Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / DIDACTIC PRINCIPLES / ПРАВИЛА / RULES / БАЛАНС / BALANCE / ЗАДАЧИ / TASKS / АНАЛОГИИ / ANALOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скулов П.В., Никитина А.С.

.В статье рассматривается проблема понимания учебного материала, формирования высокого уровня компетентности учащихся на основе сбалансированности дидактических принципов, правил и компетенций, использования задач и аналогийThe article considers a problem of understanding the training material, the formation of a high level of student competence on the basis of balanced didactic principles, rules and skills, using tasks and analogies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

журнала «Мир науки, культуры, образования», 2017 - 396 с. - URL : http://www.zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Ryuxova/ 294209798.pdf (27.01.18).

2. Вареникова, Л. В. Влияние образовательных стандартов на управление качеством образования [Текст] / Л. В. Варенникова, Т. С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S3. - С. 21-25. - URL : http://e-koncept.ru/2016/76032.htm (27.01.18).

3. Логачев, М. С. Структура, методика и алгоритмы функционирования системы мониторинга управления качеством образовательных программ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Электр. Дан. - М. : 2017 - URL : www.rsreu.ru/.../9107-logachjov-m-s-struktura-metodika-i-algoritmy-funktsionirovan (27.01.18).

4. Рюхова, Н. Ф. Информационное обеспечение правления качеством образования на муниципальном уровне // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : Электр. Дан. - Чита. - 2015.

УДК 37.02

ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ UNDERSTANDING AS A BASIS FOR ENHANCING LEARNING AND FORMING A HIGH LEVEL OF COMPETENCE

Скулов П. В., канд. пед. наук., доцент Никитина А. С., магистрант ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Россия, Алтайский край, г. Барнаул

Аннотация.В статье рассматривается проблема понимания учебного материала, формирования высокого уровня компетентности учащихся на основе сбалансированности дидактических принципов, правил и компетенций, использования задач и аналогий.

Ключевые слова: учащиеся, обучение, понимание, компетентность, дидактические принципы, правила, баланс, задачи, аналогии.

Abstract. The article considers a problem of understanding the training material, the formation of a high level of student competence on the basis of balanced didactic principles, rules and skills, using tasks and analogies.

Key words: students, learning, understanding, competence, didactic principles, rules, balance, tasks, analogies.

Актуальная проблема формирования у обучающихся знаний на творческом уровне с глубоким пониманием их смысла, причинно-следственных связей изучаемых явлений, а значит высокого уровня компетентности, непосредственно связана с темой конференции посвящённой проблемам коммуникации в образовании, пониманию передаваемой и получаемой информации.

Нередко учителя не могут определить, что не понимают ученики в процессе познания. Это указывает на то, что методы выявления уровней понимания учебного материала обучающимися недостаточно разработаны и на то, что необходимо начинать с формирования осознанного подхода будущих учителей к своему обучению в вузе. Для этого мы предлагаем не просто знакомить студентов или слушателей курсов для учителей с их профессиональными компетенциями, а в качестве мотивации учебной деятельности составлять свое «индивидуальное древо компетенций» или «личный профессиональный стандарт», которые помогут определить их самостоятельно поставленные конечные цели обучения, к которым нужно стремиться. Необходимо это еще и потому, что в стандартах бакалавра, прописаны компетенции в общем виде, не имеющие достаточной конкретизации, а идея компетентностного подхода базируется, как известно, в том числе и на стремлении получения таких стандартов в которых будет четко прописано, что должен делать работник, чтобы его деятельность была эффективной.

Важно при этом, по нашему мнению, использовать принцип динамического баланса для взаимосвязи традиционных понятий педагогики и компетентностного подхода. На наш взгляд конкретным воплощением идеи стандартизации, компетентностного подхода является использование в обучении правил, через которые реализуются дидактические принципы.

Правила описывают педагогическую деятельность, основанную на конкретном принципе, они раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Именно правила и являются теми конкретными компетенциями, которыми должен владеть будущий учитель.

