Научная статья на тему 'Призывает ли священный коран к терроризму?'

Призывает ли священный коран к терроризму? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
487
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аляутдинов Шамиль

"Мир Востока", М., 2003 г., № 1, с. 1415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Призывает ли священный коран к терроризму?»

Шамиль Аляутдинов,

Имам Мемориальной мечети на Поклонной горе в Москве

ПРИЗЫВАЕТ ЛИ СВЯЩЕННЫЙ КОРАН К ТЕРРОРИЗМУ?

Средства массовой информации часто обвиняют в организации различных террористических актов “исламских экстремистов”, “мусульманских террористов”. Что можно ответить на это?

Заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. Напротив, Коран призывает мусульман относится ко всем по-доброму: “И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и враждебности. И бойтесь Бога: поистине, Господь силен в наказании!” (Коран, 5:2). Приверженцы крайних политических взглядов, относящие себя к числу мусульман и якобы выступающие от имени Ислама, часто пытаются оправдать и обосновать свои агрессивные действия против немусульман ссылками на Божественное откровение. Часто ими используется девятая сура Священного Корана “ат-Тауба” (“Покаяние”). Вот перевод первых шести аятов этой суры:

«1. Отречение Господа и Посланника Его — от тех многобож-ников, с кем вы заключили союз.

2. Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Всевышнего и что Он опозорит безбожников.

3. И призыв от Господа и Посланника Его к людям в день великого паломничества о том, что Господь отрекается от многобожни-ков, и Посланник Его. И если вы покаетесь, то это — наилучшее для вас. Если же отвратитесь (от Него), то знайте, что вы не ослабите Господа. “Обрадуй” же тех, кто не уверовал, мучительным наказанием.

4. Кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз, а потом они ни в чем пред вами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними. Поистине, Всевышний любит богобоязненных.

5. И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте много-божников, (нарушивших договор), где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать (милостыню) очищения — закят, то освободите им дорогу. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый.

6. И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим), то приюти, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие (истины)».

Чтобы сделать канонически правильные выводы при рассмотрении данных аятов, с точки зрения исламской науки, необходимо сопоставить эти аяты между собой, а также принять во внимание время их ниспослания и соотношение с другими аятами и хадисами. В первом и втором аятах под отречением подразумевается отказ в гарантии безопасности со стороны мусульман в отношении многобож-ников, приписывающих Единому Господу кого-либо в сотоварищи. Вспоминая предысторию ниспосланных данных аятов, отметим, что указанные события происходили в VII в.

Анализируя этапы пророческой миссии Мухаммада (да благо -словит его Всевышний и приветствует), мы видим, что столь решительный шаг, как военные действия, был предпринят лишь после того, как многобожники, изначально притеснявшие мусульман, нарушили мирный договор, заключенный между ними и мусульманами. Договор о перемирии был заключен не из-за слабости мусульман, а, напротив, в момент, когда у них были власть, сила и организованное войско. Подписали они его с теми, кто с первых дней пророческой миссии Мухаммеда (да благословит его Всевышний и приветствует) подвергал мусульман физическим расправам и притеснял, унижал их честь и достоинство, выгонял из домов, вынуждал оставить имущество и переселиться; с теми, кто не просто желал, но пытался на деле расправиться с Пророком. Именно этим людям мусульмане, имеющие все возможности для отмщения и возмездия, дали согласие на мирный договор, условиями которого были безопасность и неприкосновенность обеих сторон.

Многобожникам, воевавшим с мусульманами, затем заключившим мирный договор и после нарушившим его в одностороннем порядке, “дается четыре месяца свободного передвижения” как на своих территориях, так и на территориях мусульман, т.е. торговцы и

путники из числа язычников могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в течение четырех месяцев.

Пятый аят гласит: “Когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, (нарушивших договор), где их найдете, захватывайте их и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать (милостыню) очищения — закят, то освободите им дорогу. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый”.

В истории человечества противостояние и борьба с многобож-никами, язычниками всегда были одними из требований, предъявляемых Богом к тем, кто уверовал в Него: “Сказал Господь: ...Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их” (Исх. 34:10, 12, 13).

Библия содержит множество примеров того, как израильтяне изгоняют народы Ханаана с их земель — те, кто не примкнул к израильтянам, приняв веру в Единого Бога, подлежали истреблению и изгнанию из Палестины (Исх. 23:23, 24, 27—33). Борьба с не уверовавшими в Единого Бога не предполагала милости и снисхождения к ним. Так, например, израильскому царю Саулу было дано повеление Господа уничтожить племена амаликитян: “Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла” (1 Цар. 15:3).

