Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к исследованию прав и свобод человека'

Концептуальные подходы к исследованию прав и свобод человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3123
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА / ИДЕАЛЬНОЕ ПРАВО / ЖИВОЕ ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / LAW / RIGHTS OF PERSON / FREEDOM OF PERSON / NATURAL RIGHTS / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кимова Светлана Зандараевна

Актуальность проблемы исследования прав и свобод человека обусловлена необходимостью определения основополагающих факторов общественного развития и формирования новой модели взаимоотношений человека и государства. Историография вопроса исследования прав и свобод человека связана с рассмотрением прав и свобод человека в различных философских и социологических теориях и концепциях, таких как естественно-правовая теория, историческая школа права, концепция юридического позитивизма и др. Шкала мнений о правах и свободах человека колеблется от понимания его как результата человеческих переживаний до норм абстрактного долженствования. В первом случае переживания обуславливают законы государства, во втором являются производными от них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approaches to the Study of Rights and Freedoms of a Person

The urgent problem of rights and freedoms of a persons study is caused by the need of definition of fundamental factors of social development and formation of a new relationship model between a person and the state. The historiography of the question of rights and freedoms of a person is connected with consideration of it in various philosophical and sociological theories and concepts, such as natural law theory, historical school of the right, concept of legal positivism, etc. The scale of views on human rights and freedoms fluctuates from its understanding as a result of human experiences to norms of abstract obligation. In the first case the experiences cause the state laws, in the second they are derivatives of them

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к исследованию прав и свобод человека»

УДК 316.334.4

Кимова Светлана Зандараевна Бьвйаиа Шшоьа

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

CONCEPTUAL APPROACHES TO THE STUDY OF RIGHTS AND FREEDOMS OF A PERSON

Актуальность проблемы исследования прав и свобод человека обусловлена необходимостью определения основополагающих факторов общественного развития и формирования новой модели взаимоотношений человека и государства. Историография вопроса исследования прав и свобод человека связана с рассмотрением прав и свобод человека в различных философских и социологических теориях и концепциях, таких как естественно-правовая теория, историческая школа права, концепция юридического позитивизма и др. Шкала мнений о правах и свободах человека колеблется от понимания его как результата человеческих переживаний до норм абстрактного долженствования. В первом случае переживания обуславливают законы государства, во втором являются производными от них

Ключевые слова: право, права человека, свобода человека, идеальное право, живое право, естественное право, государство

The urgent problem of rights and freedoms of a person's study is caused by the need of definition of fundamental factors of social development and formation of a new relationship model between a person and the state. The historiography of the question of rights and freedoms of a person is connected with consideration of it in various philosophical and sociological theories and concepts, such as natural law theory, historical school of the right, concept of legal positivism, etc. The scale of views on human rights and freedoms fluctuates from its understanding as a result of human experiences to norms of abstract obligation. In the first case the experiences cause the state laws, in the second — they are derivatives of them

Key words: law, rights of person, freedom of person, natural rights, state

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011

Права и свободы человека являются важным институтом правового государства, представляют собой гарантированную законом возможность полноценного социального существования. Актуализируют проблему и вопросы формирования и развития новой модели взаимоотношений государства и личности в современном обществе. Новая модель постулирует автономию индивида, право на невмешательство

государства в область свободы личности и гарантии со стороны государства при нарушении его прав и свобод.

Противоречие между объективной естественной природой прав человека и социальными ограничениями со стороны социальных структур, политических систем актуализирует вопросы, связанные с обеспечением прав и свобод. Процессы, происходящие в социальной реальности, выдвижение на передний план цивилизационного развития государств человеческого, интеллектуального капитала, превращение знания в решающий фактор общественного

развития, обуславливает необходимость исследования прав и свобод человека как высшей ценности.

Проблемы, связанные с определением содержания понятий «права человека», «свободы человека», как опосредованно, так и непосредственно обсуждались представителями разных наук достаточно давно. Так, постановка этих проблем нашла свое отражение в рассуждениях о смысле жизни, природе человека, добродетелях. Сегодня права и свободы личности — исходная точка многих исследований. Обращение к анализу основных подходов к исследованию прав и свобод человека в истории научной мысли продиктовано следующими обстоятельствами:

— формирование представлений о правах и свободах человека находит свое отражение в истории возникновения и развития теоретических представлений о государстве, праве, обязанностях, гарантиях;

— каждая концепция права содержит знания о человеке как субъекте права;

— основой исследования прав и свобод человека является само право, так как права человека — необходимый структурный элемент права.