Если рассматривать компетентность как понимание плюс компетентностный опыт, то правила являются компетентностным опытом предшедствующих поколений. Понимание же несет не только информацию, но и смысл этой информации, по И. М. Сеченову любое знание, может быть понято если оно входит в состав его личного опыта, по нашему мнению, это относится и к правилам. Компетентностный опыт, как известно, формируется в деятельности, но просто деятельности даже многократно повторяемой недостаточно, важно самостоятельно ставить цели деятельности и сравнивать ее с полученным результатом, приводя в баланс цели, саму деятельность и результаты.

В отечественной педагогике за многие сотни лет имеются богатейшие наработки, которые показывают, что мы не только не отстаем в этой области, а возможно далеко впереди и как писал К.Д. Ушинский, количество самих этих правил уже на тот момент не имело границ.

В качестве эксперимента мы предложили обучающимся сопоставить дидактические принципы и ключевые компетенции в правилах обучения.

Для наглядности связи дидактических принципов с ключевыми профессиональными компетенциями педагога можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).

В результате такой работы у них возникает понимание взаимосвязи дидактических принципов и ключевых компетенций, а так же то чему лично они хотят научиться в первую очередь, какую компетенцию в себе сформировать.

Проблема понимания изучаемого материала сложна, и каждый исследователь трактует её по-своему. Однако есть схожие утверждения, это касается этапов или уровней понимания. В целом они таковы:

1 уровень. Предварительное понимание. Понимание - узнавание воспринимаемого объекта.

2 уровень. Понимание - объяснение происходящего, без указания причинно-следственных связей.

3 уровень. Установление многочисленных причинно-следственных и ассоциативных связей, перекодирование полученной информации на язык собственных мыслей. Прогнозирование, предсказание явлений.

Таблица 1

ПРИМЕР СВЯЗИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРАВИЛА И ЛИЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Дидактические принципы Правила реализующие дидактические принципы Правила в форме личных компетенций Ключевые компетенц ии

Принцип сознательности и активности Ясное понимание целей и задач предстоящей работы - необходимое условие сознательного обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы. Способен сформировать у учащихся ясное понимание целей и задач предстоящей работы как необходимого условия сознательного обучения, готов показать их учащимся, объяснить важность и значение, раскрыть перспективы. Ценностн о- смысловы е компетен ции

В исследовании рассмотрены только некоторые составляющие данной проблемы, а именно качественные задачи, структурированные определённым образом и аналогии, которые могут помочь пониманию учебного материала.

Эти средства обучения выбраны неслучайно, на наш взгляд они могут при минимуме затрат дать максимум эффекта.

Качественная задача - это ситуация, которая требует от учеников мыслительных и практических действий, он учится анализировать физическую сущность явлений, учится строить гипотезы и их проверять, таким образом, у ребенка развивается логическое мышление. В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. При этом для лучшего понимания изучаемых явлений полезно применять аналогии, которые помогают установить многочисленные связи между новыми изучаемыми объектами и явлениями и уже известными усвоенными учащимися.

Классификацию задач по содержанию условий и требований, которая на наш взгляд соответствует этапам формирования понимания, предложили в свое время А. В. Усова и Н. Н. Тулькибаева:

- задачи, на узнавание в конкретном явлении физического явления;

- задачи на объяснение явления и свойств тел;

- задачи на предсказание следствия происходящего явления.

Данная классификация уже давно существует, однако сборников структурированных именно таким образом мы не обнаружили. Поэтому в нашем исследовании и была поставлена цель - сделать подборку задач именно в такой классификации, и дополнить этот сборник аналогиями. Что в комплексе будет способствовать формированию осознанного усвоения получаемых знаний, пониманию материала.

Аналогии, как известно наиболее эффективный метод добиться понимания материала. По мнению многих учёных, таких как П. П. Блонский, С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский, А. А. Смирнов и др. понимание - есть осознание связей между предметами реального мира в их обобщенном и опосредствованном отражении, способность дать словесный эквивалент, способность передать содержание своими словами, правильно провести рассуждение и понять суть, усвоение учебного материала на языке самого учащегося, а затем уже и на научном языке.

