Научная статья на тему 'Понимание и познание истины в исламе'

Понимание и познание истины в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1311
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТИНА / ЗНАНИЕ / КОРАН / ИСЛАМ / ПРОРОКИ / АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / TRUTH / KNOWLEDGE / QURAN / ISLAM / PROPHETS / ARAB/MUSLIM CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акбашев Камиль Альфредович

В статье рассматривается тема духовного и рационального познания истины, а также эволюция рациональных методов доказательств в исламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding and investigation of truth in Islam

The article addressed the topic of spiritual and rational truth discovery, and also evolution of rational reasoning in Islam.

Текст научной работы на тему «Понимание и познание истины в исламе»

Ислам в современной России

К.А. АКБАШЕВ

*

преподаватель РИУ ЦДУМ г. Уфа

ПОНИМАНИЕ И ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ

В ИСЛАМЕ

Ал-Хакк одно из Имен Творца в Коране. Ал-Хакк есть Истина, Существующий воистину, Тот, Кто речет истину и разделяет истину и ложь'.

Ислам через ниспосланный Коран, принимаемый мусульманами как выражение Речи Творца, а также посредством слов и образа жизни Мухаммада, в первую очередь ценен верующему тем, что дает ответы на такие вопросы, как: что есть мир, зачем он существует и каково предназначение человека в этой Вселенной.

Согласно изложенным в Коране основам веры, Создатель через посланников сообщил народам знания и законы. Ислам понимается не как персональное учение Мухаммада, но как общее для всех пророков миропонимание, которое передавалось человечеству, хотя, с правовой стороны, конкретные предписания, необходимые для достижения довольства Всевышнего, могли меняться в зависимости от среды обитания народов и их ментальности. В Коране не говорится о разных религиях посланников, но повествуется об одной религии, данной Богом всем посланникам. Богооткровенные истины есть своего рода сопроводительная инструкция от Творца, содержащая «устройство и обращение», соответствующие сущности человека и помогающие ему посредством развития духовного и мыслительного потенциала реализовать себя, приближаясь к Богу.

Духовное актуализируется через сосредоточенность мыслей на Всевышнем. Исходными понятиями здесь являются завет и его вспоминание. Во время акта творения человеческие души ощутили вкус бо-гопознания, еще до прихода в наш грубый материальный мир. В Коране оно отражено, как завет (мисак). «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем... » (7:172). Согласно исламу каждый человеческий индивид не рождается как абсолютно чистый лист, tabula rasa, но, вследствие встречи с Богом, имеет в себе некий отпечаток, содержащий информацию о Нём, а также базовые представле-

* Акбашев Камиль Альфредович, e-mail:kamil.akbashev@mail.ru

1 Ал-Кушайри, 'А. Ат-тахбир фи ат-тазкир шарх асма Аллах ал-хусна. Абу Даби: Дар ал-Факых, 2006, с. 83.

ния о нравственности. При таком образе жизни, когда человеческое существо сконцентрировано в своих помыслах на Боге в течение некоторого времени, наступает момент «открытия двери», возвращение человеческого восприятия в чертоги божественной, непреходящей, истинной реальности. Это постижение в рамках пребывания в тварном, преходящем, неистинном мире является главным жизненным достижением человека. Ал-Хакк есть одно из самых повторяемых суфиями Имен Создателя2.

Однако что делать, если люди в корне не понимают, какое отношение они имеют к Богу? Как быть, если общественная среда, в которой они растут, формирует отличающиеся от врожденного естества представления? Например, у многобожников отношение к богам несет потребительский оттенок, о них вспоминают во время нужды, нет понятия ответственности за каждое свое действие, нормы нравственности различны у каждой общности, часто она в упадке, сильный «ест» слабого и т.д. Как пробиться через часто фанатичную приверженность мнениям авторитетов своего племени или народа, лишенную критического отношения, когда призыв к объективности преследуется?