Естественно-правовая теория права. В эпоху античности постановка проблемы прав и свобод человека получила наиболее полное освещение в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Общим для этих философов было рассмотрение прав и свобод человека во взаимосвязи с деятельностью государства, стремление исследовать нравственные, справедливые начала в праве, которые заложены самой природой человека. В отличие от софистов, которые считали, что право есть результат соглашения между людьми, оно носит субъективный характер. Философы активно отстаивали позицию, согласно которой право имеет объективный характер и заложено в самой природе человека. Они считали, что не все права являются результатом деятельности человека и государства. Существуют права вечные и неписаные. Основа этих прав — незыблемый божественный порядок, который господствует во всем мире.

Согласно Платону, право имеет две основы — «идеальное метаправо» и живое право. «Идеальное метаправо» — это идеальное законодательство и оптимальный правопорядок. Живое право существует в природно-социальной реальности и включает позитивное и естественное право. Между правом идеальным и живым существует взаимодействие, которое никогда не должно нарушаться. Идеального права в природе не существует, оно есть в мире идей как основы всего существующего, это своеобразная идеалистическая конструкция. Естественное и позитивное право выступают как отблески идеального права, они черпают свои нормы и эталоны поведения из мира идей как идеальных образов для подражания. Естественное и позитивное право Платон определяет как совокупность правил, которым должны подчиняться государство, люди, вся система правосудия.

Наиболее полно данная точка зрения получила свое развитие в трудах Аристотеля. Именно этому философу принадлежит идея разделения права на естественное и условное, которая позднее получила свое развитие в трудах древнеримских юристов. Именно от древнеримских юристов пойдут традиции называть аристотелевское условное право положительным, или позитивным. Естественное право понимается Аристотелем как право неписанное, имеющее общее для всех значение, независимо от того, признают его люди или нет, а также от того, как они его толкуют. Условное право — это писаные законы, приминаемые людьми и лежащие в основе их отношений. Естественное право, по мнению Аристотеля, оправдывает превосходство одних над другими. Так, взрослый имеет право господствовать над ребенком, мужчина — над женщиной, свободный — над рабом, эллин — над варваром.

Выделив два вида права, дав определение человеку как «политическому животному», Аристотель осуществил разделение справедливости на естественную, политическую и законную. В основе естественной справедливости лежит естественное право. Естественная справедливость устанавли-

вается самой природой, имеет для людей одинаковую силу. Политическая действует только в рамках конкретного сообщества. Законная справедливость определяется конкретным законодательством разных государств. Базисом политической и законной справедливости является условное право.

В отличие от Аристотеля, который признавал два вида права относительность их деления, а также общую основу — традиции и обычаи старины, Цицерон абсолютизирует роль естественного права. Цицерон считает, что естественное право выступает, с одной стороны, основой всего сущего, а с другой — как образец, на основании которого должно формироваться все законодательство страны. Естественное право в понимании Цицерона — это готовность людей созидать справедливый общественный порядок.

Древнеримские юристы выделили следующие типа права: положительное право, регулирующее взаимоотношения между римскими гражданами, имущественные отношения между римлянами и перегринами (лично свободные, но не имеющие римского гражданства лица, в основном, обитатели покоренных Римом областей), естественное право. Римские юристы признавали устойчивый, неизменный, вечный характер естественного права, подвижный, изменчивый характер положительного права. Они считали, что основой естественного выступает равенство людей от рождения, не может быть различий ни по классовому, ни по каким другим признакам. Сторонники положительного права, напротив, писали о необходимости в обществе классовых различий, так как эти различия создают условия для существования и развития социума, сохраняют его целостность.

Важным этапом в развитии теории естественного права стали ХУП-ХУШ вв. В этот период теория естественного права получила свое развитие в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха, А. Радищева и др.

В философии Нового времени проблема прав и свобод личности нашла свое

освещение в теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.). Т. Гоббс в своих произведениях поднимает проблемы природной сущности человека, его способностей и стремлений. Естественное состояние равенства неминуемо приводит к войне, которая не может окончиться чьей-то победой, поэтому человек, стремясь к самосохранению, в силу «естественной» необходимости заинтересован в прекращении взаимной вражды и установлении мира. Это возможно лишь при заключении договора между людьми. Т. Гоббс рассматривает общественный договор как акт перехода людей из естественного состояния в состояние гражданское, а на основе него — в состояние государственное. Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние, характеризующееся взаимными обязательствами государства и человека и наличием власти закона. Человек при этом получает больше возможностей для удовлетворения своих потребностей. Следовательно, жизнь человека приобретает новое качество. Таким образом, общественный договор, согласно данной позиции, представляет собой своеобразную основу достижения оптимального качества жизни людей.

