественную функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика распределяет различные материальные блага между индивидами и их объединениями; она также наделяет граждан неприкосновенностью личности, свободы слова и др. Организационная функция права выражается в наделении субъектов властными полномочиями. Положительным в психологической теории является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон
правовой системы - психологическую. «В состав нормативных суждений и мотивационных процессов вообще соответствующих эмоциональноинтеллектуальных сочетаний, входят в различных случаях различные эмоции...» [10]. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя также применять законы без учета психологических особенностей индивида. Недостатками можно считать односторонний характер теории, ее отрыв от объективной реальности, невозможность выделить право из всей массы социально-регулятивных явлений.
Нормативистская теория права.
Право - это совокупность абстрактных норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах, это порядок должного поведения. Данная теория берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования «чистой воли», независимой от каких либо внешних явлений [11]. Представителями этой теории была выдвинута идея правового государства в смысле самоограничения власти законом (П. Н. Новгородцев, Е. Н. Трубецкой и др.) «Нормативное понимание права основано на представлении, что право - это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах» [б]. Право представляет собой стройную, логически взаимосвязанную систему элементов во главе с законом. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от вышестоящей нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Заслуга этой теории и в том, что она вычленила формальные признаки права, которые составляют его сущность:
а) право - это система норм, изложенных в НПА;
б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
в) норма права регулируют наиболее важные общественные отношения;
г) в необходимых случаях реализация права обеспечивается принудительной силой государства;
д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.
Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизация влияния государства на правовую систему.
Социологическая теория права.
Право - это порядок в общественных отношениях, в действиях людей, средство социального контроля и достижения социального равновесия.
Это одно из основных направлений правоведения XX в. Социологическая теория изучает «живое право», т. е. систему правоотношений людей в сфере права.
Наиболее видными представителями этой школы были Е. Эрлих, Леон Дюги, Р. Паунд, в России: С. М. Муромцев. «Право как система общественных явлений определено, конкретно, стабильно, защищено со стороны государства, это и составляет его сущность. Право - это применение равного мерила, которое всегда дает неравный результат, индивидуализацию абстрактных норм в соответствии с конкретными жизненными ситуациями, всегда неодинаковыми» [6]. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. «Право более широкое понятие, чем закон. Право и закон различаются по происхождению. Право и закон различаются по содержанию» [5]. Они являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Судьи наделяются способностью творить право: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон».
Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества.
Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане, должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.
Позитивным в данной теории можно признать следующие положения:
а) общество и право - это одно целое;
б) теория доказывает, что вместе с нормами права необходимо изучать все правовые отношения;
в) право - средство социального контроля и достижения социального равновесия, возвышается роль судебной власти.
«Недостатками социологической теории является отрицание нормативности права, недооценка в праве нравственно- гуманистического начала, смешивание интереса (как один из факторов образования права) с самим правом». [6]
Материалистическая теория права.
Эта теория основана на материалистической философии и представлена в работах основоположников, марксизма-ленинизма и их последователей (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Основной тезис теории - право есть выражение и закрепление воли эко -номически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Право тесно связано с государством, которое не
только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. «Право является именно тем средством, благодаря которому государство оказывает воздействие на все области общественной жизни» [13].
Впоследствии положения марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное право.
Утверждалось, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражаются воля всех дружественных классов, и слоев общества, руководимым рабочим классом. Ленин пишет, что в первой фазе коммунистического общества «буржуазное право» не отменяется полностью, оно остается в качестве регулятора распределения труда и распределения продуктов между членами общества [7].
Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически прехо -дящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. «В праве воплощены не идеалы так называемой «вечной справедливости», а идеалы справедливости господствующего класса, которые определяются экономическими условиями его существования».
Развитие советской правовой мысли после Октябрьской революции складывалось на основе критики марксисткой теории и других выше рассмотренных теорий права, хотя одновременно и под влиянием некоторых из них.
Усилиями ученых-юристов 30-40-х гг. было выработано нормативное понимание и определение права: право - система действующих в государстве юридических норм.
Наряду с нормативным складывалось и более широкое понимание права. В конце 30-40-х гг. А. К. Сталькевич, а затем в 50-е гг. С. Ф. Кечекьян и А. А. Пионтковский предложили понимать под правом помимо норм также и правоотношения [2]. А затем была высказана идея включения в понятие права еще и правосознание.
Подводя итог, можно констатировать, что вышеизложенный материал позволяет выявить социальную ценность права, его положительную роль для личности и общества.
Одним из важных аспектов для лица реализующего нормы права, или их применяющего, является знание того, что право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости. С помощью права обеспечивается порядок в общественных отношениях. Право является гарантом порядка, исключающего появление охлократии, несущей в себе хаос и раздор.
В современных условиях право выступает основным средством решения международных и межнациональных проблем.
Объективный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурологических традициях соответствую -
щей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Таким образом, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.
Отсюда вытекает необходимость формирования навыков ориентирования в сложном, порой противоречивом российском законодательстве, а также умения правильно использовать субъективные права, исполнять юридические обязанности и соблюдать запреты. Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность в развитии социальных связей.
Библиографический список
1. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права: пер. с фр. / под. Ред. В. И. Даниленко. - М. : Изд. Дом Nota Bene, 2000. - 576 с.
2. Кечекьян, С. Ф. Правоотношения в советском обществе / С. Ф. Кечекьян - М., 1958.
3. Конституция РФ. - М.: Юрид. Лит., 1993.
4. Краткая история философии / Под. Общей ред. В. Г. Голобкова. - М. : ООО «изд. «Олимп»: ООО «Изд. ACT». 2002. - 560 с.
5. Кудрявцев, В. Н. О правопонимании и законности. / В. Н. Кудрявцев // Государство и право. - 1994. - J№ 4.
6. Лейст, О. Э. Три концепции права / О. Э. Лейст // Советское государство и право. - 1991. - № 12.
7. Ленин, В. И. О государстве / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М., 1963.
8. Нерсесянц, B. C. Общая теория права и государства: учеб. для вузов. - Ин-т. / B. C. Нерсесянц. - М.: Норма-инфра,1999. - 552 с.
9. Общая теория права и государства: учеб. / под. ред. В. В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. -336 с.
10. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: учеб. пособие / СПб. : изд. « Лань», 2000. - 608 с.
11. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов - Ч. 1. - М.: изд ВЛА-ДОС, 1998. - 448 с.
12. Хрестоматия по филосифии: учеб. пособие для вузов. В 3 ч. - Ч. 1. - М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.
13. Энгельс, Ф. О государстве и праве. / Ф. Энгельс - М.: 1970.
14. Ильенко Е. В., Беловолов В. А. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - N° 3. - С. 88 - 99
15. Евсикова Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 315 - 321