Эту проблему приходилось решать каждому из пророков. Перед каждым из них стояла задача донести истину до людей, причем не просто как информацию, точку зрения, которую можно принять или отбросить, а как неоспоримое знание от трансцендентного Бога, пред которым точка зрения имманентности божеств миру обнаруживает свою онтологическую несостоятельность. Здесь ислам отводит важнейшую роль разуму, утверждая его примат над традицией.

В Коране около 750 раз встречаются слова с корнем знание

о

(илму. Первые пять ниспосланных аятов содержат три слова с этим корнем. Ислам - вера знания. Истинные знания помогают человеку стать истинно верующим, т.е. онтологически истинным человеком4. Но если пророк получает знания непосредственно от Бога, то для обычного человека достижение истины опосредовано, этим средством является разум, к которому апеллирует каждый пророк и каждое Откровение. Согласно Корану любой из людей, независимо от веры и расы, лично ответственен за использование своего разума. Около 18 аятов содержат призыв к размышлению об окружающем мире, о скрытых в природе знамениях, указывающих на существование Создателя, к познанию Истины, реальности как она есть. В Коране около 50 аятов порицают людей, оставляющих разум бездействовать, довольствующихся слепым следованием за мнениями других5. «Худшие из живых существ пред Аллахом - глухие, немые, которые не разумеют» (8:22).

2 Там же, с. 84.

3 Хазиев В.С. Онтологическая истинность бытия и познания в средневековом исламском рационализме: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013, с. 12.

4 Там же, с. 15.

5 Ал-Майдани, 'А. Давабит ал-ма'рифа. Дамаск: Дар ал-Калям, 1993, с. 13-14.

Таким образом, пророки не стремятся оказать гипнотическое воздействие на людей, получить контроль над их сознанием, данные качества в исламе считаются присущими колдунам, а призывают каждого человека поразмыслить и признать не согласующимися с реальностью верования о влиянии идолов на ход событий, принятые в языческом обществе. Чудеса, явленные Богом для своих посланников, также служат одним из логических аргументов в диспуте с многобожниками, рациональным обоснованием истинности пророчества и слов пророков. Так, Коран повествует о диспутах Ноя (Нух) со своим народом (11:32), о доводах, приводимых Авраамом (Ибрахим) и Моисеем (Муса) Ним-роду и фараону, каждый из которых заявлял о своей божественности (2:258), (26:23). Упоминаются многие чудеса посланников, такие как верблюдица Салиха, пребывание в огне Авраама без какого-либо вреда, посох Моисея и разделения моря и др.

Из общего 23-летнего периода пророческой деятельности Мухам-мада первый, мекканский этап длился 13 лет, во время которого главным содержанием ниспосылаемых аятов было преодоление невежественных воззрений многобожников, доказательство Единобожия посредством доводов рассудка, указание на зависимость бытия и подчиненность всех причинно-следственных связей Воле и Повелению Творца. Будучи неспособными обосновать свою правоту, не считая указаний на обычай предков, арабские многобожники прибегают к физическому преследованию первых мусульман, развязав войну, в которой проигрывают. Единобожие торжествует на Аравийском полуострове, но возникают внешние агрессоры - Византийская и Сасанидская империи. Отодвигая военный фронт все дальше, мусульмане сталкиваются с богатым наследием культурных центров Древнего мира. Перед знатоками Корана и Сунны Пророка Мухаммада возникает задача утверждения Истины в понятиях, превосходящих уровень понимания бедуинов и горожан Аравии.

Говоря о развитии аргументации, начиная с первых дней Откровения, можно выделить некоторые ее виды:

1. Призыв многих аятов Корана к размышлению над самим собой и окружающим миром, что приводит к выводу о существовании Творца, подтверждение врожденного знания о Создателе, пробуждение в человеке осознания Единственности Бога, несмотря на наличие сформированных обществом неправильных представлений.

2. Частое указание в Коране на гармоничность мира, на царящий в нем порядок, цельность, созерцая которые разум может заключить, что за всем этим должен быть Распорядитель.