Идея «общественного договора», предоставляющего возможность соблюдения разумных прав человека, была развита и дополнена Дж. Локком. Он считал, что в основе индивидуальной свободы лежит собственность индивида. Каждый человек является собственником своей жизни и средств своего жизнеобеспечения. Лишение его собственности есть нарушение прав и свободы. В государстве, основанном на общественном договоре, невозможно установить единые моральные нормы и требовать единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость — обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти. Важным для Дж. Локка было то, что государство должно действовать во имя благополучия своих лю-

о Г) о

дей. Залогом справедливой жизни, по его мнению, является наличие общественного договора между людьми.

В эпоху Нового времени естественное право рассматривалось как образец, идеал, к которому должны стремиться правительства государств. Источник естественного права находится в разуме. По мнению Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха, все то, что не согласуется с разумом, а стало быть, с естественным правом, должно быть устранено.

Согласно взглядам П. Гольбаха, деятельность государств основывается на двух типах законов: естественных и гражданских. Естественные законы вечны, неизменны, господствуют во всем мироздании. Гражданские — создаются людьми, их содержание детерминировано историческими условиями, они определяют права государя и отдельной личности, играя роль гаранта справедливости и свободы.

Суть концепции естественного права выразил Ж.-Ж. Руссо фразой, которой впоследствии суждено было стать афоризмом: «Человек рождается свободным, но он везде в оковах». В этом положении содержалась революционная направленность теории естественного права. Эта теория послужило лозунгом французской революции 1789 г., провозгласившей свободу и равенство людей, отрицавшей идеи о божественном происхождении государства и права.

В начале XIX в. естественно-правовая теория права утрачивает свою значимость, что в первую очередь связано с выполнением ею своей социальной функции (критика феодализма и монархии, обоснование прав и свобод человека, нового справедливого устройства общества).

Основные черты теории естественного права:

— дуализм (признание двух первоначал права — природно-социальную реальность и деятельность государства);

— изменчивость (менялось содержание и идеологическая направленность);

— конфликт между естественным и положительным правом;

— исходит из природы человека, нравственных принципов;

— разумность и справедливость.

Значение естественно-правовой тео-

рии заключается в следующем: обоснование идеи естественных, природных прав человека; выявление различий между правом, имеющим естественное, независимое от человека происхождение, и законом, созданным государством; обоснование единства права и нравственности.

В конце XIX — начале XX вв. начинается период возрождения концепции естественного права.

Историческая школа права. Историческая теория возникла в феодальной, раздробленной, со слабым буржуазным классом Германии в первой трети XIX в. Появление исторической школы было своеобразным ответом на идеи естественной школы и потерпевшей поражение Великой французской революции. Крупными представителями школы являлись Гуго, Сави-ньи, Пухта. Оправдывая существование феодального строя в Германии, представители исторической школы критиковали естественно-правовую теорию за то, что она доказывала необходимость коренного изменения существующего строя, писала о необходимости принятия законов, которые бы отвечали требованиям разума, интересам человека, общественному прогрессу.

Идеи представителей исторической школы, детерминированные социально-экономическим положением Германии, явились оправданием существующего в стране порядка, социальных институтов. Представители исторической школы отрицали существование единого для всех народов права. Они считали, что право, существующее в той или иной стране, обусловлено народным духом, оно есть выражение «общего сознания», «общего убеждения народа». Источник права находится в сознании человека. По мнению Ф.К. Савиньи, создание права есть процесс самообнаружения национального духа. Основу права составляет нематериальная субстанция, которая представляет собой нечто вроде зерна, существующего в национальном духе. Развитие этого зерна проходит два этапа:

1) стихийно сложившуюся систему обычного права, к ней относятся обычаи, традиции;

2) систему положительного права, которая создается представителями власти, но продолжает сохранять связь с обычным правом и народным духом. С точки зрения представителей исторической школы, во взаимодействии положительного и обычного права ведущая роль принадлежит праву обычному, так как оно исходит из духа народа, не регламентировано, отражает сложившийся веками порядок, охраняет, оправдывает его и имеет своей целью сохранение существующих институтов, порядка.

Значение исторической школы права заключается в ее обращении к историческим истокам становления права; акцентировании внимания на необходимости изучения истории права, в предпринятой попытке изучения истории римского права.