Но в результате исследования мы выяснили, что аналогии студентами применяются редко, они затрудняются их сформулировать, что по нашему мнению указывает на слабое владение данной методикой обучения, поверхностное знание учебного материала и недостаточное развитие творческих способностей.

Нами была проанализирована литература об использовании качественных задач в процессе обучения физике. Изучена методика использования качественных задач и аналогий в процессе обучения физики в школе и разработаны примеры структурирования качественных задач и аналогий и их использования в процессе обучения.

В процессе изучения поставленной проблемы была выдвинута гипотеза: систематическое применение разработанных задач и аналогий на уроках физики будет способствовать, понимаю материала, повысит их интерес к предмету физики и уровень компетенции.

Приведём примеры разработанных материалов.

Задача на узнавание в конкретном явлении физического явления.

Две магнитные стрелки на подставках поднесли к проводу с током. Выберите на рисунке правильное изображение стрелок. Провод перпендикулярен плоскости рисунка.

Задача на объяснение в конкретном явлении физического явления.

Подвешенный на нити намагниченный стальной шарик совершает колебания над столом. Почему эти колебания быстро прекратятся, если на стол под шариком положить медную пластинку?

Задача на предсказание в конкретном явлении физического явления.

В двух одинаковых стаканах налита вода до одной высоты. В один стакан опустили однородный слиток стали массой 100 г, а в другой - серебра той же массы. Одинаково ли поднимется вода в обоих стаканах?

Для реализации принципа доступности в работе представлены различные нестрогие аналогии, например:

Аналогия тела, состоящего из элементов, молекул, атомов, протонов, нейтронов, электронов, и других элементарных частиц и текста, состоящего из предложений, слов и букв.

Аналогия электрического тока в металлическом проводнике и движения группы спортсменов по спортивному ориентированию к намеченному для всех одному пункту через лес.

Аналогия излучения фотона атомом и вылета стрелы при стрельбе из спортивного лука. И многие другие.

Аналогии описаны по плану - название; формулировка; объяснение смысла; отличия. Важно указать отличия, чтобы не возникало неверных представлений, так как аналогии нестрогие.

Пример: Аналогия колебаний молекул с листьями на дереве.

Цель: Сформировать знания учащихся о том, что в твердом теле молекулы совершают колебания около положения равновесия.

Аналогия: Листья на деревьях во время ветерка можно сравнить с колебаниями атомов в твердых телах. И те, и другие совершают хаотические колебания около положения равновесия.

Отличия: Точка, удерживающая лист около которой совершатся колебания, находится с одного края листа, частицы тела (атомы, ионы, молекулы) удерживается около положения равновесия в результате многочисленных электромагнитных связей с другими молекулами.

По уровням оценивания мы воспользовались методикой Белорусского учёного А. Л. Саковича и немного её доработали в соответствии с этапами понимания.

Первый уровень (1 - 4 балла) - узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия. Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.

Второй уровень (5-8 баллов) - объяснение явления или свойств объекта. Применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи

Третий уровень (9 -10 баллов) - самостоятельное применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний, перекодирование полученной информации на язык собственных мыслей, умение придумать аналогию, доступно и понятно объяснить товарищу.

Разработанные задачи и аналогии применялись при обучении школьников на уроках физики и студентов на занятиях по методике обучения физике. Ученики и студенты посчитали эти материалы интересными, полезными с хорошим обучающим эффектом. Интерес к решению задач, уровень знаний и понимания учебного материала повышаются.

Библиографический список:

1. Знаков, В. В. Понимание в познании и общении [Текст] / В. В. Знаков. - М. : ИП РАН, Издательство «Институт психологии РАН», 1998. - 232 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

3. Сакович, А. Л. Сложность физических задач и их уровни [Электронный ресурс] / А. Л. Сакович // Школьная физика для учителей и учеников / URL : http://www.alsak.ru/item/sakovich-sloj-zadach.html (15.05.2018).

4. Усова, А. В. Практикум по решению физических задач [Текст] / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. - М. : Просвещение, 1992. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.