3. Метод мусульманских философов, таких, как ал-Фараби, Ибн Сина, Абу-л-Баракат ал-Багдади. Это мысленное деление существующего на три категории (необходимое, возможное, невозможное). Возможное не может обладать одним из двух качеств бытия или небытия, кроме как под воздействием внешней причины, определяющей это состояние, если внешняя причина также является возможной и т.д., то

возникает цепь, которая не может быть безначальна, таким образом делается вывод, что обязательно наличие Сущности, существование Которой не обусловлено внешней причиной, и от Которой зависит существование всех возможных звеньев цепи6.

Первые два способа аргументации были использованы на первых порах призыва к исламу в арабском обществе.

К причинам, толкнувшим мусульманских теологов на использование третьего метода, относят:

1. Принятие ислама миллионами бывших иудеев, христиан, ма-нихеев, зороастрийцев, брахманов, сабиев. После углубленного изучения вероубеждения и законоположений ислама и сравнения с прежней религией у них возникли вопросы, требовавшие разъяснения и вызвавшие полемику.

2. Попытки некоторых людей из большого количества различных народностей и религий сохранить прежние верования под видом ислама, например учение о реинкарнации.

3. Преподнесение таких воззрений, как научных и логически обоснованных. Мусульманам не приходилось иметь дело с логикой до этого этапа. Некоторые из обладателей знания принялись изучать логику и выявлять ошибки в аргументации подобных людей, указывая на необоснованность их утверждений, что стало возможным после знакомства с трудами Аристотеля и наследием предшествующих мудрецов. Большая заслуга в этом принадлежала му'тазилитам. Например, Наззам усвоил аристотелевскую логику и занимался ее критикой, Абу-л-Хузайл ал-'Алляф изучил основы греческой философии и опровергал ряд присущих ей воззрений.

4. Общий принцип, связанный с четырьмя упомянутыми и заключенный в коранических аятах. Коран не просто велит проявлять усердие на пути возвышения Слова Божьего, нести бремя призыва к Создателю, на что отзывались ученые мужи. Откровение объясняет принципы этого призыва, такие как необходимость соблюдения правил аргументации в диспутах. Более того, Коран содержит примеры использования таких логических доводов, как довод взаимопрепятствования (таману) (21:22), суждение по аналогии при выявлении общего признака (кыййас) (24:104), абсурдность замкнутой цепи (даур) и невозможность предпочтения одного из двух состояний бытия/небытия без «склонителя» (тарджих биля мураджжих) (52:35-36). Эти и подобные им аяты учат овладевать принципами мышления, тренируют мыслительные способности для применения всякий раз, когда в этом есть необходимость7.

Таким образом, мусульмане получали опыт ведения диспутов, опираясь на Писание. Они обнаружили, что Коран велит не ограничи-

6 Шаннар, 'А. Дау ал-ма'али 'аля манзумат бад'и-л-амали. Дамаск: Дар ал-Байрути, 2006, с. 18.

7 Указ. соч., с. 23.

ваться только лишь врожденной верой (фитра) человека, которой обычному человеку достаточно без изучения доводов логики и принципов философов, но обязывает отвечать на нужды различных групп людей, каждому в соответствии с его уровнем понимания, как на это указывает высказывание Пророка: «Говорите с людьми о том, что они понимают, разве вы желаете, чтобы слова Аллаха и его Посланника

о

сочли ложью?»8

Акбашев К.А. Понимание и познание истины в исламе. В статье рассматривается тема духовного и рационального познания истины, а также эволюция рациональных методов доказательств в исламе.

Ключевые слова: истина, знание, Коран, ислам, пророки, арабо-мусульманская цивилизация.

Akbashev K.A. Understanding and investigation of truth in Islam.

The article addressed the topic of spiritual and rational truth discovery, and also evolution of rational reasoning in Islam.

Keywords: truth, knowledge, Quran, Islam, prophets, Arab/Muslim Civilization.

8 Ал-Бухари М. Сахих ал-Бухари. - Дамаск: Дар ибн Касир, 2002. - С 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.