Психологическая школа права. Психологическая теория права возникла в начале XX в. в Германии (Г.Ф. Кнапп) и Франции (Г. Тард). Однако наиболее полно и основательно была разработана в творчестве русского юриста Л.И. Петражицко-го. Основные положения его концепции заключаются в следующем:

— в обществе существуют два вида права: позитивное и интуитивное;

— позитивное право — это официальное действующее в государстве право, которое выражается в законах и других юридических актах, мало доступно гражданам;

— интуитивное право коренится в психике людей;

— источником интуитивного права являются эмоции людей;

— все эмоции подразделяются на два вида: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые);

— императивно-атрибутивные эмоции являются источником интуитивного права, которому принадлежит первостепенная роль в регулировании всех видов общественных отношений.

Отличительная черта концепции права Л. И. Петражицкого — перенесение права из области социально-экономических отношений в область психики человека. Право понималось как результат человеческих пе-

реживаний, которые обуславливают и законы государства.

Нормативистская теория права. Теоретическими основами возникновения данной теории были нравственный императив И. Канта, отдельные идеи естественной школы права.

Право у И. Канта выступает как способ принуждения, с помощью которого государство обеспечивает свободу и достоинство граждан. Право ученый понимает как совокупность условий, при которых люди могут свободно существовать, не нарушая права и свободы друг друга. Причиной соблюдения прав является страх наказания. Соблюдение прав И. Кант рассматривает как первую ступень на пути к нравственному совершенству. Главную задачу права философ видит в достижении всеобщего правопорядка и вечного мира.

Однако к концу XIX в. — второму десятилетию XX в. данная правовая школа претерпела существенные изменения, которые были связаны с разработкой учения о чистом праве, основоположником которого был Г. Кельзен. Предметом разногласий стал вопрос о происхождении права. Кельзен, трактуя юридические нормы как право, считал, что право независимо от социально-экономической жизни. Право не есть продукт общественного бытия, он результат деятельности государства. Государство, когда это бывает необходимо, обеспечивает реализацию права принудительно. Ученый выстроил иерархическую лестницу, согласно которой каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень. Источник права он видел не в нравственных нормах, а в государственном авторитете. Право понималось им как «совокупность норм абстрактного долженствования». Формой выражения этих норм являются правовые акты.

Социологическая школа права. Представителями этого направления были Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др. В их понимании структура включает в себя следующие элементы: правовые документы (акты, судебные решения, пригово-

ры), обычаи, правосознание судей, правоотношения, юридические нормы. Право в трактовке представителей социологической школы — это совокупность правовых отношений, возникающих независимо от норм. Становится очевидным, что в данной трактовке право выступает как средство социального контроля, предотвращение различного рода конфликтов.

Однако представители данной теории отрицают нормативность как свойство права, недооценивают роль нравственных начал, обосновывают неограниченную власть судей и государства.

Юридический позитивизм. Позитивистская теория права (Д. Остин, К. Бер-гбом, Г.В. Шершеневич) возникла как оппозиционная «естественному праву», учению о «народном духе» исторической школы права, всем тем доктринам, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Т Я" о о о о

Идейной основой позитивистской теории права был позитивизм О. Конта, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретные, эмпирические данные, установленные путем опыта и наблюдения, в отказе от анализа сущности и причин явлений и процессов. Социально-экономические предпосылки возникновения данной школы следующие: возникновение национального рынка, ликвидация пережитков феодализма, создание единого правового пространства. В центре внимания представителей школы юридического позитивизма — изучение, обоснование природы позитивного права.

Теоретическое оформление юридический позитивизм получил в творчестве английского юриста Д. Остина. По его мнению, предметом юриспруденции является позитивное право, которое понималось как совокупность нормативных документов, созданных представителями государственной власти и предназначенных лицам, находящимся в подчиненном положении.

Д. Остин осуществил классификацию законов, действующих в обществе: божественные законы; законы позитивной мора-

ли; позитивные законы. Законы позитивной морали устанавливаются субъектами, не обладающими статусами суверенов, они не имеют обязательного характера, не регламентированы. К этому типу законов можно отнести нормы международных отношений, правила этикета и морали, нравственные нормы защиты чести. Позитивные законы являются результатом деятельности суверенной светской власти, располагающей реальной силой. Суверен вправе издавать законы, он же правомочен их отменять. Позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Д. Остин рассматривал право как систему взаимосвязанных понятий: источник права, юридические обязанности, правонарушения, санкции.

Позитивное право должно быть совершенно свободным от влияния позитивной морали и не позволять ей оказывать на него регулятивное воздействие. Проблемы этики и воспитания имеют право на существование, но в практике юриспруденции им нет места. Ученый предпринял попытку разграничить право и морально-этические нормы, вывести последние из области юриспруденции.