В Священном Коране Всевышний Творец заповедует мусульманам веротерпимость, а борьбу с многобожниками предписывает только в ответ на вероломство и насилие с их стороны, призывает к снисхождению и пощаде в случае их покаяния и принятия истины Единобожия. Здесь также уместно обратиться к комментарию Сайида Кутба (1903—1966, мусульманский религиозный деятель и мыслитель из Египта), которого некоторые, весьма неосведомленные люди, считают идеологом “исламского экстремизма”. Комментируя упомянутый аят, он пишет следующее: «Из контекста аята явно видно, что призыв к убийству не является общим в отношении всех многобож-ников и неверных, а касается именно многобожников, которые воевали с мусульманами, затем заключили соглашение о перемирии и через какое-то время нарушили его. Данный аят никак не ограничивает и не аннулирует такие основополагающие постулаты, как отсутствие принуждения в религии (Св. Коран, 16:125), призыв к ведению

спора наилучшими (по рациональности, гуманности и справедливости) методами (Св. Коран, 29:46; 16:125) и т.д. В суре “ат-Тауба” говорится: “...пока они прямы (справедливы) по отношению к вам, будьте и вы прямы (справедливы) к ним, ведь Аллах любит богобоязненных” (Св. Коран, 9:7). Надо отметить, что данное толкование полностью соответствует подлинно исламскому пониманию этого вопроса. Далее. Не указывает ли следующая фраза из пятого аята на насильственное принуждение человека уверовать: “...и если покаются они, начнут совершать молитву и давать очищение — закят (налог), то освободите им дорогу. Ведь Господь — Прощающий, Милостивый”? При внимательном изучении аята становится понятно, что данное положение не является притеснением, а, наоборот, является проявлением милости и снисходительности Творца».

В шестом аяте говорится: “И если кто-то из многобожников просит у тебя убежища (просит быть соседом твоим), то приюти, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие (истины)”. Разрешение проблемы военным способом допустимо по отношению к тем, кто объявил войну мусульманам. Что касается тех, кто не испытывает по отношению к мусульманам ненависти или вражды, то мусульмане гарантируют им безопасность на своих территориях. Господь приказывает Посланнику Своему приютить их, пока не услышат они Слово Божье — Священный Коран и пока не постигнут суть призыва к Истине. После этого мусульманам, если есть на то необходимость, повелевается сопровождать и гарантировать безопасность передвижения этих многобожников или безбожников в безопасное для них место.

Из истории мы знаем много империй и государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В Исламе нет места таким методам. Во время присоединения к Халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы и сохраняли христианские святыни на территории мечетей (например, мечеть Омейядов в Дамаске), дабы дать людям возможность религиозного выбора. Известно, что позже, в период Кордовского Халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые в Европе евреи. Что касается случаев, являющихся исключениями из этих правил и нарушениями закона, то это имело место быть во все времена, среди всех народов и представителей различных религий.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что политическая философия Ислама выражена в вечных заповедях Коранического Откровения и великом примере государственной и политической деятельности Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), который на практике показал подлинно ислам -ский подход к решению политических вопросов. Тот печальный факт, что в умме Пророка Мухаммада есть люди, которые не соблюдают нормы Шариата, исламской этики и морали, не может свидетельствовать о неверности канонов, установленных Творцом. Пороки и ошибки отдельных людей или групп, относящих себя к мусульманам, могут быть связаны только со слабостью их веры или недостаточными религиозными знаниями.

“Мир Востока”, М., 2003 г., № 1, с. 14—15.

Явуз М.Х.,1

доцент Департамента политических наук и Центра Ближнего Востока при университете Юты ВЫТЕСНЕНИЕ ИСЛАМА ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ2

Для понимания характера отношений государство—общество в современной Турции прежде всего необходимо уяснить, какая связь существует между турецким национализмом и мусульманской религией. Несмотря на то, что Турецкая Республика — светское государство, ислам остается одним из главных сюжетов в картине его политической жизни. Сыграв важную роль в процессе укоренения на местной почве идеологии турецкого национализма, он стал неотъемлемым элементом национального самосознания. Помимо космологии ислама турецкие националисты позаимствовали из мусульманской практики модели коллективных акций, организационные формы, а

М.Явуз окончил Анкарский университет по специальности “Международные отношения”, затем получил степени магистра и доктора философии в Висконсинском университете; регулярно публикует статьи в журналах: “SAIS Review”, “Comparative Politics”; “Journal of Muslim Minority Affairs”; “Arab Studies Quarterly”. К сфере его научных интересов относится изучение места мусульманской религии и исламских политических организаций в общественной жизни Турции второй половины XX в.

Cleaning Islam from the public sphere // J. of international affairs. N.Y., 2000. -Vol. 54, N 1. - P. 21-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.