В процессе дальнейшего развития юридический позитивизм претерпел ряд изменений, которые были связаны с деятельностью таких ученых, как К. Бергом (Германия) , Г. Шершеневич (Россия) и др. Суть проведенных реконструкций может быть сведена к следующим:

— идейной основой юридического позитивизма стал позитивизм О. Конта, Г. Спенсера;

— отказ от положения раннего позитивизма о неограниченности власти суверена в издании законов;

— разработана концепция правового самоограничения государства;

— отрицание естественного права;

— введение в теорию права монистического подхода, что дало возможность рассматривать международное право и национальные правовые системы как структурные элементы единого правопорядка.

К положительным чертам теории позитивного права можно отнести стремление обеспечить правопорядок, целостное изучение структуры права, его компонентов, выделение правовых законов, их классификацию.

К отрицательным моментам теории следует отнести оторванность права от объективных общественных отношений, абсолютизация власти государя в издании и реализации правовых законов, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

Марксистская теория права. Идейной основой марксистской теории права является материализм. Право рассматривается как часть надстройки над базисом, оно порождено материальными условиями жизнедеятельности общества, будучи вторичным по отношению к ним. Однако право обладает относительной самостоятельностью, что позволяет ему оказывать обратное воздействие на экономический базис. Субъектом права является господствующий класс, который создает право в зависимости от своих интересов, он его поддерживает в процессе реализации.

Становление российской правой науки шло в двух направлениях: критика буржуазных концепций права, хотя одновременно и под влиянием некоторых из них; использование марксистского учения о государстве и праве.

В разработке проблем права в отечественной науке сложились два подхода. Во-

первых, ряд советских ученых-юристов обосновали нормативное понимание права как системы действующих в государстве юридических норм (М.А. Аржанов, М.М. Агарков, С.А. Голунский, Н.Н. Полянский, М.С. Строгович, Н.Г. Александров, С.Н. Братусь и др). Во-вторых, ряд ученых предложили под правом понимать не только совокупность норм, но и правоотношения, правосознание (А.К. Стальгевич, С.Ф. Кечекьян и А.А. Пионтковский, Я.Ф. Миколенко).

Таким образом, осуществленный анализ различных концепций и школ происхождения права позволил сделать следующие выводы:

1) основой всех существующих концепций и школ права являются идеи философии, социологии;

2) концепции и школы права по-разному трактуют вопрос о причинах возникновения права, однако общим для всех является его обоснование как регулятора общественных отношений;

3) сущность и содержание права как социального явления по-разному трактуются в различных концепциях и школах права;

4) становление и развитие теорий и школ права объективно обусловлено естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей;

5) приверженность определенному пониманию права объективно детерминирована мировоззренческой позицией ученого.

Литература

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М.: Мысль. Редакции философской литературы, 1978. Академия наук СССР. Институт философии. Философское наследие. Т. 76.

2. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права, Госюриздат, М., 1963, 196 с.

3. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. 622 [2] с, 1 л. портр. (Филос. наследие; Т. 107).

4. Гольбах П.А. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. / Под общ. ред. и вступ. ст. Х.Н. Момд-жяна; Пер. с фр. П.С. Юшкевича. М.: Мысль, 1963. Академия наук СССР. Институт философии. Философское наследие. Т. 2.

5. Голунский С.А. К вопросу о понятии правовой нормы в теории социалистического права // Советское государство и право. 1962. № 4.

6. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении / М.: Изд-во АН СССР, 1960. 287 с.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6 / Под общ. ред. Я.Ф. Асмуса, А.Я. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Академия Наук СССР. Институт философии. Философское наследие. Т. 17.

8. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 222 с.

9. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / Под ред. М.В. Константинова. М.: Гардарики, 2006. 223 с.

10. Петражицкого Л.И. Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. СПб: Типография Ю. Н. Эр-лих, 1900. 138 с.

11. Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. Курс советского уголовного права: Общая часть. М.: Госюриздат, 1961. 666 с.

12. Руссо Ж.Ж. Исповедь. Прогулка одинокого мечтателя. Рассуждение о науках и искусствах. Рассуждение о неравенстве: сб.: пер. с фр. М.: НФ «Пушкинская библиотека». АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. 884 [4] с. (Золотой фонд мировой классики).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Савиньи Ф.К. О римском праве в средние века: Из соч. [Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter] / Пер. Е. Бутовича-Бутовского. СПб: тип. Имп. Акад. наук, 1838. [2], 71 с.

Коротко об авторе_

Кимова С.З., канд. пед. наук, доцент, зав. каф. «Социология и социальная работа, ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского Сл. тел.: 35-22-20

Научные интересы: социология девиантного поведения, социальная ювенальная работа

_Briefly about the author

S. Kimova, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of Sociology and Social work department, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

Scientific interests: sociology of deviant behavior, socially owned juvenile work

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.